Александр Иванович Грисенко

Сергей Буйло
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Александр Грисенко родился 19.06.1904 г.  В РККА с 1920-21 г.г., 1926-27 г.г., и с 1932 г., в ВВС с 1934 г., в 1935 г. окончил 2-ю авиационную школу лётчиков (г. Борисоглебск). Участник гражданской войны, 1920-21 гг.
Капитан. Участник боевых действий в Китае с 22.01.1938 по 09.08.1938 г., командир отряда (официально - звена) И-15. По летной книжке: «Имеет боевой налёт - 95 часов. В воздушных боях лично сбил 4 вражеских самолёта (2 истребителя И-97 и 2 бомбардировщика Б-97)»
Полковник с 26 09.1938 г. Участник ВОВ. С 17.02.1939 г. по 8.08.1942 командир 2-го истребительного авиационного полка (по летной книжке в воздушных боях сбил лично 4 самолета противника: 2 истребителя Ме-109 и 2 бомбардировщика Ю-88). 08.08.1942 г. был сбит сам и тяжело ранен снарядом авиационной пушки в левую ногу, нога ампутирована. С 14.08.1942 по 29.05.1943 г. на излечении в военных госпиталях. В дальнейшем, заместитель командира 259-й ИАД (истребительной авиационной дивизии), а с 26.12.1943 по 23.10.1944 командир 304-й ИАД/23 гв. ИАД.
С 21.01.1945 по 03.05.1945 командир 16-й гв. ИАД, затем командовал  178-й ИАД в Харьковском военном округе, а  с  07.02.1946 г. по 1947 г.  начальник Чугуевского (Харьковского) военного авиационного училища лётчиков (ХВВАУЛ),  гв. полковник.
С сентября 1947 года А.И. Грисенко - заместитель командира 3-го гвардейского авиационного корпуса. Попав под развалины при землетрясении в Средней Азии демобилизовался по болезни (30.07.1948 г.) и вернулся в Ростов-на-Дону.  Награжден орденами Красного Знамени (14.11.1938, 06.11.1941 и 16.10.1944), Красной Звезды (03.11.1944),  Отечественной войны 1-й степени (05.11.1942) и многими медалями. Умер 16.06.1969 г. Похоронен в г. Ростове-на-Дону.

Наиболее полная и достоверная информация о жизни и подвиге А.И. Грисенко содержится в статье: http://proza.ru/2021/12/09/101. Ниже приведена дополнительная информация, не вошедшая в вышеуказанную статью.

Летом 1920 года Александр Грисенко, прибавив себе один год (ему было всего-то 16 лет), добровольно записался в Красную армию. Воевал в Крыму и на Украине. После окончания Гражданской войны вернулся в Ростов, где в 1924 году вместе с Моней (Мануэлем Владимировичем) Большинцовым организовал первую и единственную в стране негосударственную комсомольскую киностудию Ювкинокомсомол. За два года существования на этой студии было снято несколько художественных и документальных фильмов, включая известный сюжет о пребывании Льва Троцкого на Дону, который до сих пор используется в фильмах о той эпохе. В 1927 году на базе «Ювкинокомсомола» была создана просуществовавшая десятки лет  Ростовская-на-Дону студия кинохроники.

Одним из самых удачных фильмов Ювкинокомсомола стал боевик на революционную тему «Приказ №…», который вышел на экраны страны 31 декабря 1926 года. Режиссер фильма – Мануэль Владимирович (Моня) Большинцов, сценарист Михаил Юрьевич (тогда просто «Мика») Блейман. Александр Иванович (тогда просто «Саня») Грисенко был помощником режиссера и исполнителем главной роли – комиссара Зорина. На съёмках фильма Грисенко пришлось выступить ещё и в роли каскадёра. Так, в картине был эпизод, когда преследующий Зорина агент контрразведки падает с высоты 3-го этажа. На роль этого преследователя пригласили артиста цирка. Однако, взобравшись на стену, он, опасаясь за свою жизнь, прыгать вниз категорически отказался. Тогда Саня, переодевшись в одежду своего преследователя (съемка велась со спины достаточно мелким планом) дважды слетел вниз со стены с высоты 3-го этажа! К счастью ноги остались целы, всё обошлось только растяжением.

Мне удалось идентифицировать всех действующих лиц на копии старой фотографии съёмочной группы этого фильма.
В верхнем ряду первым слева стоит Владимир Александрович Шаховской (Станиварцев) - актер Рижского русского театра. В фильме он сыграл роль археолога Козловского. Второй слева – выдающийся кинооператор (будущий лауреат Сталинской премии 1-й степени 1949 года за съемки документального фильма «Владимир Ильич Ленин») Евгений Иосифович Славинский, которого за приличное вознаграждение пригласили из Москвы. Ещё в 1908 году по заказу известной фирмы братьев Патэ он снял документальный фильм о ледоколе «Ермак», а в мае 1927 года на съёмках кинофильма «Пленники моря» впервые в СССР произвёл подводные съёмки из водолазного колокола! Третьим слева стоит Александр Грисенко.
В среднем ряду сидят слева направо – артистка Таисия Рыбалкина (сыграла роль подпольщицы Анны), режиссер фильма Мануэль Большинцов, еще один будущий известный летчик Семен Брюмер (сыграл роль агента контрразведки) и второй оператор фильма Александр Иванович Ажогин. После расформирования киностудии Мануэль Большинцов перехал в Ялту, а затем в Новосибирск, где в 1930 году он вместе с бывшим кинооператором Ювкинокомсомола Александром Ажогиным снял художественный фильм о коренных жителях Сибири «Тунгус с Хэнычара». На всех просмотрах фильм получил одобрение и был причислен к первому разряду. Помимо СССР фильм был продан для показа в Америку, Францию и Германию. М.В. Большинцов стал известным советским кинодраматургом и режиссером, соавтором (совместно с М.Ю. Блейманом и Ф.М. Эрмлером) знаменитого фильма о С.М. Кирове «Великий гражданин» (сценарий дорабатывался при непосредственном участии И.В. Сталина).  Изображённый на фото Семён Ильич Брюмер в качестве актера снялся в двух фильмах ростовской киностудии: «Коммунит» в 1925 году и «Приказ №…» в 1926 году. В 1931 году, как и его друг Александр Грисенко, по партийной мобилизации уходит в авиацию. С июля 1941 года С.И. Брюмер - командир Юго-Западной авиагруппы особого назначения (ЮЗАГОН), осуществлявшей по воздуху снабжение, доставку боеприпасов и эвакуацию раненых из осажденной Одессы. Был военным консультантом одного из лучших советских фильмов времен войны «Жди меня» (в титрах не указан). В конце 1944 года назначен начальником Ростовского-на-Дону аэропорта. Проживал и умер в городе Ростове-на-Дону.
В нижнем ряду сидят слева направо - Николай Шувалов, сыграл роль начальника контрразведки Дукова и сценарист фильмов «Ювкинокомсомола» Михаил Юрьевич (Мика) Блейман, который впоследствии стал известным кинематографистом, лауреатом Сталинской премии 1948 года за участие в создании культового фильма «Подвиг разведчика». Одними из последних фильмов М.Ю. Блеймана были «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна».

Много интересной информации о полковнике А.И. Грисенко мне сообщила Анна Иосифовна Соловьёва – вдова лейтенанта Михаила Николаевича Чумакова. Анна Иосифовна рассказала, что полковник Грисенко всегда очень заботился о подчинённых своего полка и их семьях. (Фамилия и инициалы Чумакова присутствуют в известном в Интернете «Китайском» списке летчиков под № 18 на букву «Ч»).  Анна Иосифовна вышла замуж за Чумакова в 1940 году в возрасте 17-ти лет. Согласно её воспоминаниям, будущий муж, лейтенант М.И. Чумаков до службы во 2-м ИАП воевал в 1938 году добровольцем в Китае в авиаотряде под командованием А.И. Грисенко. Подробности своей службы в Китае Чумаков не разглашал даже молодой супруге, однако, всегда подчеркивал, что в Китае «батя» (т.е. Грисенко) спас его от разжалования и возвращения в СССР якобы за связь с женой какого-то большого начальника. Благодаря заступничеству А.И. Грисенко дело ограничилось только понижением Чумакова в звании до младшего лейтенанта.

  Первое личное знакомство Анны Иосифовны с начальником мужа действительно произошло в 1940 году в продуктовой лавке, как это и описано в документальной повести «За облаками солнце», посвященной подвигу А.И. Грисенко: «… (лейтенант) Чумаков с воспалением лёгких лежал, и его жена пришла купить для больного сливочного масла. А продавец ни в какую: «Всё продано!»  Тут как раз полковник заходит папирос купить, слышит разговор и спокойно говорит: «Поищите-ка получше, и отпустите жене больного офицера сколько нужно». Продавец засуетился: «Слушаюсь» Нашлось сразу масло…» Всё было именно так. Только на самом деле Чумаков лежал не с воспалением легких, а по причине кровотечения из ушей после не совсем удачной тренировки в барокамере.
Лейтенант Чумаков отважно сражался с немецкими ассами два первых, самых тяжелых месяца войны. 1-го августа 1941 года его самолёт был подбит в воздушном бою и разбился. По официальным данным лётчик геройски погиб и похоронен на Байковом кладбище города Киева.  После войны вдова Чумакова специально ездила в Киев, но на вышеуказанном кладбище могилы М.Н. Чумакова не оказалось. Вернувшись в Ростов, Анна Иосифовна сразу же пошла к Грисенко домой за разъяснениями. Александра Ивановича дома не было, но ей удалось уговорить жену Грисенко показать записи в его личном дневнике за начало августа 1941 года. В отличие от многих других командиров, полковник Грисенко всю войну вел дневниковые записи (как он говорил «фронтовой талмуд») и сопровождал их большим количеством фотографий, которые делал лично сам. В дневнике было записано, что 1-го августа 1941 года самолет Чумакова был сбит, летчик выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился в плавнях, где и был убит нашими партизанами, по ошибке принявшими его за немецкого летчика. На войне, к сожалению, бывает и такое. В то время Грисенко не сообщил вдове Чумакова подробности гибели её мужа, т.к. она находилась в эвакуации и ждала ребёнка.  Через несколько лет после войны Анна Иосифовна повторно вышла замуж. Вдова Чумакова помогла мне разыскать могилу А.И. Грисенко. Скончалась в Ростове-на-Дону в возрасте 91 года.

Последние годы жизни Александр Иванович сильно болел, и 16 июня 1969 года умер от рака легких. Вероятно, это были последствия вдыхания паров  крайне ядовитых и канцерогенных присадок в высокооктановом американском бензине для Аэрокобр. Многие боевые товарищи А.И. Грисенко, также воевавшие на американских Кобрах, вскоре после войны поумирали именно от рака легких! Во время войны всё делалось во имя победы, и на вредные последствия вдыхания паров такого бензина никто особого внимания не обращал! Война же ещё долго забирала жизни, и после её окончания.

Удивление вызывает тот факт, что в лётной книжке Грисенко боевой налёт в ВОВ заканчивается 1-м марта 1944 года, т.е. в ней учтён боевой налёт Грисенко только на  истребителях отечественного производства. Однако с февраля 1944 года, и до самого конца ВОВ (т.е. ещё более года!) Грисенко командовал 304-й истребительной авиадивизией, а затем гвардейской 16-й авиадивизией, которые были вооружены американскими истребителями Аэрокобра. Александр Иванович более 10 месяцев командовал 304-й авиадивизией, которая под его командованием тоже получила звание 23-й гвардейской. Вероятно, боевой налёт на Аэрокобрах не был включен в лётную книжку Грисенко, по причине того, что он летал на Аэрокобре,  переделанной без разрешения её американской фирмы изготовителя. Аэрокобра была единственным в мире серийным истребителем, у которого двигатель располагался не в носу самолёта, а за кабиной лётчика. Благодаря такой компоновке, в носовой части самолёта удалось разместить очень мощное вооружение, но центр тяжести сместился к хвосту. Это привело к тому, что американский истребитель был строг в пилотировании, особенно при посадке. Благодаря такой особенности самолёта, многие вооруженные им подразделения имели потери лётчиков при посадке, сопоставимые с боевыми!

Когда дивизия Грисенко получила Аэрокобры, он оказался просто в безвыходном положении. К своему любимому «Яку» он до этого приспособился быстро, но у Аэрокобры ножные тормоза, которые ему так и не удалось осилить. Рапорт Грисенко на разрешение переделки тормозов на ручные безрезультатно кочевал по инстанциям. Оказалось, что разрешить это может только руководство американской фирмы, выпустившей самолёт. И тогда Грисенко, в обход вышестоящих инстанций, под свою личную ответственность приказал механику переделать в его командирской Аэрокобре ножные тормоза на ручные, и стал на ней вылетать на  боевые задания. По свидетельству очевидцев, летая на переделанной Аэрокобре, Грисенко сбил ещё, как минимум, один немецкий истребитель, который, однако не был включён в список его официальных побед. После окончания ВОВ Грисенко продолжил великолепно летать на отечественных самолётах. Вот выписка от 29.06.1945 года из его лётной книжки: Проверка техники пилотирования. Виражи 45 градусов – отлично. Виражи 60 градусов – хорошо. Перевороты – отлично. Штопор – отлично. Боевой разворот – хорошо. «Бочки» - отлично. Спираль – отлично. Петля – отлично. Расчет – хорошо. Посадка – отлично. Общая оценка по элементам полёта – отлично. Командуя с 7 февраля 1946 года Чугуевским (Харьковским) военным авиационным училищем лётчиков он великолепно летал на отечественных истребителях Як-3 и Ла-9. И даже лично проверял технику пилотирования у инструкторов училища…

Ниже приведены выдержки из писем режиссера-сценариста М.В. Большинцова своему старинному другу А.И. Грисенко. В 20-е годы А.И. Грисенко вместе с М.В. Большинцовым создали в Ростове первую в СССР негосударственную комсомольскую киностудию, а в начале 30-х годов Грисенко работал на Ленфильме помощником режиссера на съемках фильма Большинцова «Конец Нахаловки». Эти письма помогают лучше понять характеры и взаимоотношения людей той, уже далекой от нас эпохи.

М.В.БОЛЬШИНЦОВ А.И.ГРИСЕНКО. 18.02.1944 г.: «Здравствуй, Санечка! Легче ежа проглотить против шерсти, чем с тобой договориться о встрече! Ты же твердо заявил, что в январе будешь в Москве. Я, как та красная девица, ждал, ждал и решил, что ты просто «заманивал». Дело в том, что я, если без шуток, твердо решил написать пьесу об истребителях. Мне хочется написать вещь не приблизительную, а такую, чтобы вся природа этого рода оружия, вся система подготовки людей и характеров стали бы понятны и художественно интересны. В наших картинах и пьесах, в большинстве случаев, можно легко сделать из героя-пехотинца героя-танкиста и даже летчика. Вот почему мне хочется с тобой, который знает всю сложность и нашей работы и своей, пройти важный период подбора и ознакомления с предметом. Меня за это время многие «сватали», но я храню верность тебе и теме, нами с тобой в основном обговоренной. Буквально на днях начну хлопотать о направлении в твою часть...
От нашего дома в Ленинграде осталось лишь немного пепла. Весь мой архив пропал. Надеюсь, скоро повидаться. Твой М. Большинцов».
ПРИПИСКА К ПИСЬМУ: «Дорогой Санька! Счастлив, что ты жив, живешь и будешь жить! Не знаю, что тебе сказать. Всегда тебя любил и буду любить. Будь жив, дорогой, кувыркайся в воздухе, рубай этих скотов, сволочей, чтобы ни один не дышал. Живи долго! Твой Фридрих Эрмлер».

М.В.БОЛЬШИНЦОВ А.И.ГРИСЕНКО. 25.03.1951 г.: «Давай, Саня, напишем роман «Земля и небо». Про то, какую школу должен пройти летчик на земле, чтобы стать хозяином в воздухе. Все, что ты мне расскажешь, давай опишем! О воспитании воли, о командирах хороших и плохих, об умных и глупых. О быте части, о женах, о квартирах. О сердце коммуниста и об исправных службистах, которые не вкладывают ни сердца, ни совести в большое партийное дело воспитания людей. Даю тебе слово – хорошая, нужная и интереснейшая книга может получиться…»
К сожалению М.В.Большинцов вскоре умер, и роман-сценарий о жизни летчиков «Земля и небо» так и не был написан.
Вот такие судьбы были у ростовских комсомольцев 20-х годов!