Как на духу

Илья Перцев
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Оля, 24 года.
Коля, 27 лет.
Гоша, 27 лет.
Лера Киота, она же Лера Станиславовна, возраст скрывает.
Охранник, 54 года.
Психолог.
КАРТИНА ПЕРВАЯ
Коля и Оля лежат в кровати.
Оля. Да пусти ты – в контаче посижу!
Коля. У тебя чё, компешник заработал? (По-хозяйски подходит к столу с компьютером, щёлкает компьютерной мышкой.) Винду обновили и драйвера поставили. Кто у нас такой добрый?
Оля. Сама.
Коля. Ага, щас… Ты даже не знаешь, что такое драйвера!
Оля. Это диски такие на болванках.
Коля. Сама ты болванка! (Внимательно пересчитывает пачки презервативов в салатнице.) Все на месте, вроде…
Оля (пытается улыбнуться). Ты учёт презиков ведёшь, что ли? Нормальный, нет?
Коля. Имею право. У нас отношения!
Оля. И какие у нас отношения?
Коля. Гостевой брак, так-то!
Оля. Такие браки юридически оформляют!
Коля. Да ладно…
Оля. Прохладно, блин. Ты заколебал меня контролировать!
Коля. Проехали. Я и сам ходил к телкам винду переставить! (Сладко потягивается.) Эх, блин, сколько хожено-накукожено!
Оля. Мне неприятно, когда ты так говоришь!
Коля. Почему?
Оля. Потому что я люблю тебя, идиот!
Коля. Люби.
Оля. Спасибо, что разрешил! А ты меня любишь?
Коля. Ты раздражаешь меня меньше, чем остальные…
Оля (срывается в плач). Ой, всё!!!
Коля. Тебе чё опять надо?
Оля. Уважения. Знаешь, мой отец любил повторять – сколько уважения ко мне, столько и от меня!
Коля. Твой отец, уголовник который?
Оля. У меня один отец. Так вот… Я не чувствую к себе уважения. Ты ни в чём мне не помогаешь!
Коля. Чем помочь? Ты скажи, я сделаю. Не вопрос!
Оля. Ну, конечно!
Коля. Скворечно, блин. Говори уже!
Оля. Ладно, за язык не тянула. Завтра мне привезут книги. Встретишь?
Коля. Кто?
Оля. Лера Киота. Мамы моей знакомая.
Коля. Даром отдаёт? Чё за праздник такой?
Оля. Переезжает из старой квартиры в ЖК «АЯКС».
Коля. Блатные у тебя друзья, на хер некого послать!
Оля. Развиваются, потому что… Тренинги ведут!
Коля (шумно хлебает пиво). А мы на стройке грязным по;том обливаемся. Мы на объектах этих пыль глотаем! Мы им подарки делаем! Они потом заезжают на всё готовое! На таких, как ты, чеканутых, деньги делают!
Оля. Коля, не мели!
Коля. А кто они есть-то? ****оболы-задушевники, блин!
Оля. Если я куда-то и хожу, то на свои!
Коля. А еду нам кто покупает?
Оля. Не своди всё к бытовой проституции, ок?
Коля. Я не знаю, что у нас. Моя мать говорит – тягомотина!
Оля. А ты?
Коля. А я за тебя! Только я один за тебя! Наревелась? Спать будешь? Спи уже.
Оля гладит Колю ногой по спине.
Оля. Пожалей! Обидел.
КАРТИНА ВТОРАЯ
Коля и Гоша тащат большую полку по подъезду. Это все напоминает «змейку» из тетриса. На зашарканной подъездной стене красуется сердечко с именем «Коля».
Коля. Неси, неси, неси и несси!
Гоша ухохатывается.
Коля. Уф-уф-уфалей! Пакет забыли с этими книжульками. Гоша, метнись по-братски. Я пока полку прикручу. (Прикручивает полку.)
Гоша (заикается). Кри-кри-кривовато.
Коля. Так надо.
Гоша. За-за-за-чем?
Коля. Вот сразу видно, что ты без бабы. Делать надо так, чтоб больше не просили! Чтоб не прогибали по мелочи… Думаешь, у меня хребет пластилиновый? Ты вообще одупляешь, кто с тобой пьёт? Я – кремень! Меня на стройку жизнь забросила, чтобы испытать! Я вот чувствую, что соскочу скоро. Бизнес открою, или там… Да ты не парься, я об тебя думаю просто…
Гоша. Ка-ка-как об стенку?
Коля. Как об стенку горох!
Полка падает со стены.
Коля. Гоша, реши вопрос. Твоя попытка!
Гоша. Дю-дю-дюпеля нужны.
Коля. Гошан, чё за отвёртка у тебя? Ещё бы амперку взял. До талого крути, в самую мякотку. Давай, Сухоткин! Покоцали, кажись. С твоей стороны. Надо книги расставить, чтобы моя не заметила! (Берёт книги, небрежно ставит их на полку.) Что тут у нас! Лера Киота. «Тайны макияжа». Знаем мы их тайны: ногтем поскреби – либо выиграл, либо – фиаско! У меня на баб уже такая насмотренность – мама, не горюй! (Читает.) «Всё о жизни». Лера Киота. Она, по ходу, вообще во всем шарит от буры до бокса! Почитаем… «Женщины делятся на два типа: богини и патологии. Первые любят себя безусловно, вторые пропитаны едким ядом обесценивания». Вот такие книги нынче, Гошан…
Входит Оля, загребая дверью пустые бутылки. Она капризно смотрит на собственную куртку.
Оля. У меня из куртки пух лезет, я – курица?
Гоша. Ты, ан-ан-ан-гел!
Оля. Вот, поучился бы у Гоши говорить комплименты!
Коля заливается гомерическим хохотом.
Коля. За-за-за-чем? Во сказанула! Старичок, без обид, только она такое может выдать!
Оля. Я от души!
Коля. У челика логоневроз. Заикание, короче… Стебаться над ним нельзя!
Оля. Ты же стебёшься!
Коля. Нам общение позволяет… мы с ним работу работаем, мы – друзья детства! Я – мозг, он – руки! (Хватает Гошу за руку.) Ты молиться должна на эти руки, женщина!
Оля. Можно – нет!
Коля. Если б не я, ему бы эту руку оторвало!
Гоша. Бы-бы-бы-было дело!
Коля. Щас расскажу, как я ему клешню сохранил…
Оля. Коля, избавь меня от своих историй. Я так устала… Гоша, тебе не пора домой?
Коля. Ой, поругаемся…
Гоша густо краснеет, накидывает куртку выбегает из дома. Коля грубо хватает девушку за локоть.
Коля. Иди, извиняйся!
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
Оля догоняет сутулую фигуру Гоши.
Оля. Я не хотела, прости.
Гоша понимающе кивает.
Оля. Ты – хороший.
Гоша. Хо-хо-хо-хороших никто не любит.
Оля. Это Коля тебе сказал? Ему так легче думать…
Гоша. Я и са… и сам не первый день живу!
Оля. Ты лучше пиши, не напрягайся, а-то пот бежит.
Гоша. Чи-чи-читать будешь?
Оля. Прости, без очков.
Гоша (пишет и озвучивает написанное с помощью синтезатора речи). У меня есть говорилка на телефоне. Она для своих. Можем через неё пообщаться. Прости, что время отнимаю!
Оля. Смешной ты! Коля времени отнимает гораздо больше. Мы сейчас эту ситуацию будем до ночи мусолить. Что, да почему, что, да почему? У тебя всё норм?
Гоша показывает большой палец.
Гоша (через синтезатор речи). Люди так много лишнего говорят, если говорить могут.
Оля. И то верно… Девок на работе вообще не заткнуть!
Гоша. Тру-тру-трудишься где?
Оля. В торговом центре чехлы продаю.
Гоша стучит ногтем по крышке своего телефона.
Гоша. На-на-надо мне!
Оля. Что у тебя? Айфон… Айфоны сейчас в моде. Я не люблю моду. Ты на ней разоряешься и теряешь индивидуальность. Ты приходи, я тебе чехол оригинальный подберу!
Гоша. А-а-адрес магазина?
Оля. Торговый центр «Позитрон». Островок «Чихуа-хуа».
Гоша (через синтезатор речи). Я ненавижу слова, в которых повторяются слоги, хотя, казалось бы…
Оля. Тебе очень сложно говорить?
Гоша (через синтезатор). Я сначала говорю сложное слово на вдохе, а короткое – на выдохе. Говорилка меня самого бесит. Только она, как жена моя неразлучная!
Оля. Будет ещё жена у тебя. Может тебе с глухой замутить?
Гоша. Ва-ва-вакуум получится.
Оля. Что-то холодно уже. (Прячет озябшие «лапки» в рукава.)
Гоша. Рукава тя-тя-тянешь – вот и пух лезет!
Оля. Привычка. Ладно, я пошла…
Гоша. Свя-свя-связь. (Стучит ногтем по экранчику телефона – там его номер. Оля послушно записывает.) Зво-звони.
КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ
Коля и Оля идут по шикарному бизнес-центру.
Оля. Прикинь, у них пропуска на определённое время. У меня пропуск с двенадцати до половины первого, потом продлевать надо!
Коля. А я через задний вход сквозанул.
Оля. Я так рада, что ты меня решил поддержать! Мне бы страшно было соло идти!
Коля. Просто интересно куда ты на****ионилась.
Оля. Лера Станиславовна меня пригласила. Я должна соответствовать, может быть, работу мне даст!
Коля. А как же твоя старая? В топку её?
Оля. Мой островок еле выживает!
Коля (отлично поёт). «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь, остров невезения в океане есть!»
Оля. Ты можешь меня хоть раз поддержать нормально?
Коля. Это я тебя не поддерживаю? А ты вспомни, как я из института ушёл! Как я работать начал, пока ты прохлаждалась! Помнишь, как тогда жили: каждую крошку – в ладошку?!
Оля. Я не прохлаждалась, я дохаживала маму! И мы, кстати, в её квартире сейчас живём!
Коля. Выживаем. Кстати, я тётю Веру любил. Она меня «кормильцем» и «добытчиком» называла. Голос даже не повышала!
Оля. Она уже орать не могла физически! При жизни она только так всех строила!
Коля. Недуги смиряют нас. Так Гоша говорит.
Пара останавливается в шикарном холле, возле таблички с надписью «Лера Киота». Ниже на двери мелким шрифтом написано: «Не тяжкий труд, а мыслей ход определяет твой доход!» Оля проходит в кабинет, Коля остаётся сидеть у входа на подоконнике. Недолго думая, он открывает пачку чипсов. Через минуту выходит заплаканная Оля.
Оля. Лера Станиславовна сказала, что её время дорого сто;ит, что я опоздала на целых пятнадцать минут и могу быть свободна! Это ты виноват – остановился эти чипсы дурацкие покупать.
Коля (краснея). Виноват, посыпаю голову пеплом! (Крошит на голову чипсы.) Только знаешь что? На чипсы – ерунда ушла! Мы сколько коридорами шли? Мы сколько на лифте ехали? Вот! (Орёт.) НЕВОЗМОЖНО БЫЛО добраться раньше! У тебя пропуск на двенадцать, так?
Оля. Лера Станиславовна сказала, что деловые люди приходят заранее!
Коля. Эта твоя Лера всё заранее подстроила, чтобы ты сразу была виновата!
Оля. Откуда ты знаешь?
Коля. Просто знаю!
Оля. Потому что ты сам так делаешь, да?!
Коля. Ну да…
Оля. Зачем?
Коля. Ты в упор ничего не видишь, ты не смотришь по сторонам! Мне не надо выставлять тебя дурой – ты уже…
Оля. А ты – козёл!
Коля бьёт рукой по пакету с чипсами. Раздается хлопок. Чипсы летят Оле на голову и разлетаются по холлу. На шум выходит «великолепная» Лера Киота.
Лера. Что тут происходит, вообще?
Оля. Ничего, Лера Станиславовна, мы уходим!
Лера. Он тебя до слёз довёл?
Коля. Это вы её до слез довели так-то! Могли бы хоть принять для приличия.
Лера. Я не с тобой разговариваю!
Оля (детским голосом). Я огорчилась, конечно, после того, как вы меня не взяли, но вы не при чём! Это Коля меня довёл!
Лера (звонит по телефону). Алло, пост охраны? Пришлите человечка ко мне. Тут маргинал какой-то женщин кошмарит!
Коля. Вот вы меня не знаете, а уже выводы делаете!
Лера. Слышала тебя. Я насквозь таких вижу – нарциссическое расстройство личности, девиантное поведение. Ты не уникален, хотя тебе этого очень хочется…
Подходит охранник.
Лера. Вот он – нарушитель спокойствия. Как только пропустили его?
Охранник. Разберёмся, пропуска!
Лера. Девочка – ко мне, мы сейчас собеседование будем проходить, а этого я не знаю!
Коля. У меня нет пропуска.
Охранник. Штраф за утерю пропуска – тысяча рублей! В курсе? Паспорт давай!
Коля. Паспорта тоже нет.
Охранник. Пойдём на КПП – твою личность устанавливать.
Коля. Да вы чё?! У вас тут режимный объект, что ли? Вы чё в спецуру-то заигрались! Я вообще-то в чифирилку вашу шёл...
Охранник. Куда?
Коля. В кофейню вашу на первом этаже!
Лера. Зачем? Там средний чек – пять тысяч рублей. Ты же у нас чипсами кормишься. Кстати, собери их, будь добр!
Коля. Не буду!
Охранник толкает Колю на пол.
Охранник. Чё, страх потерял! Ну-ка, собирай!
Коля. Чем собирать, куда собирать? Оля, помоги!
Оля пытается собирать чипсы, но Лера её останавливает.
Лера. Оля, хватит. Ты – не прислуга!
Оля послушно отходит в другой конец холла.
Охранник. Собирай хоть в карманы! Вас, салабонов, учить надо, эх, жаль, ты мне в армии не попался!
КАРТИНА ПЯТАЯ
Оля и Лера проходят в шикарно обставленный кабинет. Кроме Лериной сумки и ноутбука, в нём нет личных вещей.
Оля. С Колей всё будет хорошо?
Лера. С Колей всё будет хорошо, но без Коли гораздо лучше!
Оля. А что с ним сделают?
Лера. Выведут за дверь и там оставят. Кому нужен твой мелкий пакостник? Проходи – обвыкнись, присвой себе это пространство!
Оля (берёт со стола чернильницу). Какая милая штучечка! Что это?
Лера. Это чернильница.
Оля. Вы пи;шите чернилами?
Лера. Святая ты простота. Что с тобой делать?!
Оля. На работу возьмите!
Лера. Всё своим чередом. Садись, косу заплету.
Оля послушно садится.
Лера. Мы так с девочками в универе заплетались. Делать на парах особо нечего было. Половина преподавателей – старые маразматы. Они аудиторию держать совсем не умеют! Я их давно переросла, а ведь когда-то была такой же финтифлюшкой, как ты… У меня такой рюкзачок маленький был – туда ни одной книжки не влезало. И как только диплом получила?!
Оля. А я вот учёбу бросила…
Лера. Тебя учить – только портить.
Оля. Почему?
Лера. Твоя сила в непосредственности.
Оля. Как у Бузовой?
Лера. Ну, примерно…
Оля. Класс!
Лера. Лукизм и эйджизм никто не отменял.
Оля. А что это?
Лера. Погугли. Первое задание тебе.
Оля. Я принята. Я буду у вас работать? Урашечки!
Лера. Сначала тебе надо перестроить голову!
Оля. Это как?
Лера. Расскажу на своём примере. В свою студенческую бытность я работала официанткой. Меня там часто путали с одной девочкой. Мы обе были ушастенькие, глазастенькие, а если форму надеть, то вообще, как сестрички Олсен. И вот до смешного дошло – Кларе зачли смену вместо меня. Знаешь, что я после этого поняла? Не стоит работать в том месте, где не ценят твоя индивидуальность! Ты сейчас где работаешь?
Оля. Чехлы продаю для телефонов.
Лера. Прелестно. Второе задание – раздашь мои визитки своим покупателям. Поняла?
Оля. Поняла, только не поняла, как?
Лера (вздыхает). Пу-пу-пу. Ну, скажи, как оно есть: первый раз позвали на бизнес-тренинг. Одна идти боюсь…
Оля. А я не боюсь!
Лера Киота начинает строить гримасы.
Лера. А вот это зря… Зря-зря-зря!
Оля заливисто смеётся.
Оля. Расскажите, как открыть бизнес!
Лера. Нужен стартовый капитал.
Оля. А мой папа говорил, если нужен стартовый капитал – должен быть хотя бы стартовый пистолет. Он бандитом был.
Лера. А-а-а, понятно! Теперь ясно, что у тебя за родительская программа. Бедный недолюбленный зверёк. Твой Коля – он просто похож, верно?
Оля энергично кивает.
Лера. Я с криминалом никогда не связываюсь. Честно взяла кредит – купила кофейник.
Оля. Что купили?
Лера. Кофейный аппарат. Поставила его в своём институте. Они тогда в новинку были: народ не знал, как к ним подступиться. Ну, я всё рассказывала, показывала, разве что с бубном не танцевала. Стольких людей на кофеин подсадила, ужас! Знаешь, что я тогда поняла? Продукт вторичен, главное – клиентская база!
Оля. Конечно, база – это база!
Лера. Не перебивай. Сейчас я веду пятнадцать человек. Я их ментор по карьере, питанию и отношениям. Они отдают мне какую-то посильную сумму раз в месяц.
Оля делает грустное лицо.
Оля. Это всё за денежку, да?
Лера (нежно гладит Олю по голове). Ну, а ты как хотела? Бесплатно, да? Бесплатно – это когда «бес платит». Бесплатные советы, в лучшем случае, пролетают мимо ушей. Они либо от слепой любви, либо от большой глупости. Даже мамочкины советы совсем нам не помогают!
Оля. Моя мама умерла, и советы давать некому.
Лера. Боже, какой ужас! Я не стану тебе мамой, но если ты добьёшься успеха – мама раздвинет тучки и улыбнётся тебе!
Оля. А вы знали мою маму?
Лера. Немного.
Оля. Может, поговорим об этом?
Лера. Цветочек, у меня скоро следующая встреча. Я и так много времени тебе уделила. Задание тебе на неделю: приведи ко мне хотя бы одного новичка и трезво посмотри на своего молодого человека!
Оля. Я не пью.
Лера. Боже мой, да посмотри ты на него отстраненно, как через стекло в автобусе. Посмотри на него с точки зрения любви к себе! И наращивай свою автономию….
***
Оля в подъезде подходит к сердечку на стене с надписью: «Коля».
Зачеркивает наглухо первую букву.
КАРТИНА ШЕСТАЯ
Коля сидит у компьютера, Оля сидит на кровати.
Коля. Видела мои обновления?
Оля (нехотя). Ты покинул группу «Я обожаю своих друзьяшек». Хочешь поговорить об этом?
Коля. Гоша вообще сам не свой стал, сло;ва ему не скажи! Ходит по объекту, лопочет что-то себе под нос…
Оля. Тебя это напрягает?
Коля. Да.
Оля. Может, дело в тебе?
Коля. Вообще нет! Гоша сольёт нашу работу, ливером чую!
Оля. Ну, делай соло, раз так…
Коля. Этот лапоть без меня не потянет! Раньше хоть соображал нормально… Теперь фляга свистит. Совсем плохой стал!
Оля. Он просто хочет улучшить дикцию и поднять самооценку.
Коля. А ты откуда знаешь?
Оля. Он же мне отписался!
Коля. Та-а-а-а-ак! И давно вы общаетесь за моей спиной?
Оля. Он сказал мне: «Надо – звони!», мне стало надо, и я позвонила, вернее, написала…
Коля. С чего бы вдруг?
Оля. Лера Станиславовна попросила привести ей новичка – я сделала! Мне стало интересно, как Гоша ощущает себя после сеанса.
Коля. Опять эта злоебучая Лера Станиславовна… Ну, что ты в ней нашла, а?
Оля. Раньше я хотела быть похожей на куклу Барби, потом на сестру. Теперь – на Леру Станиславовну!
Коля. Ну, ты же её не знаешь совсем!
Оля. Зато она знает что-то о моей жизни! Все её книги как будто обо мне! Там эти все проблемы…
Коля берёт книги, кидает их в стену.
Оля. Твои манипуляции больше не работают, прикинь!
Коля. Бесишь. Сейчас точно что-то сломаю!
Оля. Я записала твои угрозы на микрофон, если что-то сделаешь с вещами, я пошлю их твоей матери – она будет платить!
Коля. Ты записала их на диктофон, дура! Не микрофон, ДИКТОФОН!!! От слова «диктант»! Ты реально думаешь, что маман тебе что-то заплатит – дважды дура!
Оля. Тогда почему ты до сих пор со мной?
Коля достает из рюкзака строительный уровень и бьёт им о стену.
Коля. Я свой уровень ломаю ради тебя! Из-за тебя ломаю свой уровень!
Оля. Твой уровень – ноль!
Коля (показывает Оле сломанный прибор). Вот это строительный уровень! Ладно, малая. Шутки в сторону. Пипец не просто пришёл, он пришёл твоими ногами, но мы всё назад отыграем, сейчас придёт Гоша за инструментом. Ты скажешь ему, что эта встреча с Киотой была ошибкой! Чтобы он не забивал себе башку и нормально работал. Тогда я увезу тебя на море, понятно?
Оля. Море в сентябре, а потянешь?
Коля. Придётся цемент пожиже замешивать, да и вообще пояса с Гошаном затянем. А хочешь, сделаем те парные татуировки на руку! Помнишь, ты хотела?
Оля. Теперь уже не уверена, но море хочу.
Раздаётся звонок в дверь. На пороге – Гоша, одет с иголочки и гладко выбрит.
Коля. Шмотками затарился?
Гоша. Мне нужно сос-со-состояние.
Коля. Мне тоже. Ещё имение – взять деревеньку, да иметь там всех помаленьку! (Прыскает смехом.) Ну, улыбнись хоть? Кого хороним?!
Гоша. М-мне просто не смешно – так бывает.
Коля (напевает).
«В жизни так бывает,
Что любовь приходит вновь.
Только пламя догорает
И не бьётся в венах кровь».
Великая песня всех времен и народов. Сколько целок под это лопнуло!
Оля. Тошно слушать!
Коля. Да они сами вешались! Они в туалете женском только обо мне и говорили, мол если б я до него дорвалась – я б его переделала. Только не родилась ещё та женщина…
Оля. Стоп! Ты по женским тубзикам подслушивал?
Коля. У меня везде были глаза и уши! Да, о чём говорить, если по мне даже класснуха сохла. Помнишь, как обо мне Виталовна говорила – самый спелый мальчишка в классе… (Гоше.) Гоша, ну было?
Гоша. Было.
Коля. Было и было! Закончилась сытая красивая юность. Гоха, на август ничего не планируй – будем водопровод делать. СНТ «Родничок». Ночуем там же! Лето тёплое будет – я договорился!
Гоша. Нет.
Коля. Ну, хочешь – в город каждый день езди!
Гоша. Ты чи-чи-читал моё письмо?
Коля. Нет. Много букв.
Оля. У него мозг взорвётся!
Гоша (Оле). Озвучь-чь.
Оля. Я поняла. (Читает.) «Коля, ты очень близкий мой человек, я тебе многим обязан…»
Коля. Давай к сути, а?
Гоша. Вто-рой лист.
Оля (читает). «Чёрная полоса закончилась. Появилось много работы в жилом комплексе «АЯКС». Плиткари – на вес золота, заказов на месяц вперед!»
Коля (блестя глазами). Ну, вот же! Идут они лесом – эти сады! Будем в «АЯКСе» шабашить!
Оля. Не-не-не! Стопе, дорого;й! (Читает.) «Я не могу работать с тобой. За тобой очень много надо переделывать. Тебе надо доплачивать, чтоб ты ничего не трогал…» (Со смехом.) Вот это по фактам!
Коля. Слушай, да нормально я делаю… Как все… как рынок. Это ты постоянно выёживаешься! На каждый маленький скол бесишься!
Гоша печатает Оле.
Оля (читает). «Только своей работой я могу что-то сказать. Я хочу делать красиво…»
Коля. Красиво друзей опускать перед девушкой? (Оле.) Чё лыбишься? Весело?
Оля. Я только читаю!
Коля. Ну, да, ничего личного! Только выдаёшь чужие фразы в эфир. Ты же всегда так делала! Раньше за мамкой повторяла, теперь за своей Киотой-Идиотой!
Оля. Лера Станиславовна – мой нравственный компас!
Коля. Ты заблудилась, что ли? Ладно, ты… (Гоше.) Гоша, брат мой, может, ты заблудился? Держи прицел ровно, не стоит задирать его к небесам. Этот «АЯКС» – не твой уровень. Вот уронишь дорогущую мойку на финский кафель – в жизни не расплатишься! Тебя потом в лес увезут, в багажнике.
Гоша начинает мелко дрожать.
Оля. Хватит его кошмарить! Пусть работает, где хочет! Гоша, у тебя всё получится!
Коля. Дура, ты разве не понимаешь, что если я перестану с ним работать – у нас не будет денег!
Оля. И пусть. Возьмём кредит, перекрутимся. Он не должен быть твоим заложником!
Гоша. Третий лист про день-день-деньги.
Оля. «В «АЯКСе» много конолевой сантехники. Её просто снимают за ненадобностью. Я могу отдавать её тебе на реализацию. Две тысячи в день как с куста…» (Комментирует.) При чём тут куст?
Коля (задыхаясь от ярости). Хочешь сделать из меня унитазного авитолога? Хочешь, чтобы я горшки за тобой носил?
Гоша. За-за-заработаешь!
Коля. А ты сам попробуй! Возьми вот эту мойку, да и попробуй! (Начинает выдирать мойку из стены.) Сделай объявление. Продаётся рукомойник!
Оля. Коля, ты – нормальный?! Прекрати!
Коля. Это я ставил четыре года назад. Всё, что я делал четыре года назад, гораздо крепче, чем то, что я делаю сейчас! Потому что сил больше было и кураж был! (Наконец выворачивает раковину из стены. Из лопнувших труб льётся вода.)
Оля. Потоп!
Коля. Да это обульки из сифона, не паникуй! Вечно ты паникуешь... (Обувается.)
Оля. Ты куда, кретин!? Кто платить будет?
Коля. Сейчас вернусь. Душу отведу и поговорим!
Оля. Тебе не надо возвращаться. Тебе надо собрать манатки и – вон отсюда!
Коля. Гоша, гляди, меня выгоняют как паршивую собаку
Гоша. Пра-правильно!
Коля. Ах ты, иуда чёртов! Тебя с ноги передвинуть или потушить сразу?!
Гоша. По-по-попробуй!
Коля и Гоша начинают жестоко драться. Оля прячется под столом, как в далёком детстве.
КАРТИНА СЕДЬМАЯ
Маленькие Коля и Гоша без спроса ушли на «плитушник», за гаражи. У Гоши в руках коробка с петардами «Чёрная Вдова».
Коля. Гошан, это реально пекарды «Черная Вдова»?
Гоша. Коля, ты заколебал! Петарды, блин ПЕ-ТАР-ДЫ. Чё, даже словами пользоваться не умеешь?!
Коля. Хорошо, петарды. Где взял?
Гоша. Старшики за ящиком почтовым спрятали – я нашёл! Давай взрывать!
Коля. Старшики нас вычислят по хлопкам!
Гоша. Не боись!
Коля. Я домой пойду!
Гоша. Да не очкуй ты! Чё, как очкошник?! Вчера нормально повзрывали. Тазиком железным накрыли, он улетел! Потом ещё в банку «Нескафе» положили – её ромашкой разложило!
Коля. Ты клал?
Гоша. Ян клал! Давай, под плиту закинем?! Вон дырка есть!
Коля. Нельзя, там коша живёт!
Гоша. Да не очкуй, ты!
Коля. Гоша, если ты туда кинешь – ты мне не друг.
Гоша. Ну и возьми эту кошку домой, если так любишь!
Коля. И возьму. Папа разрешил. Мама – нет. Мама сказала, что письмена замывать не хочет. Я только не понял, что такое письмена?
Гоша. Посмотри там за гаражами есть.
Коля. А, ну да… Хочешь, по секрету скажу?
Гоша. Ага.
Коля. Мне, когда добрых животных вижу, плакать хочется.
Гоша. Всем пацанам во дворе расскажу, что ты – плакса!
Коля. Не расскажешь!
Гоша. Почему?
Коля. Я загадал и даже пальцы скрестил!
Гоша. Загадал от слова «гад». «Гад». Вот ты и «гад»!
Коля. Кто как называется, так и называется!
Гоша. Всё. Скворечник старый видишь. Я в него кидаю!
Коля. Там птиц нет?
Гоша. Нет. Все на юг улетели – горбы греть. Поджигай. Я рукой от ветра закрою и кину!
Коля. Тут же чиркаш есть на пекардах!
Гоша. Он лысый уже! Зажигалкой чиркни и всё.
Коля. Кончилась жига.
Гоша прижимает зажигалку к уху.
Гоша. Нормально сипит, не кончилась, ты сдрейфил просто!
Коля. У меня на душе стрёмно!
Гоша. Иди кошку погладь. Кошечник.
Коля заглядывает под плиту.
Гоша. Да я пошутил! Жги давай! (Хочет кинуть петарду, но что-то идёт не так. Секунда – и петарда залетает в варежку на резинке. Из варежки валит вонючий дым.) В рукавицу залетела, а-а-а!
Коля сдирает куртку аляску с друга и откидывает её в сторону. На ватных штанах Гоши мокрое пятно.
Гоша. Ма-ма-маму зови…
Испуганная кошка выбегает из-под плиты навсегда. Её никто уже не заберёт.
КАРТИНА ВОСЬМАЯ
Гоша и Оля сидят в кабинете Леры Киоты.
Лера. Это хорошо, что вы вместе пришли. У вас одна проблема на двоих. Вам надо сепарироваться от Коли!
Гоша делает большие глаза.
Лера. И не надо так на меня смотреть… я прочитала твою историю с этими фейерверками. Мы сейчас её проработаем, ок? Во-первых, можешь смело поделить вину на два. Дети не делают пакости в одиночку. Если бы Коля захотел, то ушёл бы домой.
Оля. Да-да-да. Он никогда не станет ничего в одиночку делать!
Лера. Цветочек, помолчи – я работаю! Что было после взрыва?
Гоша. Коля позвал свою маму. Даже вспоминать не хочу!
Лера. Это триггер. Какая у него мама?
Гоша. Хо-хо-хо-о…
Оля. Хорошая?
Гоша. Хо-холёная, не хорошая. Она Колю сразу за ухо оттаскала.
Оля. Она при мне его даже била!
Лера. Не будем сейчас жалеть Колю, ок? Продолжай.
Гоша. О-о-обидно. У меня пу-пу-пуховик только слегонца подпалился, а Колина мама его двумя пальцам на помойку отнесла. Моя бы поругалась, но зашила бы. При-при-при-думала что-то!
Лера резко встаёт и начинает вращать руками над Гошиной головой.
Лера. Ущерб-ущерб, запомни эту эмоцию, обрасти её! Что было дальше?
Гоша показывает руками знак «стоп».
Гоша. Не хочу!
Лера. А заикаться хочешь? Покалеченная речь твоя – следствие глубинных причин! Что было?
Гоша. Мы смотрели плохую ка-ка-кассету!
Лера. Что было на кассете?
Гоша. Кро-кро-кровь, говно и волосы. Сборная солянка из несчастных случаев.
Лера. Разверни.
Гоша. Трое мужиков катили строительные леса, ударила молния… Мужик на фрезере без оч-оч-очков работал. Минус – глаз. Потом долгий мужик был со своей статистикой. Потом мудель какой в ленту конвейерную полез на полном ходу… (Гошу начинает бить крупная дрожь.) Там ничего не-не показали. Склейка, и он в больнице уже бе-бе-бе…
Лера. Мы поняли, без руки. Что делала Колина мама в этот момент?
Гоша. Она просто сидела с нами.
Лера. Она не просто сидела с вами – она пожирала ваши эмоции. У неё появился благодатный повод для садизма. Надо порвать негативные причинно-следственные связи. Кассеты никогда не было, Коля не спасал тебя!
Гоша. Это не правда.
Лера. Правдой является то, что воспринимается психологически наиболее комфортно. Тебе комфортно сейчас?
Гоша. Нет.
Лера. То-то же. Отрекись от Коли. Просто хватит!
Гоша. Нет.
Киота устало снимает жакет. Её руки и видимая часть живота покрыты ведическими татуировками. Гоша пожирает её глазами.
Лера (почти ласково). Ой, какие глазки… Наверное, также ты смотрел на Колину маму. Эрос и Танатос – гремучая смесь, особенно, в детстве. Давай, взрослей уже;. Будешь взрослеть без Коли?
Гоша. Да. Буду, конечно!
Оля. Урашечки, Гога перестал заикаться!
Гоша. Спасибо!
Лера. Отработаешь. Оля, теперь с тобой…
Оля. Ок, я в принятии.
Лера. Тебе нравятся витальные парни, так?
Оля. Какие?
Лера. Витальные – полные жизни.
Оля. Суетологи, что ли? Суетологи мне нравятся, да…
Лера. Твой Коля – витальный суетолог. Это твой типаж. Проблема в том, что Колю – не переделать, но есть другие парни этого типажа. Ты можешь встречаться с ними на своих условиях, поняла?
Оля. Поняла. Но не поняла, какие у меня должны быть условия?
Лера (делает дыхательную гимнастику животом). Цветочек, почему я так устаю от тебя?
Оля. Мамочка говорила, что меня не переделать.
Лера. Переделаю. Всех переделала и тебя переделаю.
КАРТИНА ДЕВЯТАЯ
Хостел. Комната для глажки белья. Коля использует утюг как подставку для телефона. Он сидит верхом на гладильной доске. Возле окна стоит большая спортивная сумка. У Коли онлайн-сессия с настоящим психологом.
Коля. Здравствуйте, товарищ психолог, а первый сеанс точно бесплатно?
Психолог. Академический час.
Коля. Мы академиев не кончали. Русский час – 60 минут.
Психолог. У меня сорок пять. Как вас зовут?
Коля. Николай. Николай-нидворай. Временно бездомный, проживаю в хостеле.
Психолог. Какой у вас запрос?
Коля. Меня матушка домой не пустит, если я с вами не пообщаюсь…
Психолог. Вам так важно одобрение матери или вы готовы меняться?
Коля. Я хочу домой! Хочу в комнату, которая запирается. Я вас записываю. Потом ей это видео покажу!
Психолог. Я вас тоже записываю.
Коля. А вы зачем?
Психолог. Для последующей терапии.
Коля. Стоп-стоп-стоп. Я не хочу к вам на систему. У меня бывшая на системе у этой Леры Киоты. Знаете её?
Психолог. Типичная инфоцыганка.
Коля. Она сломала мне жизнь!
Психолог. Жизнь продолжается. Вы просто попали в точку бифуркации. Это переход жизненной системы из одного состояния в другое. Вы злитесь?
Коля. Слова непонятные. Грузит.
Психолог. Гусеница проходит точку бифуркации и становится бабочкой. Так понятней?
Коля. Понял, не дурак. Только люди не бабочки – с годами не хорошеют. Я вот был звездой параллели, а стал обыкновенным рабочим бирюком. (Поёт.)
«Где твои семнадцать лет?
На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
На Большом Каретном.
А где твой чёрный пистолет?
На Большом Каретном.
А где тебя сегодня нет?
На Большом Каретном.»
Психолог. Расскажите об этом периоде.
Коля. Прическа у меня была модельная с гривой. Её обновлять надо было часто и лаком ставить. А кто не обновлял и не ставил, у того сопли на затылке росли… Сталактиты уродские. Щетина у первого в классе пробилась, бакены сначала, а потом и борода… Телосложение было спортивное, но не перекаченное. Воркаутом занимался, но в меру… Одевался всегда неплохо, хорошо одевался! Клеша, куртка мотоциклетная «Yamaha original». Красиво и внутрь не задувает.
Психолог. Что по эмоциям?
Коля. Внутрь не задувает…
Психолог. Вы про куртку ещё?
Коля. Я про всё. Столько эмоций вокруг меня было – а во мне не было… Я по жизни пытаюсь найти каких-то людишек с яркими эмоциями…
Психолог. Что происходит дальше?
Коля. Сначала я пытаюсь им понравиться, что, в принципе, не сложно, потом думаю, что с них можно поиметь, потом получаю с них, вскрываю и выкидываю…
Психолог. Как именно вы их вскрываете?
Коля. Делаю разрывные поступки.
Психолог. Какие поступки?
Коля. Забавные такие поступки на разрыв шаблона. Вот, например, пришли мы как-то в ресторан с одной девушкой – Анжелой. Абсолютно проходной вариант. Она мне начала высказывать за некультурное поведение. Ну, я и психанул… (Ловко запрыгивает на гладильную доску.) Запрыгнул на стол и начал есть мясо руками, потом ещё волосами еёшними рот вытер.
Психолог. Как вы думайте, что чувствовала эта женщина?
Коля. Какая разница, что она почувствовала, главное, что она меня никогда не забудет!
Психолог. Вас кто-то так сильно забыл?
Коля. Мать, наверное... Она ведь никогда не звонит первой… Мать всегда говорила: отец придёт, отец разберётся. Я сначала думал, что отец в нашей семье всё решает, а ей просто по фигу было. Она собой занималась! Всё собой и собой… (Сидит задумчиво десять секунд.) Я всё понял. Я теперь – другой человек! Спасибо, я возвращаюсь домой. (Подходит к окну, начинает привязывать что-то к батарее.)
Психолог. Николай, что вы делаете?
Коля. Закреп.
Психолог. Что у вас в руках за верёвки?
Коля. Это СПА. Я делаю СПА. СПА – система промышленного альпиниста.
Психолог. Вы же не собираетесь вылезать на этом из окна?
Коля. Собираюсь.
Психолог. Коля, вы хотите меня удивить? Вы меня уже удивили без этого.
Коля. Обстоятельства. Я должен денег в этом хостеле, они уже милицию вызвали. Мне через парадный – не варик!
Психолог. Сколько вы должны?
Коля. Полторы тысячи.
Психолог. Я пошлю вам полторы тысячи – научитесь платить по счетам. Это важный навык!
Коля. У вас, наверное, денег хоть жопой жуй?
Психолог. Мало, но я верю, что, работая с вами, я получу больше! У меня очень плохое предчувствие насчёт вас. Киньте номер карты.
Коля. Два, два, ноль, два, два, ноль, пять, ноль, три, четыре, один, четыре, девять, один, шесть, восемь.
Психолог. Я послала вам.
Коля. Спасибо за подъёмные, но я всё равно вылезу. (Кладёт телефон в карман наружу глазком камеры. Он пристегивает себя к системе на карабин и выпрыгивает в окно, карабин ломается.)
КАРТИНА ДЕСЯТАЯ
Клиническая больница. В палате на койке Коля со сломанной ногой. На соседней койке лежит охранник.
Охранник. Здорово, сосед!
Коля. Здоровей видали…
Охранник (кивает на ногу). Что у тебя?
Коля. Оскольчатый перелом.
Охранник. Как тебя угораздило?
Коля. Спасательная операция.
Охранник. Кого спасал?
Коля (отворачивается к стене). Себя.
Охранник (смотрит на часы). Скоро кварцевание будет. Вчера в десять было, а сегодня что-то опаздывают. Нехорошо… Во всем должен быть порядок. Рожа у тебя знакомая… Где я тебя мог видеть? По работе, что ли?
Коля. Да выводил ты меня. Ещё в спину толкнул. Вот уснёшь – стукну тебя костылём по башке!
Охранник. Ага, щас. После драки кулаками не машут. Да и какой драки-то? Мне на эту Леру плюнуть и растереть! Вот залупился бы на кого из постоянщиков – я бы тебя в бараний рог свернул!
Коля. Лежи уже. Лежи-лежи, лямку завяжи! Погоди, а Киота – она не постоянщик, что ли?
Охранник. Временщик. У нас первые два месяца льготные условия аренды. Вот и заезжает всякая шушера, потом снимаются как цыгане. И Киота твоя уехала.
Коля. Разорилась, что ли?
Охранник. Тю-ю-ю, разорится она. Лохи не мамонты – не вымрут! Да и правильно делает. Самому иногда хочется у всех денег занять и уехать! Прошло моё время – раньше надо было делать! Теперь людям подгажу – даже схоронить будет некому! В гробу карманов нет!
Коля. Где у тебя кнопка?
Охранник. Какая?
Коля. Кнопка отключения звука.
Охранник показывает пальцем на свой пупок. Достаёт из него катышек, кидает в Колю.
Коля. Бля, я же тут лежу за голимые полторы тысячи! Знаешь, как я сюда попал?
Охранник. Не важно. Мы все проживаем жизнь за смешные деньги, рядом с бесполезными нам людьми!
Коля. Вроде тебя…
Охранник. Я – полезный. У меня таблеток много есть. Я на посту выпросил! (Открывает тумбу. Там – таблетки.)
Коля. Закинуться бы всеми разом, чтобы тебя не видеть!
Охранник. Откачают, больница же! Давай так – ты мне дай одеколоном побрызгаться, я тебе – таблетушку, а? Фенозипамку?
Коля. Давай уже. Тебе зачем этот одеколон?
Охранник. Там сеструлька шкодная на посту сидит. Я к ней таблетки хожу клянчить! (Тяжело встаёт на костыли, начинает орудовать расчёской.)
Коля. Что тебе причесывать-то? Ты же лысый весь как колено.
Охранник (смотрит на Колину голову). И у тебя уже намечается, скоро таким же будешь… (Идёт в сторону двери.)
Коля звонит по телефону психологу.
Коля. Таким как ты – точно нет!
Охранник. А чё я-то? У меня хоть дети есть. Мне апельсины носят! Я позаботиться о ком-то успел!
Коля (зевая). Вот это ты по теме сказанул. Позаботиться надо успеть. Вот она меня любила, я её не любил. Теперь я её, кажись, люблю, но ей уже – параллельно. А нам бы с ней пересечься, чтобы у обоих и по взаимности! Только один день взаимности, он всё бы и перевесил…
Охранник. О, фенозепамка доехала…
КАРТИНА ОДИННАДЦАТАЯ
Полгода спустя. Квартира Оли. Посвежевший и опрятный Коля звонит в дверь.
Оля. Кто там?
Коля. Всё те же…
Оля открывает дверь, впускает Колю.
Коля. Честно говоря, удивлен, что у тебя остались мои вещи, и ты до сих пор не выбросила!
Оля. Вещь. Не вещи, а – вещь! Гиря чугунная.
Коля. А, это.
Оля. Я её даже сдвинуть не могу.
Коля. Позвала бы мужика, что ли…
Оля. Я теперь не встречаюсь с мужиками на своей территории! И вообще с мужиками. Only состоятельные мужчины.
Коля молчит.
Оля. Даже шкурой меня не назовёшь?
Коля. Твоё тело – твоё дело.
Оля. Ну, а у тебя-то что?
Коля. Всё хорошо: пою в маленьком ресторане, там же питаюсь, если денег не хватает, могу официантом на смену выйти.
Оля. Оу, ну, ничего страшного. Лера Станиславовна тоже офиком начинала…
Коля. Женщина, я счастлив! Я выступаю перед людьми. Я пою песни! Я их не просто пою, я их проживаю! Такие эмоции, фронтовые песни репали – так я спать не мог.
Оля. Я поняла – ты не про деньги, молодец!
Коля. Зато вы про деньги! Обмани прохожего, на себя похожего – вот ваш принцип…
Оля. Мы не обманываем. Мы – ведём!
Коля. Водить можно и за нос.
Оля. Я не вожу людей за нос. Я им помогаю! Я учу этих девочек себя уважать! Если б я себя уважала, то не вляпалась бы в тебя!
Коля внимательно смотрит на Олю.
Коля. Успокойся.
Оля. Я успокоюсь тогда и если, когда каждая из моих маленьких женщин будет за километр объезжать таких уродов и нищебродов!
Коля. Я был с тобой жесток, прости.
Оля. Ты научился просить прощения?
Коля. Проработал это с психологом.
Оля. «Прости» в карман не положишь, на хлебушек не намажешь. Ты был жестокий, потому что бедный! Если б ты сам состоялся больше, то не стал унижать других.
Коля (теряя терпение). Что я мог сделать? Я крутился, как мог!
Оля. Ты мог бы делать благотворную визуализацию, мог бы привлекать в свою жизнь дополнительные ресурсы, менять гнилые схемы мышления. Это реально работает!
Коля. Знаешь, что реально работает? Тумблер на батарее. Прибавь его, и тебе не будет холодно!
Оля. С чего ты взял, что мне холодно?
Коля. Когда тебе холодно, ты кутаешься в рукава, а если одежда не позволяет – щиплешь себя за манжеты.
Оля. Прекрати делать вид, что знаешь меня! Я изменилась. Не лови меня на эту херню!
Коля. Ты не изменилась. Тебе надо было во что-то поверить, и ты поверила во всё это…
Оля. Я живу этим. Через неделю я поеду строить эко-деревню. У нас уже есть спонсор – Артемий Кочергин. Он будет там всем заправлять.
Коля. Ты с ним?
Оля. Я уже прикинула, как там будет. Сделала фотосет в стиле русской барыни. (Показывает фотографии.) Видишь, муфточка – специальная, чтобы лапушки кутать. А ты – про отопление, смешной человек. Там камин будет… Блин, да всё там будет! Иди уже: забирай свои тяжести и вали!
Коля. Ты позвала меня попрощаться?
Оля. Типа того. Думала, жёстче будет. Думала, поругаемся! Видать, сильно тебя жизнь припечатала!
Коля (останавливается в дверях). Чем же она меня припечатала?
Оля. Поёшь песенки ртом, поднос таскаешь.
Коля. Ты не так поняла, я там арт-директором числюсь. Третий человек в ресторане.
Оля. Пуху-то, пуху-то накидал! Нет, тебя даже психолог не исправит!
Коля. Я там дела делаю.
Оля. Что мне твои дела… Ты мне проводины устрой – я послезавтра уезжаю!
Коля. Времени мало. Малый зал могу сделать в будний день. Выпивка – своя, еда – по прейскуранту. Простишь меня, если сделаю?
Оля. Простить, это как? Это спать с тобой надо, что ли?
Коля. Не обязательно, просто полежим с тобой, как раньше, в обнимку. Одну ночь, большего не прошу.
Оля. Отговорить меня хочешь?
Коля. Да.
Оля достаёт урну с прахом матери.
Коля. Ещё не похоронила?
Оля. Как знала, что уеду. Поклянись перед моей мамой, что отпустишь меня завтра.
Коля. Клянусь.
КАРТИНА ДВЕНАДЦАТАЯ
Офис Леры Киоты. Лера Станиславовна и Гоша сидят за большим столом.
Лера. Что-то Оля наша не абонент. Набери ты её. Уже Кочергин звонил – на чемоданах сидит.
Гоша. Лишь бы с нашей деревней всё получилось!
Лера. Это не наше. Наша деревня – это имение Кочергина. Его усадьба и домик для прислуги.
Гоша. Мы же будем расширяться, построим много домов…
Лера. На фиг мы ему там нужны?
Гоша. В смысле?
Лера. Новые вводные. Лучше сразу тебе всё рассказать, что бы не троил. Кочергин хочет скрасить себе старость, хочет просто состариться вместе с нашей Олей. Я провела с Цветочком небольшую работу и внушила Цветочку, что Кочергин – великий гуру.
Гоша. А на самом деле?
Лера. Коммерсант первой волны – очень небезопасный человек.
Гоша. Что будет с Олей?
Лера. Оля плывёт по течению. Родители дали ей жизнь, но она не родилась до конца. В ней нет индивидуальности.
Гоша. Надо предупредить её!
Лера. Не вздумай. Тебе же не нужны проблемы с Кочергиным. Я тебе это всё рассказала, что б ты понимал, перед кем мы все отвечаем. Это уже не игрушки, Гоша. Это – не унитаз в «АЯКСе» грохнуть!
Гоша. М-мне страшно.
Лера. Не вздумай снова заикаться, особенно, перед Олей, если она что-то почувствует, может слиться.
Гоша. А что мне делать?
Лера. Повторяй речь про нашу дивную эко-деревню, люди ничего не должны заподозрить. Может, ещё и денег заплатят.
Гоша (читает по бумажке). «Наша скромная обитель примет всех. В приоритете молодые осознанные пары с детьми… «Жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…» Может быть, просто за прожитые?
Лера. Без разницы. Оле звоню – не берёт… Не берёт и не берёт. Куда она только подевалась?
Занавес.
Конец.
07.10.2023