Сакральный Юго-восток Столицы... Гл. 3

Гайкова Нина Николаевна
            Сакральный Юго-восток Столицы...
  Глава третья «Как всегда – об Образах Святых…»
Этот Храм монастырский в честь Пречистой Матери Христа возведён. В честь Образа «Северных рубежей». (См. также «Об  «уголке» Пречистой в Храме Ея» и «Небесное,                в земном воплотившееся».Ч.4) В честь Образа Этого в Столице несколько храмов возведено.
Вспоминается невольно, как вразумила Матерь Божия детей  своих неразумных – строителей храма  за ослушание.
Ведь сказала же Она, явившись во сне зодчему, чтобы Крест деревянный ставили –                а строители  всё-таки железный водрузить решили. Да с этим крестом  один из строителей  с высоты на землю упал – не повредившись, конечно. Не могла же Мать детей своих, без злого умысла ослушавшихся, искалечить… Речь об Образе Тихвинском.
А напротив  Собор Ея – вернее – Собор Образов Пречистой – И Призри на смирение, и со Святой Горы «спустившиеся» Скоропослушница и Всецарица. А почти рядом Образ Чудотворный, без Которого ни одну Святую Обитель, ни один храм православный представить невозможно. Заступница рода христианского – Казанская…
А под Образами Пречистой – плоть и дух исцеляющие Святые Целители - Бессеребренники, от рук разбойников погибшие Косьма и Дамиан. А ещё Святитель Мирликийский с храмом и мечом в руках. «Никола Можайский», как в кантах духовных поётся. Он на русских иконах нередко храмы в руках держит.
И, конечно, не может не быть здесь, как и в любом храме православном, Целителя-Великомученика,  имя которого, наверное, и в годы «соцреализма», когда у народа Бога, душу отнять пытались, многие знали. 
Вспоминается невольно, как А.К.Толстой назвал Юношу-Мученика «Государем» - словно от имени народа русского – русского крестьянина – оттого и речь в стихотворении графа народная. Пред Святым, по земле ходившим, когда  Руси и в помине не было, травы на поле русском «расступаются» и цветы  Святому Мученику «поклоняются».
Святому Целителю Пантелеймону – Пантелею – по-русски.  Единство Древнего Святого с русским полем  и на некоторых образах иконописных явлено – от веры,                от души народа русского. Народа, просящего, чтобы расправился Святой «палкой суковатою» с нетерпящими «звона гуслярного», с отвернувшимися от Бога и других отвратить пытающихся. Короче, с нигилистами, с революционерами...
О Святынях Московских беседовали мы не раз – и Образы Святых, на молящихся взирающих, вспоминали. Потому приходят невольно на память  слова Шопенгауэра, которые Князь-Философ в своих знаменитых «Очерках…» приводит. (Хочется надеяться, что все уже поняли: речь о «Трёх очерках о русской иконе»                кн. Е.Н.Трубецкого). Иконы словно «знатные особы», с которыми нельзя «заговорить» первыми – а надо ждать, пока они «призовут». Только «призывают» они от всего сердца молящихся, осознающих, что  обращаются прежде всего к  Первообразу – к Творцу,                к Пречистой Матери Христа, ко Всем Угодникам Божиим. И то, что Икона – «Окно       в Царствие Небесное», как написал трагически известный П.А.Флоренский. (Наверное, так всё-таки русскому человеку  понятнее).
И в Обители Святой становятся слова эти, можно сказать, «физически» ощущаемыми... 
 А ещё - как не быть здесь образам Святителей Первого Вселенского Собора,                о которых тоже сказано немало, а одного  из них мы ещё раз недавно упомянули.                Как не взирать на прихожан Святителю Мирликийскому и Святитель Тримифунтскому -  Святым Николаю и Спиридону?! См. также «Как хорошо со Святителем рядом», «На страже Правды и Справедливости», «Пространство глубокой сосредоточенности», «Снова о Храме Святителя, из глубины веков на Русь пришедшего» и не только).
Как не быть в Храме Образу Святого Старца Саровского Серафима?!
Взирает на молящихся и Святой Иоанн Шанхайский. Взирают и Новомученики Земли Русской.
    А вот  пример Святости Супружеской, из первых веков христианских к нам пришедшей – Святые Адриан и Наталия. Супруга, Мучеников Христианских  в скорби поддержавшая, а после казни их мир оставившая, - предназначение, Богом данное, исполнившая. (См. также «Небольшие путевые заметки»)
Рядом Святые века двадцатого – Всероссийский Батюшка Иоанн Кронштадтский и Алексей Мечев.
Вот Святой Воин, которого нечестивые язычники в 306 году копьём проткнули за то, что на себе познали: Истина сильнее любого злобного, доселе непобедимого великана. Воин, словно «эстафету духовную» Князю Русскому на Поле Куликовом «передавший».                От имени этого Воина одна из родительских суббот название получила. Святой Дмитрий Солунский. (См. также  «Небесное, в земном воплотившееся». Очерк 2).
А вот Пророк Ветхозаветный, которого нередко пишут в пустыне, когда птицы пищу ему приносят. По словам народа русского, он «два часа уволок». Святой Пророк Илия.
И, конечно, как не быть в храме – в этом особенно, Образам Триединого Божества                и Игумена Земли Русской, в честь Пресвятой Троицы Обитель создавшего? (См. также «Святость Земли Русской, боговдохновенная русская литература и нравственное воспитание»).
А племянник его – Основатель Обители Сей – Святой Феодор Ростовский, которого мы в главах предыдущих упоминали. В Храме и Образ его иконописный, и придел в честь Святого Ростовского. (Думаю, многие помнят, что Преподобный Сергий – в миру Варфоломей родом из Ростова).
В этом приделе словно Крест из пяти Икон Пречистой – и самых известных всей России и за пределами - Владимирской и Казанской, и чуть менее миру современному известных, но не менее на Руси почитаемых. Главное, что Она  - Одна, Единственная, через которую Спасение от смерти в мир пришло… 
И, конечно, как не быть в Храме приделу в честь Игумена Земли Русской - Преподобного Сергия Радонежского. Придел этот неотапливаемый – потому только летом служит – не так это важно. Но не может не быть  здесь придела в честь Игумена Земли Русской…

  (Завершение следует)