Appassionata, поэма одного вечера

Соболев Юрий Яковлевич
               


                ESPOSIZIONE



За окнами медленно сгущаются тучи
готовясь город умыть дождём .
Мы в двоём , с электронной    "Марусей " ,
готовим ужин , спорим и ждём .

Час за часом коротается вечер ,
вот-вот и навалится ночь .
Я накидываю куртку на плечи ,
я знаю , что ты не придёшь .

Выхожу в остывающий город ,
побродить в никуда , ни за чем .
Храм Владимира смотрится строго ,
в этих сумерках предназначенных мне .

Я пожалуй зайду помолиться ,
хотя с верой , как обычно беда .
Попрошу , чтобы мне не напиться ,
чтобы трезвость сохранить навсегда.

Слышу музыку , Боже ! , соната...
и как назло во всей силе луна .
Вспоминается медленный танец ,
что случился полгода назад .

Когда толком друг друга не знали ,
когда встречали вместе закат .
В " бальном " зале съёмной квартиры ,
сердца бешенно бились в такт .

И луна светила , как солнце ,
освещая наш безобидный шабаш .
Как в ресторане готовили ужин,
и до утра летел за часом час .

На пельмени сметану вилкой ,
играя клали , как дети смеясь .
И я думаю Булгаковским ведьмам ,
было время и дело до нас .

Наш бал не сокрылся от взоров ,
этих злобных и хищных существ .
Вихрем взгляды , укоры и споры,
прилетели и мне и тебе .

Твоё платье в чёрных узорах ,
и на спине пришпиленный бант ,
проводили от счастья до горя .
С праздника жизни в бедлам .

   Так странно , в две тысячи третьем,
   когда из меня выбивали мозги,
   ты хулиганила в детском садике ,
   грызла ногти , ломала цветы .

Максимально странная встреча ,
ожидала и меня и тебя .
Что до меня , то я - искалечен ,
до тебя . . . ты расскажешь сама .



                SVILUPPO




Отвлекаюсь на шумную свору ,
что случилась у меня на пути .
Перед входом в заведенье         
" питейной ",
и мне чертовски захотелось зайти .

Атмосфера и запах разгула ,
влезли в душу обещаньем забыть ,
что ни кому я ни разу не нужен ,
в этот вечер тяжких обид .

Подхожу до угрюмого парня ,
что за стойкой торгует питьём .
и в глазах его вижу усталость ,
понимаю . . . Его что - то гнетёт .

Две не крепких , и одну покрепче ,
заказал , чтобы мне не вставать ,
лишний раз . Я чертовски ленивый ,
когда душою хочу отдыхать .

Пару фраз , чисто для диалога ,
произнёс не ожидая ответ .
Но парень ответил охотно ,
как на - Привет - , отвечают -Привет-.

Оказалось понабрал кредитов ,
и за квартиру нечем платить .
К тому же девушка гуляет с другими:
проповедуя свободную жизнь .

И рассказал , как ныряет дельфином,
из ревности моря в запой .
Посоветовал не влюбляться в красивых
и отношения это тот же конвой .

И мне почудилось , я слышу голос ,
свой собственный где - то в дали .
Так странно , мы люди разные ,
а чёртовы проблемы - одни .

Не решившись ничего добавить ,
взял бутылки , пошёл за стол .
В благодарность сто граммов кальмаров ,
получил за наш разговор .

Порой очень важно послушать ,
каждый хочет услышанным быть ;
а собственных проблем ворох ,
сюда приходят в спиртном утопить .

Как ни странно , но очень душно ,
скоро стало мне в этом углу .
Куда я убежал малодушно ,
не принимая , что не найду .

Чего нет уже который вечер ,
который день , и которую ночь .
Злая сила будто давит на плечи ,
не пуская убраться прочь .

Из этого входа во врата преисподней,
из последнего пристанища душ ,
что сбежались сюда , отказавшись пытаться
в своей жизни изменить что-нибудь.

И я перебрал , это по факту .
Плохо вижу , и тяжесть в ногах .
Но всё же : встаю , не теряю надежду,
чаевые даю , ухожу .



                RIPRENDERE


И ноги почему - то понесли к драмтеатру ,
а это километра . . . ну может быть два .
Вернуться ? Ну нет уж . Плохая примета .
Хоть суеверья это так . . . чепуха .

Что в пивной , что в квартире , мне места нету ;
я погибаю что - там , что - там .
Прогуляюсь до центра , брошу жизни монету ,
У " Краеведческого " в цветной фонтан .

Продвигаюсь по шагу , в переулках уснувших ,
от фонаря к фонарю . Устал .
Присесть бы на лавку , но ни одной не увидел ,
и подумал , что до утра :
не дойти до театра , не дойти мне до дому ,
и усилия приложены зря .
Театр , дом , квартира , подруга,всё вокруг
чья - то злая игра .

Но , понывши немного , чуть - чуть освежившись ,
сделав прохлады ночной глоток .
Поднявши глаза , я вдруг обнаружил,
что мой путь уже не далёк .

Квадрат пред театром , что    "Морским садом " ,
был назван в честь павших бойцов .
Лежит преспокойно , и я краем глаза,
покосившись на театр зашёл .

Нет не в театр , на территорию парка ,
для театра я слишком смешон .
К тому же в театре , улёгшись на лавку
я привлеку и ментов и позор .

Оно и в парке , на лавке , не слава ;
быть позору тут как ни крути .
Ох ладно , к чёрту , не будем о грустном ,
сейчас бы до лавки дойти .

Прохожу мимо пары влюблённых ,
обнимаясь целуются всласть .
На секунду оторвавшись друг ото друга ,
принялись меня созерцать .

Ну что за напасть , полноте , право ,
я не к вам вечерок коротать .
Люди , влюблённые , смотрите друг в друга ,
не коленкор мне перед вами упасть .

И как будто услышали , в момент отвернулись ,
целоваться не стали , застеснялись видать .
А я прошёл дальше , шагов на пятнадцать ,
и усевшись на лавку принялся отдыхать .

Парочка всё же покинула в спешке ,
как кошка с сосиской пригорюнивший парк .
Но были застигнуты фонарным светом ,
всем " прокричавшим " : - Это два пацана !

Да тут дело ваше , я в общем не против ,
сложив руки рупором хотел прокричать .
Но из театра повалили нарядные люди ,
и я немного опешив решил промолчать .

Антракт , я надеюсь . . . До конца представленья ,
по планам моим ещё минимум час .
Один акт , для Гоголя , вообще не прилично .
Но режиссёр , видимо , был Гоголю враг .

Конец . . . Конец представленья ,
и половина публики двинулась в парк .
Но может антракт ? Нет , бессомненья ,
мой выход на " сцену " , моей пьесы финал .

Лежу , как поверженный , на досках уложенных ,
на ножки поставленных , в лавочку сложенных .
Колючими взглядами , кидаясь - кусаются ,
смеются безудержно , унизить пытаются .

А мимо проходящий , небритый алкаш ,
" Слава Тебе Господи ! Ещё один наш . . . " ,
сказал , и присел , как голубь на ветку ,
я , приподнявшись , угостил сигареткой .

Пахнуло от него , как ни дай бог . . .
Я ужаснулся с той мысли , что мой итог ,
такой же , пожалуй , если не хуже .
Впрочем . . . без разницы , если - не нужен .

Он что - то боромочет , о тяготах жизни ,
судьбы , злополучной , рисует картины .
И тут же на водку просить у меня ,
пытается , софитом заблестела слеза,
и вниз пробежавши по небритой щеке ,
заблудившись исчезла в седой бороде .

Я отвернулся , он был сконфужен .
- Мне нужен парк , ты мне не нужен.-
Хотелось сказать , но что - то сдержало ,
может быть совесть , а может быть жалость .

Куда я забрёл . . . Звенит в голове ,
и мне так , захотелось , рассказать тебе ,
какое стоит амбре , в осеннем парке ,
когда листья пачками падают на лавку .

А ты спокойно сидишь и вдыхаешь ,
когда - то тоже упадёшь , знаешь .
Прильнёшь к породившей земле лицом ,
родившей однажды , ожидавшей потом :
всю мою долгую , скорбную жизнь ,
когда я вернусь .
- Да вернусь . . . Подожди . . .


                CODA


Я дал своему новому спутнику денег.
Он улыбнулся , поднялся , и уже было покинул ;
меня , но увы , вдруг возникла преграда .
В виде патрульно - постового наряда.

Документы предложили нам предъявить ,
я полез по карманам , их не может не быть .
Оказалось , что может , все карманы пусты .
теперь , для разъяснения придётся пройти .

А я как раз никуда не тороплюсь в этот вечер .
Хоть на шабаш пойти , хоть на тайное вече .
Мой спутник стоял воплощая приличие ,
мол у него всё нормально
. . . ну и у меня всё отлично .

Продвигаемся в сторону полицейской машины ,
задремавшей уныло , перед парком , так мило :
наблюдать её морально устаревший вид ,
в соседстве с кроссоверами серии икс .

Заднее отделение , с решёткой и лавками ,
доверху забитое , додумками и фактами .
Как давно я здесь не был , и не скажу что скучал ,
но сегодня нашёл в этом месте причал .

Доставили в изолятор , оформили быстро ,
когда карманы пусты , то и на душе как - то чисто .
Мой новый знакомый , болтал до утра ,
но солнце взошло , а значит - пора - .

Выхожу на просторы сырых тротуаров .
Затягиваюсь облаком автомобильного газа .
Двенадцать пропущенных . . . Я тоже скучал .
Но вернуться не мог , ведь если бы я ,

вернулся , то был бы неизбежно скандал ,
ты кричала бы громко , я бы тоже кричал .
Кто виноват из нас больше , знает лишь Бог .
Но я лблю тебя солнце ,
я погиб ,
вот итог .

Всё ярче по небу расползается день .
Локон белых волос захотелось погладить .
Поцелуями осыпать контур строгих бровей .
Провести по переносице указательным пальцем .

Вызываю такси , хотя ехать и стыдно.
Мне надо придумать , что бы ей рассказать .
Малодушным подростком отступая от правды ,
отпускаю обиду , боясь потерять .

Моё солнце , так ярко осветившее время ,
от нежного мая , до первых дней сентября .
Так глупо и мелко , но я завидую стенам ,
что сейчас преспокойно созерцают тебя .

И зачем я приду ? Чтобы глупо и нежно ,
унижаясь заискивать , извиняясь любя ?
А злая ревность когтями утомлённое сердце ,
будет резать и ждать ,
будет резать и ждать .

Когда вновь меня сдавит петлёй одиночества ,
и я в ночь побреду , как исполняя пророчество :
пустыня и пустошь - проклятье на век .
Для мирского ты - раб , если ты - человек .

Однажды сердце пронзит не любовь,
а случайный нож хулигана .
И как бы не старались врачи ,
уже не затянется рана .

Но исчезая я вспомню те простые стихи ,
что насквозь пропитались ароматом любви ,
как мы встречали рассвет в объятьях зари ,
на Бабефа , дом 6 , кор. 3

                P . S .

И хотя так сложилось , что выпивать перестал ,
не скажу , что специально , не скажу, что искал ,
я свободы от мерзкого , "синего моря",
горе и в пьянстве , и в трезвости - горе .

Но каждый раз , как одеваю , куртку на плечи ,
сердце бешенно рвётся в тот сентябрьский вечер .