Раздраженные люди. Причины, последствия

Михаил Шульгин 2
М. Шульгин. Психологический анализ, 2023.

Западные идеи «всестороннего развития» проникли в новую Россию с середины 1980 годов, в Перестройку. Целью общеобразовательных школ с 1990 гг. ставилось обязательное присутствие психологов, а целями общеобразовательных программ – формирование всесторонней личности.
          Определяющее место в психологическом воспитании отводилось развитию эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы ребенка (ребенком в школе называют до выпускного класса). Развиваться хотят и многие взрослые. Особенно женщины. Только развитие получается часто уж как-то односторонним и в ущерб близким, которые просто работают и нашли свою почву в жизни.

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
      
а)  Безответственное развитие эмоционально-волевой сферы
 
          За тридцать лет промывки мозгов новыми западными технологиями, эмоциональная сфера людей существенно обогатилась, оживилась и приобрела характер «жадного до впечатлений существа», так же похожего на прихотливого «истерического ребенка».
          Эмоции (это в основном: радость, оживление, страх), получили очертания, значения и силу под воздействием психологических игр, тренингов,картинок видов из соцсетей, рекламы и маркетинга,музыки и песен из Интернета. Эмоции развились и начали смешиваться (поскольку границы для них в играх размыты), а стремление к преодолению трудностей (воля) сошла на нет – многие учили своих немногочисленных детей как обходить трудности, где покупать и доставать,что и кого использовать, а не трудиться и делать что-то  своими руками.
           Повысилось стремление реализовывать свои эмоции (хотелки) и часто во что бы то ни стало и во вред себе (разочарования от раздутых амбиций, увлечение наркоманией и самоубийствами, как в романе Достоевского "Бесы"), а ответственность за поступки и дела, напротив, снизилась, поскольку многое сходило деткам с рук.
          По словам Ф.М. Достоевского цивилизация и развитие не делает человека лучше.  "Через развитие этой многосторонности человек еще, пожалуй, дойдет до того, что отыщет в крови наслаждение. Ведь это уж и случалось с ним. Замечали ли вы, что самые утонченные кровопроливцы почти сплошь были самые цивилизованные господа" (Достоевский, Записки из подполья).

б) Беспредельное развитие потребностно-мотивационной сферы

Развитие потребностно-мотивационной сферы также получило опережающее развитие и стало определяющей «почвой» для создания общества потребления в России в ущерб обществу производителей. Потребности росли, опережая доходы и возможности, а мотивация приобретений благ стала зашкаливать.
          Эмоционально и интеллектуально развитые,  мотивированные на успех дети стали стремиться к карьере, предпринимательству. Некоторые из них получили должности и высокие зарплаты. Они были мобильны и искали себе дело вне дома, на просторах великой страны, а когда не находили, терпели неудачи, то раздражались и были всегда готовы найти себя за рубежом. Они заражались новыми, прогрессивными глобалистскими идеями, занятиями и развлечениями Запада. Они были уверены в себе, амбициозны, со знанием языков, но не искали пути в Храмы, пока были успешны. Вот для чего они развивались.

НАДУМАННАЯ ПРОБЛЕМА ИНФАНТИЛЬНОСТИ

         Другая проблема видится в так называемой инфантильности молодежи. Инфантильность - термин, пришедший из неврологии. Причина: незрелость психического развития.
         Непрофессионалы – доморощенные психологи из народа, к инфантильности ошибочно относят неблаговидные, антисоциальные стороны поведения, характерные для деформированной личности (безответственность, иждивенчество, разнузданность, зацикленность на себе и др.).  Но социальные деформации формируются больше у людей с генетической предрасположенностью к девиациям у людей с развитой эмоциональной сферой под воздействием социальной среды, вследствие потрясений (при сильных неудачах, разочаровании в работе и жизни, потере веры в доброту, любовь, справедливость и честь).
         В результате интеллектуальный человек становится раздражительным, временами агрессивным, склонным к блуду, пьянству, наркомании, и протестному поведению - неприятию близких, правительства, своей Родины. Но это уже не инфантильная детскость в поведении, а антисоциальные проявления деформированной личности с развитой эмоциональной и потребностно-мотивационной сферой, с завышенными ожиданием от жизни.      
         Называя корабль именем «Ребенок» в школьном воспитании, мы в России получили из развитого ребенка с высокими запросами - взрослого ребенка с инфантильными задатками иждивенчества и безволия, махрового потребителя благ, раздраженного и обидчивого при неудачах, склонного к переменам и поиску «приятного сердцу уголка» (как Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова), и возможно, за рубежом. Не говоря о том, чтобы сделать из них войнов, защитников отечества.
          Взрослый ребенок с развитой эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферой не ищет дороги в церковь, а  наученный избегать трудностей, готов прятаться от мобилизации. В стране с мобилизационным ресурсов в 40 миллионов человек, едва набрали 300 тыс. (не считая добровольцев) - это менее Одного процента.

СКРОМНЫЕ ТИХИЕ ЛЮДИ - ОПОРА ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

         Опыт и практические знания показывают, что люди с «недоразвитой» эмоционально-волевой сферой менее жадны до впечатлений, более сдержаны, недостаточно уверены, скромны, трудолюбивы, послушны, ценят родителей и семью, хотя и остаются в чем-то инфантильными, и не ловят звезд в обучении, но овладевают рабочими профессиями и становиться хорошими слесарями, пекарями, водителями.
          Они исполнительные и более послушные, чем развитые, способные с задатками креативности молодые люди; они нетребовательные в отличие от баловней судьбы, но именно из-за них и небогатых людей среднего и пожилого возраста с выраженной гражданской позицией пока еще держится Россия. Именно они в большей степени и идут за Россию умирать.
          Простота, терпеливость и послушание приводит их в Храмы, где они становятся «любимыми детьми церкви» и основным надежным ядром паствы.
          Эмоционально недоразвитые в хотелках люди становятся «любимыми детьми Православия» и составляют социальный стержень страны, «рабочую косточку». Именно они и удерживают до поры общество от окончательного скатывания в пропасть, уберегают державу от распада на национальные государства. Не потому ли именно их (как и убогих) и любит как своих детей Пресвятая дева Богородица. И не даром говорят: «Россия живет не благодаря, а вопреки» (напомним, что рабочий класс в СССР являлся основной опорой социального строя).

          В итоге скажем, что православие учит (Н. Воробьев, И Брянчанинов, Н. Осипов, А. Ткачев), что путь к духовности и Богу лежит через преодоление своих страстей, которые множатся и растут при развитии эмоциональной сферы через принятие идей Запада (как Иван в «Братьях Карамазовых» Достоевского). А смирение и послушание (как у Алеши), являются стержнем и вершиной Православия и достигаются они только благодаря огромным усилиям над собой у вставших на путь смирения и покаяния людей, либо даются немногим богоизбранным от природы (убогим, юродивым, аутичным).
          Бесконтрольное, неадекватное развитие эмоциональной сферы оказывается губительным для некоторых способных честолюбивых, амбициозных людей, поскольку развитие эмоций и хотелок делает их сверхчувствительными к негативным проявлениям среды. Делает из них, при столкновениях с жесткой реальностью, раздраженных, часто озлобленных людей с потерянной верой в Россию, власть и справедливость
(хорошо описано Н. Гоголем в "Мертвых душах" Т.2). Критическая масса таких людей, лишенных гражданской позиции в стране растет и это наводит на мысль о возможной скорой потере независимости России.

Педагог-психолог высшей категории в 1995-2011 гг. в школах г. Иркутска.
Опыт работы в классах коррекции и выравния с детьми с задержкой психического развития - 11 лет