Олегов щит

Олег Маляренко
По счастливой случайности я купил сборник стихов Фёдора Ивановича Тютчева и в течение нескольких вечеров с наслаждением их читал. Какой замечательный поэт и его произведения!

Особенно мне понравилось четверостишье:

Глухая полночь! Всё молчит!
Вдруг… из-за туч луна блеснула —
И над воротами Стамбула
Олегов озарила щит.

В нём меня привлекли не только имя князя, а что-то другое.
На день рождения любимой девушки Оли я подарил ей дорогую для меня книгу. При этом обвёл стихотворение красным карандашом. И тогда до меня дошло, что тем самым обещал ей стать щитом.

После нашей женитьбы книга стала общим достоянием, и она нашла место среди других книг. Через много лет я вернулся к поэзии Тютчева. И тут заметил некоторое несоответствие с реальными фактами.

Во времена князя Олега, который вещий, ещё не было ни Стамбула, ни турок в нём. Кроме того, скорее всего, щит был прибит не над воротами, а на них самих. А что, если несколько поправить поэта? И я сочинил:

Глухая полночь! Всё молчит!
Луна блеснула… Вот досада!
И на воротах Цареграда
Олегов озарила щит.

Интересна история православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В основе его была осада Константинополя неприятельскими войсками. Тогда явилась Богоматерь и накрыла молящихся покрывалом. При таком знамении враги отступили без кровопролития. А среди них был вещий Олег во главе русов, который и прибил к воротам осаждённого города свой щит на добрую память.