019 Чудь белоглазая и чудный Иремель Россия

Виорэль Ломов
Раздел 1 Россия

019 Чудь белоглазая и чудный Иремель (Россия)

В состав второй по высоте горы Южного Урала (1582 м) входят несколько вершин: две главные — трапециевидный Большой Иремель и Малый Иремель, а также два «пасынка» — Кабанчик и Жеребчик. Главные вершины отделены пологим седловидным участком длиной 3 км, шириной 1 км и высотой 1250 м. Главная порода горы — белый, светлый, розоватый и сероватый кварцит (шихан). Вершины массива, крутые и пологие склоны усыпаны скальными останцами и бастионами, россыпями остроугольных подвижных камней (курумов), покрытых ярко-зелеными лишайниками. Священная для башкир гора расположена в Белорецком районе Башкортостана и Катав-Ивановском районе Челябинской области. У подножия Иремеля-батюшки расположены истоки 13 рек, относящихся к бассейну реки Белой (Агидель). На территории, прилегающей к вершине Иремеля, в 2010 г. создан одноименный природный парк площадью 493 кв. км. С горой связаны предания о чуди белоглазой. Иремель популярен у туристов.

Однозначной трактовки названия горы нет. В переводе с башкирского и монгольского Иремель означает «Святой», «Заколдованный» либо «Седло богатыря». Главные вершины с впадиной напоминают гигантское седло. По-простому же 4 вершины называют: Большой Иремель — человек, Малый — его сын, Кабанчик и Жеребчик — домашняя скотина.

На Иремеле в XVIII—XIX вв. побывали ученые-путешественники П.И. Рачков и И.И. Лепехин. Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк описал гору в очерке «Поездка на гору Иремель»: «Издали гора имела очень внушительный вид. Она сверху до низу состояла из одной сплошной россыпи — целая верста насыпанных в беспорядке камней. Такую голую каменную гору я видел на Урале еще в первый раз... Иремель распадалась на несколько вершин, связанных между собой широкими, болотистыми седловинами».

Массив со своими предгорьями стоит обособленно от других южно-уральских вершин, и это наложило на него отпечаток исключительности. Иремель издавна был для башкир и старообрядцев священным местом, а ныне для эзотериков, уфологов и прочих представителей альтернативных течений он стал и вовсе культовым центром. Несоизмеримый по величине с Кайласом или Белухой, для любителей всего запредельного Иремель не менее значим, чем тибетская и алтайская святыни. По многочисленным отзывам, даже вода в реках, берущих начало в горе, обладает чудодейственной исцеляющей силой, а на вершине бьет «энергетический фонтан». Конечно же, здесь часто можно увидеть НЛО. Много загадок несут в себе и каменные пирамиды в окрестностях горы, сложенные непонятно кем и когда, и таинственная «обсерватория». Уверяют даже, что именно в этих местах была написана «Книга Велеса» и «Книга Коляды».

Неподдельный интерес вызывает гора и у этнографов. Многие считают, что потомки гиперборейского (арктического) народа — чудь белоглазая нашла в далеком прошлом спасение от экспансии других племен в подземных городах, входы в которые располагались на территории от Заполярья до Южного Урала. Предположительно, один из входов находится в горе Иремель. По одной из версий, эти ремесленники и чародеи, захватив с собой несметные богатства, ушли в освещенную сиянием пещеру и завалили за собой вход. Иные говорят, что свой клад они спрятали в горе, но закляли его. Как-то отец с сыном взобрались на гору за ягодой. Видят — утес, а на утесе птица. Птица взлетела и рассыпалась со звоном, а вместо нее мальчик объявился, погрозил пальцем и исчез. Так вот это сторож того заколдованного клада и был.

По другой версии, чудь никуда не ушла, а заживо погребла себя в горе, не желая подчиняться чужеземцам . Чудь принято описывать, как небольших человечков, современники трактуют их вообще как гномов (это типично западная традиция), но в русских преданиях это рослые красивые люди, сильные и мужественные, владеющие тайными знаниями. «Белоглазой» прозвали чудь из-за бледной кожи и выцветших без ультрафиолета глаз. Говорят, чудь иногда выходит из земли, и даже есть свидетели, встречавшие в горах старцев, снежного человека, а то и «вообще непонятно кого». Паранормальщики объясняют эти явления тем, что чудь «выходит из параллельного в наш мир», а то и еще проще: «тут место силы».

У подножья горы во второй половине XVIII в. горнозаводскими крестьянами был основан выселок (ныне село) Тюлюк, жители которого сохранили древнюю легенду о том, что на вершине Иремеля исполняются любые желания. Стоит только горным духам принести в жертву душу человеческую, и всё загаданное сбудется. Предание свидетельствует о кровавых жертвоприношениях, совершаемых на вершинах жрецами-шаманами в незапамятные времена. Раньше на гору подниматься разрешалось только «избранным». Позднее запрет сняли, но всегда считалось, что к вершине можно идти только с чистыми помыслами, без дурных намерений, иначе гора напустит туману, в котором будешь долго и бестолково плутать. Кстати, такое случается здесь очень часто — туманы и дожди тут не прекращаются неделями, и многие туристы, падая с валунов и на скользких тропинках, получают увечья. «Покорители» вбили в макушку горы кол, к которому привязывают разноцветные платки и ленточки — от всей души. Интересно, кого задабривают они, ни в кого не веря? Впрочем, еще есть старожилы, которые защищают свою святыню. В начале 2000-х гг. на вершине Иремеля воздвигли православный крест, но его тут же кто-то срезал и сбросил с постамента.

Экспедиция под руководством археолога Ф.Н. Петрова в 2003 г. установила, что на каменных уступах горы — «родовых камнях» находятся традиционные культовые места башкирских родов, в которых они проводят свои ритуалы. «Точные места расположения родовых камней башкиры тщательно скрывают от русских, опасаясь возможного осквернения. Также башкиры рассказывали экспедиции о деревянной скульптуре у пика Жеребчик, которую они называют «Золотой бабой»» (https://dubna-petrov.livejournal.com/40383.html).

Иремель окружают густые многовековые лиственные, пихтовые, еловые, лиственничные леса, сменяемые с подъемом карликовыми растениями, роскошными зелеными разнотравными полянами, пушистым мхом, лишайниками. Венчают же эту красоту гольцовые пустыни и то ли рукодельные, то ли природные каменные «замки» и пирамиды на вершинах, с которых открываются великолепные виды южно-уральских гор. Из 553 видов высших растений 57 внесены в Красную книгу Башкортостана, в т.ч. 15 эндемиков и 33 реликтовых. Ельники, по заверениям ученых, — одни из древнейших на Земле, пережившие ледниковый период. Здесь обитает ок. 40 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения животных: марал, речная выдра, летяга, белая и серая куропатка, аист черный, травяная лягушка, таймень, европейский хариус, бабочки махаон и адмирал и дрэ

____________________________________
  Эта версия история чуди белоглазой один в один совпадает с историей гоблинов, рассказанной их родителем английским писателем Джордже Макдональдом в повести «Принцесса и гоблин» (1870 г.).