Тропа Игоря Григорьева

Василий Овчинников
Тезисы выступления на Питерской конференции 10.11.23.
ТРОПА ИГОРЯ ГРИГОРЬЕВА
Ровно 25 лет назад в Псковском доме офицеров мы отмечали 75 лет со дня рождения Игоря Григорьева. Тогда впервые я увидел сына поэта Григория Игоревича, Наталью Викторовну Советную и главное, сумел обстоятельно поговорить с Гришиной Мамой Дарьей Васильевной.
Выступление Натальи Александровны Исаковой работника Порховского краеведческого музея на этом вечере всколыхнуло давнее чувство вины. После смерти моего Отца в далёком 1960-ом в Ситовичах я и младший брат были всего один раз. Я даже не знал, где похоронены мои Дедушка и Бабушка.
Когда прочитал автобиографическую повесть Игоря Николаевича «Всё перемелется» в книге «Поэт и Воин…», в которой были опубликованы и мои воспоминания о встречах с поэтом (Глава повести «Цена праведного слова»), понял, дальше тянуть нельзя.
Первую поездку мы совершили десять лет назад, летом 2013-го.  Невестка Валерия за рулём нашей семёрки, Я, младший сын, он нас и вёл по маршруту, и десятилетний внук Миша стартовав от Заозерья, вышли к развалинам деревни Ситовичи, и прошли на Веретени.
В следующую поездку уже весной 2014-го мы нашли и место яблоневого Гришиного сада на Змиёвой горке с остатками камней – фундамента пчельника в нём.
В первую экспедицию во главе с отцом Григорием, буквально через неделю после рекогносцировки, я самонадеятельно вызвался быть проводником. Однако, мы потерпели неудачу.  Накануне выпал глубокий снег, и я просто не смог сориентироваться.  На Змиёвую горку мы не вышли.
http://proza.ru/2018/07/18/1459
До Ситович и Гришиного сада, к моему стыду, мы добрались только в третью поездку.
http://proza.ru/2019/07/17/267

КОВИДная пандемия 2019-го года поставила точку в наших экспедициях.  В режиме самоизоляции особо не поездишь. Слава Богу, переболев, сохранились, и точка превратилась в запятую.

Три года назад по благословению отца Григория удалось поставить памятный крест на Змиёвой горке рядом с Гришиным садом.
http://proza.ru/2021/09/17/1126
http://proza.ru/2022/07/16/223


А в этом году мы прикрепили на нём и памятную табличку:

     "Поклонный крест в память о родине поэта и воина
      Игоря Николаевича Григорьева (1923-1996)
      – Гришином Хуторе и деревне Ситовичи ,
      и его славных земляках.
       Установлен благодарными потомками 12.10.2021г.

             …Нас в люди выводила Русь
             Всей строгостью земли и неба;
             Пусть хлеб её был чёрным, пусть,
             Но никогда он горьким не был.
                И.Григорьев. «Я в русской глухомани рос»"
 
Хотя за последние годы. я и раздал интересующимся больше десятка подготовленных карт со ссылками на описания маршрутов в сборнике на «Прозе Ру», ни одного сообщения о походе – экскурсии из Порхова или других мест ко мне пока не поступило.
Я, мои дети, внуки и наши Псковские друзья туристы, посетившие памятное место – не в счёт.
http://proza.ru/2022/08/11/911

Получается, что задуманного - открыть массовый пешеходный туристический маршрут «Тропа Игоря Григорьева», неразрывно связанный с мемориальным комплексом «Красуха»  (Слайд с картой.  Погост Жаборы-Заозерье-Ситовичи-Гришин хутор-Веретени-Красуха), прежде всего для Порховских школьников, мне пока осуществить не удалось. 
Воспоминания Игоря Николаевича «Всё перемелется» и его стихи, посвящённые памятным местам детства Поэта и Воина – которые могли бы прозвучать во время походов на тропе –  богатый материал для экскурсоводов и инструкторов.
Будем надеяться, когда ни-будь, «лёд тронется».
Ведь дело памяти, оно ВСЕГДА впереди. Пока есть, кому помнить.


P.S. Всё состоялось.
Был. Выступил.
Подробный отчёт последует.
На фото автор и Наталья Викторовна Советная,
наш бессменный офицер связи и один из организаторов конференции.
На экране первый кадр видеоряда. Первая поездка.
Автор и десятилетний внук Миша
у Скорбящей Псковитянки,
2013-й год.