Миф об армии Израиля рухнул

Александр Щербаков 5
Некоторые историки со стажем могут вспомнить, сколько провозилась Красная Армия с небольшой по численности армией крошечного по количеству населения армией Финляндии зимой  1939-40 г.  Попытка сломить сопротивление финнов силами Ленинградского военного округа не удалась, войска потеряли много личного состава, не добившись результата. И лишь мобилизация боеспособных частей всей Красной армии и продуманная тактика довольно быстро поставили Финляндию на колени. А ведь уже была победа над японцами под Халхин-Голом, но примененная там тактика не подходила под зимние условия и лесистую территорию Финляндии.

Та «зимняя война» лишь отчасти напоминает ситуацию на Ближнем Востоке.  Сейчас весь мир следит за событиями в этом регионе, и масса всевозможных экспертов делится своими мыслями на этот счет. Дальше я буду использовать только то, что написали в открытых источниках эти люди, более моего разбирающегося в военных и политических вопросах.

Начавшийся 7 октября набег (войной это назвать трудно) ХАМАС на территорию Израиля привёл к одномоментному крушению долгое время культивировавшихся мифов. О всеведении израильской разведки. О неприступности снабжённой всеми мыслимыми средствами безопасности стены вокруг сектора Газа. О способности Тель-Авива эффективно противостоять терроризму. После многодневного топтания у границ сектора Газа прорехи ЦАХАЛ увидел весь мир.

Первой ласточкой, чирикнувшей о том, что ЦАХАЛ уже не тот, стала Ливанская война 2007 года. Тогда проиранское движение «Хезбола» ("Партия Бога"), базирующаяся в Ливане, совершила нападение на израильский патруль, подорвав бронетранспортёр, убив и захватив в плен нескольких израильских солдат, чтобы обменять их на содержащихся в тюрьмах ливанцев.

Израильская армия в ответ вторглась на территорию Ливана и начала полномасштабные военные действия. Авиация стирала с лица земли приграничные ливанские селения — примерно как сейчас Газу. "Хезболла" отвечала контратаками и ракетными обстрелами израильской территории, в результате которых там погибли 44 мирных жителя, в том числе четверо из-за инфаркта.

ЦАХАЛ потерял, по официальным данным, 121 человека убитыми и 628 ранеными, "Хезболла" — около сотни боевиков. Больше всего, как водится, досталось мирным жителям Ливана: погибло 1140 человек и свыше четырёх тысяч было ранено.
Обращают на себя внимание израильские потери. Было уничтожено и повреждено до 150 единиц бронетехники, в том числе до 30 танков. Шоком стал разорванный ракетой самый современный на то время израильский корвет "Ханит".

И каков результат этой войны, казалось бы, самой мощной армии региона с фактически партизанскими формированиями? Израиль со всей его массой вооружения, подавляющим превосходством в технологиях и личном составе более 30 тыс. против 2,5 тыс. боевиков фактически проиграл. Цель разгромить "Хезболлу" достигнута не была, удержать захваченные территории не хватило сил.
Пришлось уходить. Благо подоспела резолюция ООН с требованием вывести войска из Южного Ливана.

Арабы окрепли
Тогда у "Хезболлы" и близко не было тех современных средств ведения войны, что есть у ХАМАС. Теперь есть в изрядном количестве. Плюс к тому — за "Хезболлой" не скрываясь стоит 80-миллионный Иран с его современной армией, вооружённой ракетами, накрывающими всю территорию Израиля, и очень эффективными дронами.
А вот стал ли с тех пор сильнее ЦАХАЛ? Учёл ли уроки "Второй Ливанской"? Военный эксперт Александр Артамонов уверен, что ЦАХАЛ уже "не тот", в плане боевого духа — особенно. Эксперт говорит, что важно учитывать фактор смены поколений, происходящий примерно каждые 15 лет:
Первое поколение ЦАХАЛ было высокомотивированным и имевшим опыт Второй мировой. Второе поколение достаточно удачно воевало в 1973 году в "войне Судного дня". Третье — в Ливанской войне 2007 года, где Израиль имел полное преимущество в воздухе.
Всё это не свидетельствовало о боеспособности и духе наземных штурмовых подразделений. А начиная с 1991 года Израиль проникся западной идеологией, согласно которой "настоящей войны не будет" и воевать придётся лишь с маломощными фанатиками. И вот факт вырождение ЦАХАЛ налицо. Что в полной мере, как видим, и проявилось 7 октября при нападении ХАМАС:
• все блокпосты и находящихся там солдат боевики взяли "тёпленькими";
• все системы охраны окружающей Газу стены не сработали;
• командование армией весь день пребывало в ступоре;
• чем занималась хвалёная израильская разведка, проглядевшая двухгодичную (!) подготовку ХАМАС и массовое производство им оружия и ракет, вообще никому не понятно.

А что теперь?
То, что миф о "передовизме" и "непобедимости" ЦАХАЛ мифом и оказался, отмечают практически все военные аналитики. При этом, наблюдая на видео действия израильских солдат, даже не "мобилизованных", а состоящих в действующей армии, они откровенно поражались их непрофессионализму: передвигаются толпой, против дронов работать не умеют, и вообще — если чем и поражают, то только количеством задействованных сил (приводят цифру в 80 тысяч, стянутых к Газе).
Ну а что касается умения ЦАХАЛ работать в обращённых в развалины городах, то и вообще говорить не о чем — первые попытки сунуться в Газу закончились для них плачевно. Именно этим и объясняется нынешняя ситуация: долбить по жилым кварталам авиацией и артиллерией издали, зная, что не получишь в ответ, у них ещё получается.

Однако израильские генералы, хотя и далеко не дотягивают до генералов, командовавших в "войне Судного дня", тем не менее штурмовать наполовину разрушенный город не торопятся. Прекрасно понимают, каких огромных потерь это будет стоить.
«Ещё одна такая победа, и у меня не будет армии»— сказал после подобной битвы античный царь Пирр.

«Вряд ли Израиль войдёт в Газу танками с пехотой. Наиболее вероятная тактика — разрушение зданий, инфраструктуры и подземных коммуникаций ХАМАС управляемыми бомбами и постепенная зачистка Газы группами спецназа. Американская тактика,» — считает эксперт Александр Артамонов.

Плюс блокада Газы и уничтожение или изгнание гражданского населения. Да, это геноцид, но не надо мерить Израиль нашими моральными нормами, христианскими по происхождению. Там "ветхозаветная" ментальность: врага уничтожают беспощадно — «вплоть до раба и осла.»

Нельзя, однако, исключать, что именно это, заложенное в основу ментальности ветхозаветное желание отомстить презираемым палестинцам ("полуживотным", как их назвал израильский министр обороны Галант) может всё же, несмотря ни на что, толкнуть Израиль на ввод войск в Газу, чтобы "до основанья, а затем".

Однако и при этом придётся, как считает военный обозреватель "Комсомольской правды" Виктор Баранец, учитывать следующие вещи: «Топтание на месте вызвано двумя факторами. Первый — ХАМАС заматерел и поумнел. Он грамотно ведёт войну в городской застройке. Ему симпатизируют в арабском мире. И наверняка через своих "прокси" участвуют в войне»
.
Вторая причина — из Вашингтона всё чаще звучит призыв "не лезьте в Газу". Ведь затяжные бои, потери и отношение к гражданским, очень напоминающие геноцид, бьют и по США.
«Американские эксперты резонно утверждают, что неизвестно, сколько продлится эта война — 10 недель или 10 лет. У США просто не хватит ресурса снабжать всё это время и Израиль, и Украину» — считает полковник Баранец.

Разумеется, не хватит! Зеленский уже рыдает в голос по поводу сокращения помощи Украине и даже заявляет, что "Украина — это такой же Израиль".
Если добавим к этому всё большее нежелание американских евреев-ашкенази содержать за свой счёт Израиль (ему ещё до войны отправляли порядка $3,5 млрд ежегодно), являющийся проектом евреев-сефардов, то нельзя исключать и то, что США могут попытаться и вовсе избавиться от столь дорогостоящей игрушки.
Как видим, за прорвавшимся нарывом на Ближнем Востоке стоит ряд факторов — политических, военных, мировоззренческих и религиозных. Каждый из которых при определённых обстоятельствах может оказаться главным при принятии того или иного решения. Однако чем бы ни закончились военные действия, два вывода мы можем сделать уже сейчас.
То, что произошло, есть итог американской политики "умиротворения" Ближнего Востока, которая оказалась заведомо несостоятельной. Что страны региона теперь понимают. И именно поэтому на пропалестинских митингах там жгут сегодня не только израильские, но и американские флаги.
И второй вывод. Прекращение начавшегося в 1948 году конфликта не в том, чтобы одна сторона "победила" (читай — "уничтожила") другую, а в том, чтобы создать обоим народам условия для постепенного превращения их из врагов в соседей.
Возможно же это не иначе, как при создании на этой земле двух национальных государств: Израиля и Палестины. Что, собственно, и предлагают Россия, Китай и все прочие разумные силы в мире.

Израиль с большой осторожностью приступает к наземной операции в секторе Газа. Многие военные аналитики утверждают, что взять этот анклав Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) будет крайне сложно. Ведь солдатам придется сражаться сразу в трех измерениях: в воздухе, на земле и под ней: в сети сложных тоннелей, составляющих по сути, подземный город. Что известно об этом уникальном инженерном сооружении, разбиралась «Комсомольская правда».

По кирпичику
Точных данных об истории возникновения подземелий Газой в официальных источниках нет. Очевидцы, что первые тоннели появились в секторе в 1990-х годах, а ускорено их строительство было после того, как власть на этой палестинской территории перешла к группировке ХАМАС.

Хотя небольшая часть тоннелей была создано при помощи землеройных машин, многие километры были вырыты вручную с помощью малых пехотных лопат, чтобы оставаться незамеченными спутниковыми системами и сейсмической техникой США и Израиля. По данным агентуры Моссада, в 2021 году общая протяженность тоннелей с выходами в Египет и Израиль составляла 500 километров.
Иранская спецслужба КСИР утверждает, что сейчас подземная сеть в Газе состоит из 1300 сооружений различной длины и глубины залегания. Даже по мнению западных военных экспертов, «нижняя Газа» – это город, подобного которому нет нигде в мире.
– Масштаб проблемы в Газе, где сотни миль тоннелей пересекаются под землей, совершенно уникален. Этот обширный комплекс представляет собой серьезное препятствие, для которого у израильских сухопутных войск нет идеального решения, – заявил эксперт Военной академии США в Вест-Пойнте Джон Спенсер.
Подземелья Газы контролируются ХАМАС и его мусульманскими союзниками и делятся на два сектора. Первый из них ориентирован в направлении Египта и используется для контрабанды оружия, медикаментов и товаров повседневного спроса. Часть тоннелей даже сдавалась в аренду предпринимателям, и с них взимался налог на имущество.

Правда, в 2013 году под давлением Запада Каир все же предпринял шаги по блокированию палестинских тоннелей со своей стороны, заполнив их нечистотами и песком. Никто не имеет точной информации о том, сколько проходов было восстановлено с тех пор, поскольку Египет не дает израильским инспекторам доступ на свою территорию для проведения проверок.
Второй сектор представляет собой мощный боевой комплекс, созданный с целью ведения войны против Израиля. Некоторые из его тоннелей построены из сборного бетона и железа, а внутри них оборудованы полевые госпитали. Особенностью отдельных проходов является достигающая 70 метров глубина, что делает их практически невосприимчивыми к любым бомбардировкам, за исключением ядерного оружия. Согласно сведениям израильской армии, палестинцы собрали запасы, которых будет достаточно для выживания в условиях полной блокады в течение 3 месяцев.
Подземные ходы боевого сектора выходят к точкам обороны с закамуфлированными установками гранатометов и минометов, позволяющим внезапно атаковать позиции ЦАХАЛ. Они также оборудованы автоматическими телефонными станциями, генераторами электроэнергии и системами очистки грунтовых вод, что делает их долгосрочно устойчивыми к военным операциям. На заставке примерная схема подземного города в секторе Газа, приведенная в «Комсомольской правде»

«Польза» бомбардировок
Ежедневные массированные обстрелы, осуществляемые израильскими военными по Газе, как ни странно, приносят даже некоторую пользу ХАМАС, бойцы которого собирают для своих целей бетон и щебень от разрушенных зданий. В качестве примера надежности тоннелей можно вспомнить про проход, обнаруженный ЦАХАЛ в ходе очередного рейда в 2012 году. По оценкам израильских инженеров, на тоннель длиной лишь 2 километра и глубиной 20 метров палестинцы потратили около 800 тонн бетона.
– ХАМАС будет стрелять в израильтян сверху, с многоэтажек, и, конечно, из-под земли. Даже если ЦАХАЛ предварительно разрушит здание авиаударом, оно превратится в груду обломков, которая станет очень удобным местом для укрытия и ответного огня палестинцев, – отметил офицер психологической борьбы Королевского колледжа Лондона Майкл Мартин.
Западные эксперты отмечают, что вся подземная Газа была специально построена под жилыми зданиями, больницами и пунктами приема гуманитарной помощи для беженцев, чтобы осложнить работу вражеской артиллерии. Именно поэтому для полного уничтожения движения ЦАХАЛ придется спуститься под землю, что является самым большим страхом для командования и самих солдат Израиля.
Отставной солдат Армии обороны Израиля Ариэль Бернштейн описал бои 2014 года в Газе, в которых он успел принять непосредственное участие, как «смесь засад, ловушек, укрытий и снайперов».

– Я будто сражался с призраками. Боевики ХАМАС появлялись внезапно и тут же исчезали в кромешной тьме, – вспоминал Бернштейн.
Входы в «нижнюю Газу» представляют собой сложную систему, где солдаты вынуждены передвигаться гуськом в абсолютной темноте. Многие тоннели боевого сектора специально переплетены друг с другом в паутину, в которой палестинцы могут внезапно появляться со всех сторон. Вдобавок эти проходы усеяны минами, растяжками и ловушками, делая передвижение незваных гостей опасным. Кроме того, в части подземного города не хватает кислорода, поэтому находящиеся там должны использовать специальные баллоны.

Ввиду всех этих особенностей в израильской армии была образована рота спецназа «Самур», специализирующаяся именно на штурме подземных сооружений. Используя кислородные маски, она тренируется в специальных тоннелях, построенных ЦАХАЛ и имитирующих город под Газой. Спецназовцы также научились использовать гранаты с фиолетовым дымом для определения глубины спуска и роботов для разминирования.

Несмотря на военное превосходство, у Израиля есть три уязвимые точки. И по каждой из них нанесён удар, считает политэксперт Марат Баширов.
ХАМАС и Хезболла наносят удары не по армии Израиля, а по мифу, что можно быть одновременно военной базой США на Ближнем Востоке и преуспевающим государством. Такое мнение высказал политический эксперт Марат Баширов.

Он указывает, что первым из Израиля побежит весь бизнес. Потому что бизнес живет возможностями и рисками. А какие сейчас возможности, если уже сегодня по данным OECD за 2020 год, Израиль занимает предпоследнее место среди развитых стран по числу людей трудоспособного возраста. При этом полмиллиона из них заняты на войне.

Следующие кандидаты на побег из страны – это репатрианты. Никто из них не приезжал в Израиль, чтобы воевать и умирать. Они ехали за хорошим климатом, развитой медициной, возможностью делать бизнес и путешествовать почти без ограничений.

«Да, надо было стать резервистом и пострелять регулярно. Если это была плата за возможность получить паспорт - ок. А получилось, что получилось и это только начало», - указал Марат Баширов в своём Telegram-канале "Политджойстик/Politjoystic".

Эксперт отметил, что многие в России ждали сегодня от лидера "Хезболлы", что он объявит войну Израилю. Однако то, что он сделал вместо этого, вызывает у США и Европы куда большую тревогу.
«Лобового столкновения не будет, ждите диверсий и москитной тактики тысячи порезов с информационной войной, которая будет атаковать ваше населения в ваших странах,»- по сути сказал Западу лидер "Хезболлы".