Слово и смысл, родной язык и народная мысль

Ксения Мира
Исследование информатики слова и мысли

Заметка

О единстве изящной словесности и передаче смысла в поэзии

Поэт: слово и смысл - родной язык и народная мысль

Настоящий поэт владеет словом и передачей мысли с помощью языка. В данной заметке - о том, как слова и смысл - форма и содержание - сохраняют и развивают родной язык и мысль народа. Мы не только говорим, мы и мыслим на родном языке. А писатели через родной язык, его литературность и информатику, передают и мысли и идеи - для всех.

Эта заметка - призыв авторов и писателей скрупулезно относиться к творчеству, потому что его результат - произведение - это звено между словом, что было в начале, и словом, что будет после. И форма слова может вместить вечное и всеобъемлющее содержание. Так К.С. Станиславский писал о произведениях Александра Сергеевича Пушкина, что всего в одной строчке заключается объёмный по содержанию смысл, из которого можно развить и создать целое произведение. Представьте себе такое мастерство. Тщательно подбирать слова в письме и речи, значит, развивать сам язык, а это доброе дело.

Наша страна самая поэтичная в мире, но слово и язык не терпят экспериментов, а потому на писателях большая ответственность, если не сказать больше. И авторам нужно помнить наставления Льва Толстого: писать только, если есть что сказать нового, или если умеете сказать это лучше, чем до вас. Поэзия - великолепие, эссенция языка, и требования к поэту высоки, как и ответственность. Потому как за все «эксперименты» со словом, за пустописание, как отмечает в своих трудах Э. Кассирер, поэта наказывает жизнь. Гармония искусства владения литературным языком и передачей идей с помощью слова - кредо писателя. Его творчество - новое в языке, новое в мире идей. Пишут многие, но как. Леонид Филатов точно заметил в «Интервью простое»: «В нашей пишущей стране Пишут даже на стене, Вот и мне пришла охота Быть со всеми наравне». И он прав. И порой словесность превращается в витиеватость фраз, лишённых смысла, да ещё и с ошибками.

Поэт владеет словом, языком, а это - всё вместе: и правила, и литературность, и словообразование, и информатика и смыслы. Слово не терпит экспермментов. «Упражняться» в словесности лучше через обучение языку, литературе и литературоведению. Если автор не владеет этим талантом и не развил его, но писать стремится, тогда устремления переходят на смысл, идею. Но настоящий поэт владеет и словом, и смыслом в совершенстве, так же естественно и природно, как мы мыслим и говорим, но делает это просто и гениально, с мастерством, виртуозно и бережно, с искусством, творчеством и природной наукой.
 
Ранее я упоминала о писателях - мастерах слова и о писателях-идеологах. К примеру, объективно понимаю, что изящным словом не владею, но всегда стремлюсь передать саму идею, мысль, смысл - у меня научно-поэтическое мышление и видение мира. Поэтому стараюсь развивать именно эту сторону. Но так же критично следует подходить каждому к работе со словом и смыслом.
 
И что происходит сейчас - и обогащение и одновременно некоторое обеднение языка, поскольку вы можете обратить внимание, что на вычурную фразу обыватель реагирует как на некое чудо, не чувствуя, что красивая форма может не нести содержания или нести ошибки и противоречия, а то и вовсе ни к чему не вести. Чтобы привести пример этого распространённого течения, специально попыталась передать эту форму изложения, сочинив экспромт в подобном «стиле»:
 
Златокудрые берёзы
Осень в косах принесли,
Бронза неба - жди морозов,
Нам теперь не до весны.
 
Скажу честно - стараюсь не читать то, что может негативно повлиять на чувственное и интеллектуальное восприятие. Но без критики нельзя - об этом писал Антон Павлович Чехов - разумная критика помогает развиваться. Поэтому скрепилась и решила почитать, о чём и как пишут, о мыслях и словах, вспоминая Михаила Задорнова и одновременно - вечный пример Ивана Бездомного в романе Михаила Булгакова. Далее приведу несколько найденных строк и четверостиший, и приношу свои извенения, если примерами могла обидеть авторов, потому как цель - наше с вами развитие и совершенствование - я так же спрошу с себя. К примеру, я в пух и прах разношу все свои первые детские, подростковые и юношеские тексты - и сохранила лишь постольку, поскольку интересуюсь исследованием возникновения и движения мысли - тогда стихотворения, как говорят, «приходили» - это легко прочувствовать, сравнив их с последующими стихотворениями. И тут две точки зрения: часть людей к своим «пришедшим» стихотворениям относятся почтительно, другая часть так же справедливо утверждает, что поэзия не терпит вольного обращения со словом. И это проблема ближайшего будущего - нейронные сети обучаются на текстах поэтов и писателей, и как тогда человек, писатель и поэт, будет относиться к созданным ими текстам поэзии и прозы.
 
И вот как пишут авторы: «Лучик солнца полощет в затоне»... Вопрос, это лучик «полощет» или солнце полощит лучик, и если всё же лучик, что тогда же он полощет. Или «Летит культура из окна в пустой бутылке из-под пива...» - смысл понятен, но культура не может даже общее иметь с бутылкой, выбрасываемой из окна, - просто нужен пример на грани утраты культуры, чтобы люди видели, как она может быть потеряна, как это предотвратить, ведь согласитесь, что тем, кто звучно разбивает бутылки об асфальт, глубоко всё равно, - и их нужно исправлять, только вот стихотворений они не читают.
 
Стихотворения о любви... Любовь - прекраснейшее чувство, и взгляните на стихотворения, которые пишет молодежь, каково понимание любви ими. «Витали две сущности в млечном пространстве...» - кто-то видит сущностей, заменяя столь великолепное слово душа, а пространство Вселенной путает с Млечным Путём в ней, образуя какую-то молочную субстанцию - как раз для сущностей. Это написано в любовной лирике. Или ещё в том же разделе написала девушка: «Не люби меня, не надо, Не хочу я твоих мук. Моя кровь опасней яда - Это ада пятый круг» точно лучше прислушаться к совету, а самому автору - не становиться донором. В том же «стиле» пишет молодой человек: «Ты беги от меня без оглядки, Словно я - это дикий монстр, Я узнаю тебя по повадкам И в толпе отыщу так просто». Сколько некоего тёмного восприятия. Тут я открыла раздел мистики - лучше и не читать: «Ажурна и мажорная, Она стояла чёрная».
 
Ситуация обстоит лучше с гражданской поэзией - здесь слово и его смысл - самые верные - велика ответственность пишущего, особенно сейчас. Критика - не мой стиль, хотя я так же критикую себя, а потому желаю всем только совершенствования и постоянного развития, - может, эта заметка поможет взглянуть на написанное и сказанное объективно - мы обладаем бесценным даром речи. И так как я привыкла видеть хорошее, как и Шиллер пишет о воспритии жизни, и обращать внимание других на добродетели, завершу обзор примером стихотворения одного автора о детском воображении: «В замочную скважину чёрной дыры Ребёнок тайком наблюдает миры, Ему в параллельной вселенной видна Кровать, табуретка и четверть окна...» - просто, но с глубоким пониманием воображения ребёнка, его взглядом, когда даже обычные вещи и соседняя комната могут стать в его фантазии новым и непривычным - автор донёс эту идею видения детским взором.
 
На несущих слово - ответственность во все времена - за развитие родного языка и народной мысли. Это писатель-философ. Но изначально поэт был писателем-историком - вспомните «Слово о полку Игореве».

И дело правое Баяна,
Златоуста и певца,
И историка упрямо
Длите словом без конца
(Ксения Мира)

Это несение слова для совершенствования родного языка и смысла для единения народной мысли. Поэт продолжает жизнь языка, совершенствует и развивает его, как об этом написал Э. Кассирер, - и такова ответственность и призвание в деле сохранения и обогащения великого языка и священной литературы - как нашу литературу назвал Т. Манн. Берегите слово и язык - это смысл и выражение наших мыслей.

2023, Ксения Мира, исследование информатики слова и мысли