Абсциссы Истории

Дориан Грей
За следующий свой пост хочу принести глубочайшие извинения. Он будет длинным, на части я его делить не буду. Потому что его, как рюмку текилы, нужно опрокинуть в себя, а потом уже чувствовать вкус, старт-финиш-послевкусие. Готовил я его сегодня утром, как изысканное блюдо, специально к Вашему - да-да, лично к Вашему субботнему вечеру. Но, если хотите, растяните его до следующей субботы. Пару дней я уж точно не буду Вас беспокоить. Можете вообще обойти его вниманием. Но, как сомелье, - рекомендую все-таки осмелиться. Вдруг не только вечер Ваш станет теплым, но и вся жизнь чуть-чуть изменит вектор в направлении светлого будущего?
Называется это блюдо "Абсциссы Истории", но знание математики да истории потребуется не более чем на школьном уровне. Еще раз приношу извинения.



Абсциссы Истории

Помните из Успенского: «Просто приходил Серёжка, поиграли мы немножко». Вот и ко мне вчера друг приходил - пусть будет тоже Сережка – поболтали мы немножко. Чеса полтора. Надо написать «часа», но пусть будет «чёса» - так вернее. О чем мужики бальзаковского возраста болтают? О мотоциклах, юристах, женщинах, ну, и на злобу дня – о том безобразии, что у нас за окнами твориться.
Разнервничался друг, давно я не слышал таких эмоциональных сентенций. Не только от него – вообще давно не слышал. Выпал я как-то со своей диссертацией, романами, педагогикой из этого сего-денного эмоционального фона.
«А при таком-то жилось так-то, а при другом – вот так-то. А вот арабо-израильский конфликт, а вот российско-украинский! А вот этот сказал, а вот тот ответил! А этот за наших, а тот за ваших! А там выберут того, а тут этого!» Слушал я, головой кивал. Потом даже кивать перестал. Взял листик бумаги и начертал обычную координатную плоскость – ту самую, с абсциссами по горизонтали и ординатами по вертикали.
Вернусь к началу, поясню, зачем я вообще все это пишу. Да чтобы Ваш, лично Ваш субботний вечер был добрым, уютным, спокойным, с теплыми мыслями, со светлыми мечтами. Потому что нет никаких конфликтов, нет никаких наших-ваших, тех и этих, никаких выборов и набивших оскомину имен. Все эти имена, летящие с экрана, все эти «конфликты», «выборы», «зрады-перемоги» - это все камешки в могучем течении реки Истории. Ну, или функционалы.
Для Истории арабо-израильский, российско-украинский, китайско-тайваньский, татаро-нанайский и все прочие «конфликты» - это лишь константы и переменные в сложной функции, которую не мы составили и не нам решать. Никому из нас – ни лидерам государств, ни пенсионеру в очереди за пособием. Никому.
У Истории своя могучая логика. Неопровержимая, поскольку опровергать ее просто некому. Да и незачем. Карфаген должен был пасть, будь там Ганнибал или Петров из соседнего подъезда. Любой историк скажет: границы государств менялись, а вот судьбы цивилизаций – нет. Цивилизационная культура – как живое существо. Зарождается, развивается, расцветает, приходит к упадку, умирает, оставив наследие другим культурам. По оси абсцисс – время, по оси ординат – вот это самое зарождение-развитие-упадок-гибель. Функция. А вы мне тут про выборы и конфликты.
Есть такой замечательный мыслитель – Освальд Шпенглер. Не запрещенный, не крамольный, а вполне себе признаваемый авторитетными историками, философами, аналитиками. Он определяет восемь великих культур. У каждой культуры – своя душа, у каждой – свой путь. Все культуры относительно обособлены, и если уж происходят конфликты (как без них?), то внутри самих культур. Да, не без соприкасаний, частичных культурных диффузий, взаимовмешательств, но, в конечном итоге, культура идет своим путем и вершит свою уникальную судьбу. Какие бы там фамилии, топонимы и прочие истерики не летели с экранов.
Итак, восемь культур. Вернее, девять, поскольку отдельно Шпенглер выделяет культуру майя. Но о ней лучше спросить у нашего ученого Юрия Кнорозова – именно он расшифровал письменность майя. Есть у меня его уникальная научная работа. В моем романе «Будь Другом, Свет Мой, или Нега Лакшери-Паскудства» сцена суда над богами вдохновлена именно ею. Каждая культура автономна, локальна и независима от других.
Египетская, индийская, вавилонская, китайская и греко-римская культуры обладают аполлонической душой. Что это значит? Это значит, что для человека перечисленных культур весь мир – это нечто видимое, обозримое, «телесное». И все это должно быть красиво – и человек, и мир вокруг него. Все мое – рядом. На него смотрю, его изучаю. Все эти «оmnia mea mecum porto» («все свое ношу с собой») и «сognosce te ipsum» («познай себя») – это все она, аполлоническая душа.
Культура арабо-византийская имеет душу магическую. Мир лежит за пределами понимания. Он населен ангелами и демонами, там, именно там – в запределье - идет бесконечная борьба добра со злом. Все эти шайтаны-демоны – с ними, с ними нужно вести войну. А кто такой шайтан? Тот, кто пришел к тебе в дом, расселся, как у себя, и хочет его присвоить. Узнаваемо то, что происходит сейчас на Востоке? То-то.
Западноевропейская культура наделена душой фаустовской. Самокопание, психология (вот где она появляется и проявляется), все эти Фаусты, Гамлеты с Йориками, Чайльд-Гарольды – вот они где зарыты. Пространство – бесконечное, но познаваемое. А все, что познал, то присвоил. Мое, не трогай. Похоже на то, чем занимается Запад в синхронии и диахронии? Познает и присваивает. И когда мне тут говорят про позицию Штатов, Франции или Германии – нет таких. Есть западноевропейская культура. И ее позиция интересна только ей самой. А всем остальным – так, ради «чёса».
И вот наконец плавно подходим к той культуре, носителями которой являемся мы с вами. Сразу предупреждаю: Шпенглер был неполиткорректен. Он Указов наших не читал, с линией партии был не знаком, на майдане в известное время не присутствовал и новости последние не смотрел. Поэтому взял он и обозвал нашу культуру «русско-сибирской», а мы с вами назовем ее нашей, украинской. Ну, или славянской, чтобы быть нейтральными в политико-эмоциональном отношении.
И вот с душой нашей культуры – загадка. До Петра Первого душа у нас была магическая – вот те самые духи-демоны-шайтаны. Помните Ивана Васильевича в лифте московского дома: «Замуровали, демоны!» А потом началось: элита отдельно, а народ – отдельно. Элита себе через разные места пытается западноевропейскую душу впихнуть в грудную клетку (или где там душа у них обитает?), а народ остался с душой магической. Вся она, наша магическая славянская (украинская – для самых ярых) душа сконцентрирована в гениальной фразе из гениального фильма: «Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег в башка попадет. Совсем мертвый будешь!»
Обобщаю и подвожу итоги. Когда с экранов, из гаджетов, из уст Ваших «друзей и знакомых» летят имена, события, страсти, когда от Вас требуют сказать, чей там Крым или кого вы больше любите – папу или маму, князя Кочубея или  Екатерину Великую, просто налейте себе чаю (кофе, вина, виски, текилы, водки-горилки), улыбнитесь и вспомните: все мы - камешки в могучем потоке реки Истории. Все идет своим чередом, все завершится так, как дОлжно. И никак иначе. Я в таких случаях говорю: «Каждый винтик свою гайку найдет, как его в ноздрю не суй».
Помните, как вел себя Кутузов в романе Толстого накануне генерального сражения, когда генерал Пфуль докладывал ему диспозицию: «Die erste Kolonne marschiert, die zweite Kolonne marschiert...» («Первая колонна марширует, вторая колонна марширует…»)? Правильно – дремлет. А когда все колонны домаршировали в указанные места, он проснулся и сказал – и тут я должен ввести в повествование прямую цитату:
«- Господа, диспозиция на завтра, даже на нынче (потому что уже первый час), не может быть изменена, - сказал он. - Вы ее слышали, и все мы исполним наш долг. А перед сражением нет ничего важнее... (он помолчал) как выспаться хорошенько».
Так не будем же совать винтики в ноздри, спорить и заливать себя бессмысленной злостью. Все будет не иначе, как будет, как бы мы ни ярились, ни мучали себя сомнениями. Все эти функции сами себя решат, все абсциссы сойдутся с ординатами, следуя неопровержимой логике Истории. Добра нам всем. И пусть Ваш субботний вечер будет теплым.
Всегда искренне Ваш,
Иван Быков.