Принца Прусского полка рядовой солдат...

Марина Яковлева
Составлять свои родословные древа – это сейчас модно. Тем более – далеко ходить не надо. В Интернет выложены оцифрованные церковные метрические книги, читай не хочу.

Конечно, перед этим не мешает познакомиться с дореформенной орфографией, написанием имен в святцах и потренироваться в чтении старых рукописей. Почерки, знаете ли, не у всех были каллиграфическими.

Но что, собственно, даст углубление в минувшие века?.. Что «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его…»?..

Может быть, кому-то такого перечисления (с указанием дат рождения и смерти, ну и социального положения) вполне достаточно. Но ведь это скучно.

С помощью одного доброго знакомого, мастерски обращающегося с оцифрованными метрическими книгами на мормонском сайте (дай Бог мормонам здоровья и счастья в личной жизни), удалось проследить мою родословную до времён дщери Петровой императрицы Елизаветы, потому что мой последний известный предок примерно в 1750-е гг. и родился.

Звали его Осип. И это пока всё.

У него был сын Герасим  (появился на свет, судя по всему, при Екатерине Великой), а уж с сына Герасима Саввы на моём родословном древе появляются даты. Савва родился 1 декабря 1798 г. по старому стилю. То есть он на полгода старше «солнца русской поэзии».

О Герасиме Осипов(ич)е можно сказать лишь то, что жил он в экономической деревне Бакино Опочецкого уезда (а до секуляризации церковных и монастырских земель Бакино принадлежало Святогорскому монастырю) и что кроме Саввы у него были и другие дети.

Заметного следа не оставил и Савва Герасимов(ич).

Однако один из его сыновей – в святом крещении Дамиан, т.е. Демьян, был личностью, насколько можно судить по скупым сведениям, извлеченным из метрических книг полянской Покровской церкви (Поляне – в прошлом погост на территории Опочецкого уезда Псковской губернии), довольно своеобразной. Мне Дамиан доводится прапрадедом по линии деда с отцовской стороны.

Родился Дамиан 22 октября 1826 г. по старому стилю. Известна и его мать – Анна Евстифеев(н)а, законная жена Саввы Герасимов(ич)а.

У него был старший брат Кузьма, так что ход мыслей священника (или родителей?) ясен: пусть новорождённый будет Дамиан – в пандан Кузьме (святые врачи-бессребреники Козьма и Дамиан).

И с именем Дамиан мой прапрадед жил на свете более двадцати лет. 12 января 1847 г. он как Дамиан обвенчался с Евдокией Романов(н)ой. Но в исповедной росписи за 1848 г. Дамиан вдруг стал Деомидом…

И далее он с этим именем и жил.

В устных воспоминаниях моего деда Георгия, который приходился Дамиану-Деомиду внуком, имя этого моего предка звучало как Демид. Но вот в  автобиографии, написанной 14 апреля 1924 года, дед Георгий называет Дамиана-Деомида… Дементием («Родился в 1896 году в семье крестьянина Псковской губернии Опочецкого уезда бывшей Полянской волости деревни Бакино Якова Дементьева»).

Почему вдруг Демид стал Дементием? Для красоты? Замечу попутно, что дед Георгий неграмотным не был. Он учился в школе пять лет, окончил низшее двухклассное министерское Полянское училище. Для крестьянина – вполне достойное образование, примерно равное современному начальному.

Однако воспоминания моего деда Георгия о своем семействе не слишком соответствуют действительности. Об отце Якове он почти ничего не рассказывал, а вот про деда Демида мне было сообщено, что он служил при Николае I двадцать пять лет.

Но внимательное изучение метрических книг полянской Покровской церкви опровергло это утверждение деда Георгия.

Прапрадед Дамиан-Деомид упоминается в них как отец нескольких детей.

Для выяснения истины о сроках его армейской службы интересны дочь Наталья и сын Роман.

Наталья родилась 21 августа 1854 года. Родителями записаны «государственных имуществ деревни Бакина крестьянин Деомид Саввин и законная жена его Евдокия Романова, оба православного вероисповедания».

Её младший брат Роман появился на свет 25 сентября 1857 года. Родители – «находящийся в бессрочном отпуске принца Прусского полка рядовой солдат Деомид Саввин, жительствующий государственных имуществ в деревне Бакино, и законная жена его Евдокия Романова, оба православного вероисповедания».

Между рождениями Натальи и Романа – три года. И вот на этот период и приходится армейская служба их отца и моего прапрадеда Дамиана-Деомида-Дементия.

И – Крымская война (1853–1856), в ходе которой за три года в русскую армию было призвано дополнительно 799 тыс. человек.

Судя по всему, прапрадед Деомид и был одним из этих мобилизованных, которых по миновании надобности отправили в бессрочный отпуск.

И служил мой предок, судя по метрикам Натальи и Романа, примерно с осени 1854 года до окончания войны в 1856 году (18 марта 1856 года по старому стилю). То есть всего – года полтора, а не двадцать пять лет, как утверждал мой дед Георгий.

И судя по метрикам его родившихся после войны и демобилизации сыновей Романа и Якова (Яков – мой прямой прадед), гордился этим фактом всю оставшуюся жизнь. Поскольку писался в этих метриках не просто как «бессрочноотпускной солдат», а как «находящийся в бессрочном отпуске принца Прусского полка рядовой солдат Деомид Саввин»… Прямо целый титул.

В Интернете мне удалось найти сведения, что полк принца Прусского дислоцировался в Либаве (Лиепае). Принимал ли он прямое участие в Крымской войне?

Известно, что Николай I, опасаясь нападения противника со стороны Балтийского моря, укреплял прибрежные гарнизоны. Видимо, такие же оборонительные задачи стояли и перед полком принца Прусского. То есть в настоящих боях этот полк, по всей вероятности, не был.

Но для моего предка, псковского крестьянина, недолгий период службы в полку принца Прусского в Крымскую войну стал самым ярким временем во всей его жизни…