Пробки в городах, пробки в головах

Виктор Ушаков
               
     Возникновение пробок автотранспорта в густонаселённых городах, казалось бы, имеет объективные основания: не отвечающая современным требованиям, устаревшая планировка улиц, возросшее число жителей и автомобилей.
Разумеется, градостроители в каком-нибудь 16-17 веке не могли рассчитывать, что огромное число горожан будущего будет перемещаться преимущественно в индивидуальной "карете".  Но и тогда, в стародавние времена, и в относительно недавнее, советское время, проблема "пробок" не была столь острой,
транспортные потребности более-менее успешно удовлетворялись при существующей организации общества.

   А в веке 21-м,  при возросших технических и информационных возможностях, возможности быстрого передвижения в городах весьма ограниченны.
Причины такой плачевной организации общественного движения скорее субъективны, нежели объективные.
 Вот смотрите, завяз в пробке маршрутный автобус, салон которого "под завязку" загружен пассажирами, и тут же большая вереница личных авто, лишь только с водителем.
  Оправдана ли существующая свобода передвижения в городах насущными потребностями общества, его развития?
И как вообще соотносится с общественным движением свобода отдельной личности?
  Об этом немного позже, а пока о том каким образом проблема транспортных коллапсов в городе может быть уменьшена значительным образом,- достаточно простое решение...

    Преимущества для более быстрого передвижения в городах должны быть у общественного транспорта.
  Для этого всем общественным транспортным средствам выделяется крайняя правая полоса движения.  Это уже делается в отдельных местах, только это нужно делать не на каких-то немногих участках улиц, а повсеместно, везде где есть три полосы движения в одном направлении.
  Выезд необщественных транспортных средств в этот ряд (кроме спецтраспорта) наказывается штрафом, за исключением остановок для высадки пассажиров или выездов на парковку.
  Потребуются серьёзные организационно-технические работы для упорядочивания движения, переоснащения улиц: установка большого количества видеокамер, корректировка правил дорожного движения, установка "умных" светофоров (для каждого потока транспорта в отдельности) в "узких" местах, разметка улиц и т.д.

   К чему приведут такие преобразования?
Разумеется, они вызовут недовольство у многих автовладельцев, предпочитающих ездить на работу на своём, персональном авто.
  К тому же, потребуют значительных усилий от работников дорожных служб, администрации и полиции, которые вместо активных проводников необходимых изменений могут стать их препятствием.
   Резко возрастёт количество нарушителей, повысится неразбериха на городских улицах.

  Но это всё, так сказать, в ближайшей перспективе,- ожидаемые издержки.
Если же общество всё-таки (а проблема касается всех горожан, а не отдельных только служб) проявит свою волю и проведёт полностью необходимые перемены,- на городских улицах появятся эффективно действующие транспортные артерии для более быстрого перемещения людей.
Повысится интерес к общественному транспорту, заинтересованность общества в его развитии.  Маршрутного транспорта в городе станет больше, а количество личных автомобилей на улицах значительно снизится.
  Даже те водители, которые не пожелают пересаживаться с личных автомобилей, будут в выигрыше: препятствий для их передвижения тоже станет меньше.

  А теперь коротко о том , почему это, достаточно простое, и другое, более сложное,  для эффективного общественного движения не делается вовсе.
  Одной из основных причин является постоянно имеющий место и, скорее разогревающийся, чем затухающий, конфликт интересов, желание многих свободы и благополучия для себя, здесь и сейчас, не считаясь с интересами других.
  Разумеется, что такое эгоистическое "развитие" может осуществляться лишь в противовес интересам большинства людей, в ущерб их будущего.
В конечном счёте, "свобода эгоистического развития" - это ограничение настоящей свободы и всех тех, кто такого "свободного развития" придерживается.

  "Шёпота гордого" рабочих о прекрасном городе будущего не слышится вовсе.
"Города-сады", как и вообще - новые города,- это в прошлом.
Вместо них, рабочими руками для кого-то возводятся - "дворцы-сады",- вне городской черты и за высокими заборами...

   Вторая важнейшая причина дезориентации общественного движения, можно сказать, общественного безумия, когда там, где можно и нужно использовать разумные организационные, политические и экономические средства, общество подчас  движется, распространяя гибельные разрушения и насилие,- это отсутствие ясных и чётких представлений об эффективном общественном устройстве в головах людей.
  Наиболее актуальные направления движения общественной мысли через систему всевозможных запретов, а также широкий арсенал средств "массовой дезинформации", просто напросто блокируются всеми теми, кто имеет определённый корыстный интерес и пытается извлечь собственную выгоду через эксплуатацию наёмного труда, общественную рутину, поиски врага или насилие.

  И если общество весьма посредственно справляется даже с заторами на городских улицах,  можно ли рассчитывать, что разум возобладает над эмоциями, возобладает стремление к эффективности государственного и общественного развития в интересах большинства людей?
  К сожалению, на это можно пока лишь надеяться и прилагать собственные усилия для продвижения прогрессивных мыслей и общественных настроений в головах разъединённых, социально индифферентных обывателей.