Начало ноября. Осенние зарисовки

Елена Викторовна Степанова
Казалось, что дождливый октябрь никогда не кончится. Под конец навалило много снегу, который продержался пару-тройку дней и почти весь растаял. О нём остались одни лишь воспоминания и остатки от наскоро слепленных снежных баб да крепостей. Как правило, первый снег в наших широтах оказывается недолговечным и вскоре растаивает.
          Несладко пришлось обитателям лесопарка: белкам и птицам нужно было рыться в снегу, чтобы найти себе пропитание. Особой популярностью стали пользоваться кормушки, развешанные по всему лесу. Заботливые любители живой природы с радостью подсыпали в них семечки и прочий прикорм.
          Наконец, наступил ноябрь. Снег к его началу начисто пропал, и пошли затяжные дожди. Они смыли с веток деревьев остатки снега и льда, которые падали гуляющим прямо на головы. Один день, правда, был солнечным, да и то только наполовину. К вечеру солнышко скрылось за серой облачностью, а на следующий день на землю пал туман. Люди шли, а машины ехали во мгле. Вспомнился «туманный Альбион»: так называют Англию, в которой я так и не побывала, хотя в детстве учила английский язык. По другой версии, «туманный Альбион» - это белые скалы Дувра, которые увидали древние мореплаватели, подплывая к Британским островам со стороны Ла-Манша.
          После снега и заморозков растительность значительно пожухла. Крапива безвольно повисла, плетьми свесив свои подмёрзшие ветки и листья. А листья орешника стали буро-коричневыми, тогда как ещё недавно были едва пожелтевшими. Одна трава-мурава осталась зелёной. Она и под снегом зимой зеленеет, а к весне, как только начинают таять снега и появляются первые проталины, радует глаз своей бриллиантовой зеленью.
          Воздух стал уже прохладным. Он забирается под воротники одежды, скользит по рукам и щекам, напоминая о том, что недолго уже осталось до зимних холодов. В парке он отличается особой чистотой и свежестью по сравнению с воздухом вокруг шоссейной дороги, в котором чувствуется запах выхлопных паров от автомобилей. Этот запах ослабевает по мере углубления в лесопарк, поэтому я чаще выбираю аллею, ведущую не вдоль шоссе, а прямо вглубь парка.
           На недавно асфальтированных дорожках парка видны невысохшие после дождя лужи. В них плавают опавшие с деревьев листья. Много упавших сухих веток и сучьев, лежащих прямо на дороге. Они, по-видимому, упали от порывов ветра. Падают и подгнившие деревья. Иногда они зацепляются за другие деревья и повисают в воздухе, представляя потенциальную опасность для прохожих. Приходится быть осторожной и обходить их, пробираясь где-нибудь сбоку.
          Белки уже давно прыгают в серых шубках. Они гораздо гуще и теплее, чем летние рыжие. Эти изящные маленькие существа поразительно активны по утрам и среди дня, но не успевают ещё спуститься на землю вечерние сумерки, а белок уже и след простыл. Вероятно, они прячутся в своих гнёздах и отдыхают там до следующего утра. Интересно, что обычно белки метят свою территорию и не допускают на неё других сородичей. Но в нашем ельнике их бегает по нескольку особей кряду, гоняются друг за другом по земле или по деревьям и прекрасно уживаются на сравнительно небольшом участке леса. Пусть бегают на радость посетителям парка, которые их так любят разглядывать и подкармливать! Как только появится устойчивый покров снега и наступят холода да мороз, им придётся несладко, как, впрочем, и птицам, и мышкам, и прочим обитателям нашего лесопарка.