Зелёные ведьмы

Владимир Рязанцев
                Зелёные ведьмы
                (современная бирманская сказка)
     В наше время в самой обыкновенной деревне в Мьянме или, как раньше говорили, в Бирме, жила обычная семья. Муж был лекарем – собирал травы, коренья, плоды диких растений, коими исцелял от недугов и хворей жителей не только своей деревни, но и соседних. Жена его была скромной и трудолюбивой, без дела никогда не сидела, споро вела хозяйство, да ещё успевала кое-какую одежонку на продажу шить. И было у них двое детишек: мальчик и девочка. Сына звали Тыха, а его младшую сестрёнку Ю Я. Тыхе уже исполнилось 18 лет, и он во всю засматривался на соседских девушек, подбирая невесту с далеко идущими планами. Парень он был смышленый и наблюдательный, подмечал, что в одних семьях лад да согласие, хотя и размолвки иногда случались, но как-то чувствовалось, что счастье и позитив частые гости в этих домах. Тогда как в других ни согласия, ни уважения, ни радости со смехом днём с огнём не сыщешь. Одни взаимные упрёки да обвинения. Причины такого положения дел понять он не мог не только в силу своей молодости и неопытности, но и что-то ему подсказывало, что суть вопроса заключается не всегда в людях, но и в силах, которые неподвластны человеку.               
   Одно Тыха знал точно, что отец его был не только целителем, которого уважали в округе, но и местным знахарем, колдуном и волшебником в одном лице. Умел он у людей из тела не только хворь выгнать, но и душу излечить. Из лишней суеты вызволить, от пустых дел освободить и зажечь огоньки в дороге жизни, которые послужат ориентирами для правильной и интересной жизни. Одни пользовались его советами, другие нет. У одних жизнь улучшалась, у вторых текла по-старому. Часто лекарь задавал вопрос тем, кто приходил к нему за помощью: «Готовы ли вы изменить обстоятельства в своей жизни, которые привели вас к той или иной проблеме?!». Нередко вместо ответа он видел молчаливый потупившийся в землю взгляд…
В один из вечеров Тыха  спросил у отца:
 – Пап, почему одни семьи живут хорошо, а другие не очень?. Чего нужно остерегаться при выборе невесты? Смотрю вокруг, вроде все хороши. Чего опасаться?
Вздохнул отец глубоко и говорит:
– Остерегайся, Тыха, сварливой жены, хуже этого ничего в жизни нет.
– Как же я узнаю, сварливая она будет или нет?! С виду они все приятные, а потом могут и измениться!
Опять отец помолчал, а потом и молвил:
– Женщины не сами по себе сварливыми становятся, это их зелёные ведьмы тузы во сне в затылок кусают; вот и пилят они своих мужчин после этих укусов – день и ночь бранятся.  То им не так, это не подходит. Понимают, что совершают ошибку, а ничего с собой поделать не могут.
Задумался Тыха крепко, как себе и другим помочь, как от этих туз избавиться, чтобы они девушек и женщин в покое оставили. Думал, но ответа не находил. В то время Ю Я, сестра его, играла с двумя кошками во дворе, было ей 11 лет. Девочка росла с добрым сердцем и солнечной улыбкой, которая помогала ей в общении с окружающими. Поначалу старший брат не хотел рассказывать сестре историю про зелёных ведьм, о том что эти мерзкие тузы кусают в затылок женщин и девушек, пока они спят, а потом они становятся сварливыми и неспокойными. Но потом решил посвятить сестрёнку в свою тайну, пересказал ей историю, которую ему поведал отец. На удивление, Ю Я восприняла рассказ серьёзно и сильно задумалась, брови её нахмурились, а взгляд стал сосредоточенным. Очень уж ей не хотелось, чтобы когда-нибудь к ней прилетела ночью туза. Стали брат с сестрой думать, как им этих туз поймать и наказать за их злодеяния.
     Прошло несколько дней, и спросили они родителей, знают ли они, где эти тузы обитают. Только плечами пожали отец с матерью, да руками развели:
 – Не дано нам знать этого, в разных, в параллельных мирах живём мы с ними. Тузы в наш мир только на время залетают» –  сказал отец. – Но есть в нашей округе красивый храм, где скоро люди будут праздновать один праздник по лунному календарю, там будет один монах почтенного возраста, он может знать, где тузы появляются.
 
     Настал день праздника, в храме, у статуи Будды, было много ярких цветов, люди в красивой одежде приходили и приходили. Многие делали подношения совершенно разного свойства, но чаще всего это были пышные букеты лилий, роз, водных кувшинок или корзины с разными фруктами. Ю Я любила такие дни по целому ряду причин – в школу идти не надо, т.к. праздничный день. Люди все в приподнятом и добродушном настроении, необремененные каждодневными заботами. Особенно приятно было встретить знакомых подружек или родственников, которых давненько не видала. Девочка с радостью и учтивым поклоном приветствовала старших и мило беседовала со сверстницами. Найти почтенного монаха, о котором говорил отец, ей не составило труда.
        Тёмно-бордовое одеяние, общее для всех монахов, не помешало ей сразу определить уже в возрасте, с коротко стриженной седой головой человека в очках. Он стоял между двумя статуями мраморных львов и о чём-то разговаривал тихим голосом с двумя мальчиками. Ю Я терпеливо дождалась окончания их беседы и, как только ребята отошли в сторону,  подошла к монаху и поздоровалась с учтивым поклоном. Какое-то мгновение она собиралась с духом, не зная как начать. Но старец, видя её некоторое замешательство, абсолютно не выказывал никакой суеты, а просто внимательно с легкой улыбкой разглядывал совершенно незнакомую ему девочку. Наконец, она собралась с духом и спросила:
– Как мне поймать злых духов в виде зелёных ведьм, чтобы они своими гадкими поступками не разрушали отношения между людьми в семьях? Их ещё тузами называют.
Выражение лица монаха стало меняться, лёгкая улыбка превратилась в спокойный и очень серьёзный взгляд. Он молчал. После длительной паузы глубоко вздохнул, и внимательно посмотрел в глаза девчушке, которая была одержима порывом сделать доброе дело для всех, несмотря на его опасность, риск и неизвестность.
       – Это трудно…– промолвил монах. – Пока никому не удавалось.
       – Вы мне только скажите, где их найти. Я справлюсь. Мне брат поможет.
       – На двухцветном озере, где половина воды зелёная, а вторая коричневая, есть высокая деревянная башня. В каждое полнолуние тузы там устраивают свой  шабаш. Место это, особенно ничем непримечательно, но ночь в  полнолуние у них там творится такое пиршество, что там даже насекомые боятся появляться.            
Ю Я слушала очень внимательно, зрачки её темных глаз расширялись всё больше и больше. В какой-то момент она так прониклась рассказом монаха, что будто сама оказалась в том страшном месте. Когда она вышла из своего лёгкого оцепенения, монаха уже рядом с ней не оказалось. В начале Ю Я решила хранить историю монаха в тайне и никому ничего не рассказывать, размышляя о том, как  придумать план, чтобы этих ведьм извести. Но как она ни думала, а придумать надёжного плана у неё не получалось. Так она ходила задумчивая два дня, а на третий всё рассказала брату.
 – Надо их поймать. Сразу всех, когда они соберутся в той башне, – сказал Тыха.
– Ещё бы знать, где эта башня находится, –  размышляла сестра. – Монах сказал, что там озеро есть, в котором часть воды зелёная, а вторая – коричневая; таких мест у нас не должно быть много. Надо у родителей спросить.   
       Отца дома не оказалось, он ушёл в лес травы собирать, а мать сидела дома и шила какое-то красивое платье. Дочь описала своей маме место, которое её интересовало.
– Это же в городе Пин У Львин, где моя сестра, ваша тётя живёт. Давненько мы у неё не были, хотя езды до неё часа полтора-два, не больше. А на озере том живут лебеди и белые, и чёрные. Красиво там. И башня там эта странная давно стоит, не понятно для чего.
 
      Тыха с сестрой молча удалились.
      –  Надо их запереть и сжечь в этой башне, – предложил брат.
      –  Жечь не надо, просто поймаем, а люди пусть решают, как поступить с ними.
      – Можно и так, –  ответил юноша.
      –  Монах говорил, что пока это ни у кого не получилось.
      –  Посмотрим, – сказал Тыха.
      –  Главное, что это совсем недалеко.
    До полнолуния оставалось шесть дней, когда брат с сестрой поехали к озеру с разной водой и белыми, и чёрными лебедями. Выехали поздно утром, так как подстраивались под график работы друга Тыхи, который на небольшом грузовичке развозил овощи. К обеду уже были на месте.
     В городе Пин У Львин все знали озеро, которое искали ребята. Озеро было совсем небольшим, и скорей его можно было назвать большим прудом. Вода в нём была действительно двух цветов, а на небольшом холме рядом за высокими деревьями виднелась интересная башня. Других башен в округе не было. На берегу какая-то девушка кормила лебедей, кидая чёрствый хлеб в воду.

     Не теряя времени, брат с сестрой направились к холму с башней, чтобы разработать план, как заточить злых духов в лице зелёных ведьм, и не дать им вырваться наружу. Идти пришлось совсем недолго. Башня не была древней, но и новой её назвать было нельзя. Внизу была дверь двухстворчатая, которая вела во внутрь. Рядом никого не было. Тыха взял сестру за руку, и они вошли в небольшой зал из которого сразу поднималась лестница вверх. Вокруг царила заброшенность. Поднимались медленно всё выше и выше, они обратили внимание, что часть окон башни была открыта, а часть наглухо закрыты ставнями. На самом верху лестница упиралась в железный люк, который не без труда удалось открыть со второй попытки, чтобы с самого верха увидеть всю округу. Дух захватывало у Ю Я, когда она глядела вниз: было очень высоко. Но вид был настолько живописный, что ей казалось, что она попала в пейзаж талантливого художника. Невысокие горы кругом, леса, пруд с речкой внизу создавали ощущение восторга и радости. День не был солнечным, серые облака, а порой и туман вдалеке окутывали некоторые горы. Это придавало окружению дополнительно какую-то таинственность. На полу и на лестнице в башне был разбросан разный хлам. Тыха набрал несколько больших ржавых гвоздей и стал искать молоток. Молотка нигде не было. Тогда он нашёл небольшой камень и стал заколачивать все открытые окна.
   – Окна все до единого закрыты, люк тоже, а когда они все сюда залетят через дверь внизу, то и её подопрём, чтобы вся эта нечесть отсюда не вылезла, –  изложил свой несложный план Тыха. – Надеюсь, что ты ничего не перепутала из рассказа монаха, и в ночь полнолуния тузы соберутся здесь.
Ещё засветло ребята вернулись домой. Осталось только придумать предлог для родителей, чтобы оправдать своё отсутствие в ночь на полнолуние. Проще было бы сказать, что хотим навестить родную тётю на пару дней. Мамина сестра всегда была рада видеть племянников. Так что родители Тыхи и Ю Я даже были рады, что дети поддерживают родственные отношения, особенно мама. Тётя встретила ребят очень радушно, выделила им для ночлега отдельную пристройку, где они могли себя чувствовать вполне вольготно и в то же время находились совсем рядом.
         В ночь на полнолуние, как только все легли спать, брат и сестра пошли к башне. Хотя луна была яркой, её периодически закрывали облака. Это не помешало нашим героям быстро добраться до уже знакомой башни. Ночью она выглядела иначе, как-то зловеще. С помощью небольших фонариков брат и сестра тихо подошли к толстой, очень массивной двери башни. Кроме треска сверчков, жучков и других насекомых, никаких странных звуков не было слышно. Дверь открылась практически беззвучно. Ю Я волновалась, скорей даже боялась. Но Тыха решительно сказал:
– Быстро за дело, мы должны проверить, что люк наверху крепко закрыт, как и окна.
Закончив работу, они выбрали поудобнее место за деревом манго, и принялись ждать дальнейшего развития событий. Вскоре их внимание стало притупляться, а Тыха даже высказал сомнение, что тузы, зелёные ведьмы, существуют. Мало ли какие легенды живут и передаются в народе. Он как-бы верил в злых духов, но в то же время какой-то червь сомнения в нём присутствовал. Он знал, что где-то в океане живут киты, в Африке жирафы и зебры, но он их никогда не видел, только по телевизору и на фотографиях, поэтому для него это было как-то абстрактно. Тем более трудно было представить зелёных ведьм летающих по ночам, изображения которых не доводилось видеть никогда и нигде. Он хотел поделиться своими мыслями с сестрой, но она задремала, положив свою голову на коленки. Её выключенный фонарик у неё выпал из ладони.
    Вдруг Тыха услышал невдалеке странный звук похожий на шорох бумагами. Луна уже освободилась от окружения облаков и вовсю сверкала на ночном небе. Шорохи повторялись. То один, то второй. Юноша смотрел в оба глаза и не верил своему зрению. К двери башни подлетали странные существа, шорохи были не чем иным, как взмахами их крыльев, похожих на крылья летучих мышей, глаза их сверкали красноватым цветом, а сзади волочился не очень длинный хвост, как у ящерицы. С женскими головами и телами, покрытыми чешуёй, эти мерзкие существа оказались значительно меньше в размерах, чем он себе их представлял. Тузы были не больше крупного гуся или средней собаки. Лунный свет не позволял точно определить оттенок цвета этих химер.
     Брат, придя немного в себя от увиденного, стал осторожно будить сестру. Молча показывая рукой на дверь башни, куда подлетали и заходили в развалку тузы. Ю Я обеими руками от страха вцепилась в запястье старшего брата. Тыха же молча наблюдал за прибывающими ведьмами, обняв свободной рукой сестру. Клокот и бормотание ведьм совсем не были похожи на человеческие голоса. Тузы всё прибывали и прибывали. Но нельзя было сказать, что это стаи, но часто они прибывали по двое или по трое вместе. Башня их поглощала всех.
– Да их тут не меньше ста, – прошептала Ю Я. – Мы ничего не сможем сделать с этим сбором нечести.
     Из башни раздавалось гоготание, нечеловеческий визг и трепыхание крыльев. Некоторые тузы хотели попасть в башню через окна, но они были крепко закрыты. Им приходилось спускаться вниз и ковылять к двери. Через какое-то время ведьмы перестали прилетать, а из башни всё громче и громче доходили звуки сборища злых духов. Вой и плачь, гогот и стоны стали наводить ужас на ребят. Тыха, пересилив волнение, сказал:
– Пора.
В три прыжка он оказался у самой двери в башню, ловко схватил заранее подготовленную палку и подпёр обе её створки таким образом, чтобы её было невозможно открыть изнутри. Вдобавок он подкатил огромную бочку с водой к самой двери, чтобы уже наверняка назад никто выбраться не смог. Казалось, что ловушка захлопнулась. Казалось… Когда ведьмы поняли, что они оказались заперты в ловушке, началось самое страшное.
     Тревожный гул внутри стал нарастать. Свист и скрежет в строении становились всё громче. Послышались удары и дикий гул. Из всех щелей башни стали вылетать зеленые и красные искры, отдалённо напоминая фейерверк.  Наконец, напряжение достигло такого уровня, что стены башни в некоторых местах стали просто взрываться, а в образовавшиеся дыры стали вылетать словно молнии зелёные тузы и улетать прочь в разные стороны. На этот раз при полной луне, при свете пламени и искр, их зелёный цвет был хорошо различим.
    Брат с сестрой стояли заворожённые, совершенно не двигаясь с широко открытыми глазами и приоткрытыми ртами. Таких «праздников и салютов» они ещё никогда не видели. Вскоре всё стихло. Тишина воцарилась повсеместно, тишина гробовая. Даже многогранное и неиссякаемое стрекотание насекомых исчезло. Совсем.
   – Не получилось, – тихо сказала Ю Я с печально-задумчивым выражением лица.

   Возвращались в дом тёти молча и неспеша, держась за руки, не оглядываясь.
   – Твой монах был прав, – сказал Тыха, –  никому не удавалось изловить этих туз.
     Прошла неделя, будничные дела затянули в свои заботы.
   – Пап, а где можно снова найти того мудрого монаха, который тоже знает про зелёных ведьм? – спросила Ю Я.
   - Думаю, ты его застанешь в храме бронзового Будды через два дня. Не спрашиваю тебя, зачем ты его хочешь увидеть, но что-то мне подсказывает, что тузы являются темой для разговора. Когда твои мысли выстроятся в стройный ряд и перестанут спотыкаться друг об друга, уверен, у нас с тобой получится интересная беседа, – отец поцеловал дочь в голову, она улыбнулась и, слегка кивнув, убежала по своим делам.
На этот раз Ю Я не сразу нашла монаха. Оставив свою обувь у входа в храм по обыкновению, она обошла весь храм вокруг по часовой стрелке, но его не нашла. Ни снаружи, ни внутри. Храм стоял на возвышенности. С противоположной стороны от дороги за храмом аккуратные ступеньки вели вниз в небольшой сад, там было два совсем небольших прудика, возле одного из них и сидел монах. На этот раз в одиночестве читая небольшую книгу.
    Девочка молча подошла к нему и остановилась. Монах жестом пригласил сесть рядом, узнал её; на его губах мелькнула улыбка, и он произнёс:
  – Рассказывай.
Ю Я изложила всю историю, стараясь не пропускать подробности, которые ей казались очень важными: мерзкий вид этих хвостатых красноглазых химер, треск и искры вылетающие из башни, когда тузы вырвались через проёмы на волю. Иногда она сбивались, но её повествование было очень естественным и искренним. Монах её ни разу не перебил. Он даже не открыл рот, когда девочка закончила свой рассказ и уже пару минут стояла молча.
    –  Я не хочу, чтобы эти тузы ночью влетали в дома несчастных женщин и кусали их в затылок, отравляя их последующую жизнь. Можно же их как-то победить?!
  – Можно. И нужно. Слушай меня внимательно. Тузы не живут в нашем мире, их мир иной. Сюда они прилетают только ненадолго. Но вред от них большой. Они разрушают человеческие отношения. В нашем мире они не могут долго задерживаться. Похвально, что ты с братом хотели сделать доброе дело для всех. Если наш мир позволяет этим бестиям появляться иногда здесь, наш же мир имеет силу и средства для защиты от них.
Ю Я стала самим вниманием, слушая, почти не моргая с очень серьезным лицом.
 –  Ты спрашиваешь, можно ли их победить, –  продолжил монах. –  От них можно защититься. Защита в нас самих.
–  Это как?
–  Мы состоим из того, что едим и пьём. Попробую тебе объяснить. Эти ведьмы, как и любые другие злые духи, не будут грызть, кусать или есть то, что им не по зубам. Например: огонь, камень или что-либо, что их отпугивает или им неприятно. Наш народ очень мудрый, и издавна люди заметили, что те девушки или женщины, которые употребляют иногда в пищу салат из зелёного чая, никогда не подвергаются атакам этих зелёных ведьм. Отношения в этих семьях лучше и живут они дружнее…
Монах замолчал, но взгляд его спокойных и благородных глаз лежал на девочке, как будто он знал что-то ещё, но не мог или не хотел говорить.
 – Просто маринованные листья зелёного чая, которые продают на любом рынке вместе с другими продуктами? – уточнила девочка.
 – Да, именно так. Но защитные свойства этого салата можно сильно увеличить, зная точный рецепт компонентов и их количество. Бери карандаш и бумагу. К маринованным листьям чая обязательно нужно добавить арахисовые орехи и кешью, предварительно их немного размельчив, арахисовое масло, немного вяленых креветок, потом всё посыпать поджаренным кунжутом. Всё это нетрудно купить на любом рынке. Этот состав салата непостижимым образом ставит заслон перед коварством туз. Те, кто употребляет в пищу этот салат, становятся им не по зубам, тузы к ним даже близко подлететь не могут. Твой отец скажет, как тебе правильно сделать этот волшебный салат и подобрать нужные пропорции. Чеснок, помидоры и немного соли сделают его только лучше.
   Монах погрузился в молчание. Его взгляд стал отстранённым.
   Ю Я поняла, что их беседа окончена, и с учтивым поклоном тихо удалилась. Волшебный рецепт она крепко держала в руке. Взгляд её как-то повзрослел. Ещё месяц назад такая защита от злых духов ей показалась бы неправдоподобной, но после увиденного и пережитого у башни в Пин У Львин, её уже было трудно чем-то удивить. Она шла домой с глубоким и радостным чувством победы, зная, что теперь ни она, ни будущая невеста брата не станут жертвами туз. Придя домой, Ю Я нашла мать за хлопотами по дому, а отца поливающим арахисовым маслом маринованные листья зелёного чая…

Рязанцев Владимир

Октябрь 2023 г.