Воспоминание - Главное не ЗИЛ, а потеря бренда АМО

Эдуард Ратников
 
На фото очень чёткий и качественный снимок.
Таких снимков ещё работающего «АМО-ЗИЛ» не так много.
И это всего лишь малая часть от всего завода, но именно то место, где я непосредственно работал в течение 20 лет.
Для меня это очень интересная и памятная фотография.
Практически все строения для меня наиболее известные и чем-то даже ДОРОГИЕ.
Но особенно мне дороги несколько окон из данного множества. И мне их даже легко описать вам, чтобы вы их увидели для себя.

В самом правом нижнем углу фото виден малый кусочек крыши экспериментального цеха ЗИЛа. Выше этой крыши виден третий этаж пристройки, которая разделяет производственный корпус на две части длинной кирпичной постройкой с окнами на последнем этаже. Вот это и есть дорогие мне окна, смотрящие на крышу цеха.
За этими окнами то помещение, с которого началась моя трудовая деятельность на ЗИЛе в этом экспериментальном корпусе.

За окнами было большое инженерное помещение метров 300 квадратных, уставленное столами. Возникла задача поделить эту площадь между тремя БЮРО. С этой работы и начались мои двадцать лет пребывания в этом цеху ЗИЛа, с 1971 года по самый 1991 год.
Желающие могут многое прочесть в моей рубрике про ЗИЛ.
http://proza.ru/2013/07/04/668

А вот в этом 2023 году не стало не только этих окон, но и самой пристройки, и всего производственного экспериментального корпуса в целом.
Осталось только одно здание, да и оно совершенно перестроенное и изменено до неузнаваемости - это шестиэтажный инженерный корпус, который просто не поместился на этом фото СПРАВА.
И вот буквально сейчас начали капитально ПЕРЕСТРАИВАТЬ, а может и просто ломать, и высотную директорскую многоэтажку, которая также не поместилась на этом фото уже СЛЕВА.
Кстати, на этой высотке была главная ЭМБЛЕМА ЗИЛа, но вот пока ещё стоит здание на Третьем транспортном кольце, рядом, где проходит мост через Москву-реку, а построили высотку именно тогда, когда я пришёл работать на ЗИЛ в 1970 году.

Зато на фото прямо вдалеке пока ещё хорошо виден новый и самый большой ПРЕССОВО-СБОРОЧНО-КУЗОВНОЙ корпус, и его построили, когда я уходил и ЗИЛа в 1991 году. (Его уже тоже совершенно перестроили под многоярусный гараж в нижней части, а над гаражом с лёгкостью возвели целый ряд жилых многоэтажек. Вот и судите что это было за СООРУЖЕНИЕ.)
Перед этим большим корпусом стоит кирпичный с синими трубами старый КОРПУС сборки  КАБИН. А большая квадратная крыша справа от него - это корпус ДВИГАТЕЛЕЙ. (В настоящее время на их месте выстроена большая ШКОЛА района.)
Белая обычная пятиэтажка, домик за деревьями по центру - это зиловская ПОЛИКЛИНИКА. (Вот она сейчас так и осталась районной поликлиникой.)
Кирпичная постройка прямо за поликлиникой - это центральная зиловская СТОЛОВАЯ. Столовых было очень много, в каждом корпусе по несколько штук, но эта центральная большая, в 5 этажей, как бы ОБЩАЯ для всех. Обеды везде комплексные, но были и буфеты, с холодными закусками, всё за деньги, но сами комплексы  во всех столовых в одной цене 50 и 55 копеек, причём все двадцать лет моей работы без изменений ЦЕНЫ, хлеб  вообще бесплатный. (Эта постройка осталась, только совершенно перестроенная снаружи и внутри.)
Вот эта неприглядная крыша со старыми фонарями освещения и постройки слева - это производственные учебные заведения ЗИЛа. В 1971 году там был ВТУЗ (высшее техническое училище ЗИЛа), куда я перевёлся из МАДИ, но заканчивал я учёбу уже в новом современном "Московском политехе", а там остался техникум и трудовые резервы. (Сейчас там КОЛЛЕДЖ и, кажется, мало что поменялось, даже крыша пока столь неприглядная.) 
Вот эти машинки на переднем плане внизу - это наши машинки и наш ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ двор. Серый домик с окнами - это МОЙКА машин, а справа от неё сарайчики из металла - там располагались наши СВАРЩИКИ, как говорится, подальше от корпуса на всякий случай.
Но правда сказать, совсем недалеко, чуть правей от опасных сварщиков, прямо в этих зелёных деревьях, наша бензозаправка автомобилей для дорожных испытаний.

Но вот, как теперь уже смело можно утверждать, на данный момент, вообще ничего не осталось от всего ЗАВОДА, и что примечательно,  совсем не по ПРИЧИНЕ близости нашей бензозаправки к сварщикам.

И вот наше время, 2023 год.

Совсем недавно по неожиданному случаю, я побывал на радиостанции, которая имеет строительный УКЛОН и называется «РАДИОНАСТРОКЕ». Конечно, заводская тема не их, как говорится, «КОНЁК», но всё же они ближе к производству, чем другие чисто музыкальные каналы.
Беседу со мной вела их корреспондент обозреватель Светлана Коржнева.
Вот ссылка в ЮТУБЕ на нашу беседу о заводе ЗИЛ 26 октября 2023 года.
https://www.youtube.com/watch?v=NMoe5bj3v2M&t=4320s

И вот второго ноября СВЕТЛАНА продолжила свои изыскания, и рассказала о важности производственных БРЕНДОВ. Я послушал и посмотрел ее рассказ и вот решил написать ей свой комментарий по этому вопросу.
Мне показалось, что комментарий актуальный и его надо опубликовать в «ПРОЗЕ.РУ», так как он вполне важен в целом.

Мой комментарий.

В своих передачах на «РАДИОНАСТРОЙКЕ» Светлана Коржнева поднимает совершенно правильные темы. Темы БРЕНДОВ именно у нас по непонятным причинам вообще не освещаются с должным подходом.
Именно БРЕНДЫ самое важное во всем МИРЕ, так как это МАРКА и это совершенно заслуженное долгими годами ПРОИЗВОДСТВО товаров на рынке продаж. Это лицо, репутация, которую очень долго заслуживать и очень легко ПОТЕРЯТЬ производителю.

И уж тем более ГЛУПО терять то, что уже у вас есть и заработано. Причём, терять по собственной глупости от непонимания важности того, что вы ИМЕЕТЕ.
РЯБУШИНСКИЕ создали завод «АМО» ещё в то далёкое время, когда только зарождалось автомобилестроение во всём МИРЕ. И всё то, что связано с тем временем, это и есть самый большой БРЕНД для современного автомобиля, это его история.
 
Вот и получается, что самая большая глупость даже не в том, что МЫ взяли и ликвидировали ЗАВОД, это дело наживное, можно сто таких заводов заново построить, МЫ зачем-то сами для себя ПОХОРОНИЛИ сам БРЕНД «АМО-ЗИЛ».
МЫ вычеркнули 100 лет из своей заслуженной истории именно для АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ, а не для того, чтобы ЗИЛ остался в памяти горожан в образе нового района в городе МОСКВЕ.
МЫ потеряли АВТОМОБИЛЬНЫЙ БРЕНД, который 100 лет САМИ зарабатывали упорным трудом.

Кто МЫ есть - решайте САМИ, я обращаюсь к СТРАНЕ, но и к себе в том числе.
Эдуард РАТНИКОВ, житель МОСКВЫ.


Послесловие.
Комментарий получился эмоциональный, так как у меня было довольно интересное и может даже правильное предложение, как сохранить именно БРЕНД завода «АМО-ЗИЛ».
Для тех, кого это интересует, прочтите моё письмо ПУТИНУ, которое я писал в канун столетия ЗИЛа в 2016 году.
http://proza.ru/2016/04/13/1280

После этого письма справедливости ради пробежала некая волна ПОНИМАНИЯ, но вот прошло семь лет, и вся страна занялась другими проблемами.
Как говорится - не до БРЕНДОВ.