Письма Учителю. Единство рабов и господ

Евгений Садков
 "                Многоуважаемый граф,

 возвращение к Вашему июньскому, 1862 год, письму Ергольской совпало с празднованием в России Дня Народного единства.

 Не знаю, как этот день в вашем веке. У нас же некий певец SHAMAN (да, есть и такие певцы) нажал на красную "ядерную" кнопку. Деяние это, как и все шоу транслировалось по Первому каналу.

 Скажете, лицедейство. Я же отвечу, образование и воспитание. И не только россиян. Всему миру предупреждение.

 Простое, в отличие от Вашей статьи, действие, не располагающее к индивидуальному осмыслению происходящего. Но пока SHAMAN, под дружную поддержку всего российского народа, не нажал реальную кнопку запуска баллистических ракет, задумаемся над обозначенными в Вашей статье парадигмами.

 "Воспитание и образование", автор Л.Н.Толстой, место записи юрта на берегу Каралыка.

 Большое видится на расстояньи. Так и у Вас. Взяться за такую противоречивую тему, дорогого стоит. Да и сам век, с разрушением во второй половине главной скрепы России, отношению рабов и господ.

 Который раз перечитываю Вашу статью. Разделение двух взаимосвязанных направления формирования нового поколения.

 "Образование — свободно и потому законно и справедливо; воспитание — насильственно и потому незаконно и несправедливо, — не может быть оправдываемо разумом и потому не может быть предметом педагогики"

 И далее выделение четырех начальных основ воспитания: семья,вера, правительство, общество.  Три первых, по Вашему мнению,естественны и имеют "за себя оправдание необходимости".

 Тогда понятна мотивация сценических действий нашего певца. И это не голимое лицедейство, а нечто иное. Триединство воспитательных направлений формирует требуемый для данной эпохи и данного режима продукт. Ну и его маркетинг на потребу общества.

 Ну а последнее?

 "...общественное же воспитание не имеет оснований, кроме гордости человеческого разума, и потому приносит самые вредные плоды, — каковы университеты и университетское образование"

 Весьма, Лев Николаевич, актуально и сейчас. Тем более, что большинство не тянет и материально. А избранным, несмотря на санкции и зачастую показушный патриотизм, можно и за рубежом.

 Но стойкое личное ощущение, тянете одеяло на себя. Типа, вот яснополянская школа, это то, что  сейчас подходит детям только что освобожденных, или как Вы изволили выразиться, эмансипированных крестьян. Мол, я здесь и в драки не вмешиваюсь и за синяк на руке дочери выдаю её обидчику банку варенья и пакет чипсов.

 Поверьте, Лев Николаевич, пройдет не так уж и много времени и обидчик Вашей дочери заставит все ваше сословие стоять по стойке смирно. Впрочем, как и все общество.

 Любая школа, даже Ваша, является элементом государства, то есть системы насилия над личностью. Не могли же Вы собрать под одной крышей детей только что освобожденных рабов, чтобы учить их светлому, доброму, вечному.

 Вы спросите, почему привел пример нынешнего певца, нажимающего в прямом эфире красную кнопку? Видится мне здесь некая параллель с рожденным, пока Вы были в юрте, сыном вашего фронтового друга.

              Ваш преданный ученик ЕС.

 A propos! Хорошо, граф, что в вашем веке не было ядерного оружия. А наше общество, обработанное триединым воздействием, может легко присоединиться к нажатию красной кнопки. Или смене конфессиональных предпочтений..."