В Хрущёвскую оттепель

Владимир Павлович Паркин
В "Хрущёвскую "оттепель" разрешили вернуться в СССР так называемым "белым   эмигрантам" из Франции,без компромата перед Советской Россией. Начало 60-х гг. Дело было в туркменском Ашхабаде.
Мне, тогда ещё юноше, посчастливилось познакомиться с некоторыми из них, послушать их рассказы о Париже, о старой жизни в России. Они - музыканты, артисты оперы, драмы, художники - получали небольшие пенсии, жильё, работу. Их расселяли по окраинам, с соответственными подписками. Любил слушать их воспоминания, а они - мои благодарные уши. О парижской жизни вспоминали с ужасом, но не говорили об ужасах гражданской войны в России. Друзей в Европе не было. Русских побаивались и откровенно брезговали отношениями с ними. Грабили эмигрантов и апаши, и ажаны. Уличные музыканты, отработавшие воскресный или праздничный день на площади, могли потерять свой небольшой сбор-заработок запросто. Убивали эмигрантов за золотое колечко, за серебряный рубль, припрятанные на чёрный день...
По настоящему радовались именно народной жизни в СССР. Без оборванных босоногих нищих на каждом шагу, голодных детях, выпрашивающих на кусок хлеба... А в Париже - на любой окраине с заходом солнца.