Господа-товарищи

Татьяна Шмидт
 
 С возрастом чаще начинаешь заглядывать в уголки своей памяти и поневоле вспоминаешь юность, детские годы, родителей. Ведь каждому человеку свойственно хранить в своем сердце то место, где сделал первые шаги на  земле, где рос.  Мы, дети шестидесятых годов  времени, которое теперь называют оттепелью, росли свободно. Широкие улицы, заросшие мелкой кудрявой травой, были  вторым домом, а река, куда мы бегали купаться, дарила наслаждение бытия...
 
  Летом, каждый день  допоздна играли  мы на улице, где собиралась вся детвора,  а ребятишек в каждом доме было много и называли их  часто по имени погибших родных и близких. Моего старшего брата  мама назвала в честь  погибшего  любимого  брата Николая. Коля и похож был очень на дядю, который  красивым,  безусым юношей глядел  с  портрета на стене  - черноволосый, крепкий, сильный. Первый заводила в играх был  и  мой брат.  Давно всё это было.
 
 Тридцать лет,  как не стало советской страны, в которой мы родились.
 Почему?  Причин много и о них мне хочется говорить  о них сейчас.
Но когда наступает   7  ноября, я вспоминаю день,  когда впервые ходила с отцом на демонстрацию.   Утром мама заплела мне косички, накормила нас завтраком. Я надела новые валенки,  теплую шубку и шапку,  и мы вышли со двора. У отца на пиджаке сияли медали и орден Красного Знамени, но их было не видно под курткой, на улице уже белел снег.

 Праздничный и радостный был этот  холодный  день!  Меня накануне приняли в октябрята, и  я  гордо носила на груди звездочку с изображением Ильича. Всюду горели кумачом красные флаги с серпом и молотом,  и улыбались люди. Рядом с  шагали товарищи отца, тоже прошедшие горнило войны.
 
 А с трибуны гремели марши,  и звучало слово товарищ. Мне казалось оно очень хорошим словом. Позже я  я читала стихи удивительного человека  - барда,  поэта, прозаика  и сценариста Михаила Анчарова,  и стихи его тоже очень понравилось. Вот  текст  одного из них:

  Говорил мне отец: " Ты найди себе слово,
  Чтоб оно, словно песня, повело за собой.
  Ты ищи его с верой, с надеждой,  с любовью.
  И тогда оно станет твоею судьбой ".
  Я искал в небесах  и средь дыма пожарищ,
  На зеленых полянах, и  в мертвой золе.
  Только кажется мне, лучше слова товарищ
  Ничего не нашел я на этой земле.
  В этом слове судьба до последнего вздоха,
  В этом слове надежда земных городов.
  С этим словом святым поднимала эпоха
  Алый парус надежды двадцатых годов.

   Слово товарищ в 93 году отменили,  а слово господа не прижилось.
  А   товарищ  - это такое хорошее, родное,  теплое слово...
Вот как о нем сказала  уже в   2020 году в своем  стихотворении поэт Ольга Пылаева :

 Незабытое слово товарищ реже в жизни теперь говорим,
 С господином каши не сваришь, не пройдешь по дорогам крутым.
 Обращенье сменили поспешно,  мы к нему привыкать не хотим,
 Вольных птиц  в океане безбрежном на земле не зовут господин...

    Вот и мне не хватает сейчас этого слова, многого не хватает из того прошлого...
Потому она  и  мучает,  меня  эта ностальгия. Столько лет уже прошло, а она не дает мне покоя. И куда я ни пойду, куда я ни поеду, остаются в уголках памяти те дни,  которых не вернуть никогда...
   Может потому, что живем в непростое время, когда  растет инфляция, доллар вырос, а рубль упал,  и по выражению президента:  :России пришлось расчехлить автомат..."
И в мире кризис доброты и человечности, а с экранов телевизоров  каждый день показывают трогательные истории из жизни монарших особ, и кому-то уже очень хочется, чтобы к ним обращались "ваше сиятельство".