Валентина влюбилась в 16 лет. Заключение

Тамита
Сестра была старше меня на десять лет и семь месяцев. Когда она засобиралась замуж за Гену и, какие в доме шли баталии, чтобы этого не допустить, я отлично помню. Я к тому времени уже училась в школе и, кое-что начинала понимать. Я видела, как сестра страдала, мне было её очень-очень жалко, но я тоже не хотела, чтобы она уходила из дома. Поэтому и была на стороне родителей, хотя сестру искренне любила.

Потом я много думала, почему так трудно и неудачно сложилась её судьба. Возможно, выйди она замуж в 17-18 лет,  родила бы здорового ребёнка и всё было бы гораздо благополучнее. Валентина и сама так считала и нередко высказывала свои упрёки родителям за то, что они не отпустили её раньше. Рождение Люды с диагнозом ДЦП было не единственным в нашей округе: родились такие же дети в те годы ещё в двух других семьях, но родители их отдали в специальный приют, где их обещали вылечить. Валентина отказалась. Она утверждала, что там должного ухода за Людой не будет и, кроме того, над нею будут производить опыты, т.к. никто не знает, как такую болезнь лечить.  Наверное она была права: Оба ребёнка в спецприюте вскоре умерли.
Их родители не побоялись и решились на второго и третьего ребёнка, которые родились здоровыми. Валентина не решилась, и всю свою  жизнь посвятила Люде.  Хвалить  её за это или осуждать, я не знаю. Но родительская любовь, как и родительский волюнтаризм бывают порой губительными.  Если бы Люду отдали в спецприют, вероятнее всего, там бы ей сделали рентген плечевых и тазобедренных суставов и увидели вывихи. Ей бы своевременно сделали операцию или бы врачи-костоправы  без хирургического вмешательства сумели бы поставить ей все кости на свои места и со временем все бы забыли о страшном диагнозе. Кто знает точный ответ? Но шанс был, а им не воспользовались.

Как это понимать? Значит - не судьба или «была б на то не Божья воля..»?   
Если верить в приметы, которые просто «громко кричали», то брак Валентины с Геннадием не должен был быть заключён. Почему? Потому что родители были категорически против, как в ранней юности их дочери, так и потом, когда она повзрослела и была готова остаться старой девой, но ни за кого, кроме Гены замуж не выходить. Идти против воли родителей большой грех?  Но не она первая, не она последняя, кто выскочил замуж против родительской воли. Однако, что-то в этом есть.

Когда мой деверь (брат мужа), едва вернувшись из армии, объявил, что намерен жениться, родители тоже были против, но потом смирились, а иначе, он грозился остаться жить у будущей тёщи. Девушка не нравилась родителям мужа. Она была из соседней деревне и про неё слишком много было разговоров, пересудов, что она неверна солдату. Но он был непреклонен.
Начали готовиться к сватовству и одновременно к свадьбе. Сделали среди зимы внеочередную побелку в доме, стирку, глажку – навели чистоту, одним словом. За полтора суток до назначенного сватовства в доме, среди ночи, запахло дымом. Жар от новой русской печи, которую сложили в мае-месяце,  через раскалённый кирпич подпалил внутреннюю межкомнатную перегородку,  к  которой и примыкала печь одной стороной. Пока разбирали у печи кирпич в месте возгорания, пока устраняли, в доме закоптилось всё. Мы со свекровью только успели перемыть всё, что можно, в том числе потолки и стены. Сватовство состоялось, как и договаривались. Плохая примета? Несомненно! Через 8 лет нежеланная невестка овдовела. 

И есть ещё один момент морально-нравственный. Геннадий до женитьбы на Ольге,  вёл чересчур уж разгульную, по моим понятиям, жизнь: две односельчанки, ровесницы Валентины родили от него сыновей, сколько женщин сделали от него аборты, история умалчивает.  Потом его женитьба на Ольге, потом год тюремного заключения… Да и выпить он был всегда готов.  И всё равно Валентина продолжала его любить. А любовь ли это? Больше похоже на навязчивую идею, мне так кажется:  по гороскопу она Овен, а Овны очень упрямые. Хотя она и родилась в апреле, но в свидетельстве о рождении сделана была запись 6 марта, то бишь - Рыба. Мама рассказывала, что это было связано с демобилизацией папы в 1947 году и возвращением его на родной Алтай, но я так и не поняла, в чём заключалась необходимость сделать в метриках дату рождения Валентины месяцем раньше.
 
В отчий дом папа с семьёй смогли вернуться только в ноябре, а зимой сестра заболела. Медсестра из местного медпункта лечила, как могла, но предупредила, чтобы готовились к худшему. Мама сшила Валюше новое платье на случай похорон и прибрала неподалёку от её кроватки. А в послевоенные годы было много переселенцев, эвакуированных, погорельцев, которые группами и в одиночку проходили через наше село. Если заставала ночь, они просились на ночлег, и люди их запросто пускали переночевать, кормили и в дорогу собирали, что-нибудь из еды в котомку. После ухода одной из таких ночёвщиц,  мама обнаружила, что платье исчезло. Зато Валя неожиданно пошла на поправку.  Соседки потом поговаривали, что это она вместе с платьем Валюшину смерть забрала.

А я вот сейчас думаю: Возможно Валентина вообще не свою жизнь прожила? Когда ей изменили дату рождения, изменили судьбу? Она же, что фигурой, что лицом – всем взяла; русая коса до пояса, работящая, чистюля, каких поискать… от женихов отбоя не было. Когда она ещё замужем не была, приезжал двоюродный дядька по отцу из Хабаровска, звал её с собой, обещал за генерала замуж выдать. Там же, в Хабаровске, две бабушкиных сестры жили со своими семьями, дети их со своими семьями, внуки уже были, родственников полно, да и односельчан бывших тоже. В 30-е годы, когда вовсю шла индустриализация, культурная революция, много народу с Алтая туда уехало. Не пришлось бы сестре там скучать в одиночестве, но… увы, увы, увы! Она отказалась наотрез. Знать, другое будущее ей на роду было написано.

Одни злые языки поговаривали, что на Валентину порчу напустили, брошенные Геной девки-бабы. Другие говорили, что это родственники обиженных женихов, которых она отвергла,  её прокляли:  Раньше большим позором считалось для парня, если он получил от девушки отказ.  А третьи были уверены, что её просто сглазили завистливые взгляды: на красивых все глазеют без стеснения. Как бы то ни было, но жизнь Валентина прожила такую, что и врагу не пожелаешь.

Похоронили её рядом с дочерью в одной оградке на Новосёловском кладбище.  Рядом оградка и могила нашего брата Василия, который умер в один год с моим сыном, на четыре месяца позже. Народу на похоронах Валентины было немного, в основном родственники: День был рабочий, а пенсионеры, её ровесники, в большинстве своём не ходячие, да и вообще людей в селе осталось – раз, два и… обчёлся... Многие поразъехались из села по разным городам и весям, многие нашли свой приют на погосте. Геннадий был похоронен на старом деревенском кладбище, которое несколько лет назад закрыли для новых захоронений из-за заболачивания лугов. Русла рек заилились, обмелели, вода скапливается, где придётся, кладбище подтапливается.
Получается, что теперь даже природа воспротивилась тому, чтобы они были вместе, не позволила им упокоиться рядышком.  Такая вот печальная повесть ещё об одной, из великого множества, человеческой любви. И расплате за неё!