Лаконичной строкой. 2023

Маркович Ирина
 
***

    Галерея-кафе "Артель". Выставка "Золотой поцелуй". "Три в одном": Климт, Тулуз-Лотрек, Муха. Два часа наслаждения. Несколько дней постраздумья.

   "ДАНАЯ" Климта. Шоковый восторг от авторского "прочтения" известного мифосюжета. Чарующе-обнаженные, с явным нарушением пропорции, бесстыдно-прекрасные женские формы. Проникающий в лоно юной девы золотой дождь (не просто золотой, а климтовский, орнаментальный!). Напряженная рука (пальцы сжаты в "смертельном" наслаждении) спящей красавицы, испытывающей экстаз. Двойной сакрал, закодированный в пространстве произведения: зарождающийся "эмбрион" Женщины и Матери. Космически-божественная тишина.

   "ПОДСОЛНУХ"
   Потрясающая антропоморфность, "двойственность" изображения: то ли цветок, то ли женщина в дымчато-кружевной накидке и ярком цветастом платье? Гордо приподнята голова, золотой нимб вокруг чела, доминирование колоритной "фигуры" в пространстве картины. Уникальное смешение пейзажа и портрета!

   "ЗИМА" МУХИ
   Странно, но приглянулись не демонстрируемые в зале работы (их всего пять), а отраженный на сувенирном постере облик рыжеволосой красавицы Зимы.
   Долго думала, почему?
   Не потому ли, что замерзающая от холода девушка пронзительно выразила присущую каждой женщине потребность в любви, тепле, заботе?
   Поразила сама поза Зимы - сидящей на дереве нахохлившейся птицы, готовой в любую минуту улететь.
   Удивила передача холода средствами "теплых" тонов - коричнево-оранжевого, розового, светло-зеленого.
   
   
***
   Завершила чтение романа Дэниела Киза "Цветы для Элджернона".
Потрясающая книга! Вечный (и от этого не менее актуальный!) спор о рациональном и эмоциональном в личности:
   "...голые знания, не пронизанные человеческими чувствами, не стоят и ломаного гроша",
   "...человек, обладающий разумом, но лишенный способности любить и быть любимым, обречен на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжелое психическое заболевание",
    "...замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие".
   Небольшой по объему текст вместил немало "коннотаций":
    о  человечности и доброте,
    о страданиях ребенка в семейном "гетто",
    о терпимости и принятии  "не таких, как мы",
    о несоответствии мечты и результата,
    о быстротечности жизни,
   о старости с ее неизбежным  интеллектуальным угасанием...

   
 ***
   Рассказ Марии Метлицкой "Мандариновый лес", при всей заурядности повествования, прозаичности, даже "пошловатости" героев, задел образом "странной" картины, нарисованной молодым талантливым художником. Оранжево- мандариновое "свечение" в мрачном еловом лесу как стремление вырваться из убогости бытия, как прорыв к прекрасному, как ожидание счастья - значимый символ, углубляющий подтекст безыскусной женской прозы.


***
   Художественный фильм "Меню". США. 2022 год.
   Актуальная для сегодняшнего дня (и не только, если вспомнить, к примеру, хотя бы "Мартина Идена") тема ПРЕСЫЩЕНИЯ ЖИЗНЬЮ.
   По сюжету в живых остается только молодая героиня, выбравшая вместо кулинарных изысков "сатанинского" повара дешевый чисбургер (все остальные герои обречены).
   Интеллектуальный "ужастик" с техническими новшествами, вызвавший физическое отвращение. Несмотря на "фокусы" с камерой, философский подтекст, высокий профессионализм Рэйфа Файнса, сыгравшего "демоническую" роль.


  ***
   "ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КУКОЛ" (коллекция Татьяны Чернявской, представленная в библиотеке Колодеева).
   
   Более всего впечатлили интерьерные французские куклы 1930-50-х годов: очаровательные лица, изящная одежда, продуманные аксессуары. 
   Фольклорные куклы,   отразившие историко-национальный колорит провинций Франции, напомнили о "французском происхождении" мамы и ее родственников- репатриантов.
   Испанские куклы-танцоры восхитили передачей жгучего темперамента,  выразительностью телодвижений и жестов, яркостью внешнего облика и одежды.
   

  ***
 Художественный фильм "ШОКОЛАД" (США, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, 2000).
   Милая, наивная "сказка", нивелирующая жизненную правду ради христианской идеи. Даже очаровательная Жюльетт Бинош, играющая добрую "бизнес-фею", временами казалась неубедительной и одномерной...


    ***
   Роман ГУЗЕЛЬ ЯХИНОЙ "ДЕТИ МОИ" (2018) - талантливая, значимая книга. Трагически-прекрасный эпос в стиле "мистического реализма". Поразила смелость автора в отражении трагедии поволжских немцев (сталинские репрессии 1930-х годов),  "совкового" безумия в целом. Порадовали настоящие характеры, восхитил самобытный язык. БРАВО!
 
 ***
   "ПСОГЛАВЦЫ" Алексея Иванова (2012) -   сконструированный "проект" плодовитого автора. Жаль потраченного времени...


  ***
   Роман "МОСТЫ ОКРУГА МЭДИСОН" Роберта Уоллера (1992) по воздействию значительно слабее прекрасной  кинематографической версии Клинта Иствуда (США, 1995) с Мерил Стрип в главной роли.


 ***
   АНДРЕЙ РУБАНОВ ФИНИСТ-ЯСНЫЙ СОКОЛ
     (2019)
   По-хорошему удивил  роман лауреата премии "Ясная Поляна" А. Рубанова, где
"современное переплетается с древним, а обыденное с волшебным", где "любовь движет миром, да так, что он едва не покидает ось". "Многоуровневое, стилистически выверенное и пропитанное русским духом дохристианское фэнтези, которое полностью разрушает все законы жанра", принесло  настоящее удовольствие. Восхищена грубым, но сочным словом (особенно интересна первая часть), "открытыми" заново лексемами, модификацией известных с детства сказочных (и не только) образов.

В ы д е р ж к и:   

   ...Если глумёж пойдёт, как надо – тебя побьют. ... Придётся терпеть: избежать никак невозможно. Зато потом, когда устанут бить, – отсыпят серебром. У нас везде так: сначала бьют, потом награждают"...
   ...Если вершится нечто нехорошее – мало быть против. Мало просто молчать... Надо противодействовать всей силой, на которую способен.
  ... Каждый князь всегда немного нелюдь...
   ...Всегда есть что-то, что мешает насладиться солнцем, сытостью, девичьими песнями.Всегда есть какая-то тварь, изнывающая, пока обычные люди ищут своего обычного благополучия.
   ...Четвёртой, и, возможно, важнейшей, корневой практикой этих людей является всеобщее угрюмство: особое состояние духа и рассудка, когда ни ты сам, ни другие вокруг тебя не ждут от будущего ничего хорошего.


 ***
   "В открытое небо" (2017) - биография Антуана де Сент-Экзюпери в свободном изложении испанского журналиста Антонио Итурбе - разрушила сложившийся образ писателя-философа, тонкого лирика и чуткого человека. Хорошо это или плохо? Затрудняюсь с ответом...


 ***
   "Неисторический роман" Евгения Водолазкина "Лавр" (2019) интересен исследованием трагического пути человека к монашескому самоотречению, к святости - через страдания, юродствование, через  служение ближнему.


 ***
   Онлайн-версия балета "Анна Каренина" произвела позитивное впечатление - хореографией, позволяющей передать неповторимость толстовских образов (страстную мятежность Анны,  взлет и угасание любовных  эмоций Вронского,  трагичную  одномерность Каренина), музыкальным сопровождением, основанном на синтезе сюит  П.И. Чайковского.
Просмотр же балета "вживую" обнаружил недочеты постановки танцев (непроясненность отдельных поз и жестов, невыразительность кордебалета), однообразие декораций, отсутствие  запоминающихся музыкальных фрагментов. 
   Где вы, елизарьевские шедевры?..

 ***
   Разрекламированному фантастическому фильму "Мира"(Россия,2022) далеко до зарубежных высот...

 ***
   "Небо над Берлином" (1987) Вима Вендерса с трудом досмотрела. Намеренно усложненные, сконструированные произведения отторгают эмоции.


   ***
   "Искусство надо чувствовать, а не понимать" - афоризм  Реми де Гурмона актуализировался  и при чтении романа Виктора Пелевина "Айфак-10" (2017), начиненного словесными "паттернами и эквилибристикой". Но чем-то роман все же "взял": образом полицейско-литературного робота Порфирия Петровича, предвосхищением технологических возможностей будущего (чего стоит сверхнавароченный интим-гаджет «iPhuck 10», удовлетворяющий любые сексуальные запросы!), философией бессмысленности и обезличенности бытия, авторской иронией.


   ***
   Процесс чтения романа Алексея Сальникова "ПЕТРОВЫ В ГРИППЕ И ВОКРУГ НЕГО"(2018) принес немало отрадных минут -
уникальным сплавом реальности и фантасмагории, узнаваемыми обстоятельствами и персонажами, неповторимым языком. "Пишет Сальников как, пожалуй, никто другой сегодня – а именно свежо, как первый день творения. На каждом шагу он выбивает у читателя почву из-под ног, расшатывает натренированный многолетним чтением „нормальных“ книг вестибулярный аппарат... Из всех щелей начинает сочиться такая развеселая хтонь и инфернальная жуть, что ... Гоголь с Булгаковым аплодируют…». Согласна с Галиной Юзефович.
  А вот мрачный артхаус Кирилла Серебрянникова по сюжету романа, "кинематографический коктейль из хоррора, новогоднего капустника, городской семейной драмы, пасмурной ностальгии и притчи о воскрешении» вызвал отторжение с первых  минут просмотра.


 ***
   Была потрясена  "брутальной реинкарнацией"
любимого Хармса в рассказах ДМИТРИЯ ГОРЧЕВА, густым "варевом" из черного  юмора, абсурда и иронии,   детронизацией социально-нравственных норм и понятий. "Пушкин", "Переделкино" - ликовала как филолог, способный в полной мере оценить "подноготную" авторской мистификации и пародии. "Совесть", "Влюбленные" - трещал по швам "замшелый" романтизм. "Б**дь" - разбередил женские "раны". "Мировое господство" - "высветил" реалии современности.
   "Великолепный мизантроп"!

   ***
   "Библиотекарь" Михаила Елизарова - "трэш и угар с кровавыми зарубами". За что только дают Букера? Не иначе как "предварительный сговор"   в действии.


   ***
   "Наполеонов обоз" Дины Рубиной - второсортица.  Многословно и скучно. Комбинация зарисовок. Чудовищный объем (три тома!). 


   ***
   Кинофильм "СВЕТ ЧУДЕС" (Франция, 2015). Красивый, светлый и... пресный.


   ***
   Анимационный фильм "Тайна Коко" (США, 2017) - мистически-трогательная визуализация связи между видимым и невидимым мирами.


   ***
   Фернандо Арамбуру "Стрижи" (2021) - честная и мудрая книга. "Чтобы жить, необходимо любить и быть любимым" - извечная истина в  трактовке современного испанского писателя.


   ***
  "Лестница Якова"(2019) Людмилы Улицкой
 -  литература "non-fiction".
 

   ***
   Из "метафизической" прозы Юрия Мамлеева выделила рассказ с язвительно-философским подтекстом "ДУШЕВНОБОЛЬНЫЕ БУДУЩЕГО". Эмоционально-неутешительный вывод Горрилова "Какое это несчастье родиться нормальным!" показался чрезвычайно созвучным нашему времени.


  ***
   "ТАЙНУ МОЕГО МУЖА" (2013) Лианы Мориарти, австалийской
создательницы психолого-детективных бестселлеров, проглотила с интересом, несмотря на понимание, что роман не принадлежит к  "высоколобой литературе".
   Непреднамеренное убийство. Круги ада для убийцы. Дилемма для окружающих: осудить или простить?
   Отношения между полами - преимущество свободных связей или семейных уз?
   Возможности личностного выбора в рамках предопределенности человеческих судеб?
   Эти и другие "провокационные" вопросы будоражат сознание героев и читателя...

 

   ***
   НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
   Две новые  мемориальные выставки: к 65-летию со дня рождения ВАЛЕРИЯ ШКАРУБО, к 100-летию ЛЕОНИДА ЩЕМЕЛЕВА.
  Просмотр начинаю с картин моего земляка Шкарубо: щемящая пейзажная лирика с неброской цветогаммой, "дрожанием" света и воды, "рельефной объемностью" изображения, создаваемого  комбинацией линий, штрихов и точек.
   После перерыва в восприятии пытаюсь войти в мир Щемелева, многожанровые работы которого представлены в нескольких залах. Отмечаю новаторство художника в трактовке темы войны и исторической памяти,  использование изобразительных возможностей синтетизма, восхищаюсь чистотой и экспрессией цвета.   
   От эпатажного творчества Щемелева возвращаюсь к лирико-философской живописи Валерия Шкарубо, воссоздающей внутренний мир художника, к "пейзажам родной Беларуси с налетом космической грусти". С горечью думаю о том, что новых работ уже не будет - ни здесь, ни в Галерее Шкарубо в Борисове...


   ***
    В сборнике "беспринцыпных историй" петербуржца Александра Цыпкина ("признанного и облайканного автора фейсбука") "Женщины непреклонного возраста" (2008) выделила раздел "Комедия секс-положений". Безудержно смеялась. "Свадебное насилие", "Этюд заботливо-бордельный", "Почетная смерть" - яркие юмористические рассказы, способные вернуть "аппетит к жизни".
   Из словаря Цыпкина:
геррота взгляда, око Саурона (о разъяренной женщине), почетная смерть (во время оргазма), шиномонтаж (бордель), 50 оттенков серого (жизнь).


   ***
   Сергей Довлатов
  "ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ" (СПб, 2001);
   "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ" (СПб, 2016).
   Первый сборник - заметки из 2 частей, написанные в Ленинграде (1967-1988) и Нью-Йорке (1979-1990). Многие комментарии, хоть и сделаны полвека назад, созвучны нынешней ситуации:
   * Гимн и позывные КГБ: "Родина слышит, родина знает".
   * В советских газетах только опечатки правдивы: "гавнокомандующий" и ... тому подобное.
   * Плохие стихи все-таки лучше хорошей газетной заметки .
   * Алешковский говорил:
- А как еще может пахнуть в стране?! Ведь главный труп еще не захоронен!
   * Что такое демократия? Может быть, диалог человека с государством?!
   * Скудость мысли порождает легионы единомышленников.
   В сборнике рассказов "Представление" много натурализма, лагерной "чернухи". Эти тексты "не пошли". Запомнились пронзительно-трагические  "Виноград" (о масштабах совкового воровства), "Юбилейный мальчик" (о пропагандистском абсурде госпрессы), "Поплиновая рубашка" (о равнодушии к жизни).

   ***
   В светлый Пасхальный праздник по "Культуре" смотрела балет "Лебединое озеро" с МАЙЕЙ ПЛИСЕЦКОЙ в роли Одетты-Одиллии.
Съемка сделана в 1977 году - балерине 52 года. Но Майя великолепна! Какая пластика, гибкость рук и спины, какое "вхождение" в образ, передача полярных характеров через жесты, телодвижения, мимику! Легкий шаг, виртуозные прыжки и вращения, отточенность движений и поз - воистину гениальная балерина! 


   ***
   В Пасхальную неделю с удовольствием слушала РАХМАНИНОВА: Всенощные бдения, 2-й и 3-й концерты, прелюдии, пьесы-фантазии. "Самый русский" композитор поражает протяженной величественностью, строгостью, философской драматичностью музыки.

   
   ***
   17 апреля 2023. Спектакль "Невеста напрокат" московской труппы (Дворец культуры Борисова). Трогательная пьеса о семейных ценностях, преодолении одиночества. Безупречная игра актеров - Александра Михайлова, Жанны Эппле, Анны Литкнес, Марии Рассказовой.
   Неадекватное, хамское поведение зрителей. "Обыдление" нации...


   ***
   Книга Алексея Тарханова "Париж, до востребования" (2022) в жанре нон-фикшн представляет современный Париж "зимой и летом, на параде, на карантине, во время забастовок, в дни праздников и в дни трагедий".
   Читая Тарханова, вспоминала свою поездку в 2019 году в город  юности моей матери.
С горечью думала о том, что "в эту гавань обратной дороги нет, но сияет в душе
магический свет!"


   
   ***
   В книге Александра Баунова "КОНЕЦ РЕЖИМА. КАК ЗАКОНЧИЛИСЬ ТРИ ЕВРОПЕЙСКИЕ ДИКТАТУРЫ (2023) главный тезис заявлен во введении: "В основании диктаторских режимов – причудливое сочетание любви и страха, а еще лести, покорности, гордости, привычки, реальных и мнимых успехов, личного благополучия, карьерных достижений, затрудняющих отказ от совместно прожитых лет, страха неопределенности, прошлых травм. Но главное в основе таких режимов – баланс, который умеет держать правитель между разными своими опорами в элите и обществе. Когда этот баланс утрачен, режим обваливается".
   "Параллельное жизнеописание" испанского, португальского и греческого обществ, изживающих тиранию, дарит НАДЕЖДУ.



    ***
    Комедия "Дурочка" (Испания, 2006, режиссер Мануэль Иборра) - история о преобразующей силе любви. Влюбленная Глупость (в роли дурочки Финеи - Сильвия Абаскаль, ее партнер - харизматичный Хосе Коронадо) торжествует над Красотой и Умом.
    Блестящая экранизация  одноименной пьесы Лопе де Вега с передачей историко-национального колорита Испании 16 века.


   ***
   В книге  филолога, переводчика, исследователя исторической памяти НИКОЛАЯ ЭППЛЕ "Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах" (М.: НЛО, 2022)  описаны "ключевые модели работы с памятью о государственных преступ­лениях и проработки трудного прошлого, практикуемые в других странах, и предложены стратегии адаптации этих моделей к условиям современной России".
 

   ***
   "ДОРОГА К ДОМУ" (Россия, 2022; негосударственная компания PUSHKIN FILM, режиссер Иван Шерстников) -  художественный фильм о "житии" современного православного священника, о прощении, о познании самого себя.
   Качественная актёрская игра (отец Александр - Егор Бероев, матушка Надежда - Ксения Алфёрова).
   Синтез духовно-философского начала и "детективной" линии. Красивые пейзажи (Крым, Балаклава). Неожиданный финал.
  Единственный минус - плохая озвучка онлайн-версии.


   ***
   Фестиваль искусства "Арт-Минск-2023". Глаза разбегаются (и устают!) от великого множества работ: графика, живопись, декоративное искусство, нетрадиционные техники.
    В бланке для голосования выделила  "Пространство-время" Натальи Печушкиной,    "Минск. Вечерний проспект" Маргариты Манис, "Весну" Ирины Суковой. Запомнились "Взгляд из Красной книги" Н.Карпович,
"Ты только посмотри"
Н.Липской, "Лиловый сон","Хорошее настроение" А.Высокинского, "В четырех стенах" А.Кохан, "Бессилие слова" А. Трусковского, "Космическая альпака"   С.Грабчикова.


***
   Исследование Алексея Юрчака "Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение"(М.: НЛО, 2021) с его попыткой объснить, почему
"для советских людей обвал социалистической системы стал одновременно абсолютной неожиданностью и чем-то вполне закономерным", не показалось убедительным.


   ***
   В Галерее-променад Колодеевской библиотеки ознакомилась с выставкой творческих работ Полины Монжаренко "Ультрамарин  - цвет души". Поразила акварель "Душа парит": душа изображена как светящаяся птица с крыльями нежно-ультрамаринового и фиолетового цвета, как веерный салют-фейерверк, пульсирующий лучезарными эмоциями.
   Какой контраст с пережитой художницей трагедией, ежечасной борьбой за жизнь после тяжелейшей  аварии!


   ***
   Слушала арию Надира (Бизе "Ловцы жемчуга") в исполнении оперных знаменитостей. Час восторга, катарсиса души!
Думалось о многом.
    О Божественном происхождении музыки.
    О том, что Любовь есть, хотя годы нивелируют остроту и силу эмоций.
    О том, что не имеющее себе равных чувство довелось испытать и мне, и это великое счастье.
    О том, как по-разному передают потрясающую арию исполнители:  как прощание с мечтой и грезой - Лемешев; как страстное признание и призыв к ответному чувству - Джузеппе ди Стефано; как тихая мольба - Тибор Удварди; как трагическое предвидение, ибо настоящее чувство связано со страданием - Ален  Ванзо.


   ***
   Выставка "Цвет августа" Николая Таранда в Художественном музее. Открытие нового автора, проникновение в мир его пейзажных рапсодий, ассоциативно-абстрактных экспрессий, восхищение подвижностью изобразительной системы, эмоциональностью письма,  буйством цвета. Увеличение  объемности, рельефности, внутреннего "свечения" картин благодаря спецосвещению.
   Среди предпочтений
- "Ирисы", " Гладиолусы", "Изысканность и простота", "Танец", "Пруд", "Лунный свет".
 
 
***
  "ЕВАНГЕЛИЕ ДОСТОЕВСКОГО" (2021), четырехсерийный документальный фильм, созданный митрополитом Иларионом, заинтересовал продуманной режиссурой, большим объемом познавательного материала (съемки значимых для писателя мест - в Москве, Петербурге, Павловске, Старой Руссе, Женеве, Дрездене и др.; грамотный отбор фрагментов из художественных фильмов; привлечение произведений живописи; участие Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой в чтении отрывков из произведений Достоевского). А вот анализ творчества писателя под углом духовно-религиозной составляющей порой напоминал "прокрустово ложе", особенно при попытке ограничить смысл "великого пятикнижия" православно-христианскими постулатами.

   ***
   Роман Захара Прилепина "Обитель" (2014), тяжелый, леденящий душу, читала с неослабевающим интересом. Лагерная тема: Соловки, 1920-е годы. Круги "ада" для заключенных. Иерархия лагерного социума. Палачи и жертвы. Уничтожение личности.
   Панорамное историко-художественное полотно с драматичным сюжетом, запоминающимися характерами.
   "Неореализм", опирающийся на традиции Достоевского, Солженицына, Шаламова,
Довлатова.
   Финальная сцена ("расстрел" Галины и Артема) потрясает, вызывает катарсис.
   ... Жаль, что сегодняшнее пропагандистское мракобесие "убивает" (уничтожает до самого корня) талант
романиста.


   ...
   Разрекламированный тюзовский мюзикл "Фигаро" (постановка Александра Башара) произвел шокирующее впечатление: эпатажная плебейская самодеятельность.
   Который раз убеждаюсь в том, что верить можно только собственным глазам и ушам...


***
    "Оппенгеймер" (Великобритания, 2023) восторга не вызвал. Фильм "страдает от плохой структуры, неравномерного ритма, неподчеркнутых акцентов и скудости постановки".   
Внутренний мир Оппенгеймера, драматизм его жизни не раскрыты из-за стремления режиссера "охватить необъятное".  Удручает собрание негативных героев. Печален итог: гений, работающий на политику, изживает себя как личность.


   ***
   В книге Ксении Букши "Открывается внутрь" (2018) выделила рассказы "Автопортрет", "Я - Максим","Бабушка".
Романное мышление талантливого автора, пронзительное погружение в атмосферу  современного быта, свежий язык не снимают ощущения "непроглядности", "трагичной унылости" отраженного бытия.
 
 
   ***
   Роман Шамиля Идиатуллина "Бывшая Ленина" (2019) восприняла как глобальную метафору современного бытия: не вымышленный город Чупов, а вся страна задыхается в зловонной Помойке, борьба с которой безуспешна...


***
   Несколько дней подряд "погружалась" в современную поэзию.  Сергей Гандлевский, Юрий Кублаковский, Терентий Травников, Вера Панова, Вера Полозкова, Ирина Самарина-Лабиринт, Ольга Седакова - субъективные предпочтения.      
 
 
***
   "Путешествие" в мир средневековой Руси (Домострой. - М.: Дар, 2013)   оказалось не только поучительным, но и зрелищным: в оформлении книги использованы изображения икон и картин русских художников. Проникновению в историческую эпоху содействовал Словарь устаревших  слов (выдержки - ниже).   
Алманахи - астрологические сборники для гадания по движению звезд и по знакам зодиака.
Арака - пшеничная водка.
Братина - большая чаша для питья вкруговую
Брашна - еда.
Верченый - жареный на открытом огне.
Грядка - жердь от стены к стене, на которой развешивали одежду.
Десница - правая рука.
Заспа - любая крупа, засыпаемая в различные жидкие блюда.
Кабала - всякое срочное письменное обязательство.
Калья - жидкое первое блюдо с добавлением соленых огурцов и огуречного рассола.
Камка - узорная шелковая восточная ткань.
Каптан - зимний крытый возок.
Кебеняк - верхний мужской плащ из сукна с капюшоном и длинными рукавами.
Кика- женский головной убор, символическое обозначение замужней женщины.
Корчага - большой глиняный горшок, чугун.
Ксени - икра в оболочке.
Леваши - сдобные пирожки с ягодами.
Мазуни - сладкое блюдо из редьки с патокой с добавлением пряностей.
Мышца - плечо, сила.
Насп - ростовщичество на зерновом хлебе.
Ожерелье - пристяжной вышитый стоячий воротник рубахи, зипуна.
Окоренье - голяшки, хрящи ног крупного рогатого скота.
Осердье - часть потроха, состоящая из горла, легких и сердца.
Охабень - распашное платье из шелка с большим числом пуговиц.
Пласти - рыба, нарезанная пластами.
Полость -  ковровое или меховое покрывало в санях.
Полть - половина туши, птицы.
Спорки - распоротые вещи.
Сытить - подслащать медом.
Творила - круглые сосуды для изготовления творога.
Терлик - род кафтана до пят.
Тукмачи - разновидность лапши из пшеничной или гороховой муки.
Уд - всякая внешне отдельная часть тела - рука, нога,
Уксус - пивной квас.
Усовники - лечебные книги (усовье - колотье, боль под ложечкой).
Ферязи - верхняя одежда без пояса и воротника.
Фряжские (вина) - заморские вина.
Хряпа - верхние капустные листья.
Чресла - поясница.
Шишки - род печенья круглой формы.
Шти кислые - разновидность кваса.
Шуия - левая.
Щи двои - всякий суп с приправами, но без мяса или рыбы.
Юрмы - виды колбас с бараниной, салом и т.д.


***
   Фильм "Убить дракона" (1988, реж. М. Захаров) - "визуальный трэш на гениальной основе" -  Шварцу вряд ли бы понравился.
 

***
   Повторный просмотр киносериала "Идиот" (режиссер Владимир Бортко, 2003):
   Евгений Миронов гениален.
   Христос в людском сообществе обречен.
   "Инфернальная женщина" губит любящих ее мужчин. 


***
   Ток-шоу "Агора". 18.11.23.
   Тема: "Современная детская литература".
   Тезы:
   Классические традиции в современной детской поэзии. "Проблемность" подростковой литературы. Дефицит позитива. Доминирование советской классики.
   Новые жанры:
   Фанфики (дописывание текста), янг-эдалт (проза становления), саммари (сжатое изложение). Литература ноу-эйч.
   Новые авторы:
   Настя Орлова, Ислам Хадипаев, Эдуард Веркин, Шамиль Идиатуллин.
  Новые тенденции:
  Учреждение национальных "детских" премий. Многообразие издательств.  "Литрессамиздат". Детская книга - бизнес: изменение мотивации выбора. Переориентация взрослеющего читателя на зарубежных авторов. Острота проблемы приучения к чтению. Интернет-чтение и его минусы  ("экранная недостаточность").


***
   "Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана"(М., 2010) - воспоминания, прочитанные "на одном дыхании":
   "Практически весь 20-й век в зеркале судьбы Лилианы Лунгиной...
Честный и открытый разговор о событиях в стране, в обществе, о поведении – людей и своем собственном – в тех обстоятельствах, в тех эпохах, что им выпали... Живые и объемные образы поэтов и писателей, свидетельства очевидца революции, репрессий, войны, оттепели и застоя... Богатый, безупречный русский язык".
    Акценты:
   "Жизнь духа – это все-таки страдание. С первым страданием, с первой болью пробуждается душа... В счастье она только купается.., она себя не осознает до конца".
    "Жизнь... безумна, страшна, ужасна, но вместе с тем прекрасна, и я все-таки думаю, что хорошее в ней преобладает над плохим"...
    "... Главное в этой жизни — люди, и людей замечательных гораздо больше, чем предполагаешь".
   "Надо внимательнее присматриваться к людям, ...надо дать себе труд разглядеть то, что несет в себе человек. И может быть, это есть тоже маленькая тропинка, ведущая к какой-то радости".


***
   Ежегодная (десятая) выставка "Борисовский колорит". Емкая (88 художественных работ), многоплановая, контрастная. Городские "ведуты" Геннадия Гончарёнка и Татьяны Сергиенко, новые грани живописи Натальи Царик, "сиреневый восторг" изображений  Валерия Гинца, свет пейзажей Ирины Губаревич, притягивающий "наив" Сергея Ткачева, вангоговская мятежность Степана Климчука, философская насыщенность  творчества   Анатолия Свидрицкого, радужная свежесть натюрмортов Александры Сиваковой, сатирико-игровой подтекст живописи Виктора Белова, "рельефные" загадки
Сергея Логачева ...
   Великолепно! Горжусь Вами, земляки! 


***
  ЖИВЫЕ ПОЭТЫ (Москва: Эксмо, 2018):
   "Если вы филолог,  ... дружите с логикой и здравым смыслом, не покупайте эту книгу".
  "Данный сборник еще раз подтверждает старую добрую аксиому, согласно которой - при хорошем маркетинге продать можно все"   
   "3-4 текста, написаных человеческим языком и со смыслом, остальное - сплошной бред, который назвали "современной поэзией". 
   
 
***
   АЛЕКСЕЙ ЗВЕРЕВ "ЛЕВ ТОЛСТОЙ" (М., 2006. Серия ЖЗЛ) - емкая, "многоголосая", непредвзятая биография писателя, восстанавливающая его драматичную жизнь через письма, дневники, воспоминания близких людей, через  анализ художественных и публицистических произведений.


***
   Книга Бертрана Рассела "История западной философии" (М., 2021. Первый год издания - 1945), на мой взгляд, несовременна, фрагментарна,
субъективна, плохо переведена.


 ***
   На Рождество по каналу "Культура" демонстрировался фильм Л.Пчелкина "Сердце не камень"(экранизация пьесы А.Островского).
Великолепная игра Елены Яковлевой (Вера Филипповна), "интеллигентная" трактовка образа Ераста (Андрей Ташков), актерские находки Иннокентия Смоктуновского (купец Каркунов) сделали просмотр картины многоразовым.


***
   В святочные дни произошло "чудо" открытия колядных композиций Дмитрия Войтюшкевича (Зміцер Вайцюшкевіч), певца, композитора, продюсера. Запали в душу лиричные  "Каляднае святло", "Валеначак святога Мiкалая", "На каляды", "Каляднае танга" (премьера 2023 года).
   Колядные песни оформлены в виде "атмосферных клипов", синтезирующих музыкальные, поэтические и анимационные образы. Премьерный видеоклип «Каляднае танга» (на стихи Владимира Некляева) выполнен в стилистике рисунков на стекле, феномена народного белорусского искусства конца XIX — середины XX вв.


***
   Позитивный заряд получен от просмотра лирической комедии  Станислава Говорухина "Артистка" (2007) с прекрасной музыкой Евгения Доги, с отличными актерами  (Евгения Добровольская, Юрий Степанов, Мария Аронова). Еще раз убедилась в гениальности режиссера, который (цитирую читательские отзывы) "нигде не повторяется":  "если детектив, то лучший в стране ("Место встречи..."); если триллер, то самый яркий ("9 негритят"); если мелодрама, то самая запоминающаяся ("Берегите женщину"); если социальный фильм, то самый прогремевший ("Ворошиловский стрелок"). А если комедия, то самая лёгкая ("Артистка"), на близком материале, заставляющая "смеяться и плакать вместе с героями".