Микеланджело. Тайна интеллекта человека

Анатолий Клепов
511 лет назад  впервые был показан публике потолок Сикстинской капеллы. Впервые в мире выдающийся художник нашей цивилизации наглядно показал каким образом происходит взаимодействие энергии  Бога ( вселенского разума) и жизненной энергии человека для создания на Земле уникальных произведений науки, искусства и творчества. То, что является сущностью развития цивилизации на Земле.

Это величайшее достижение в истории искусства и то каким образом оно было создано  таит в себе разгадку Тайны взаимодействия Высшего разума с жизненной энергией человека. Чтобы помочь вам понять сущность этого эпохального  произведения в истории искусства хотел привести  некоторые сведения, которые вы, вероятно, не знали… Откуда Сикстинская капелла получила свое название?

Она началась строится в 1473 году папой Сикстом IV и завершена  семь  лет спустя. Его имя по-итальянски было Сиксто, отсюда... Сикстинская капелла. И где Сикстинская находится капелла?

Она находится в Апостольском дворце, официальной резиденции Папы Римского, в Ватикане. Но для такого знаменитого здания снаружи оно ничем особо не примечательно.

После того, как часовня Сикста была завершена,  Папа Сикст IV поручил ее украсить ведущим художникам того времени, включая Боттичелли, Гирландайо и Перуджино.

Все смотрят вверх, но вдоль стен Сикстинской капеллы можно увидеть и другие великие произведения итальянского Возрождения. Но их славу затмил  Микеланджело.

Микеланджело, родившийся в 1475 году во Флорентийской республике, быстро стал считаться художественным гением. Ведь ему было всего 24 года, когда он лепил Пьету...

Но он был также художником, поэтом и архитектором; не было ничего, что этот буйный молодой человек не мог сделать. В 1508 году Папа Римский  Юлий II приказал  Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Отказ от этой работы грозил Микеланджеро смертью. Микеланджело никогда не хотел расписывать потолок Сикстинской капеллы.  Он прекрасно осознавал   сложность задачи и с самого начала дал понять, что возмущен поручением, которое навязал ему властный и требовательный «папа-воин» Юлий II. 

Художник упорствовал в параноидальном подозрении, что вся эта схема была сфабрикована его врагами и соперниками, чтобы дать ему возможность потерпеть неудачу в самом грандиозном масштабе и самым постыдным образом.  Они хорошо знали, что он скульптор, а не художник, и ему придется выставить себя дураком и попасть в тюрьму и там быть замученным.

 Создание такой композиции была невероятной задачей для художника. Убранство потолка капеллы папских конклавов (всего двенадцать тысяч квадратных футов) должно, по мнению, Юлия II поразить весь христианский мир своим грандиозным философским  замыслом.

Историк Имон Даффи описывает Юлия II, избранного в 1503 году, как «самого свирепого папу того периода — властного, вспыльчивого, маниакально активного».  Он одевался в серебряные доспехи немыслимой стоимости и водил войска по всей Италии, участвуя в битвах, чтобы расширить территорию церкви. Он также был первым папой, заразившимся «французской болезнью» сифилисом от римских проституток-мужчин. Поэтому в Страстную пятницу 1508 года его ноги были настолько покрыты язвами, что верующие не могли их целовать.

Конечно, Юлий II великолепно знал, что Микеланджело  с 17 лет  препарировал  трупы с церковного кладбища и великолепно знал анатомию человека. Вот из-за этого Папа и остановил выбор на молодом скульптуре Микеланджело, чтобы он изобразил в личной  капелле Папы такие рисунки, которые возбуждали его перед занятием сексом со своими многочисленными любовниками. Были ли эти изображения в смысле порнографические как мы сейчас понимаем? Это вопрос философский. Скорее для нас современников это выглядит как эротические изображения. Во всяком случае для христиан того времени это были шокирующие изображения.

Известно,  Папы регулярно отвергали картины из-за проблем с изображением Христа, которые современному глазу кажутся очень незначительными. Как же могло быть, что они не были крайне  возмущены тем, что Микеланджело показал обнаженную  пятую точку Бога? Когда я смотрю на эту всемирно известную фреску  мне на ум приходят определенные вопросы: предпочитает ли Бог розовый цвет? А если он всемогущ, то почему его должны поддерживать путти (херувимы)? Во множестве подобных деталей чувствуется всемогущая рука Юлия II.  Почему они не закрасили эту сцену картину, не потребовали от Микеланджело ее изменить, не заключили в тюрьму и не казнили Микеланджело?

Я задавался вопросом, может ли Джорджо Вазари, отец истории искусств и автор биографии Микеланджело, дать подсказку. Приведу  его цитату посвящений  всей работе в Сикстинской капелле:
«Эта работа стала настоящим маяком для нашего искусства, освещая всю живопись и мир, который на протяжении многих столетий оставался во тьме. Действительно, художников больше не заботят новинки, изобретения, позиции и драпировки, методы нового выражения или яркие предметы, написанные по-разному, потому что эта работа содержит все совершенство, которое только можно дать. Людей ошеломляет совершенство фигур, совершенство ракурса, изумительная округлость контуров, грация и стройность и очаровательные пропорции прекрасных обнаженных фигур, демонстрирующих все совершенство; каждая эпоха, выражение и форма были представлены в различных позах, таких как сидение, поворот, держание гирлянд из дубовых листьев и лавра - прием Папы Юлия, показывающий, что это был золотой век, поскольку Италия еще не испытала своих страданий. » Золотой век Пап  гомосексуалистов все объясняет. Очевидно, Папа Юлий II давал четкие указания как в каком виде изображать Бога.

Не удивительно, что подробности  контракта на работы по потолку Микеланджело неохотно записал в меморандуме, написанном самому себе, подтверждающем его согласие на заказ, – сформулированном, по-видимому, с тяжелой иронией.  «Сегодня, 10 мая 1508 года, я, скульптор Микеланджело, получил от Его Святейшества господина  нашего Папы Юлия II пятьсот папских камерных дукатов… в счет росписи свода капеллы Папы Сикста, работу над которой я сегодня начал под руководством  условия и соглашения, которые содержатся в документе, написанном Досточтимым Монсеньором Павии и моей собственной рукой».

 «Монсеньором Павии», с которым он заключил соглашение, был кардинал Алидози, фаворит Юлия II. Известный содомист и любитель юных мальчиков. Папа назначил его легатом Болоньи, но Алидози управлял городом настолько коррумпировано, что спровоцировал восстание против папского правления.  Призванный объяснить свою неудачу, он совершил ошибку, возложив вину на герцога Франческо делла Ровере, племянника папы, и вскоре после этого разъяренный герцог зарезал кардинала Алидози средь бела дня на улице Равенны – убийство, которое осталось безнаказанным.  Микеланджело был суеверным человеком, и это укрепило его мрачное убеждение в том, что контракт, который он подписал с Алидози, был дурной сделкой.  Убийство произошло летом 1511 года, когда после трех лет изнурительного труда художник все еще боролся с украшением потолка.

Распространенное мнение гласит, что Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы, лежа на спине, но на самом деле он писал его стоя, согнувшись назад, на специальном подмостке. На всю оставшуюся жизнь у него были проблемы со спиной, и он даже написал об этом стихотворение, которое  он отправил в письме своему другу Джованни Пистойя:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу ;(Так пучит кошек мутная вода, ;В Ломбардии — нередких мест беда!) ;Да подбородком вклинился в утробу; ;Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу, ;Полез к горбу; и дыбом — борода; ;А с кисти на лицо течёт бурда, ;Рядя меня в парчу, подобно гробу; ;Сместились бедра начисто в живот, ;А зад, в противовес, раздулся в бочку; ;Ступни с землею сходятся не вдруг; ;Свисает кожа коробом вперед, ;А сзади складкой выточена в строчку, ;И весь я выгнут, как сирийский лук. ;Средь этих-то докук ;Рассудок мой пришел к сужденьям странным ;(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!): ;Так! Живопись — с изъяном! ;Но ты, Джованни, будь в защите смел: ;Ведь я — пришлец, и кисть — не мой удел!;(Сонет переведён Абрамом Эфросом).

На фотографии изображен общий план потолка Капеллы  — невероятно сложный набор историй из Ветхого Завета, особенно из Книги Бытия, пророков и других библейских сцен, а также пестрой команды ангелов, херувимов и многого другого. Так что здесь очень много всего — всего фигур больше трёхсот.

И это высший пример иллюзионистского искусства; поверхность потолка гладкая, но Микеланджело расположил свои фигуры среди архитектурных деталей, чтобы создать глубину, текстуру и порядок. Самые известные части — те, которые он нарисовал последними. Он начал с второстепенных сцен, потому что хотел усовершенствовать свою технику, прежде чем пытаться нарисовать Бога. Следует  помнить, что Микеланджело, буквально, учился рисовать приступив к работе.

Много интереснейших деталей Сикстинской капеллы, которые указывают на тех кто руководил Микеланджело. 

Потолок Сикстинской капеллы, как ни странно, усыпан желудями. Почему? Юлий II родился Джулиано делла Ровере, а Ровере по-итальянски означает дуб. Следовательно, его личным символом был желудь, и включение их Микеланджело было наглядным символом того, что Юлий II лично контролировал тщательным образом его работу.

Прошло четыре года, Микеланджело завершил свой проект, и 1 ноября 1512 года потолок был показан публике. Ее сразу же провозгласили шедевром, а Микеланджело — величайшим художником всех времен. Как сказал всего несколько лет спустя биограф Джорджо Вазари.


На протяжении более  500 лет огромное число ученых, экспертов спорят о том, как Микеланджело удалось создать такое произведение. Ни один из художников за это время не смог повторить подобного чуда. К тайне Микеланджело ученые приблизились только в последнее время, найдя  его потерянные или скрытые кем-то анатомические иллюстрации, которые  были нарисованы на потолке Сикстинской капеллы так чтобы их не обнаружили проницательные глаза Папы Юлия II и бесчисленных верующих, историков и любителей  искусства на протяжении многих  веков.

К такому выводу пришли Ян Сук и Рафаэль Тамарго в своей статье, опубликованной в майском номере научного журнала Neurosurgery за 2010 год.  Сук и Тамарго — эксперты в области нейроанатомии в Медицинской школе Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд.  В 1990 году врач Фрэнк Мешбергер опубликовал в Журнале Американской медицинской ассоциации статью, в которой расшифровал образы Микеланджело, с ошеломляющим признанием того, что изображение «Бог, создающий Адама» на центральной панели на потолке, было идеальной анатомической иллюстрацией человеческого мозга в поперечном сечении.   Мешбергер предполагает, что Микеланджело окружил Бога пеленой, изображающей человеческий мозг, чтобы доказать, что Бог наделил Адама не только жизнью, но и жизненной энергией, которая теснейшим образом связана с Высшим человеческим разумом.  На другой панели «Разделение  Света от Тьмы»  Сук и Тамарго нашли больше.  Проведя вверх по центру груди Бога и сформировав его горло, исследователи нашли точное изображение спинного мозга и ствола головного мозга человека. Возможно,  потолок Сикстинской капеллы является 500-летней загадкой  удивительной энергетической связи между Энергией Бога ( космической энергией), жизненной энергией человека, Творческой интуицией, мозгом  и стволом мозга человека.

К такому же выводу пришел Эйнштейн при объяснении сущности возникновения человека:

«Давайте признаем, что мир — это тайна. Природа не является ни исключительно материальной, ни полностью духовной. Человек тоже больше, чем плоть и кровь; в противном случае никакие религии не существовали. За каждой причиной стоит еще одна причина; начало всех причин еще предстоит найти. Но следует помнить только одно: нет следствия без причины и нет беззакония в творении». Основатель Apple  Стив Джобс сказал, что интуиция сильнее интеллекта, и именно она отличает новаторов от последователей.

Микеланджело потребовалось четыре года невероятно трудной работы, чтобы закончить потолок Сикстинской капеллы.  При этом Микеланджело:
      
   -   Был скульптором, а не художником.
   - Ему приходилось рисовать фресками, но он никогда по-настоящему не рисовал в этой технике, так что, по сути, его первая попытка фресковой живописи стала самой известной картиной в мире. Фресковая живопись – это когда вы наносите на стену слой штукатурки и, прежде чем она полностью высохнет, наносите краску поверх нее. По мере высыхания штукатурки цвета впитываются в штукатурку, благодаря чему она сохраняется навсегда.
Минус в том, что если вы допустите ошибку, вам придется сломать штукатурку и начать все сначала. Вот почему писать фреской так сложно! И в довершение всего, это будет первая настоящая попытка Микеланджелоса создать фреску!
Вначале он пригласил на помощь нескольких друзей, но позже отпустил их и сделал весь потолок сам! Это была невероятная по сложности  и трудности задача.

- Ему пришлось сначала построить свои собственные леса, чтобы достичь потолка высотой 60 футов ( 12.8 метра).
- Поскольку он был перфекционистом, он практически все нарисовал сам.
- Централизованного отопления не было, поэтому он жаловался на удушающую жару летом и ошеломляющий холод зимой.
    -  Во время рисования у него развилось глазное заболевание, которое прошло только спустя годы, когда он закончил работу над потолком.
     - Его фигуры были сильными, с огромными мускулами – даже  у Бога и женщин. Если внимательно вглядеться в персонажи героев Микеланджело то они выглядят  как группа бодибилдеров 21-го века, прошедших подготовку в тренажерном зале и принимающих стероиды.
      - Поразительно, но Микеланджело дожил до 88 лет, что в те времена было крайне редко.
      
В своей колоссальной работе он двинулся с востока на запад, начиная от входа в часовню и заканчивая над алтарем.  На последней написанной им панели изображен Бог, отделяющий свет от тьмы.  Именно здесь исследователи сообщают, что Микеланджело спрятал ствол человеческого мозга, глаза и зрительный нерв человека внутри фигуры Бога прямо над алтарем.

 Искусствоведы и историки уже давно ломают голову над странными анатомическими нарушениями в изображении Микеланджело шеи Бога на этой панели, а также негармоничным освещением в этом регионе.  Фигуры на фреске освещены по диагонали снизу слева, а вот шея Бога, выделенная словно в прожекторе, освещена прямо и немного справа.  Как можно совместить такую неуклюжесть мирового мастера человеческой анатомии и искусного изображения света с неумелым изображением Бога над алтарем? 

Сук и Тамарго предполагают, что отвратительная, изуродованная зобом шея Бога - это не ошибка, а, скорее, скрытое послание.  Они утверждают, что нигде больше ни на одной из других фигур Микеланджело не испортил свое анатомически правильное изображение человеческой шеи. 

Они показывают, что если наложить деталь странной бугристой шеи Бога в «Разделении Света и Тьмы» на фотографию человеческого мозга, как видно снизу, то линии шеи Бога точно повторят черты человеческого мозга.

 В этой картине есть еще кое-что странное.  Ткань своеобразно простирается вверх по центру одежды Бога.  Здесь одежда сложена в кучу, чего больше нигде не видно, и складки сталкиваются с тем, что должно было бы быть естественной драпировкой ткани на торсе Бога.  На самом деле, отмечают они, это спинной мозг человека, поднимающийся к стволу мозга на шее Бога.  На талии Бога мантия снова скручивается своеобразным смятым образом, обнажая зрительные нервы двух глаз, точно так, как их показал Леонардо да Винчи на своей иллюстрации 1487 года. Да Винчи и Микеланджело были современниками и были знакомы с творчеством друг друга.

Невероятная духовность пронизывает все произведение  Микеланджело.  Речь, несомненно,  идет о соединении его жизненной энергии и интуиции  с высшим разумом, который является источником его  мудрости и уникального творчества.  Когда эта связь с жизненной энергией человека прочно установлена, то он становится  проводником Идей Высшего Человеческого разума.

Центральное место в его произведениях  является картина «Сотворении Адама». Микеланджело изображает момент, когда Бог создал человеческую жизнь, как описано в Книге Бытия в  Библии : «Тогда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми пресмыкающимися, пресмыкающимися по земле». Микеланджело решил проиллюстрировать этот момент с полной ясностью, изобразив Бога, протянувшего руку к  пальцу Адама, чтобы создать первую великую искру жизни. На рисунке не изображено самое касание. Микеланджело хотел показать, что Бог передает свою энергию не через физическое касание, а через божественную энергию.  На рисунке форма тела Адама повторяет форму Бога. Но без божественной энергии лежит полностью расслабленный. Поэтому Бог обращается к эмоциональной стороне мозга Адама, области, отвечающей за творчество и интеллект.

Адам уже жив и полностью сознателен на картине Микеланджело. В этот момент Адаму дается не просто дар жизни, но нечто большее – жизненная энергия, которая формирует у него Творческую интуицию для создания научных, технологических и   художественных способностей.

Микеланджело глубоко верил, что его художественный талант — это дар Божий, которым ему суждено было поделиться с людьми. , Микеланджело видит здесь свой собственный образ в теле и разуме Адама. Так как без Божьей помощи создать подобное произведение в Сикстинской капелле одному человеку было невозможно. Микеланджело поднимает глубочайший философский вопрос о том, что Адам с момента его сотворения с помощью Бога имел такой же уровень  интеллекта, что и современные люди. И только недавно ученые, которые изучают структуру мозга подтвердили, что человек, который жил полтора миллиона лет имел такой же уровень интеллекта как современный человек.

Изображая Бога и Адама Микеланджело хотел объяснить людям, что необходимо   стремиться к максимально возможному уровню интеллектуальных  достижений. И для этого человек должен иметь соотвествующий уровень жизненной энергии и интуиции, что бы получать интеллектуальное обогащение от Высшего разума - Бога.


Много интереснейших деталей Сикстинской капеллы, которые указывают на тех кто руководил Микеланджело. 

Потолок Сикстинской капеллы, как ни странно, усыпан желудями. Почему? Юлий II родился Джулиано делла Ровере, а Ровере по-итальянски означает дуб. Следовательно, его личным символом был желудь, и включение их Микеланджело было наглядным символом того, что Юлий II лично контролировал тщательным образом его работу.

Прошло четыре года, Микеланджело завершил свой проект, и 1 ноября 1512 года потолок был показан публике. Ее сразу же провозгласили шедевром, а Микеланджело — величайшим художником всех времен. Как сказал всего несколько лет спустя биограф Джорджо Вазари.

Но Микеланджело был неоднозначным художником, и его работы неизбежно разделяли людей. Самым поразительным было его решение включить пять «сивилл» — оракулов из древнего мира Греции, Рима и Персии. Художник включил их в композицию вместе с образами ветхозаветных праотцов и пророков, так как считается, что сивиллы также в аллегорической форме возвещали о приходе Спасителя.  Смешение языческих и христианских фигур в то время было шокирующим. Что этими изображениями хотел показать Микеланджело? О том, что существует интуиция, вернее Творческая интуиция, которая позволяет открывать для человека уникальные творческие возможности и создать шедевры в области науки, искусства, которым будут восхищаться многие столетия. 

Другие были потрясены количеством наготы. Микеланджело, верный Ренессансу, был вдохновлен героическими обнаженными статуями Древней Греции и Рима. Отсюда массив толстых, мускулистых туловищ и извилистых тел, которые определяли как его живопись, так и его скульптуру. Микеланджело объяснил, что воскресшие войдут на небеса обнаженными, какими их создал Бог, но церковь не слишком заинтересовалась этим представлением.  После смерти Микеланджело итальянскому художнику Даниэле да Вольтерра было поручено добавить к фигурам одежду и драпировку для более скромной отделки. 

  Но очень многие считали, что подобный вид искусства просто неуместен для такого священного места. Помимо наготы, Страшный суд также стал первым изображением Христа  с мускулистым человеческим телом и без бороды. Картина «Страшный суд», написанная  Микеланджело, изображает второе пришествие Христа, а также окончательный и вечный суд Божий над всем человечеством. Христа окружает множество выдающихся святых, а человеческие души изображены восходящими и нисходящими навстречу своей судьбе. В «Страшном суде» показано более 300 фигур, и большинство ангелов и мужских фигур изначально были нарисованы обнаженными.

Некоторые из них позже были покрыты расписными драпировками, так как представители духовенства сочли их наготу оскорбительной. На создание фрески ушло четыре года; Микеланджело начал работу в 1536 году, через двадцать пять лет после завершения потолка Сикстинской капеллы , и завершил ее в 1541 году. К моменту завершения «Страшного суда» художнику было почти 67 лет. «Страшный суд» заполняет всю стену сверху донизу и дает представление о художественной эволюции Микеланджело, учитывая время, прошедшее между росписью потолка и самой стены.

Сцена Страшного суда типична для церковных фресок, но традиционно ее рисовали на западной стене, чтобы прихожанам можно было напомнить о своих грехах  при выходе из церкви. Однако в Сикстинской капелле «Страшный суд» Микеланджело находится на алтарной стене в восточной части церкви.

Это лишь один из способов отклонения от традиций, что делает его захватывающим произведением искусства.  Страшный суд на протяжении многих лет подвергался резкой критике и осуждению. Это произошло как с художественной, так и с религиозной точки зрения; фигуры выглядят  слишком мускулистыми и слишком обнаженными, а тело Христа такого же размера, как и у святых и душ на изображении. При этом он изображен без бороды! Где же он брился и главное чем?

Это все критические замечания, высказанные в адрес фрески с момента ее первого открытия. Позже папа Павел IV предположил, что Микеланджело намеренно порочил церковь. Он сказал, что картина подразумевает, что Иисус и окружающие его люди могли общаться с Богом напрямую, без необходимости церкви - это лишь один из скандалов, возникших из-за этой противоречивой работы. В результате Папа Павел IV даже приостановил выплату пенсии Микеланджело. Картина вызывала невероятные толкования о сущности Бога.

Нельзя  отрицать то, что потолок Сикстинской капеллы представляет собой поворотный момент в истории искусства; после 1 ноября 1512 года ничто уже не было прежним…