Писательское, или Странные вундеркинды

Антон Боровиков
Кто хочет быть нормальным? Нормальность - это то, что миллионы людей делают каждый день. Быть ненормальным для меня намного веселее.
Джош Хатчерсон

«Вундеркинды» / Wonder Boys, 2000 (по одноименному роману Майкла Шейбона)

Странно, но в свое время этот фильм как-то прошел мимо меня, хотя, как говорил мастер Уг Вэй, случайности не случайны, и все приходит в нужное время.

Итак, Питтсбург конца девяностых. Главный герой, он же закадровый рассказчик - профессор Питтсбургского университета Грэди Трипп (Майкл Дуглас), преподающий писательское мастерство. Хотя позже он сам признается: «Писателя не надо учить. Он делится тем, что знает». Покуривает косячки, крутит шашни с ректором факультета Сарой Гэскелл (несравненная Фрэнсис Макдорманд), женой босса. Ну, и традиционная для многих фильмов о писателях история (взять тот же «Бестселлер» с сэром Майклом Кейном) - был успешный бестселлер, а сейчас пишется (ага) очередной шедевр под названием «Дочь поджигателя», пишется уже лет пять, да все никак не напишется. Группа студентов у Грэди подобралась колоритная - обожательница Грэди Ханна Грин (Кэти Холмс), эксцентричный Говард (Юсуф Гейтвуд) и тот, кому суждено стать главным персонажем истории наряду с Грэди - фриковатый Джимми Лир (будущий супергерой Тоби Макгуайр).

Весь сюжет начинается с того, что университет организует литературный фестиваль. На фестиваль без особой надежды на то, что он увидит книгу Грэди, прибывает его издатель Тэрри Крабтри (еще один будущий супергерой - Роберт Дауни-мл.). Грэди, по большому счету, завидует как своим студентам, так и другим, более успешным собратьям по перу, собравшимся на фест. У него даже случаются приступы и обмороки. А банкет в честь открытия фестиваля превращается для Грэди в полный ад, к которому присоединяется и Джимми. И далее все катится в тартарары, сюжетные выкрутасы просто-таки в стиле «Большого Лебовски» - мертвые собаки, наркотики, странные места.

И вот эти-то совместные приключения Грэди и Джимми - основная линия сюжета. Кто такой Джимми - просто городской сумасшедший, патологический врун или гений? Да и кто такой Грэди - брошенный муж, будущий отец ребенка Сары, писатель-неудачник? «Дочь поджигателя» уже почти готова, редактор говорит: «Тебе бы, Грэди подсократить кое-что, ну, вот это описание опадающего кипариса, например» (ха, они, наверное, про дуб у Толстого не читали). Становится понятно, что у каждого из главных героев есть какой-то излом, червоточина.

Фильм, наверное, именно об этом - о том, что у любого писателя есть какой-то внутренний надлом, свои трагедии и скелеты в шкафу. «Гладковыбритые мальчики при галстуке» (Буковски) вряд ли способны написать что-то стоящее, но это сугубо мое мнение. И вот эта неприкаянность, неприспособленность к жизни - неотъемлемое свойство. И кажущаяся многим странность, доходящая до «да он больной на всю голову», возможно, тоже.

Что касается актерского ансамбля - здесь, как говорится, без комментариев, имена вы видели. Игра всех участников действа практически идеальна. Интересно, как сложилась дальнейшая судьба актеров этого фильма - Магуайр и Дауни-мл. подались в марвеловские франшизы (не отрицая при этом других их блестящих ролей), у Фрэнсис Макдорманд впереди еще два Оскара за «Три биллборда» и «Землю кочевников». И даже сыгравший небольшую роль университетского уборщика-торчка Трекслера Алан Тьюдик - будущая звезда «Засланца из космоса» Криса Шеридана.

Я полагаю, что фильм этот - просто must watch для собратьев по перу. И, безусловно, любителям хорошего и умного кино категорически рекомендую.