Портрет

Владимир Шилин
Вот написал я заголовок и невольно вспомнил повесть Гоголя с таким же названием.
Но там речь идёт о романтическом портрете, да и сам сюжет создан Гоголем. Возможно он использовал при этом эпизод из биографии русского художника Кипренского. Он тоже прославился мастерством психологического портрета. Ну, да ладно, почитайте лучше Гоголя или биографию Кипренского. Я же хочу сейчас поведать действительный случай с портретом.

Есть под Москвой город Серпухов. Это старинный город. Летопись упоминает о нём в 1336 г. ГОРОД БОГАТ АРХИТЕКТУРНЫМИ ПАМЯТНИКАМИ -- ТРИ МОНАСЬТЫРЯ, ЦЕРКВИ И ГРАЖДАНСКИЕ ПОСТРОЙКИ. Я БЫВАЛ ТАМ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ НЕСКОЛЬО РАЗ. Особенно меня привлекала картинная галерея.

В ней собраны картины как русских художников, так и работы зарубежных мастеров.
Они друг с другом не смешаны, а просто расположены на разных этажах. Картин много, и все они очень интересные. Видно, собиратель понимал толк в живописи!  Да и само здание представляет  собой архитектурный памятник.
Но, что самое любопытное то, что среди картин зарубежных мастеров я увидел небольшой портрет юноши в голубой одежде. Картина и называлась "Мальчик в голубом". Но всё дело не в этом. Портреты разных авторов встречаются во многих музеях, и очень хорошие портреты. Но вот авторы их мало кому знакомы. А тут передо мной свершилось чудо: портрет был написан всем известным художником.
 И этим художником оказался голландский мастер Рембрандт!
На портрете был поясной портрет очень милого мальчика. Сейчас мне трудно более подробно описать его. Кажется, на его голове был берет. Тогда среди всех картин эта выделялась, как звезда первой величины. Такие портреты обычно ставят на рабочем столе.
Я был буквально поражён этим открытием.  В далёком от крупных культурных центров городе появился такой шедевр!  Тогда я не догадался расспросить администрацию об истории появления этой картины, но сейчас, конечно, очень сожалею.

Через несколько лет, в очередной свой отпуск, я решил по подробнее познакомиться с памятниками серпуховского края. А чтобы узнать, сколько времени мне на это потребуется, решил осведомиться у администрации галереи.
И там молодой человек поведал мне очень любопытную историю.
Оказывается, к ним приезжали представители Эрмитажа с целью купить картину Рембранта. И молодой человек с некоторой гордостью сказал, что в этом Эрмитажу
было отказано!  Я невольно порадовался такому исходу переговоров.
Прошло несколько лет ещё, развалился советский союз.  Если раньше государство поддерживало музеи в малых городах, то теперь до них властям не было никакого дела. Разваливались не только сёла или города. Исчезло и издательство, где я работал.
И вот мне снова захотелось побывать в Серпухове, посмотреть картины и, конечно,
мальчика в голубом.
Вижу знакомое здание картинной галереи, зал зарубежных художников. Но где же Рембрант? Может, перевесили? Или отдали на реставрацию? Ведь и картины старятся, ветшают. Обращаюсь к работникам музея: "А где у вас Рембрант?" Но они пожимают плечами. Такой картины никогда у нас не было!
Да, значит Эрмитаж дождался своего "звёздного" часа и купил желаемое. Вместо того, чтобы поддержать слабеющего товарища, дать ему средств для спокойной работы, он его просто ограбил! С болью в сердце покидал я этот чудесный подмосковный город.