Проповедь в день памяти ап. Иакова, брата Господня

Роман Овчаренко
Священное Писание хотя и упоминает, но не изобилует подробностями о ближайших родственниках Иисуса Христа. Речь идет, в первую очередь о его двоюродных и сводных братьях, со стороны матери – Девы Марии, и приемного отца – Иосифа Обручника. Со стороны матери упоминается только один его родственник – это Иоанн Креститель, как мы с вами помним праведная Елизавета и Дева Мария были родственницами. А вот со стороны приемного отца Иосифа родственников упоминается гораздо больше. Сразу надо пояснить, Иосиф и Мария были не только из одного колена Иудина, но и приходились друг другу родственниками. Степень близости родства сейчас уже не может быть точно установлена, но, тем не менее, о ней говорится прямо в Протоевангелии от Иакова. А как нам известно, к моменту обручения с Девой Марией, Иосиф был вдовцом, и имел детей от первого брака. Точное количество детей и их имена нам неизвестны. Но некоторые из этих сводных братьев и сестер Иисуса Христа упомянуты в Священном Писании. Об одном из них мы и поговорим сегодня.
Иаков был старшим сыном Иосифа Обручника. Он был рожден в городе Назарет, и при рождении получил весьма популярное в Израиле имя, которое в переводе с еврейского языка означает «последователь, запинатель». Впервые это имя было дано праотцу Иакову, который при рождении вышел из утробы матери, ручонкой держась за пяту старшего брата-близнеца. По-еврейски пятка звучит как «акев», а производный от нее глагол дал имя «Иаков». Таким образом, все Иаковы должны с детства отличаться хваткостью и упрямством. Про таких говорят, он своего не упустит. Наш же с вами сегодняшний герой был полной противоположностью своему имени. С детства он рос замкнутым и не по годам взрослым ребенком. Проникнувшись идеалами религии, он с юношества принял ряд обетов, которые и взрослым-то не под силу. Так он отказался от всех удовольствий в виде вина, мяса, сладостей, и даже телесной близости. От частых земных поклонов кожа на коленах у него загрубела наподобие верблюжьей. Чистоту своего девства Иаков соблюдал до конца своей жизни. Наличие в семье такого праведника только поднимало авторитет родителей.
Но вот после долгих лет счастья в семье случилось горе. У Иосифа умирает жена и он остается вдовцом. На его плечи легла ответственность по воспитанию оставшихся маленьких детях. К тому времени он уже был в преклонном возрасте, ему было примерно 80 лет. Закон позволял ему жениться еще раз. Это решило бы многие его проблемы. Но он не мог обречь свою будущую жену на уход за чужими детьми и хозяйством, без возможности самой стать матерью. И он перестал даже думать об этом, если бы не случай. Бог устроил так, чтобы соединить двух нуждающихся друг в друге людей узами брака. Дева Мария, еще находясь при храме дала обет девства, и тем самым осложнила для священников возможность устроить ее жизнь вне храма. И Иосиф, который хотел бы иметь помощницу для дома, без супружеской близости. Так состоялся этот во всех смыслах удивительный брак.
Мы чтим Иосифа не только за то, что он принял Деву Марию, но и за то, что не осудил ее и не бросил, когда она зачала от Бога младенца Христа. Формально для всех Иисус считался сыном Иосифа, но даже его сводные братья знали, что это не так. Сказать, что дети Иосифа были рады появлению в семье Марии, а затем ее сына, это не так. Когда Иосиф разделял землю между своими детьми от первой жены, он захотел дать также некоторую часть и Господу Иисусу Христу, родившемуся от Пречистой Девы, обрученной Иосифу; все сыновья Иосифа воспротивились этому желанию их отца; один лишь Иаков принял Иисуса Христа (тогда еще малого отрока) в совместное владение своею частью, почему и стал называться братом Господним. Кстати, братом Господним его впервые называл апостол Павел: «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал. 1, 19).
Вскоре после раздела имущества, Иосиф Обручник скончался. По Преданию на момент смерти ему было 100 лет. В благодарность Деве Марии за ее безупречное ведение домашнего хозяйства и сглаживание всех внутрисемейных конфликтов, Иосиф как мог старался отплатить ей тем же. Он научил своего названного сына Иисуса плотницкому делу, а также дал ему многие наставления по строительству домов. Не удивительно, что в проповедях Иисуса Христа мы встречаем так много притч связанных либо со строительством, либо с ведением домашнего хозяйства.
Когда же Иисус вышел на проповедь, не все его родственники поверили Его словам: «Ибо и братья Его не веровали в Него» (Ин. 7, 5). Однако, для праведника Иакова слава Иисуса была очевидна. Даже будучи старше своего сводного брата, тем не менее, он смиренно принимал все сказанное Им. Так он стал одним из семидесяти апостолов. За свою веру и преданность христианскому учению, уже при жизни Иаков получил греческое прозвище «офли», что в переводе означает «ограда, защита» людей. После распятия и Воскресения, Христос являлся своим апостолам. Удостоил своего явления и лично своего брата Иакова: «Потом же явился Иакову» (1 Кор. 15, 7).
После событий Пятидесятницы и явления даров Святого Духа, апостолы избрали Иакова епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви – матери христианских церквей. На момент избрания ему было 54 года, это было исполнение воли Самого Иисуса Христа, Его завещание своим ученикам. Апостол Иаков 30 лет пробыл епископом Иерусалимской церкви. Был настоящим лидером и ярким проповедником новой религии. В 51 году апостол Иаков стал инициатором созыва первого церковного Собора. На этом соборе обсуждался важный вопрос о принятии в христианскую церковь людей не иудейского происхождения. Было принято решение что христианство отвергает все расовые, клановые, классовые отличия людей, и признает всех равными. Он вызывал сильнейшую зависть у первосвященников Иудейской церкви, так как отнимал у них часть паствы. И вот было задумано его убить.
На тот момент первосвященником иудейским был некто Анания – сын Неведея, получивший первосвященническое достоинство от царя Ирода Агриппы II. Анания был непримиримым врагом христиан и вообще человеком дерзким, жестоким и несправедливым. Он принадлежал к секте саддукеев, отвергавших предания, Промысл Божий, духовность и бессмертие души, бытие ангелов. Воспользовавшись временным отсутствием прокуратора в Иудее, Анания подговорил ряд фарисеев и священников на заговор против апостола Иакова. В день Пасхи, они уговорили Иакова выступить перед народом на крыше храма, и раз и навсегда решить вопрос об истинности той или иной религии. Апостол Иаков едва появился на крыше храма вызвал неистовый восторг у публики. Они любили этого седовласого проповедника. Он говорил так горячо и убедительно, что даже самые закоренелые грешники начинали плакать о своих грехах. Конечно же, ни Анания, ни, кто-либо другой и не собирались открыто вступать в диспут с апостолом Иаковом. Они знали, что проиграют ему и по стилю своей жизни, которая была далека от идеала, и по искренности слов. И вот когда народ внизу уже готов был принять христианство, Анания, подкравшись сзади, столкнул Иакова с крыши храма вниз. Специально подготовленные внизу люди, стали кричать, что это Бог наказал этого человека, добили праведника до смерти. Произошло это в 62 году от Рождества Христова.
Апостол Иаков оставил после себя и ряд богословских сочинений. К таковым относятся: его Соборное послание, написанное примерно в 59 году, наброски будущего Протоевангелия, которое завершат только к 160 году, а также текст первой Литургической службы. До IX века Литургия апостола Иакова служилась повсеместно, но впоследствии сохранилась только в Иерусалимской Церкви.
В чем состоит суть учения апостола Иакова? Во-первых, он предупреждает нас о том, что вся наша земная жизнь наполнена искушениями, борьба с которыми только закаляет человека и научает нас терпению и мудрости. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1, 2 – 3). Искушения случаются с нами только по нашей собственной воле, потому что «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13). Самое большое искушение, которое есть в нашей жизни, это поспешные выводы и суждения, невозможность укротить наш язык. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, он обольщает своё сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1, 26). «Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем людей, сотворённых по подобию Божию» (Иак. 3, 8 – 9). Часто мы впадаем в раздражительность и гнев, от того, что действительность не соответствует нашим представлениям. Апостол Иаков напоминает нам: «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20). «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4, 12). Как же тогда жить? Необходимо иметь большую мудрость и знание о том, что за всякое наше слово, сказанное в обществе, мы будем нести ответственность перед Богом. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3, 1 – 2). «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, – и дастся ему» (Иак. 1, 5). Вера наша должна быть не только на словах, но и на деле: «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 17). «Будьте же исполнители слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя» (Иак. 1, 22). «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19). В жизни всегда нужно сделать свой выбор. От него зависит твоя будущая жизнь. «Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих» (Иак. 1, 8). «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4). Почему же мы не получаем от Бога просимое? «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (Иак. 4, 6). «Где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Иак. 3, 16). «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а, чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3). «Всякое даяние доброе, и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17). Мы часто настолько разобщены, что не понимаем, сила – в единстве, она может творить чудеса. «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5, 14). «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Зачем же нам так стараться для себя и других? «Обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 20). Неужели, спасение не стоит того, чтобы жить по-человечески здесь на земле, чтобы в будущем стать наследниками славы Божией на небе. С праздником, дорогие друзья.