Про муравьев

Валдис Хефт
        В детстве мы все из любопытства искали себе приключения в окружающем нас мире, пытаясь познать его через свои ощущения..
        Особенно в деревне, где других развлечений просто не было..
        Вот, например, мы как то в праздник Ивана Купалы напоили самогоном козу и привязали её к крыльцу бригадира...
        А у соседа перенесли все дрова в сад, где он обнаружил их только через два дня..
        А еще мы попробовали на пасеке украсть мед в сотах (сейчас это называется жвачкой), залезли ночью, а потом не знали куда бежать от этих пчел!..
        Зато мы достойно выигрывали в футбол у соседней деревни – таких же хулиганов, и даже дрались, когда судья кому то подыгрывал!.. Потому как никто не знал настоящих правил!..
        А потом мы выросли, разъехались, некоторые мои друзья погибли в «горячих точках», но вот воспоминания о детстве остались..
        И становится грустно:  сейчас какие то гаджеты засоряют детям мозги, нарушают психику, нет лада в семье..
        А мне вот больше вспоминается деревня, чистая природа, коровы на лугу…
        Но особенно почему то – муравьи в лесу: они все такие разные, шустрые, трудолюбивые.. Они меня заставляют задуматься..
       Говорят, что они живут запахами, поскольку по запаху они определяют своих сородичей, определяют место нахождения корма, подают сигналы опасности и т.д. Муравьи могут выделять яд или муравьиную кислоту, что позволяет им вести защиту от природных врагов.
       Я попробовал: они действительно кусаются и очень больно, не зная цели моего изучения их жизни..
       Потом из Википедии я узнал, что их размеры зависят от видов, а также от функций для всех членов колоний и находятся в пределах от 1 до 3-х см.   Причем, для части видов характерно, что размер женских особей больше величины рабочих муравьев. У самок отрастают крылья, которые исчезают после процесса оплодотворения. Различные виды муравьев отличаются так же характером окраса - поэтому они самых разных оттенков…
       И я подумал: а чем мы отличаемся и чему можем у них поучиться?
Трудолюбию, адаптации к природе, любви к ближнему или благоразумию?..
       Я оставил им немного семечек из подсолнуха. Но они почему то не набросились на них, а просто избегали, т.е. бегали куда то по своим делам! Может они ждали какой то команды от муравьиного комиссара?
       Неужели в таком маленьком мозгу есть какое то соображение? Или у них так развит инстинкт самосохранения?.. И что они думают о нас – homo sapiens, какими мы себя изображаем?..
       Может иногда стОит присесть на корточки перед этими насекомыми и задуматься о смысле своей жизни?..
       Советую!..