Начинающий писатель или графоман? Компиляция

Сергей Кокорин
НАЧИНАЮЩИЙ ПИСАТЕЛЬ ИЛИ ГРАФОМАН?

«Я продолжаю ещё учиться. Моё образование ещё не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти»
К. Гельвеций

Выйдя на пенсию, человек так или иначе обретает больше свободного времени и начинает заниматься чаще всего тем, что ему нравится. Иначе говоря – хобби. Наиболее распространённые занятия-хобби пенсионеров: внуки, дачи-огороды, путешествия, активное приобщение к культуре – посещение музеев, театров, кинотеатров, чтение книг или их написание, то бишь писательство, и многое, многое другое, чего я перечислять не буду, поскольку хочу сказать именно о нём, о писательстве.

Если им заняться всерьёз, то придётся, конечно, и читать книги, и посещать театры и кинотеатры, путешествовать, то есть, как модно сейчас говорить, активно коммуницировать, иначе никакой темы, кроме как о себе любимом, не поднимешь.

Многие начинающие заниматься литературным творчеством сталкиваются с критическим отношением родных, друзей и знакомых к своему творчеству. И часто слышат вопрос: «Что это ты ударился в писанину? Ты что, графоман?» Поневоле начинающий писатель задумается, а действительно, не графоман ли он? А память будет подсовывать высказывания классиков: «Если можешь не писать – не пиши!» и тому подобное. Ну, во-первых, о цитатах – если чувства юмора нет, то нечего на них ссылаться. Во-вторых, начнём с того, что определим для себя, кто он такой, этот самый графоман?

  Для начала отделим, так называемых «настоящих» или состоявшихся писателей от всех других.  Общее правило: настоящий писатель – это  литератор, у которого есть профессиональная подготовка. Писательство – это его профессия, специальность, образ жизни и заработок. Он публикует книги не за свой счёт, а за счёт издательства. У него контракт, и он получает полагающийся гонорар.

С этой точки зрения, конечно, раскрученные литературные гран-дамы со своими дегенеративными детективами или откровенной чернухой, претендующей на право открывать глаза читателю – это самые настоящие успешные писатели, отнюдь не графоманы. Ибо они не испытывают патологической тяги к писательству и без гонорара строчки не напишут. Здесь иное, во главе угла – рубль, и ничего другого. Тому, кто хочет гарантированно зарабатывать писательством, нужно идти туда, где платят. А там востребованы определённые темы. Сегодня в тренде: очернительство всего, что связано с советским строем, а также истории славян вообще и русского государства в частности,  восхваление либеральных ценностей – радикальный феминизм, трансгендеры, геи, лесбиянки, чёрный расизм и т.д. В этом случае графомания не причём, здесь речь идёт о любви, о высокой любви к доллару и успеху.

Отношение к таким «писателям» всегда было, мягко говоря, брезгливое, в том числе со стороны самих писателей. Здесь можно привести цитату известного классика, всеми признанного поэта Бориса Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех».

Можно, ничтоже сумняшеся, записать дилетанта, то есть начинающего писателя, в графоманы. Манеры изложения у этих двух категорий пишущих людей по внешним признакам очень схожи. Что тот допускает ошибки, что другой; что у одного штампы, тавтология, хромает стиль изложения, что у другого. Но у дилетанта (будущего писателя) хотя и нет профессиональной подготовки, опыта и знаний, но, в отличие от графомана, есть призвание к литературе, творческие способности – то, что называют талантом. У графомана нет призвания к литературе, нет чутья языка.
У писателя развито абстрактное мышление, воображение, он мыслит образами, умеет думать, размышлять, анализировать, выстраивать фабулу и сюжет. Поэтому он пишет художественную литературу, где присутствует не только авторский вымысел, но и реализовывается его замысел, до читателя доходит авторская идея.

У графомана, как правило, плохо развито воображение, поэтому он чаще всего пишет истории из своей жизни или пережёвывает когда-то прочитанное. Его работы напоминают школьные сочинения на свободную тему.
Писатель чувствует слово и понимает его глубину. Для него умение читать между строк – это необходимое требование, как наличие музыкального слуха для музыканта и цветоощущения для художника.

Графоман между строк читать не умеет. Иносказательную форму изложения не понимает. Информацию, заложенную в подтексте, не улавливает. Вычленить идею произведения или линию сюжета не может.

Писатель любит творчество, графоман – себя в творчестве. Если первый стремится к высотам мастерства, то второй – к тому, чтобы его называли мастером, стремится напрямую к славе и успеху, мерилом которого считает количество написанного, но не качество, то есть пишет для себя, не для читателя, и не задумывается о целевой читательской аудитории

Иногда читаешь работу талантливого дилетанта, и дух захватывает. Он так тебе опишет вечернее море, что от текста свежим бризом в лицо повеет. Ты увидишь белую пену волны и крик чаек услышишь. В голове возникает кино. Слова и буквы становятся вторичны. Ты не замечаешь ни ошибок, ни знаков препинания. Текст растворяется, а перед глазами «белеет парус одинокий». Это – магия художественного слова. Можно ли написать живое произведение не имея языкового чутья, не чувствуя словесной гаммы? «Это вряд ли», – как говорил незабвенный товарищ Сухов. Без этого таланта писатель не творец, а ремесленник. И сочинение его, хоть и без единой ошибки, и слова там вставлены мудрёные, и склоняет их правильно, и эрудиция в глаз бьёт, а текст не оживает. Слово плоское и мёртвый текст, «кина не будет», хоть ты тресни.

Слово – это энерго-информационная структура.  То есть, оно должно нести не только информацию, но и эмоцию. Если информация есть, а энергии, эмоции нет, то нет художественного произведения, нет публицистики, а есть сообщение, которому не верит читатель.

«Слово было у Бога, и Слово было Бог». Недаром в этом тексте на греческом языке вместо «слово» стоит термин «логос», который имеет более ста значений.
 Наконец, самое главное. Писатель – ОБУЧАЕМЫЙ, он постоянно повышает свой профессиональный уровень, для него жизнь – это творчество. Он слушает, он видит, он наблюдает, он сопереживает, ему интересен человек, его радости и страдания. Графоман – НЕОБУЧАЕМЫЙ, даже если он захочет научиться, он ничему не научится.
Ну, вот кажется всё. Сумел ли я донести свою мысль до вас, уважаемые читатели? Если нет, прошу считать меня дилетантом.