Дедушка печатает сны

Сергей Александрович Русаков
- Дедушка печатает мои сны! - объявил четырехлетний Андрюша, спускаясь по лестнице с мансардного этажа деревенского дома.

Бабушка улыбнулась и погладила по светлым вихрам внука, устремленного в детскую спальню. Дед действительно был писателем и писал детские сказки, подгадывая издание каждой книги сказок к дням рождения внуков.

- Печатает сны? - бабушка подняла глаза вдоль лестничного марша в сторону кабинета деда. 

Внук снова удивил своим необычным восприятием мира и недетской мудростью. Бабушке подумалось, что этим внук похож на деда, профессора на пенсии. Тот всегда отличался необычным взглядом на обычные вещи, отчего, наверное, и стал ученым, оставаясь при этом словно не взрослеющим, будто оставшись там, откуда все вынуждены уйти, взрослея. В мире детства.

Сам дед, улыбаясь, говорил, вроде бы и не о себе, что дети обладают удивительными и даже волшебными способностями. Рассказывал, конечно, сочиняя, что в детстве любил играть в прятки со сверстниками, просто встав за ствол тонкого деревца, но его не могли найти, потому что не видели, как говорится, «в упор». Да, есть в деревенских легендах такая забава - «отведение глаз».   

- Дедушка! Что ты печатаешь? - Андрюша подошел к рабочему столу и положил на столешницу подбородок - такого он был росточка.
- Я печатаю твой сон! - как бы обыденно, но с хитринкой в голосе, ответил дед. - Каждый вечер я печатаю сны, которые тебе приснятся.
- Печатаешь мои сны? - серьезно уточнил внук.
- Твои сны мне нравится печатать, - и дед замурлыкал себе под нос мелодию из песенки фиксиков.

Андрюша заулыбался и стал спускаться с лестницы, чтобы поскорее улечься спать и увидеть новый дедушкин сон. Его дедушка в этот момент напечатал первую строчку сна. «В некотором царстве, в некотором государстве, в одном волшебном городе…».

Мальчик зажал в кулачке фигурку любимого фиксика и заснул. Нолик. Добрый любознательный малыш, увлеченный техникой и знающий на память не только названия марок автомобилей, но также их узлов и агрегатов, да так, что это всегда удивляло взрослых.

- Это же «Линкольн»! - горячился малыш, доказывая бабушке принадлежность игрушечной машинки в его ладошке к легендарному автоконцерну. - Посмотри же! Узкая решетка радиатора! Закрытые колесные ниши! Открытый тип кузова «Кабриолет»! 

Бабушка - сама любительница авто, восхищенно умилялась.

За некоторое время до выхода из игры дедушка стал готовить себе замену. Эту вторую отставку он переживал куда как острее, чем первую - двенадцать лет назад он просто повесил своей военный китель в платяной шкаф и стал профессором одного вуза. Со второй отставкой было иначе.

Однажды во время сражения он пропустил удар, упал, потерял сознание и свою волшебную силу. Промахнулся, как тот Акелла, и был поражен врагом. Спасло его тогда случайное обстоятельство - в их деревне разразилась гроза, и молния ударила аккурат в трансформаторную будку поблизости, из-за чего отключился интернет, и успешного прежде воина выбросило в реальность. Враг не расстроился, но обнадежился скорой победой никогда непобедимого Гигадеда. Напротив, радостную весть враг разнес среди своих, и Гигадед сполна ощутил на себе яростные атаки желающих отметиться престижной победой, но все враги пали и пропали насовсем, увеличивая счет извечной войны Добра и Зла. Отставной полковник и профессор на пенсии был воином света. Был, пока не вышел во вторую отставку.

Внук оказался старательным учеником мастера. Еще с трех лет дед стал тренировать его, развивая инженерно-технические навыки будущего бойца. Реальный мир мальчика стараниями дедушки наполнился конструкторами, роботами, инструментами и знаниями. Для тренировки в условиях, приближенных к боевым, дедом была написана особая программа имитации, в которой в виртуальном мире, передающем сюжеты детских мультиков, отрабатывались приемы и тактика будущей боевой стези внука.

- А ну, стой! - даже писклявый голосок Нолика прозвучал ощутимо грозно - вербальные удары были неотъемлемой частью богатырской атаки на врага типа «Выходи, чудище поганое! Биться будем!». - Не бывать здесь короткому замыканию!

Коварному врагу - одному из них или диверсионной группе - удалось ослабить затяжку большой медной гайки крепления клеммы кабеля к силовой электрической шине огромной мощности. Резьба, болт, гайка и клемма раскалились до белого цвета, искрились, появились капли оплавленности. Опасное развитие ситуации грозило пожаром на атомной электростанции, но тут в во вражеские коварные замыслы вмешался смелый Нолик.
 
Следящий за тренировкой внука дед безотрывно вперил взгляд через свои очки в темноту монитора своего ноутбука. Раскаленная медь освещала Нолика, замершего на неуловимое мгновение в поиске решения перед местом аварии. Дед нетерпеливо ждал, с трудом удерживаясь от совета. Внук должен найти решение сам!
Пластмассовый фиксик больно врезался в ладошку спящего Андрюши, и он тихо застонал. Дед прислушался, отвлекаясь от хода боя. Из детской больше не доносилось звуков. Малыш нашел решение.

Идея эмуляции была проста. Если соединить сновидение с процессами в игровой компьютерной программе, спящий может стать ее участником и действовать в условиях очень достоверной виртуальной реальности - мысли, решения, действия и эмоции становились неотличимыми от всего этого в бодрствующем состоянии. Это совсем не то, что психически небезопасное погружение компьютерных игроманов в свои варкрафты.

Отключать общий рубильник было нельзя ни в коем случае, и Нолик об этом знал - ведь тогда турбины генераторов будут без нагрузки вращаться все быстрее, и тогда случится авария другого типа, не менее опасного своими разрушительными последствиями.

Дед гордился познаниями внука в инженерно-технических вопросах, правда, похвастаться этим он не мог никому, даже бабушке, так как проявлялись все подобные знания лишь тогда, когда Андрюша во сне проходил свои тренировки. Время боевого применения полученных знаний и навыков еще впереди!

Включив локаторное зрение с помощью специальных фильтров, работающих по принципам спектрального анализатора, Нолик нашел серебряные контакты в черной коробочке контактора и решил взять их оттуда, чтобы реализовать свой инженерный замысел. Сказано - сделано! Проследив на возникшей виртуальной схеме, что включает и отключает этот контактор, Нолик смело отключил его - по этой линии питался электричеством обычный вентилятор где-то вверху огромного цеха охлаждения. А дальше - дело точности броска! Фиксик метко бросал квадратики серебряных контактов прямо на раскаленную пару болт-гайка, и те плавились, заливая серебром пространство витков нарезки. От этого контакт становился все более проводимым, уменьшилось электрическое сопротивление, и теперь соединение станет остывать, вот только…

Дед с напряженностью и азартом спортивного болельщика смотрел во все глаза на действия своего юного ученика, и был явно доволен им. Только “Шайбу-шайбу!” не кричал. У Андрюши получалось поразительно грамотно и смело. Когда дед решал вопрос о том, какой из мультиков выбрать в качестве виртуально-сомнологического полигона для тренировок внука, лучшим, конечно же, был признан отечественный мультсериал “Фиксики” о героях-винтиках, живущих в бытовых приборах и производящих своевременную их починку по мере выхода из строя. На удивление, авторы детского мультфильма, видимо обладали изрядными техническими познаниями. Будущая боевая работа преемника Гигадеда не будет прямо связана с инженерными ситуациями, но знания эти непременно пригодятся в реальных боях с врагами в параллельной реальности поля боя со злом. Замечено, как настойчиво силы зла осваивают интернет и кибероружие. Основное же оружие воинов света иное - сила духа, прямота правды, непримиримая принципиальность, беспощадная борьба за справедливость против всех видов нравственной мерзости, убивающих души людей. В этом состояла миссия легендарного богатыря Мегадеда. Эту эстафетную палочку, когда придет время, примет от деда внук.

Решение внука было гениальным, вот только болт нагрелся до слишком высокой температуры и был слишком массивным, чтобы быстро остывать. Серебро, имеющее всего на полторы сотни градусов температуру своего плавления ниже меди, стало стекать, и сопротивление стало расти, а нагрев проблемного электрического соединения продолжился. Что делать?

Сканер спектрального анализатора Нолика вновь заскользил вокруг фиксика. Вот оно! Под слоем пыли под станиной одной из ферм засветился искомый предмет. Монета! Старинный советской штамповки пятиалтынный - 15 копеек 1961 года - года рождения деда. Медно-никелевый сплав с температурой плавления на сто градусов выше меди.

Фиксик молнией метнулся под станину, схватил монету, вернулся к светящемуся в темноте соединению и метко бросил спасительный кругляшок прямо в резьбовое соединение. Медь и серебро буквально с радостью приняли своего медно-никелевого друга и соединились вместе, одновременно давая высокую электрическую проводимость и снижение температуры контакта, что сразу же отметили дистанционные измерители снаряжения фиксика. Дело сделано!

- Тыдыщ! - победно вскинул руку с тремя пальцами Нолик, и его тренер ответил тем же экрану монитора ноутбука.

Дед мысленно погладил спящего на первом этаже внука по вихрастой голове, захлопнул крышку ноутбука и собрался ложиться спать. Он был доволен новыми достижениями будущего преемника - доволен до чувства изрядной эйфории. Это-то и сбило его с привычного состояния бдительности. А, может, это годы. Ведь именно из-за потери расторопности и скорости реакции он ушел в свою вторую отставку. Дед забыл выйти из игровой программы, и это было роковой ошибкой!

Дед заснул и сразу же переместился в реальность битвы Добра со Злом. Этого не случалось с ним уже больше года, и это было неожиданным и тревожным. Он оказался в знакомой виртуальной реальности вот только что бывшей полем учебной битвы Нолика с аварийно-опасной ситуацией. Цех атомной электростанции. Что происходит? Это просто сон? Тогда почему тревога нарастает буквально, как тот самый предбоевой настрой недалекого прошлого сражений? Откуда эта смесь тревоги и решительности? Игра воспоминаний стареющего мозга?

- Твой внук у нас! - прогремело со всех сторон, и Гигадед узнал этот голос - голос зла. - Мы убьем его здесь, в твоей дурацкой компьютерной игре, а он не проснется в своей кроватке в твоем доме.

Засветился виртуальный экран с изображением Нолика, привязанного к бериллиевому стержню реактора. Эти стержни периодически погружаются в пекло ядерного реактора для снижения скорости реакции. Там невообразимо горячо!

- Что вы хотите? - мгновенно просчитав ситуацию, вступил в переговоры Гигадед, зная методы освобождения заложников.

- Тебя! - громыхнул ответ отовсюду. - Малыш вернется в свой сон, как только ты будешь мертв! Ты знаешь правила - даже нам не дано нарушать правила условий боя. Так что, за мальчика не волнуйся - он останется жив, а ты не проснешься в своей деревенской постели.

Мегадед не знал что за год его отставки много в уложениях войны Добра со Злом изменилось, и не в лучшую сторону. Зло отвоевало себе изрядные преференции в правилах, и стало еще коварнее, а Добро решило соответствовать противнику в коварности, теряя силу Правды и Честности. Надо отдать должное старику - он и не поверил воину зла, не те они, чтобы им верить. Да и зачем злому племени сохранять жизнь преемнику великого воина Добра? Ведь он определенно будет сильнее Гигадеда.

Нолик в компьютерной игре и четырехлетний мальчик во сне были растеряны. Что-то было не так. Ощущение мультика исчезло. Страх был настоящим, живым, неподдельным. Он видел, что кто-то привязал его к горячему металлическому стержню, и снизу изрядно припекало ножки, еле терпимо. Раздались чьи-то громкие голоса, и Нолик… Андрюша узнал в одном из голосов голос деда. Смысл диалога был непонятен, но тревога - обычная детская тревога, переходящая в страх перед неизвестным и невидимым, нарастала.

Гигадед раз за разом пробовал облачиться в обычные для прежней боевой практики доспехи, но не удавалось - реальность была не той, что нужна. Зло научилось переходить в киберпростанство, а методы старика от всего такого  отстали. В этот момент, словно ухмыляясь, злой враг сделал что-то, и заклятый противник Мегадед превратился в одного из фиксиков, и Нолик увидел его. Дедус!

- Нолик! Андрюша! Это я, твой дедушка! - как можно спокойнее обратился к внуку дед. - Ничего не бойся! Я с тобой! Мы справимся.

Дед не знал арсенала Дедуса, вернее, знал весьма поверхностно. Чем воевать? Да и где враг? В этой реальности у деда были только возможности его прототипа фиксиков. В пору кричать в духе других мультгероев “Выходи, подлый трус!”. И снова враг будто подслушал его мысли.

- Ты хочешь сразиться напоследок, перед смертью? - загрохотал утробный металлический смех. - Что ж! Давай! Я предстану перед тобой в соответствии с антуражем и декорациями поля боя!

Максималы или предаконы - кто их разберет, этих потомков трансформеров. У деда были какие-то представления. В полях реальности сражений Добра со Злом враг часто принимал воплощение трансформеров, а воины добра облачались в подобие экзоскелетов или аватаров, сохраняя свое человеческое начало.

Рободактиль? Прототип древнего птеродактиля, напичканный электроникой, сервомеханизмами и кибероружием. Появившийся враг принял обличье одного из звероботов. Это что-то новенькое! Ну, да ладно! Пусть вдохновение к бою подаст легендарный профессор Челленджер, воевавший с динозаврами в романе “Затерянный мир”. В конце концов, не Змей Горыныч!

Дедус взвился штопором вверх, фиксируя реакции зверобота. Тот медленно и обманчиво неуклюже поводил головой вслед за пируэтами. У престарелого фиксика обнаружился анализатор траекторий, и теперь о противнике складывался все более полный профиль его тактико-технических характеристик. Пригодится!

Маленький Нолик ни на секунду не сомневался, что это не мультяшный Дедус. В бой с огромным летающим робозавром вступил его дедушка. Фиксик пошевелился, чтобы понять, что именно держит его привязанным к горячему стержню. Ничего видимого, ничего магнитного, ничего клеящего. Кто-то привязал его способом неизвестной природы. Ну, ничего! Он поможет своему деду! Если охлаждать бериллиевый стержень, соприкасающийся с пеклом ядерного реактора, то система контроля обманется, и тогда температура в реакторе станет расти. От нагревания плотность воздуха рядом с реактором будет уменьшаться, и тяжелый птеродактиль не сможет летать. Дедушка сможет его победить! И Нолик приступил к исполнению задуманного, включив системы местного охлаждения в своем облачении.

Механика полетов зверобота была вовсе не аэродинамической, но Нолик об этом не знал, как не знал и о том, что смертельно рискует, влияя на повышение температуры в реакторе - ведь гибель персонажа фиксиков в иной реальности будет означать смерть мальчика в реальности обычной. Тем не менее юный герой принял решение. Понимал ли малыш, что система контроля все же рано или поздно сработает, и Нолик вместе со стержнем погрузится в реактор?

Дедушка, Дедус, а в прошлом Гигадед, летал и летал вокруг зверобота, не зная, как победить его. В этой незнакомой реальности его прежнее оружие не действовало совсем. Победа нужна была не из принципа, а для того, чтобы спасти внука в облике Нолика. Старик тоже не понял, что же держит юного фиксика притороченным к бериллиевому стержню, но он боялся обратить внимание врага на свои попытки вырвать внука из опасной ситуации.

Нолик тем временем стал ощущать повышение температуры под ногами. Его план заработал!

- Дедушка! Бей его! Он скоро не сможет летать! - закричал внук. -  У Дедуса есть энергобраслеты! Создавай молнии!

- Ха-ха-ха! - прогрохотал зверобот, словно насмехаясь над ничтожными своими размерами героями. - Молнии мне не страшны!

Никто из троих участников битвы не знал или забыл то, что в данной ситуации единственно могло сыграть решающую роль. Температура в ядерном реакторе росла благодаря манипуляциям Нолика с бериллиевым стержнем, к которому он был привязан. Никому и в голову не пришло вспомнить азы атомной теории. Вместе с температурой ядерной реакции росло радиоактивное излучение, а значит, атомы воздуха - азота и кислорода - станут ионизироваться и даже дойти до состояния чистой плазмы - голых ядер. Тогда электрическая проводимость воздушной среды резко возрастет, вплоть до сплошного пространства из электрических разрядов большой мощности. Это и произошло.

Дедус кое-как активировал энергобраслеты на запястьях. Вокруг него зазмеились маленькие молнии. Зверобот, словно желая исполнить запланированную казнь Гигадеда, а потом и его потомка, порхал, как бабочка среди молний, не причиняющих никакого вреда его системам. Ровно до того времени, как концентрация ионов воздуха пересекла некую черту плотности, и тогда вокруг забушевал настоящий электро-магнитный шторм, а молнии сплелись в огромные змеиные клубки.

Последнее, что увидел Нолик - как закрутился в этом вихре его Дедус и исчез. Последнее, что увидел Дедус - бериллиевый стержень, наполовину погруженный в реактор. Нолика на видимой части стержня не было. Ушел вниз в реактор вместе со стержнем? Последнее что увидели оба перед тем, как увидеть последнее - то, как зверобота разорвало в клочья, и он превратился в атомы и элементарные частицы. Клубок энергии зла устремился расширяться, как та вселенная, и это несло смерть всему вокруг. Напоследок. Как месть победителям.

Дед проснулся мокрым от пота в своей кровати и лежал неподвижно, прислушиваясь к себе. Сердце колотилось и сжималось стенокардией. Он знал, что произошло, и боялся спуститься к внуку. По щеке старика из-под прикрытых век поползла печальная слеза.

- Дед! - раздалось пронзительное прямо в ухо старика. - Ты жив!

Профессор, дедушка, Гигадед, Дедус распахнул глаза и приподнял голову. В проеме окна на фоне полной Луны сияла вихрами трогательно знакомая фигурка в пижамке.

- Мне приснился страшный сон, что ты… - малыш заплакал, глотая слова.
- Ты же видишь, малыш, что все хорошо, и все живы! - поспешил успокоить внука дед. - Иди к себе в кроватку! Давай я тебя провожу по лестнице! Тебе нужно поспать! Ты ведь герой, а герои должны спать, чтобы восстановить силы!

Внук и дед, оба в пижамах, потихоньку поспешили на первый этаж дома, стараясь не разбудить бабушку.

- Дедушка! Ты не печатай больше таких страшных снов! Ты ведь умеешь печатать нестрашные.
- Больше не буду! - пообещал дед, задумавшись о будущем своего внука.  Может, не стоит вовлекать его в борьбу Добра со Злом? Ну, да сам решит, когда вырастет! А пока снова строчка пароля к игровой программе: “В некотором царстве, в некотором…”.
- У нас снова нет электричества! - выглянула из своей комнаты бабушка. - Представляете? Среди зимы и вдруг неожиданная гроза, и молния снова ударила вон в ту трансформаторную будку.

Сергей Александрович Русаков.
5 ноября 2023 года.
Деревня Десна.