Физика и интеллект

Альберт Афлитунов
Лидером наук и в методологическом, и в мировоззренческом отношении остаётся физика, особенно квантовая, но бурно развивается экспериментальная астрофизика, открытия в которой впечатляют. Этого нельзя сказать о теоретической астрофизике и единой теории. Здесь настоящий кризис. Этот кризис связан с тем, что физика, особенно квантовая, вплотную подошла к включению и учёту наблюдателя, измерителя, мыслителя, интеллекта, знания. Рамочных теорий и моделей много, но плохо с подтверждениями гипотез. Нейтринная физика, тёмная материя и тёмная энергия, множественность вселенных, многомерность пространства, ускоренное расширение вселенной, - всего не перечислить. Мы не будем в этой заметке углубляться в эти серьёзные проблемы, а попробуем «на пальцах» объяснить принципиальную неполноту физической теории Всего из-за игнорирования разных форм дальнодействия.
       Начнём же с дальнодействия, или информационного, нематериального взаимодействия.
Дальнодействие, которое присутствует в небесной механике Ньютона-Кеплера-Лапласа, является классическим, материальным, и его мы не обсуждаем, поскольку в общей теории относительности и классической теории поля это дальнодействие исчезает, и можно сказать, что проблема решается. Однако отказаться от дальнодействия в мегамире полностью навряд ли удастся: любая структура, любая система, какой бы огромной и всеобъемлющей ни была, может функционировать  лишь используя всю свою целостность, свою определённость. Мы тоже как отдельные биосистемы, человеческие индивиды, ощущаем свою целостность, идентификацию через память и устойчивость. Аналогично и клетки, и вирусы, и бактерии как-то функционируют, используя свою целостность. Элементарные частицы имеют волновые функции, связывающие всю их структуру. В квантовой теории добавляется ещё и принцип особого дальнодействия – информационного (в том смысле, что одна частица «знает» о другой без энергетического обмена) взаимодействия с бесконечно большой скоростью, что является одним из главных причин несовместимости квантовой теории и общей теории относительности.  Принцип Паули для фермионов (элементарных частиц с полуцелым значением спина) включает в себя именно такое дальнодействие, которое дальнодействие пока не «распутано», но его можно так же отнести к материальному виду дальнодействия, считая информацию формой материи. В будущей физике могут быть и другие формы дальнодействия, основанные на специфической геометрии и многомерности пространства.
Физика стоит на пороге новой революции. Даже в довольно стройной и эффективной классической механике и общей теории относительности назрела необходимость уточнения и развития теории:
1) отказаться от постулата предельной скорости света в вакууме, поскольку фотон, не имеющий массы покоя, имеет эффективную тяготеющую массу, а следовательно, и ускорение, особенно в окрестностях «чёрной дыры»;
2) ввести вращающиеся неинерциальные системы координат и построить для них аналоги уравнений Ньютона-Кеплера;
3) найти абсолютную систему отсчёта для расширяющейся трёхмерной поверхностной вселенной
с центром в многомерной сфере (или эллипсоиде) вне поверхности.
Тем более актуальным становится развитие теории элементарных частиц и новых математических подходов.
Физика ХХ века раскрыла много чудес природы. Часто учебники физики пишут так, что, кажется, будто физика уже всё объяснила, и даже некоторые выдвигают тезис о конце физической теории.
Поверхностная журналистская популяризация, помимо пользы, приносит вред из-за смешения с ложью и из-за создания и функционирования фейковых сайтов в интернете, вольно или невольно искажающих ситуацию. Не повезло и физике ХХ века. Наряду с выдающимися популяризаторами возникло большое число исказителей и переписчиков истории физики. Например, во многом трагическую судьбу  Альберта Эйнштейна переписывают и даже экранизируют так, что диву даются компетентные читатели. Слава великого человека всегда только страдает от лжи и наносной «попсы», как это случилось, к сожалению, даже с Пифагором. Эйнштейну, который славился нахождением физического смысла новых открытий, но который был слаб в математике, но прекрасно «чувствовал» её, особенно благодаря математической одарённости жены, вдруг стали приписывать чуть ли не гениальность в математике. Судьба общей теории относительности также драматична. Из неё вовсе не вытекает как частный случай закон тяготения Ньютона – его приходится постулировать и вводить дополнительно. Уравнение Эйнштейна многое может описать, включить разные модели, поскольку оно «рамочное», т.е. весьма и даже слишком общее. С такой же «рамочностью» мы встречаемся в теории струн. Для великого объединения рамочность, конечно, нужна и важна, но ещё важней правильность оснований, постулатов теории и объяснение новых экспериментальных данных. Нобелевскую премию Эйнштейн получил не за теорию относительности, а за работы по фотоэффекту, а при появлении квантовой механики и вовсе оказался «оппозиционером». Приписывание великим и гениальным людям ложных заслуг не возвеличивает, а уничижает. Надо обращать внимание не только на ошибки и заблуждения великих учёных (хотя это и очень важно для развития науки), но и на их истинные достижения. К примеру, эйнштейновские контраргументы (например, в широко известной статье Эйнштейна, Подольского, Розена) оказались полезными и заставили задуматься о природе более глубоко. Оказалось, что всё-таки «бог играет в кости» и вероятностность, случайность, пробивающие себе дорогу со времён Паскаля, фундаментальны в «природе вещей». И, конечно, встал вопрос о дальнодействии, с которым «полевой подход» не согласовывался. Квантовая теория, апеллирующая к наблюдателю и фундаментальной случайности, к допущению неопределённости, оказалась верной и весьма успешной. Квантовая теория и её методология, появившиеся в чудесной научной вспышке 20ых годов ХХ века, оказались высшими научными достижениями за всю историю человечества. В этом вклад копенгагенской школы Нильса Бора. Наиболее яркими и истинными оказались фундаментальные теоретические достижения Л. Де Бройля, В. Гейзенберга, Э.Шрёдингера, М.Борна, В. Паули, Зоммерфельда, П.А.М. Дирака, Э. Ферми. Э. Ферми оказался к тому же блестящим физиком-экспериментатором, создавшим в Чикаго первый ядерный реактор. Открытия П.А.М. Дирака вообще перевернули прежние физические представления: получили право на существование антимир, античастицы, наполненный бесконечной отрицательной энергией квантовый вакуум, статистика фермионов (статистика Ферми-Дирака) и т.п.  Основания квантовой теории ещё не осмыслены полностью…
Нас в этой заметке больше интересует дальнодействие нематериального типа, нефизическое, чисто информационное, которое оказывается скопированным, транспортированным и записанным даже в самом познающем или наблюдающем субъекте, когда расстояние, время, энергия, материальный носитель памяти  не играют решающей роли и могут быть проигнорированы или заменены без существенного влияния на результат.  Материальная или материализованная наука пыталась не замечать, не признавать такое взаимодействие вообще. Вместе с тем и в такую науку проникают нематериальные концепты. В квантовой теории невозможно обойтись без наблюдателя. В генетике невозможно ограничиться биохимическими понятиями – приходится включать понятие программы. Вообще, и в любой механике или биологии, или социологии невозможно игнорировать главное устойчиво структурирующее действие типа управления – программу, исходящую в свою очередь из абстрактной модели, алгоритмов и памяти. Причём у природы свои программы, своё управление, а у познающих субъектов добавляется своё, «искусственное», упрощённое  управление, создаваемое всё же по образу и подобию природного. Конечно, с природным структурированием, устойчивостью и адаптивностью, перезаписью и изменением памяти сравнивать скудное человеческое познание трудно, но какой-никакой прогресс есть. Носители памяти в информационном взаимодействии могут быть весьма разнообразными. Содержанием являются особые кванты (мы их называем информонами) – наборы символов, для закодирования которых достаточно иметь два символа, два знака, две цифры: 0,1. Как только мы признаём наличность Единого, уже само это признание расщепляет Единое из-за нашей возможности самовыделения из Единого. Помыслив единицу, мы никак не можем из неё автоматически получить двойку – необходимо добавить соответствующую аксиому, - но, с другой, неформальной стороны, расщепление в этом познании уже состоялось: мы с Единым одни, но нас двое! Обычно логику подобных парадоксов демонстрируют упрощённой популярной дилеммой: что было раньше – яйцо или курица? И можно согласиться с Аристотелем, признав одновременность их появления. Аристотелевский дуализм касается и основного вопроса философии. Материя и идея, материя и программирующая её форма появились одновременно. На самом деле термин одновременно вводит в заблуждение, особенно если учесть относительность одновременности и само включение понятия времени в логическую дефиницию. Более корректным является признание слитности противоположностей: тут как раз важно признание логического взаимодействия типа информационного дальнодействия. Графически это можно изобразить в виде двух информационных пузырей, сообщающихся  «трубочкой», «струной», «нитью» дальнодействия. Кстати, подобные модели подходят и для принципа Паули при взаимодействии фермионов, и для переходов «мир-антимир», «квантовый вакуум-физическая среда», «бытие-небытие», «бог-дьявол», «свет-тьма» и т.п. диалектических противоречий и связей.   Яйцо и курица как логические определения не раздельны, а слиянны. Они появились в процессе эволюции в неразделимой логической конструкции. Читая прежние наши заметки и труды, написанные в духе пифагореизма и платонизма, читатели могут вспомнить определённый примат абстрактного программирующего абсолюта перед материальным миром, перед реальностью. Это действительно так. Абстрактный мир, числа, математические абстракции, идеальный план, проект, программы могут существовать вне времени и пространства. Марксистский материализм, в отличие от материализма вульгарного, признавал первенство (примат)идеи и сознания, признавая в то же время первичность материи. Но мы не признаём первичность материи, соглашаясь со слиянностью абстрактного мира и материи. Дело в том, что само существование и признание абстрактного абсолюта предполагают противоположность в виде реализации его, в частности, в виде материи. Каков смысл существования абсолюта, если нет его реализации? Происходит перманентное циклическое взаимодействие «абсолют-реализация-абсолют»  на всех уровнях. Выражается это в диалектике единого и многого, с чем связаны серьёзные философские и методологические проблемы, требующие  особой мудрости в мышлении: мы с лёгким сердцем отсылаем к знаменитому диалогу Платона «Парменид»…
Совсем сложная картина возникает с появлением или отпочкованием из информационного взаимодействия ещё одного нематериального взаимодействия – интеллектуального, в котором доминирует не символ, не запись символов, а смысл. Понятие смысла мало исследовано в научном контексте. Оно требует ввода и определения целой сети фундаментальных понятий науки о знании: разума, рассудка, логики, мышления, понимания, осознания, «работы» подсознания, воображения,  естественного интеллекта и т.п.  К сожалению, человеческая наука этими концептами никогда всерьёз не занималась. Ссылки, отсылки на них практически выходили за рамки науки и включали надуманные, неподтверждённые философские, теологические, когнитивные субъективные размышления и построения. Мы до сих пор не умеем даже оценивать и измерять смысл, содержательность знания. У нас нет единицы измерения. И её, единой, даже не может быть, поскольку значимость смысла имеет относительный и субъективный, привязанный к мыслителю характер. Минимальную единицу – квант смысла мы всё же обязаны ввести (мы называем его «ноулиджоном» от англ. “knowledgeon” ). Но тут придётся строить заново целую теорию логики, включающей и формальную, и диалектическую, и математическую логику. В разные эпохи функция управления приписывалась небесным телам, затем механическим автоматическим устройствам, позже электрическим полям, биологическим организмам, энергетическим источникам. Маркс, анализируя развитие капитализма, пришёл к выводу об управляющей и доминирующей роли капитала. Энгельс, вслед за Марксом, показал преходящий характер такого управления и доминирования. С появление компьютеров и интернета возросла управляющая роль, власть информации. Однако весьма простые соображения показывают, что на самом деле всем управляет разум, логика, смысл, интеллект, знание. Смысл, информация о котором, записанная на любом носителе, доходит до субъекта взаимодействия, всегда имеет решающее значение и воистину управляет. «Вначале был Логос. И Логос был Бог». Если утром вы получили уведомление, будь то по телефону или по почте, или нарочным, вы поступите в соответствии со смыслом, контентом этого уведомления. Разум, интеллект управляют всем. Настаёт эпоха интеллектуализации роботов и других устройств. Пока же империализм, транснациональные компьютерные и информационные монополии упорно навязывают свои продукты, превращая население планеты в бесплатно работающих операторов, телефонистов, биороботов, игроков, болельщиков, потребителей, обращая всех в тотальное информационное рабство. К сожалению, содержанием информации оказывается чаще всего ложь вперемешку с крупицами правды. Обман, гипноз, «развод», превращение в должников потребителей, реклама товаров и услуг, финансовые продукты, заманивание в «объятия золотого тельца» ради извлечения выгоды, лёгкой наживы  стали общественной реальностью и оправданной моралью. На повестке добавление управляющего и всевластного интеллекта к инструментам нового рабовладения. Однако естественный интеллект несёт в себе угрозу противополагания и разоблачения. С ним не так-то просто совладать. Сократа можно приговорить к смерти, но сокрыть истину полностью невозможно.
Гораздо более обеднённый и примитивный искусственный интеллект пока содержит лишь простейшие алгоритмы. Правда, сложные алгоритмы можно собрать, скомпоновать из простых.
А работа с парадоксами, логическими противоречиями требует особых нестандартных алгоритмов, но и этому можно научиться.  Естественный интеллект достигает эффективности, высокой скорости и «экономии мышления и памяти» за счёт параллельной смысловой обработки, когда сознательно используются алгоритмы сортировки, удаления деталей для быстрого опознавания и идентификации структур, а также алгоритмы многократного возврата и намеренного зацикливания с минимальными изменениями, тогда как подобные мутации и зацикливание в обычном программировании считаются заведомо ошибочными. Метод проб и ошибок никто не отменял. Особый класс составляют эвристические неформальные приёмы, выходящие за рамки каких-либо алгоритмов, но позволяющие воображать и мыслить о новом, например, знаменитая «эврика» при погружении Архимеда в ванну. Мы можем участвовать всячески в интеллектуальном взаимодействии, но не являемся его носителями. Сами по себе при отсутствии нашей причастности и источников знания мы остаёмся животными, «маугли». Вся природа во всех её частях не только причастна, но является и пользователем, и производителем, субъектом физических и информационных взаимодействий. Но интеллектуальное взаимодействие обязано коллективной социальной организации, как-то запрограммированной и эволюционирующей. К сожалению, к этой организации много вопросов. И даже самая совершенная социальная и информационная организация биосубъектов не порождает автоматически интеллектуальное взаимодействие, особенно абстрактное мышление. Дети в школьном возрасте знакомятся с понятием числа. В отличие от животных они поддаются внушению и начинают верить и убеждаться, что числа существуют сами по себе, что для них есть правила, таблица умножения, но существуют они как-то по-особенному, не как природа, существуют вне пространства и времени, как-то лишь мысленно, абстрактно, но играют важную управляющую роль. Со временем без них никуда, и с ними всё становится возможным и лучше познаваемым. Казалось бы, напрашивается экстраполяция, приводящая шаг за шагом, масштаб за масштабом к признанию разумности и соответствующих программ планетарного, звёздного, галактического и вселенского масштаба, но пока человеческая мания величия не позволяет прийти к такому признанию. А ведь на самом деле земная социальная организация, довольно сложная и удивительно запрограммированная на уровне клетки, организма и популяции, совершенно примитивна и дефектна на людском уровне. Древние мифы справлялись с этим парадоксом, признавая сложную социальную систему с включением иерархий богов, полубогов, плазменных и тому подобных существ, причём возможность интеллектуального взаимодействия, познания на уровне абстрактного мышления привносилась извне, «дарилась» (как бог древнеегипетский бог Тот подарил письменность, как богиня Маат – понятия истины, разумности и справедливости, как они вместе подарили способность математического моделирования, абстрактного мышления). Плутарх подробно изложил весьма поучительный древнеегипетский миф об Осирисе и Изиде. Этот миф в своих циклических оборотах сыграл важную парадигматическую роль. Боги оказываются в некотором роде преступниками, «высланными» принудительно из высших цивилизаций. Используя своё могущество, они воюют между собой за власть и, прежде всего, за право интеллектуального управления. И все терпят поражение.  Боги, полубоги исчезают – начинается регресс для произведённых ими биороботов-людей, воспроизводящихся с мутациями из земных животных. Люди могут только слепо и не очень осознанно копировать действия исчезнувших богов и полубогов. В результате происходит деградация. Регресс становится закономерным и неизбежным. Особенно, мыслительный и моральный. Одновременно в человеческом обществе всюду теряется управление. Между правящими группами исчезают взаимопонимание и способность договариваться и выполнять обещания. Целью становится только нажива, только власть, обеспечивающая эту наживу. За рекламным фасадом скрываются обман и преступления. Ложь становится всеобъемлющей. Мышление подменяется бюрократическим формализмом. Энгельсово «Происхождение семьи, частной собственности и государства» оказывается пророчески гениальным. К сожалению, отмирание подобных тормозов цивилизации, преодоление прогнившего империализма требуют больших усилий и изменения самой природы человека. Даже абстрактное мышление направляется на удовлетворение человеческого эго, на создание удобств, зон потребления и наслаждения, технологий и устройств для комфорта. Само интеллектуальное взаимодействие используется лишь постольку-поскольку. Гении и талантливые личности в сфере абстрактной фундаментальной науки признаются и вознаграждаются лишь при осознанных подъёмах, как в Александрийском мусейоне вследствие завоеваний Македонского и дальнейшего везения с правителями из династии Птолемеев, как в Багдадском Доме Мудрости вследствие арабских завоеваний и везения с халифами, как в Европе 18-20ых веков  вследствие колониальных завоеваний и везения с правителями, стремившимися к просвещению. Наблюдался подъём фундаментальной науки после второй мировой войны, особенно в США и СССР. В 70х годах ХХ века началась эпоха деградации теоретических исследований, приведшая к 20ым годам 21ого века к скудоумию, особенно в сфере управления. В результате почти исчезли мыслители и теоретики. Оправданием существованию человечества являлись лишь сферы компьютерных и информационных технологий, освоения космоса и создания коллайдеров. Но и эта сфера существовала и существует по мере финансирования гонки вооружений (примеры: использование атомной энергии, появление интернета). Признаком и мерой явной деградации в области интеллектуализма может служить показатель оплаты труда, когда спортсменам и артистам платят намного больше, чем работникам интеллектуального труда. Конечно, это не означает, что артисты и спортсмены плохие люди или не заслуживают признания, но точно означает будущее «проседание» человечества в интеллектуальном плане. Популяцию обманутых и слабоголовых существ с наивной верой, с примитивным интеллектом, с отсутствием способности к критическому мышлению, конечно, лучше  было бы сократить, заменив на роботы, но тогда уменьшится прибыль в сфере потребления. Становится эффективней производить роботами, а продавать легковерным и слабо соображающим потребителям. Соответственно выстраиваются и сферы образования и здравоохранения. Однако такая слишком расширяющаяся популяция приходит в противоречие с окружающей природой. Природа стремится к симметрии, гармонии, красоте, равновесию. В основании её сохранения лежат принципы симметрии. У неё своя мера. Этой мерой воздаётся и воздастся. У природы нет ни бессмертия, ни смерти – есть череда преобразований, переходов из одной формы в другую, стирание прошлой памяти и запись в новую. Многозначная, многоцветная суперпозиция состояний настоящего в каждый квант времени проходит через врата двузначной логики, делая выбор «да-нет» и вновь расцветая в преобразованном виде, запоминая проверенное, перспективное и стирая неэффективное.
Человеческая популяция становится, с позиций природы, неэффективной, бесперспективной. В этих условиях только два естественных сценария: либо полное стирание, либо преобразование в новый вид. Новый космический вид биороботов напрашивается давно. Преодолеть главный недостаток, дефицит разумности, меры, понимания, гармонии, доброты, любви человеческой популяции  вряд ли удастся, даже используя возможности корректировки природы человека с помощью генной инженерии. Поэтому велика вероятность полного стирания. На то и апокалипсис, на то и кали-юга…