Стенная роспись Князь-Владимирского собора в Киеве. В. М. Васнецов. 1890-е гг.
Митрополит Иларион восхищается решением князя креститься «только через благое размышление и остроумие», а затем и крестить Русь, причем указывает на безболезненность этого процесса, на его тотальную добровольность.
Потом перечисляет деяния святого в деле церковного строительства: возведение церквей, поставление епископов, священников и диаконов, открытие монастырей. Отдельным пунктом идут «многие ночные милости и дневные щедроты, которые убогим творил, сирым, болящим, должникам, вдовам и всем просящим милости».
КНИГА 2 ДОРОГА К БОГУ
ГЛАВА 2 ИКОНЫ
ЧАСТЬ 8-3 ВЛАДИМИР
КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ
Дбавив к своему войску дружинников Ярополка, Владимир вошел в Киев. У него уже было достаточно своих воинов, чтобы отказаться от помощи варягов, которые к тому же привыкли грабить захваченные земли. А Киев на разграбление Владимир отдавать не собирался. Поэтому, оставив себе самых преданных и талантливых соратников, остальных отправил в Константинополь, посулив им «золотые горы» и новые возможности для обогащения. А сам попросил византийского императора взять их себе на службу и развести по разным местам, тем самым оказав ему военную помощь.
Реформировав свое войско, князь приступил к укреплению собственной власти. За основу он решил взять языческую религию, которая должна была оправдать привычный ему разгульный образ жизни (князь имел пять законных жен и около тысячи наложниц).
Владимир построил в Киеве капище, где были сооружены огромные идолы главных языческих богов. Там регулярно устраивались обряды и жертвоприношения, которые, по мнению князя, должны были укрепить его власть. До наших дней дошло изображение главного бога Перуна с человеческой головой в шлеме и с усами, олицетворяющего, судя по всему, самого князя Владимира.
Первые десять лет его правления Русью ознаменовались многочисленными победами над внешними врагами и объединением русских земель в единое государство.
Но с расширением границ на запад все актуальней становился вопрос смены религии на одну из более распространенных и передовых. Владимир был дальновидным политиком и понимал, что язычество становится препятствием для дальнейшего развития Руси. В его землях уже давно появилось большое количество приверженцев христианства, среди которых была и бабка Владимира, княгиня Ольга.
Тщательно взвесив все за и против, переговорив с влиятельными представителями различных конфессий и посоветовавшись с мудрыми старцами и вельможами, Владимир решил остановить свой выбор на христианстве, принятие которого сулило бы для Руси дополнительные выгоды в отношениях с Византией.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ