Победы немецких асов-штурмовиков - 4

Андрей Грачев 2
SG3 не имела в своём составе такого количества топовых асов, как SG2. Тем не менее, эта эскадра весьма преуспела в боях. Можно сказать, что по количеству результативных пилотов эта эскадра уступала только SG2, пусть эти асы и не были топовыми. Но мы видели, что асы SG2 очень вольно относились к оценке своих успехов. А как же обстояло дело с пилотами SG3?

Лучшим асом эскадры был оберлейтенант Хайнрих Шрёдер, командир 6 отряда. Этот пилот отличился 11 раз в небе Прибалтики.

Первую победу он одержал 6 августа 44 года. Он заявил "Кобру" в районе Бирзена, ещё одну заявил Майер из 9 отряда. Однако, пилоты ошиблись. Это были не "Кобры", здесь работала 15 ВА, в составе которой таких самолётов не было. Это были Яки-9 с выпуклым фонарём и вооружённые 37-мм пушкой, их действительно можно было спутать с Коброй. В ходе боя 148 иап потерял даже не две, а три таких машины. Бой был долгий, в нем участвовало несколько самолетов с каждой стороны.

Затем ас отличился 20 числа, заявив две Кобры, ещё по одной заявили его подчинённые Шнайдер и Шауп.

В тот день на прикрытие наземных войск ушла группа 17 иап, ведущим был Сиротин Вячеслав Фёдорович, тот самый ас, который поставил недавно точку в карьере Бернхарда Йоханнеса. На тот момент советский ас имел 14 побед на счету. Заметив фв-190, идущие на бреющем полете с бомбами, ас атаковал их. Однако атака была неудачной. Вторая группа фв-190, шедшая выше, атаковала Сиротина, он был сбит и серьёзно ранен, но смог спастись с парашютом. На помощь пришла группа 821-го иап, однако вела бой не организованно, почти сразу был сбит её ведущий, Беляев Павел Павлович, также воспользовался парашютом. Затем были сбиты ещё два пилота, Коновалов и Зборимирский, к счастью и они спаслись.

Таким образом, немцы выиграли бой чистую, более того: 11 ИАК давно не терпел такого существенного поражения. Немцы хорошо распланировали бой, причём в бою этом участвовали исключительно штурмовики. В SG3 6 отряд выполнял роль своего рода "истребительной группы", страхуя штурмовиков из других отрядов. Немцы успешно взаимодействовали в том бою друг с другом, избрали также правильную тактику, отсекая в первую очередь ведущих от своих групп. Им удалось сбить сильного и опытного аса. Отметим ещё, что они вели бой в стиле JG54, с которой SG3 взаимодействовала весьма часто. SG2 же копировала стиль JG52. Безусловно, для фв-190 стиль именно "зелёных сердец" и, соответственно, SG3 был более подходящим. Как легко определить, и Сиротина, и Беляева сбил Шрёдер.

В августе он сбил ещё два самолёта - 24 числа Ла-5, 26 числа Як. 24 числа он сбил даже не Ла-5, а более совершенный самолёт Ла-7. Это был бой против 63-го гиап, который обнаружил группу фв-190 с бомбами, атаковал и заявил четыре победы, но потерял одного пилота - Мелехова, которого сбил Шрёдер. А 26 числа немецкие штурмовики атаковали советский аэродром, на перехват была поднята группа 66 гиап на Яках-3. В ходе боя ведущий звена, пилот Александр Степанович Андрощук, атаковал и сбил одного из нападавших, но в момент выхода из атаки сам был атакован и сбит, спасся с парашютом. Это была третья победа в карьере этого пилота. Как видим, Шрёдер смог снова сбить хорошего советского пилота, летавшего на прекрасном самолёте, и сбить в ходе группового боя.

После этого он отличился уже 14 сентября во время ожесточенных боев в небе Риги. Заявил две победы. По разным данным, то ли "Кобру" и Пе-2, то ли две "Кобры". Кажется, первая версия ближе к истине.

Это было отражение удара по аэродрому Румбула. Первоначально в бою участвовали только штурмовики из SG3, позже в бой вступили и лётчики JG54. Хотя сопровождение осуществляли пилоты двух элитных полков 11 ИАК, 68-го и 28-го гиап, но им не удалось защитить Пе-2 от тяжелых потерь. Немецкие штурмовики встретили их ещё на подходе и втянули в тяжелый бой, отвлекая от Пе-2. Другая часть "фоккеров" тем временем атаковала штурмовики. Первую заявку оформил командир II группы SG3, многоопытный майор Теодор Нордманн. Однако на самом деле он не одержал победу: атакованная им "Кобра" пилота Шевкунова ушла в глубокое пике, отрываясь от преследования, но вовсе не была сбита, только получила незначительные повреждения. В бою уже над целью было сбито две "Кобры", в том числе пилота Ивана Петровича Грачева, опытнейшего аса, имевшего на счету 17 побед, ветерана ещё финской. Сбил его Хайнц Вернике, известный ас 54 эскадры, а вторую "Кобру" сбил Шрёдер.

15 числа ас заявил ещё одну "Кобру". Он имел дело с группой Сиротина, который уже выздоровел и вернулся в строй. Шрёдер снова, оценив обстановку, попытался провести атаку по Сиротину, но на сей раз сбить Советского аса ему не дали. Однако сбить "Кобру" он всё же смог - из состава 821 иап, который пришёл на помощь 17 иап, сбит был пилот Янгутов. Плюс ещё одна "Кобра" получила повреждения и совершила посадку на брюхо, но её немцы заявлять не стали.

После этого ас отличился 5 октября. Заявил он "Ил". Это был единственный штурмовик, сбитый им за карьеру. Причём SG3 снова вынуждена была выполнять истребительные функции, отражая удары по острову Сааремаа.

 В документах описан успешный бой немецких фв-190 против группы 872-го шап. Как отмечено, фв-190 смогли подойти вплотную к "Илам" совершенно незамеченными на малой высоте и провести атаку снизу сзади, из мёртвой зоны. С первой же атаки сбиты были лётчики Тумак и Андреев. Остальные "Илы" не успели занять оборону и понесли ещё одну потерю - сбит командир одной из групп капитан Грудинин. Атака была проведена на самом высоком уровне. Отметим характерный для штурмовиков тактический приём - атака снизу, с малой высоты. Одна из побед, одержанных в первой атаке, принадлежит Шрёдеру. А Грудинина сбил его подчиненный Мюних.

На следующий день ас заявил Як-3, но это был на самом деле Як-9. В том бою ас страховал других штурмовиков, группа 404 иап атаковала идущие на малой высоте фв-190, но Шрёдер смог их подстраховать и добился победы, сбил пилота Ковалевского.

Последнюю заявку в карьере ас оформил 22 октября на "Кобру". И, что интересно, это единственная победа в карьере аса, которая не имеет подтверждения. Это был бой против группы 72 гиап, ведущим был Клещев Александр Михайлович. Группа сопровождала разведчика Пе-2. Немцы пытались атаковать Пе-2, но атаку удалось без потерь отбить.

Этот ас погиб в бою в январе 45 года, но точных обстоятельств гибели установить нам пока не удалось. Как мы видим, это был действительно очень достойный пилот, большой специалист именно по советским истребителям, умевший вести долгие групповые бои и старавшийся атаковать самых активных пилотов.

Хауптман Хуберт Пёльц, командир 7 отряда SG3, был одним из самых лучших штурмовиков люфтваффе. В основном он, конечно, известен именно своими успехами в уничтожении наземных целей. Но и в воздушных боях он добился ряда побед. На его счету было 6 побед, одержанных в сентябре и октябре 44 года.

Первую победу он одержал 5 сентября. Заявил Ла-5. В том бою 14 ВА потеряла один Ла-5, но немецкие штурмовики заявили две победы.

Затем он 17 сентября заявил Як. Пострадал 845 иап. Отмечено, что четверка полка была атакована внезапно со стороны солнца парой фв-190, в итоге сбит был с первой атаки Галкин Николай Павлович, ведущий второй пары, и погиб.

13 октября ас заявил "Кобру". Но это была, во-первых, не "Кобра", а Як-3 из состава 64 гиап, группа Муравьёва. Во-вторых, потерь в том бою понесено советской стороной не было.

27 октября две заявки аса на "Кобры", оформленные в разных боях, имеют больше прав на жизнь. В первом случае штурмовики пытались отразить налет "Кобр" и Пе-2, но им самостоятельно сделать это не удалось, однако, когда на помощь пришли пилоты JG54, то "Кобры" были отрезаны от Пе-2, и те понесли большие потери. Пёльц, однако, успел сбить командира группы сопровождения из 494 иап, опытнейшего аса Цыкина Илью Андреевича, имевшего 10 побед на счету.

Во втором бою Пёльц и его подчинённый Краус сбили по "Кобре" из состава 821-го иап, лётчики Кононенко и Вахрушев. Оба пилота благополучно спаслись с парашютами. Кононенко Александр Кузьмич имел на счету на тот момент четыре победы. Оба лётчика позже воевали в Корее, но, если Кононенко счёт не пополнил, то Иван Павлович Вахрушев сбил три истребителя США. В указанном бою штурмовики снова отвлекали "Кобры" сопровождения от атаковавших "Илы" лётчиков JG54.

Ну, а 30 сентября ас заявил Як-9, последнюю победу в карьере. На самом деле, это был Ла-5 из состава 171 иап. Ас атаковал группу внезапно на обратном пути и сбил пилота Харчевникова, что и объясняет ошибку в идентификации: он просто не успел рассмотреть, кого сбил.

Как видим, Пёльц, хотя и не стремился особо к победам в воздухе, но бои вёл добротно, используя в основном тактику внезапных атак. И сбивал исключительно истребители.

Ещё одним успешным асом был лейтенант Майер из 9 отряда. Он одержал 7 побед за карьеру. Первую победу он оформил 10 июля в районе Динабурга (Даугавпилс). Кстати, в тот день эскадра впервые "показала зубы" в воздушных боях - заявила разом четыре "Кобры", плюс ещё одну заявку оформил пилот SG4.

В бою, где отличился Майер, немцы оформили четыре заявки. Помимо Майера, отличились пилоты Штенцель и Нелльманн, а также Отто Киттель из JG54. Немцы в тот день совершали налёты на советские позиции, которые отражали пилоты 11 ИАК. 5 гиад с задачей успешно справилась, а вот 190 иад пострадала серьёзно в указанном бою. К сожалению, её состав сильно уступал составу 5-й гиад. Сбиты были пилоты Егоров, Дарымов, Гусаров и Мишакин, одного из них и сбил Майер.

20 июля ас заявил снова Кобру. В тот день в основном заявки оформляли пилоты SG4. Причём в их заявки затесался и МиГ-3, и даже Спитфайр. Поскольку JG54 в то время была задействована в районе Ковеля, то штурмовикам пришлось здесь выполнять роль истребителей. На самом деле, 3-я ВА в тот день потеряла всего одну "Кобру", пилот Гаврилов. Советские документы без особого восторга отзывались о действиях немецких истребителей, которые прямолинейно шли в лобовые на "Кобры", что было совершенно неразумно. Не удалось им ни разу прорваться и к Пе-2. Гаврилов был сбит по собственной оплошности, он потерял строй во время вылета. Его как раз и сбил Майер, а заявки пилотов SG4 были лишь попыткой замаскировать собственную неловкость.

6 августа ас заявил "Кобру", но, как мы уже упоминали в рассказе о Шрёдере, это был Як из 148 иап.

10 августа ас заявил "Ил". Отражать налеты 14 ВА пришлось не только штурмовикам, но даже разведчикам из NAGr.5. Были заявлены две победы. Однако, по данным 14-й ВА, потери были понесены не в воздушном бою, а от огня ЗА, а атака истребителей по штурмовикам отражена. Так это или нет, установить непросто. Поскольку штурмовики любили атаковать Илы снизу, то вполне возможно, что советские лётчики и ошиблись.

28 августа ас заявил Як недалеко от Дерпта (Тарту). В том бою 269 иад потеряла два Яка, немцы же оформили четыре заявки. 29 числа он заявил Ла-5, но точного подтверждения и эта заявка не имеет. Не удалось нам установить, имела ли место в реальности  последняя победа в карьере аса 6 сентября.

Больше побед ас не одержал, скорее всего он был сбит и погиб в одном из боев (точных данных нет). Как бы то ни было, Майер тоже был хороший пилот.

В общем, если подводить итоги, мы видим, что SG3 была очень сильным противником. Пилоты эскадры вели бои в стиле JG54, с которой грамотно взаимодействовали, и оценивали успехи достаточно точно. Примечательно, что основными их целями были именно истребители. С ними немецкие штурмовики вели бои очень достойно, как групповые, так и путем внезапных атак. Её лучший ас Шрёдер, хоть и уступал формально асам той же SG10, но по факту был, вероятно, лучшим асом-штурмовиком по способности к воздушному бою. Конечно, Ламберта и Бухнера, которые были скорее просто истребителями, мы не берём в расчёт.