Лестница жизни. Встречи...

Ольга Сергеева -Саркисова
     Меня лестница жизни балует встречами с необыкновенно талантливыми людьми,   
    с творцами, настоящими художниками,в широком смысле слова. 
 Встречаю на лестнице влюблённого в жизнь и вдохновенного художника. Он берёт краски, и следуя своему зову сердца "пишет" о своей жизни послание потомкам в красках.Прочитайте его.
 Я знаю этого художника из Риги, ему можно доверять, его зовут Юрис.Он всегда прекрасно относился к русским и выступал всегда против любых выпадов против России. Он был одним из первых пяти, кто подписал петицию протеста правительству о запрете фашистских организаций и проведения шествия фашистов по улицам городов во всей стране, а главное - в Риге.
Там многие всё ещё мечтают вернуться к прежним временам.Хотя, разве можно забыть Саласпилс...место смерти, где из детей выкачали кровь,даже из младенцев , производили эксперименты,испытывали на них различные препараты и убивали их, а потом сжигали их в печах или закапывали в рвы. 3,5 тысяч литров крови для солдат Вермахта было выкачано у детей, чтобы оздоровить своих солдат.Так трудились доктора -смерть! Это можно забыть? И это происходило именно в Латвии, здесь,недалеко от Риги.Кровь стынет от таких ужасных воспоминаний.Об этом месте говорят, что за этими воротами Саласпилса стонет земля. А когда туда пришли наши солдаты и узнали,что там происходило, как издевались над детьми, то солдаты не плакали ,а выли, узнав о детях и всех зверствах над ними.Разве можно всё это совместить с понятием ЧЕЛОВЕК?  Нет- это были чудовища! 
 С тех пор, как прибалтийцы вышли из состава СССР, в Латвии и Эстонии день 16 -го марта отмечают не как день весны и мира, а как день ветеранов Waffen - SS, карателей, которые боролись с партизанами, как у себя дома, так и в Белоруссии. Этот "праздник" в честь их первого «боевого крещения» в стычке с частями Красной армии при освобождении этих республик от фашистов. Фашизм всё ползёт по земле... так и вижу их, идущих с оскаленными лицами и несущих смерть…
  Какие пронзительные стихи написал мой друг Анатолий Бешенцев, стихи
  предупреждение:
 "По улочкам мартовским Риги/ (Последний возрадуйся Гесс!),
  Кресты нацепив, как вериги, /Бредут ветераны SS. /
  Короткая память чревата/ Возвратом забывшихся бед… –
  Весенняя Riga… фанаты/ Паучий печатают след…"
    
 И сегодня Юрис требует от правительства прекратить выращивать, одобрять и поддерживать фашизм. Как же коротка память!Неужели такое можно забыть? Так и ощущаешь в воздухе дым тех печей Дахау, Освенцима и всех других лагерей смерти... и встают вдоль дороги тени миллионов погибших людей, с недоумением глядящих на современников, на кричащую лозунги молодёжь с факелами и свастикой, поддерживающих фашизм. Среди миллионов убитых пятеро моих родственников, погибших в лагерях Германии...
 Симон Визенталь,всемирно-известный охотник за нацистами, говорил:
«Для того, чтобы зло процветало, достаточно чтобы хорошие люди бездействовали.»
Нельзя молчать!Вот и Юрис не молчит.
      Вспоминаю, как я узнала Юриса задолго до нашей встречи в Москве. Я увидела его работу на международной выставке графики и плаката в Польше,в Варшаве.(1968г)
   До сих пор помню работу, которая меня задела за живое своим приёмом изображения и подачей проблемы - это было замечательное тонкое обобщение - изображение огромной груши, в которой читалось женское тело,она сидела на маленьком горшке, а у неё на боку присела муха - разносчик дизентерии и не только. "Мойте руки! Осторожно! Дизентерия!"Это на первом плане, а на втором, более глубокий посыл...Берегитесь"заразы"! В широком смысле это и фашизм тоже. Так и читалось в этой работе. Какой это был говорящий плакат!
 Я знала работы его мамы Джеммы Скулме(ей через два года будет сто лет)! - народной художницы Латвии,она была волевая,сильная женщина - легенда,  председатель Союза художников Латвии много лет, училась мастерству в Латвийской академии художеств, затем в аспирантуре в Санкт-Петербурге. Юрис говорил,что у неё крутой характер и они часто спорят с ней о разном. Её не стало 9 ноября 2019г.Ей было 94 года.
 Дед Юриса, Ото Скулме был ректором Академии художеств в Риге, статусное место занимал заслуженно. Его многие знали и как прекрасного театрального художника.Эту любовь передал и внуку.Юрис любовь к театру пронес через годы, тоже увлекаясь этим.
   
  Бабушка Марта Лиепине оказала особое влияние на внука,так как была первым известным скульптором Латвии. Дружила с Верой Мухиной - автором "Рабочий и колхозница",которую сделала для павильона Всемирной выставки в 1937г, всем известная монументальная скульптура с серпом и молотом, и эмблема Мосфильма.Ею восхищались многие, в том числе Пабло Пикассо.
   Марта занималась скульптурой малых форм в отличии от Мухиной,резала из дерева скульптуры, другие материалы были очень дорогими.Вера родилась в Риге в богатой купеческой семье, дед торговал с Англией и Голландией зерном, пенькой и льном. Мать её была француженка.Отец очень талантливый художник-любитель и торговец хлебом и пенькой.Мать рано умерла в 30 лет от туберкулёза в Ницце,где лечилась.Вере не было и двух лет. Отец перевёз дочерей в Крым,в Феодосию на родину Айвазовского, боясь за их здоровье. Там она училась в гимназии и рисовала всё детство и юность.Отец умер,когда Вере было 15 лет.Ушёл, благословив её на творчество.Родственники взяли девочек к себе,а позднее она переехала в Москву учиться в студиях у К.Юнона и И.Машкова.Потом училась в Париже в частных академиях, и стала ученицей А.Бурделя, ученика О.Родена.Много сделала интересных работ- Памятник П.И.Чайковскому у здания Московской консерватории до сих пор радует всех любителей музыки.Памятник М.Горькому.Получила пять Сталинских премий, звания Народный художник и звание академика,хотя не слепила ни одного портрета Сталина принципиально,считая,что он сломал ей жизнь. А он ждал,когда она его увековечит.По его вине она потеряла мужа,талантливого врача и учёного, и чуть не потеряла сына... , но смерть забрала тирана.
 
  Марта девушка была упорная,смелая,всё хотела знать и уметь, мечтала учиться любимому делу.Увидев объявление в газете, что в Казани купеческая семья ищет гувернантку,поехала туда, стала работать и учиться в Худ. Школе.У неё всё получалось, и всюду она успевала.Готовилась к поступлению в Академию художеств и копила деньги, чтобы было на что жить в чужом городе.

 Как- то молодые футуристы, которые колесили по городам России, и по Волге, нагрянули толпой в художественную школу,где училась Марта. Они совершали турне по городам Поволжья,Урала и Сибири. Им устраивали творческие встречи повсюду.Выступали и в Самаре тоже. Их многие принимали на ура!А иногда разгоняли с полицией, так как поклонников у них было хоть отбавляй, толпы. Они активно выступали в ярких жёлтых и красных рубашках,читали стихи, активно общались с рабочей молодёжью. Смело свергая всё старое….Их манила новая жизнь, и вообще всё новое. Читали свои стихи, показывали свои работы - дерзкие плакаты с призывами,азартные и громогласные,они обратили Марту в свою веру.Кто же были эти бунтари и"свергатели"?
   Ими оказались молодые художники и поэты, с которыми Марта потом подружилась –В. Маяковский, Д. Бурлюк, М.Ларионов ,Н. Гончарова и другие поэты и художники. -      
  Бурлюк поэт и художник, раньше учился в Казани в училище, поэтому привёл сюда своих друзей.Он был старше всех на 11 лет, и, на правах старшего, провозгласил себя - «отцом русского футуризма», написал знаменитый манифест футуристов с говорящим названием «Пощечина общественному вкусу», где призывал «сбросить классиков с парохода современности» … Пушкина, Достоевского, Толстого… и прочих... !!!!???
 Потом  Давид Бурлюк обучался в художественных училищах Казани и Одессы, пытался поступить в Академию художеств, но провалил экзамен. Пришлось «довольствоваться» Мюнхеном Королевской академией искусств и Парижем -Школой изящных искусств Кормона,в Москве тоже на курсах занимался. Но до конца нигде не довёл учёбу.Системного образования не имел.У всех художников брал по чуть-чуть для себя,что понравилось,поэтому в его работах так много "цитат" разных художников: от ,импрессионистов,постимпрессионистов и кого угодно...  Почему? – Ему везде было скучно.Находился в вечном эксперименте. Возможно, это отговорка,а причина в другом.
 Много в нём было эпатажа, как во внешности, так и в поведении. Ходил в цилиндре. Не выпускал лорнета из рук и нагло смотрел на всех свысока через стеклянный глаз.
  Ещё расписывал лицо, лоб и щеки,на них красовались лошадки, деревья,птицы и прочие рисунки. Это были первые попытки перформанса и боди-арта. На это его сподвиг его друг и гражданский муж Н.Гончаровой.- Михаил Ларионов.  У Давида было чутьё на открытие гениев и талантов.Он занимался всем - собирательством "пенок" с чужих работ,пробовал себя, учился на них, искал своё и продвигал самых талантливых друзей,пропагандировал их искусство ,разгуливая на улицах с расписным лицом и приглашал на выставку нового искусства Н.Гончаровой в 1913г,всячески устраивая их судьбу.Гончарова тоже расписывала себе лицо синими розами зимой.
   Позднее в нашем городе,в Самаре в марте 1917г. состоится его персональная выставка и музей купит три его работы : «Весна в деревне», «В розовом платочке»,  «Река Ай», особенно мне нравятся его «Волы»- реалистичная работа,приобретена музеем позднее.
  Самая большая коллекция его работ находится в Башкирии, где он тоже жил и учился.Натюрморты из Башкирии очень красивые получались.По сути он реалист, а когда брал след за разными художниками,то часто творил нечто невообразимое.Где он реалистичен, там он хорош.А где берёт след, там он вторичен и менее интересен.
  Образ себе придумал, так как один глаз был стеклянный.Это оправдано, не хочется чувствовать себя ущербным, и тем более, чтобы тебя жалели, удобней быть на коне и независимым ни от кого. Поэтому это была бравада и некая защита.
 В детстве во время драки брат Николай выбил  ему глаз, хотя есть и другие версии – неправильное лечение глаза домашними средствами (целый год!), привело к потере его.  После поездки в Японию, там два года осваивал секреты и тайны гравюры, - стал заодно и «отцом японского авангардизма.» Позднее, эмигрировал в США,и сам себя провозгласит «американским Ван Гогом».Не очень скромно,но это был Бурлюк. Его многие обожали за бунт против всего старого, а многих он очень раздражал, казался высокомерным и заносчивым.Это всё была бравада, эпатаж, сам он был на редкость человеком спокойным и заботливым.
   Впоследствии цилиндр, стеклянный глаз и лорнет стали фирменным знаком Давида Бурлюка.Он бравировал им и даже заявлял, что его особенный художественный взгляд связан с тем, что на мир он смотрит одним глазом. Правда и то, что он любил своих друзей и помогал им материально. Особенно опекал и покровительствовал Маяковскому,который говорил, что именно Бурлюк сделал его поэтом – давал ему каждый день 50 копеек, чтобы тому не приходилось писать впроголодь. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и полюбил его.
   Но Манифест о свержении всей классики, и Пушкина в том числе, это уж было слишком.  И как это терпела Наталья Гончарова? Ведь она сама была двоюродной правнучкой жены А.С.Пушкина- Натальи Гончаровой, папиной родственницей.Наталья  - барышня голубых кровей ,дворянка,вчерашняя гимназистка, окончившая с серебряной медалью обучение.Как сама говорила- "на краю золотой медали".Родители были в шоке от решения дочки жить в свободном браке с любимым.Отец-известный архитектор мечтал совсем не о таком зяте-нищем парне из Тирасполя для своей любимице.Но, любовь накрыла их по полной и они были счастливы.Родители еле смирились с этим.Жили молодые в доме, построенным отцом,а к ним в гости приходили молодые и вечно голодные Кандинский, Маяковский, Бурлюк, Волошин, Судейкин. Она была трудоголик,создала огромное количество работ, невероятное!768 - вот сколько было выставлено работ на ретроспективной выставке.Было непонятно- когда она отдыхает? Она принадлежала к племени "Амазонок авангарда"- так их назовёт Бенедикт Лившиц,пэт,футурист, а потом это станет символом,знаком этой эпохи.Уже В 1999 году команда американского Музея Гуггенхайма организовала международный выставочный проект «Амазонки авангарда».  Их было шесть!Сначала три Наталья Гончарова,Ольга Розанова,Александра Экстер, а потом ещё три- Любовь Попова, Варвара Степанова,Надежда Удальцова.В дальнейшем круг «амазонок» значительно расширился: в него были включены имена Е.Г.Гуро, В.Е.Пестель, М.М.Синяковой и многих других.
 Что же это было за чудо такое? Откуда появилась эта волна женского таланта? Потенциал был всегда,это точно,он копился и искал выхода, а вот возможности реализации не было. Право первенства принадлежало мужчинам. Наконец,в начале XX века женщины получили гораздо более открытый, чем в предыдущие столетия, доступ к художественному образованию и даже возможности поучиться за границей.Женщины получили больше степени свободы.Стали носить свободно мужскую одежду,удобные брюки,платья-блузы,фуражки, жить гражданским браком, заниматься творчеством не только в домашнем кругу,а посещали художественные училища,курсы и студии,не только на правах вольных слушателей, а участвовали в выставках.И, наконец, они стали профессионально заниматься искусством,учиться и зарабатывать этим себе на жизнь.Это была уже новая среда обитания. Многие художницы находили себя именно в этой среде авангарда.Кстати, они не придерживались одного стиля,одних традиций или одной идеологической линии.Русский авангард был творческим объединением самых разных новаторских течений-коктейль! И как ни странно ,именно эти женщины шли в авангарде художественного процесса этого времени, а не мужчины.Это было время "матриархата" в искусстве с 1907-1922г.Создавались творческие пары,все метаморфозы в обществе происходили под знаком любви.Любовь окрыляет. А затем и любовные треугольники появились, где главное место принадлежало женщинам. Гончарова с Ларионовым так и жили всю почти жизнь в гражданском браке.Расписались почти перед смертью, чтобы коллекции картин сохранить и передать в Россию.Детей у них не было.После их смерти наследство картин, которые оценивались уже семизначными цифрами- поделили Третьяковская галерея и французские музеи.Еще в начале двадцатых она полюбила другого - Ореста Ивановича Розенфельда,известный юрист,военный,молодой друг, младше Натальи на 10 лет, который очень её любил.В самые тяжёлые времена помогал им обоим.А Ларионова осчастливила соседка... библиотекарь Александра Томилина,рядом жила тридцать лет, ухаживала за ним после инсульта,штопала чулки Наталье, убиралась в доме, так было заведено, чтобы помогать друг другу. И после смерти Натальи стала его женой.Они даже похоронены все втроём в одной могиле на кладбище Парижа. Они так и не вернулись в СССР, и после приглашения Дягилева остались в Париже навсегда.
Они были единомышленниками, ценили талант каждого и гордились успехами друг друга.Он её обожал и всегда был рядом.Ночевал всегда дома. Считали,что это были отношения выше,чем любовь.Служение искусству...и женщине. 
    Мужчины помогали своим амазонкам ,и всячески поддерживали своих подруг.
Д.Бурлюк был прекрасным организатором, создавал паблисити своим друзьям,И женщинам тоже, "подогревал" публику перед выставками, агитировал за новое искусство. Но вскоре в СССР стали запрещать новаторские течения,считать эти направления нежелательными и многие покинули страну,эмигрировали в Европу, думали ,что на время, но не вернулись.Дягилев спас Гончарову,приглашал работать в Париж, прислал 50 телеграмм, но она не приезжала, только в 51-й он пригласил и Ларионова вместе с Гончаровой- так они оказались в Париже, и стали все лучшими друзьями. Ларионов был восхитительный художник,считался самым талантливым,сильная воля и самолюбие у него было бешеное. Ларионов стремился всегда быть первым .Наталья    обращалась к самым разным традициям, перемешивая и переиначивая их, делая свой коктейль в своем творчестве, в связи с чем Михаил Ларионов выдвинул «принцип свободного копирования». Он чувствовал цвет как никто. Вместе с Н.Гончаровой ,А.Экстер оформляли спектакли Дягилева в Париже к "Русским сезонам".Какие прекрасные костюмы и декорации делали по их рисункам и эскизам.Всё имело необыкновенный успех у парижан. Париж сходил с ума! Все говорили о "Золотом петушке"- декорации были потрясающие и неожиданные.
  Мне очень нравятся эскизы Александры Экстерн- талантливые, элегантные, со вкусом, которые непременно хочется примерить и поносить. Они сотрудничали и с Идой Рубинштейн - эскизы костюмов и декорации были выше всех похвал к её балетам. Они отталкивались от лубка,иконописи, религиозных сюжетов, смелые по цвету, очень живописные, и ни на что не похожие.Это было невиданное в искусстве, новизна и смелость цвета и света завораживали зрителей.Париж склонил голову перед нашими художниками.В своей стране работы не было, и это сказывалось на здоровье женщин.Некоторые из-за голода и болезней ушли в мир иной совсем молодыми.Ушла самая молодая О.Розанова, талант многообещающий,о которой и сегодня вспоминают как о самой талантливой художнице.На смену пришёл социалистический реализм.Он вытеснил это новаторство, всё на время кануло в Лету.Хорошо устроились и пережили это сложное время только те,кто уехал.К 50 годам всё стало возвращаться, вырос интерес к авангарду.Им помогала наша эмиграция заказами и средствами, покупали работы, женщины расписывали все и вся,занимались преподаванием.Наталья сотрудничала с домами мод, - эскизы,принты,рисунки для тканей,модели платьев,ковров, росписи стен ресторанов,балов,абажуров,ширмы,- они были в моде, особенно с сакурой цветущей;интерьеров в русском стиле  или восточном, -всё пользовалось спросом в Европе.Многие растворились в театральном искусстве.После смерти Дягилева им пришлось тяжело.Михаил Ларионов был организатор, изобретатель, выдумщик всяких акций и всячески поддерживал всегда Наталью.А зарабатывал оценкой и перепродажей икон.В жизни они пережили всё- и успехи и поражения, но выдержали испытание временем.Их работы стали стоить больших денег Наталья Гончарова до сих пор держит самую высокую планку за проданную работу на аукционе.Её картина стоит более 10 миллионов долларов.Это рекорд,который никто ещё не побил. Марина Цветаева в Париже написала о ней прекрасное эссе.  «Гончарова - это слово тогда звучало победой», – писала Марина Цветаева о Наталии Гончаровой 1910-х годов.Амазонки авангарда все были настоящие звёзды.
    
 Марта увлеклась авангардизмом не на шутку, целеустремлённо готовилась ко всему новому, отвергая всё старое, стремилась переделать весь мир по законам "новой" красоты. Упорно занималась и хотела поступить в академию художеств в Санкт-Петербург, но средств не хватило на учёбу, и она вернулась домой. Через два года вышла замуж за Ото Скулме.
  Теперь понятно от кого у Юриса такой интерес к метафоре, парадоксальности, обобщению, к неожиданным эффектам,которые отрезвляют, некий сюрреализм,такой тонкий и изысканный, свой специфический критичный взгляд на жизнь, событий, и ироническое отношение на разные исторические персоналии. Интересно, что антропоморфизм живёт уютно в его творчестве, так как все написанные различные предметы в картинах очеловечены, и раскрывают важные, судьбоносные, глобальные отношения между людьми.В любой работе стоит вопрос-Кто есть кто? Вот они, эти блуждающие гены от бабушки Марты...
 Взгляните на плакат с двумя обгоревшими спичками -  надеюсь, все видят - Ромео и Джульетту? Изображены две обгоревшие спички, но, смотришь на них и видишь метаморфозу, что они выражают чувства,да не простые,а вселенскую любовь, наполнены любовными вибрациями. А как это достигается? Очевидно это волшебное жонглирование образами. Наполнение их человеческими отношениями.Серия метаморфоз,превращений с предметами, очеловечивает их, наделяет чувствами, а иногда и разными пороками.Вот она эротика обгоревших спичек- и это во время наших встреч было, ещё в советскую эпоху."Сделано в СССР".Включайте фантазию. Он полюбил миротворца Брежнева и хочет у себя поставить его памятник,считает,что уже жил при коммунизме в его времена, а недостатки есть у всех... К многим выводам приходишь неожиданно...
 Я наблюдала "авангардизм" у своей трехлетней внучки. Она показала мне свой рисунок,где я сразу увидела троллейбус, но,он был необычным.... что -то с ним произошло. -А почему такая ершистая поверхность у троллейбуса? - спросила я. Как она объяснила,- он одет в синюю шубу...это мех так торчит. И это была очевидная правда. Какое мышление у детей! У них своя планета и свой мир, всё они видят по - своему.Мне это открыло глаза на многое в искусстве.Художники тоже такие придумщики,видят мир по-своему.Нельзя всех мерить одной меркой.
 
    Ещё в семье Юриса был очень творческий человек -  красавец отец,знаменитый актёр театра и кино Артур  Димитерс.Весь его род творческий.Дядя тоже актёр, которого мы встречали в фильме "Театр", где он играл влюблённого поклонника главной героини Джулии (Вия Артмане) - замечательная семья талантливых людей. Но молодая красавица Вия в театре играла с Артуром Димитерсом, влюбилась в него, и стала его женой, родила двоих детей - сына и дочь. Он ушёл к ней навсегда из семьи Юриса. Но об этом я узнала потом -"кто есть, кто", намного позднее.
Она была красавица и прекрасная актриса.Юрис никогда не рассказывал этих историй, почти перед моим отъездом друг Питер мне сказал про родителей,отвечая на мой вопрос о профессии родителей Юриса,сказал,что мама Юриса и отец очень известные люди в Латвии,художники, их знают все. Да, генеалогическое древо его очень мощное.
  Я люблю театр, и всегда в каникулы ездила в Москву,чтобы пройтись по ним, посмотреть новенькое. Сдав досрочно сессию, я рванула на штурм театров и музеев в Москву. А в предыдущую зиму наш курс в университете поощрили, наградили поездкой в Ленинград на каникулах, за то,что сессию мы все сдали на отлично и хорошо, без единой тройки. Такое в истории университета было впервые.
 Зима была холодной, но планов было громадьё и замерзать было некогда!Поэтому смотрели на всё философски. Ведь у природы нет плохой погоды. Зиму я люблю.Она бодрит.Да и всегда грели воспоминания детства с ёлками и мандаринами,встречами с друзьями:
 
      Божественный тот запах зимний,
      преследует меня всегда...
      Ах,мандарин!- ты символ счастья,
      которое забыть нельзя!

      Мальчишки руки грели мне
      и это было на земле...
      Идут года, меняя зимы,
      я помню всё и мандарины...

   Вот таким зимним морозным вечером мы случайно встретились у театра Таганка.
      (Ой,ли. Случайно? Случайность есть проявление необходимости в определённых условиях)Нас столкнула судьба. Возможно создатель имел на это свой замысел… Кто сказал, что зима не время для любви? Могу поспорить,что это не так.Возможно здесь ещё вмешалось искусство,театр, химия или алхимия? Его Величество случай? Всем хотелось тепла в эти морозные дни. Ведь замёрзшие руки всегда может согреть влюблённый юноша своим дыханием и поцелуями. Разве не так? Да и всегда есть миллион способов,чтобы согреться. Многие считают ,что в такой холод надо греться у печки,другие предпочитают свитера оверсайз ( на двоих)…, третьи- грог,или глинтвейн с божественным запахом … вбирающий ароматы и вкусы нежной корицы,  дерзкие нотки лимона или мандаринов, ароматы гвоздики, сахара и жгучего перца.…   
 Погода помогала нам вступить на путь легкого кутежа… У всех свои рецепты от холода.Но наши планы включали ещё посещение как можно больше спектаклей и выставок в Москве.   
Попасть на Таганку в то время было почти нереально.
     Как всегда, билетов не было. Пришла на "авось" стрельнуть билетик. Толпа желающих попасть на спектакль раза в три превышала количество мест в зале.
Там это было обычное явление.
   Компания друзей из пяти человек- художников из Риги выбрала меня из толпы желающих попасть на спектакль, у них образовался лишний билет,один из их друзей затерялся на просторах Москвы по другим объектам.Они предложили мне пойти с ними на спектакль "А зори здесь тихие" Васильева.
    Я сначала обомлела, а потом с радостью согласилась, мы познакомились, и они взяли меня с собой. -Почему вы пригласили меня- спросила потом я.-Вы нам очень понравились,- сказали они мне. Мы собрали свой маленький симпозиум, посоветовались и приняли совместное решение единогласно - пригласить только вас.Симпозиум с древнегреческого-"пиршество" молодых студентов, - подумала я, интересно, куда это всё приведёт... С этих приятных слов началось знакомство. Психологи считают, что главные чувства – любви, симпатии, того, что это "твой человек" - определяются через 30 секунд после встречи, с одного взгляда. Надо ли говорить, что я их всех сразу полюбила за их уже такой широкий жест и доброжелательность. Да ещё бесплатный билет! Когда кругом спекулянты и перекупщики предлагают всегда по завышенным ценам билетик в последнюю минуту.   
 Когда увидела их, подумала, что иностранцы, красиво,стильно и модно одетые, и в лицах интеллект читается. Когда познакомились ближе, то выяснилось, что они были на практике от Академии художеств из Латвии, как художники сцены, им выписывали пропуска. Ну и на меня тоже,примкнувшей к ним по Его Величеству случаю. Мы подружились и всюду ходили вместе.Юрис имел привлекательную импозантную внешность - высокий, красивое лицо с большими зелёными глазами, правильные черты лица, длинные по плечи густые пепельные волосы и усы. Мне очень нравилась его внешность. Потом он сбреет все волосы, но усы будет носить всю жизнь. Мы целыми днями не расставались и кочевали из театра в театр с одного спектакля на другой, потом в музей, затем в кафе или ресторан, где бурно обсуждали увиденное за день.
 
 Я с ними пересмотрела все спектакли на Таганке,да и в других театрах,да ещё по несколько раз. Это был какой-то медовый месяц с театром, и вообще с Москвой.
 Ребята все были симпатичные, весёлые,остроумные, особенно шутил всё время Питер, часто над собой. Анна с Томашем, молодая семья - очень красивая и влюблённая пара, ворковали, как голубки. Вся компания -приветливые,интеллигентные, с тонким чувством юмора, увлечённые искусством студенты, производили очень приятное впечатление. Мы много посетили спектаклей и музеев.Очень понравился спектакль с Высоцким."Хлопушу" с его участием только раза три смотрели. Помню мороз был сильный, градусов тридцать.Да и в зале холодно было. Мы в тёплых свитерах сидели на первом ряду. Как он играл! Пот во все стороны летел от него, вот такая отдача! Какая энергетика! Я такого не видела раньше ни в одном театре. Потом я описала свои встречи с Высоцким.
***
Помню, Театр на Таганке, зима и мороз,
зал забит до отказа, друг билет мне принёс.
Он тогда в «Пугачеве»  Хлопушу играл,
зал от холода, помню,зимой той дрожал.
От него ж, пар валил, словно он из парной,
словно конь, пробежавший сто верст вороной!
Так играл! Выворачивал всем нам нутро! 
Да! Хлопушам в России у нас нелегко!
Потом «Гамлет» на смену Хлопуше пришёл,
здесь он вновь на вершину Олимпа взошёл.
От спектакля к спектаклю сильнее накал,
так достал всех Володя, власть правдой достал!
Кровь кипит!Глотка рвётся и в клочья душа!
И поэзия кровью его к нам сошла.
***
Я была на Ваганьковском, в церковь зашла,
и купив свечи там, к иконам прошла.
Ставлю всем, кто ушёл, за него, как закон,
за родителей, близких, за всех,- на канун.
Свечи плачут, его обливая слезой,
вот тихонько и я постою со слезой.
И слезу, что скатилась из глаз я смахну,
помолюсь за усопших, помяну  и пойду.

 
  Зима, это самое хорошее время для посещения театров, как мы решили...нам всё нравилось.
  Мы тогда смотрели спектакли иногда по два, три раза в день, в различных театрах: в "Современнике", в "Сатире", в театре Образцова, где я была впервые и просто умирала от хохота на спектакле Зощенко М. "Свадьба". Какой был потрясающий спектакль. Как играли актёры!Столько положительных эмоций мы получили от этого просмотра.
Только своим друзьям не успевала всё переводить, актёры говорили быстро и для них не совсем понятно. Ну, и конечно, плюс это был непереводимый фольклор мастера высокого слова и юмориста М. Зощенко!
   А потом мы гуляли по Москве и пили "Чинзано" на Арбате в ресторане - напиток любви и обсуждали спектакли! Тогда в Москву "Чинзано" завезли много разного- от белого до красного. Нам он пришёлся по душе, этот знаменитый "вермут" с привкусом полыни. А я запах полыни с детства люблю во всём, и в духах тоже, но тогда я не знала, что судьба меня приведёт, когда- нибудь, в город, где его родина, и я вновь вспомню наше знакомство...
Этот напиток начал свою историю в пьемонтской деревне под Турином и теперь с успехом гуляет по миру. В XVI веке семья Чинзано была одной из самых успешных в производстве популярных тогда «ароматических вин». Они были поставщиками своих вин савойскому королевскому двору. Как нам нравился этот напиток из Турина!
 
  В Турине я побывала позднее и влюбилась в этот удивительный и таинственный город магов и оккультистов,Нострадамуса и Плащаницы. Попробовав там Бичерин - королевский напиток, все вермуты и игристые вина, но главное, я увидела там Плащаницу!!! И попросила вся в слезах о здоровье моих друзей, которые были больны,особенно один перенёс 15 операций,перитонит... и ещё кой - чего попросила для детей,о себе забыла в ту минуту.
Я молилась,слёзы текли так,что вся кофта и рукава на мне были мокрыми... Мне дали знак свыше,что я услышана...
 Вы не поверите как... - на руке у меня появился стигмат в точке дессо! Моя соседка по комнате испугалась, когда увидела этот знак, появившийся неожиданно на руке прямо на её глазах,и чуть не потеряла сознание. Главное, - всё сбылось. Бог всё видит и слышит, я это усвоила твёрдо.Друг поправился и сейчас прекрасно поёт в нашей опере. Приятное воспоминание на лестнице жизни. А мы чудесно проводили время кочуя из одного театра в другой, третий и тд....превратились в настоящих кочевников.

Был зимний вечер...
Театр...  Таганка...
И море впечатлений ярких!
Гуляли по Москве ночной
Чинзано пили мы с тобой
Как не хотелось нам домой!...
 
   Ещё мы видели интересную сцену у театра Таганка - Владимир Высоцкий после спектакля хотел тормознуть машину рукой, но увы, все проезжали мимо. На улице мело, было темно и холодно, никто его, конечно, не узнавал. Все проезжали мимо, тогда он сел на середину дороги, был он в дублёнке, и громко крикнул своим зычным, мощным неповторимым голосом с хрипотцой: - Таксиииииии...!
   
 Наступила гробовая тишина. Всё движение мгновенно остановилось, машины застыли, как вкопанные, все - и люди, и машины, узнав, конечно, голос Высоцкого, его ни с кем не спутаешь, его помнили все. Водители выскочили из машин, бросив руль, чтобы посмотреть на него. Так он останавливал машины. Так мы с друзьями его увидели и после спектакля.
  Дни пролетали, как мгновения.Всему хорошему приходит конец,к сожалению. Как быстро пролетело время и вот уже расставание со слезой в глазах на вокзале...молча, глядя в глаза друг другу..."Слова любви немеют от разлуки"-  эти строчки Шекспира всплыли в моей голове. Увидимся ли? Бог даст. Расставаться не хотелось... Мы уезжали в один день, но по разным маршрутам. Они провожали меня, а потом бежали на свой вокзал на поезд в Ригу.Мы навсегда сохраним приятные воспоминания, ностальгию по нашей встрече на Таганке,по нашему времени в Москве на всю жизнь.
 На следующий год они приглашали меня повторить наш "штурм" театров Москвы и всего прочего, но письмо с приглашением пришло слишком поздно, и мы не встретились.А жаль!
  Когда сыну моему исполнялся год, я хотела подарить ему на память,как положено, серебряную ложку "на зубок". В свободной продаже их не было тогда, достать можно было только по блату. Я заказала, и получила по записи ложку с красивой собачкой на конце, точно не зная, что пришлют - могли птичку, обезьянку, мишку, а мне собачку. Это был, как привет от моего рижского друга, так как он делал дизайн этой ложки. Я знала это точно.
Как - то к письму он прицепил мне рисунок этой собачки... Вот так я получила привет от друга. Он напишет много прекрасных полотен, станет очень знаменитым не только в Прибалтике, но во всём мире художником, и долго будет вспоминать нашу встречу.
   Художник может многое сказать своими работами. Там, где он пишет о любви -я всегда почему- то вижу себя, наши встречи и воспоминания. Чувствую его энергетику, он через предметный мир передаёт чувства человека, страдание, любовь, радость и горе. Это удивительно. У него спички обнимаются на полотне, как влюблённые и такое творят! 
   Предметы оживают и становятся уже больше, чем просто предметы - это уже элегия,поэзия, музыка, любовь,дружба - всё,что хотите. Смотрю на изображение курительных красивых трубок и удивляюсь посылу художника людям о любви и нежности.Какая пластика!!!Какая гармония!!!Как же нужно тонко чувствовать этот мир...
 Эти спички…- это же отношения между людьми! Тем более такие высокие, как любовь! Вот Ромео и Джульетта они парят от любви в небе. Как прекрасно видеть во всём, что тебя окружает- любовь. Её никогда не бывает слишком...Они влюблены и это чувствуется.
 Вижу нашу встречу, такую далёкую и такую близкую. Его отношение к миру видно в его работах.Он постоянно выставляется со своими работами в разных странах, его печатают на обложках модных журналов, много выставок проходит и на родине, где все его знают.
  Плакаты Юриса приглашают к размышлениям.Социум сегодня - это порок на пороке. да и в другое время тоже.Материала для рефлексии "выше крыши". черпай всё из действительности. На плакате с овцой надпись - "За кого голосуем?" Вроде овца образ библейский - овцы символ паствы.Вспоминаю "Наше всё" А.Пушкина "Народ безмолвствует".А где выбор? Увы...Вот какая реалия... и становится стыдно...
    На другом плакате-топор и петух -  они в диалоге, разговаривают... Вы догадываетесь о чём? Вот вам современная демократия в действии,злободневно!
    Или колбаса из лебедя - страшная реальность.Что может быть ужасней? Плакат об охране окружающей среды,- царство лицемерия и обмана. Юрис в своих работах делится самым сокровенным,клеймит пороки общества и называет вещи своими именами.  - цените это, не каждый так откровенен, искренен, далеко не каждый. Вот что пишут о нём - Юрис Димитерс - один из лучших латвийских художников- плакатистов,входит давно в 60 лучших плакатистов мира, один из самых оригинальных художников-сюрреалистов и талантливый сценограф. У Юриса более 350 работ. Часть из них находится в латвийских музеях, в Третьяковской галерее в Москве, там проходили и его выставки, в музеях Кёльна, Мериленда, Нью-Орлеана, в частных коллекциях в Латвии, Швеции, Германии, России, США.
  В нашем Художественном музее я всегда навещаю зал авангарда, где рассматриваю работы Д.Бурлюка,Н.Попова,О.Розановой, Н.Гончаровой, М.Ларионова,
Ар.Лентулова,П.Кончаловского и многих художников "свергателей" и бунтарей. И вспоминаю Юриса и его бабушку Марту...
Юрис уже давно человек мира.Искусство принадлежит всему миру и для него нет границ и национальностей.Он ценит Мир и дружбу народов. Успеха, дорогой друг!Сохрани свой необычный взгляд на обычные вещи и продолжай творить. Всегда радуюсь успехам друзей!
Спасибо, лестница, за эти прекрасные встречи и воспоминания.
 
* Скульптура "Высоцкий В".- скульптор Карэн Саркисов.