Ждите!

Олег Сенатов
По ряду причин я не ждал ничего особенного от широко разрекламированного фильма Велединского  «1993», но все же решил его посмотреть, - хотя бы, как участник тех событий (ночь с 3 на 4 октября 1993 года я, записавшись в отряд добровольцев, провел в каре, выставленном на Никольской для защиты радиостанции «Эхо Москвы»).
Каковы мои впечатления от просмотра картины?
Фильм сделан весьма мастеровито; особенно радует широкое применение гротеска и даже черного юмора; хорошо играют актеры; реалии времени воспроизведены довольно точно, но сюжет не захватывает зрителя, видимо, из-за слабости его литературной основы.
Документальный фильм Наили Аскер-Заде «1993», показанный по телевидению, создан по сценарию несравненно более высокого качества: там чувствуется грозная поступь Истории, а у Велединского – все как-то смазано.
Не исключено, что эта разница  связана с тем, что документальный фильм сделан с позиции победителей, а художественный – с точки зрения проигравших, а мне последним сопереживать трудно.
Я считаю, что пробуждение от «золотого сна, навеянного человечеству безумцами», было неизбежно, и поскольку главный герой фильма – интеллигент, - он должен был все произошедшее с ним и со страной, - правильно отрефлексировать, а не ходить, как пыльным мешком ушибленный.
Крупнейшие современные мыслители левого толка – Фредрик Джеймисон и Славой Жижек – нехотя признали невозможность реализации коммунистических идей в наше время. Своих сторонников они призвали подождать: а вдруг ситуация изменится?
Вот и ждите!
                Октябрь 2023 г.