Артур Конан Дойл - сэр, писатель и спиритолог

Александр Квиток

Если кто-то интересуется историей человеческих заблуждений, пройдите в Интернет: там есть книга «История спиритуализма» (The History of Spiritualism, 1926), которую написал сэр Артур Конан Дойл (1859-1930). Да, тот самый, что про сыщика Холмса сагу сочинил. У известного писателя много титулов (больше пяти), из которых назову только один, нам интересный: «Почётный Президент Международной федерации спиритизма».

Для ясности: спиритизм – это практический оккультизм. Фундаментальный труд по исследованию оккультизма критики и современники оценили в превосходных эпитетах. «История Спиритизма» – «изумительная книга», «захватывающее повествование», начертанное «вдохновенным пером Конан-Дойля», а самого писателя провозгласили «главным мистиком своей эпохи». Ну, «главный» –  это слишком громко сказано. Я бы назвал Конан-Дойла авторитетным «спиритологом», каким он и стал в натуре, после написания книги. Есть подходящий синоним в русском языке – «духовед», а у нас первый кандидат в духоведы – это русский писатель Ф.М. Достоеский, весьма компетентный в духоведении. Во всяком случае, у Достоевского, в сравнении с западными спиритологами, больше здравомыслия, основанного на Библии. К русскому духоведу мы ещё вернёмся…А пока продолжим с английским спиритологом…

Мистическое мышление всегда брало в нём верх над научным скептицизмом. Осознанный интерес к мистике возник у молодого медика (он имел степень бакалавра медицины), когда скончался его родитель.

Дойл старший окончил свои дни в психиатрической клинике (в 1886 г.), куда его упекли после того, как он стал, якобы, слышать «голоса с того света». Говорят, Артуру попал в руки дневник отца, где тот описывал открытый им метод сношения с духами мёртвых. Не отсюда ли у молодого сэра интерес к спиритологии? Яблочко от яблони…

На исходе войны, как принято считать, под воздействием потрясений, связанных с гибелью близких людей, Конан Дойл стал активным проповедником спиритуализма.

Многие люди не сталкивались со спиритизмом и даже ничего не слышали о нём до 1914 года, когда во многие дома постучался ангел смерти. Противники спиритизма полагают вчера, сегодня и завтра, что именно потрясшие наш мир социальные катаклизмы вызвали такой повышенный интерес к психическим исследованиям.

В трудах Шопенгауэра (глава «Понятие воли») есть такой мировоззренческий тезис: «…возникает мир как представление, со всеми его формами, объектом и субъектом, временем, пространством, множеством и причинностью…До сих пор воля, он (мир) становится вместе и представлением, объектом познающего субъекта…». Прочитавши десяток страниц мрачного философа и дойдя до этих слов, писатель Василий Розанов прервал чтение и взял для себя этот принцип, как основополагающий. «Мир есть моё представление», – с удовольствием записал Розанов в мемуарную книгу под заголовком «Уединённое» (правда, ссылку на Шопенгауэра он всё-таки сделал) и стал жить и писать совершенно свободно, не признавая авторитетов, никого не слушая и ни на кого не обижаясь. Вместе с тем, он надеялся, что и на него никто не будет обижаться. Многие современники считали его гением, и находили причину гениальности в том, что он «никого не слушал и выдумал своё».

Автор считает уместным воспользоваться опытом и тезисами почтенного Шопенгауэра и не менее почтенного философа-декадента В.Розанова, и скромно отмечает для себя и читателей: «Мир есть моё представление и объект познающего субъекта». Вместе с Шопенгауэром, Розановым, Конан Дойлом и другими исследователями, я тоже есть «познающий субъект», и мир для меня – весьма любопытный объект в моём представлении.

Хочу всё знать…сколько успею, насколько хватит жизни.

Сэр Артур Конан Дойл, в отличие от Розанова, представлял мир в рамках католического мировоззрения. До 1914 года. Потом, увлёкшись спиритологией, он, как джентльмен, учёл опыт предыдущих исследователей спиритизма, назвал их поимённо и постарался на страницах своей книги последовательно отразить не только историю зарождения и развития практического спиритизма, но также и мистические основы этого учения. В результате получился солидный исследовательский труд – книга «История спиритуализма». Разумеется, имя авторитетного писателя вплоть до наших дней держит на высоте авторитет книги. На русском языке книга издана в 1998 году петербургским издательством «АОЗТ Журнал Звезда».

В предисловии русского издателя сказано много восторженных слов в адрес английского писателя. А спиритология вообще превозносится как «стройное, гармоничное, всеобъемлющее мировоззрение»…«спасительное(?) для человечества». Приехали!

Допустим, что здесь возник «когнитивный диссонанс» . Столкновение конфликтующих представлений есть, но никакого дискомфорта автор не испытывает и готов обоснованно возразить.

В моём представлении мир выглядит и развивается иначе, и на этих страницах я намерен разоблачить лживые утверждения деятелей спиритизма, как теоретиков, так и практиков.

Зачем мне это надо? Отвечу словами псалмопевца Давида: «Закон Бога люблю, а вымыслы человеческие – ненавижу».

Вот уже слышу протестующие голоса:
    – Да кто ты такой? Тоже мне, разоблачитель нашёлся! Да ты знаешь, кто за нас?

Знаю. Много вас. И что? Я должен перед вами по стойке «смирно» стоять? А вот хрен вам в одно место...

Страстная проповедь Кардека, Дени, Сведеборга, Конан Дойла и их французских, английских, американских и немецких коллег привлекла к спиритизму внимание и симпатии в научном мире, в мире литераторов и людей искусства. Немалое число больших и всемирно известных учёных выразили свою убеждённость в истинности спиритизма и занимались исследованиями в этой области…И даже Наполеон Бонапарт, говорят, увлекался спиритизмом…на победу в сражении гадал у спиритки. Убийственный аргумент…А всемирно известных сторонников спиритизма по всему миру многовато набирается. Перечень фамилий и титулов займёт уйму времени и много страниц текста. Не будем…

Я только один вопрос задам, риторический: «А разве они умнее Бога – эта многомиллионная армия учёных, литераторов, людей искусства, именитых политиков, полководцев, коронованных особ и прочих свободных и не очень свободных художников? Разве они, вместе взятые и построенные в колонны, сильнее Бога?

Не будем темнить, господа медиумы, спиритологи и вам симпатизирующие граждане! Давайте осветим исследуемое пространство светом Божьей истины.

;
Слово Бога определяет спиритизм как тяжкий грех. Увлечённый игрой человек отвращается от живого Бога и обращается к нечистым духам. Занятие спиритизмом может привести человека к одержимости бесами. Наиболее страшным, считает церковь, является то, что человек думает, что обращается к душам умерших, а на самом деле общается с бесами, которые могут явиться человеку в различных образах, в том числе и в человеческом обличье. А ведь в натуре – большой обман. Ниже приведены выдержки из Закона Моисея, обязательные не только для евреев, но и для всех христиан:

«…не научись делать мерзости, какие делали народы сии (язычники Ханаана):
не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей,
обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых;
ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего;
будь непорочен пред Господом Богом твоим».
                (Второзаконие 18:9-13)


Будем называть вещи своими именами. Знают ли спиритологи, медиумы, духоведы, спириты, спиритки и все прочие гадатели, обаятели и «вопрошающие мёртвых», что они делают «мерзости» пред Богом? Да. Знают и делают. Свой выбор они делают осознанно и даже вызывающе. Тем хуже для них…если верить Библии.

Боже мой! А кому же ещё сегодня можно верить?!