Новогодние поднежники

Николай Пропирный
Детская пьеса по мотивам сказки «Двенадцать месяцев».

Действующие лица:

МАШЕНЬКА, девушка-сирота.
МАЧЕХА.
РАИСА, дочь Мачехи.
ДЕКАБРЬ.
ЯНВАРЬ.
БАТОН и БУБЛИК, бродяги, мелкие жулики-неудачники.
ЗАЯЦ.
ВОЛК.
ЦАРСКИЙ ГЛАШАТАЙ.
Лесные зверюшки, они же жители города, они же месяцы Февраль, Март и Апрель.


Действие первое.

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Звучит песенка.

На густой зеленой ветке
Пляшут рыжей белки детки,
И веселая синица
Среди шишек суетится.
А под елкой на лужайке
Скачут три ушастых зайки,
И несутся к ним вприпрыжку
Три малюсенькие мышки.
Тут же серенький волчок
Закружился, как волчок,
И уставший от забот
Камышовый кот идет.
Что за суета в лесу?
Просто — праздник на носу,
Очень скоро Новый год
В этот зимний лес придет.

Занавес открывается.

Лес. На бревне сидят старик с большой белой бородой и юноша. Оба одеты в шубы. Это братья Декабрь и Январь.


ДЕКАБРЬ. Ну, вот, братец Январь, наступает твое время.

ЯНВАРЬ. Да, братец Декабрь, скоро Новый год. Надо все подготовить к празднику.

ДЕКАБРЬ. Я укрыл деревья снегом, развесил под крышами сосульки, насыпал по земле высокие сугробы, сковал льдом речки и ручьи. Теперь твой черед. Раскидай по снегу яркие блестки, укрась сугробы сверкающим настом, пусти кружиться по воздуху веселые снежинки.

ЯНВАРЬ. Я украшу лес, а потом нужно будет и город украсить — там люди ждут наступления Нового года, готовят родным подарки, украшают свои дома. Нужно будет и мне постараться, помочь им. Разрисую окна сказочными узорами, научу сосульки звенеть праздничные мелодии, а снежных баб улыбаться, запущу по улицам веселую поземку.

ДЕКАБРЬ. Много у тебя дел, братец Январь. Да и мне нужно проверить, все ли я доделал, перед тем как уйти на год отдыхать. Что ж, нам с тобой лениться некогда, а трудиться привычно. Пойдем, братец.


Декабрь уходит. Январь под музыку украшает лес: на елках зажигаются огоньки, сверху летят снежинки.

В другом углу сцены появляются. Батон и Бублик. Звучит песенка.

— Если что лежит без дела…
— Как в кармане кошелек…
— Надо подходить умело…
— Хвать, и тут же наутек!

— Головой работать нудно,
Лучше действовать рукой!
— Ой, Батон, какой ты умный!
— Да уж, Бублик, я такой!

А еще важны в работе
Физкультура и режим!
— Встретим слабых — поколотим!
— Встретим сильных — убежим!

Мерзнут ноги, мерзнут уши,
В брюхе кошки заскребли,
Я, Батон, хочу покушать…
— Бублик, ты меня не зли!

Мы силки расставим в чаще!
— Эй, зверюшки, мы вас ждем!
— Мы их всех засадим в ящик
И на рынок отнесем.

Нам добыть копейку надо.
— И чего-нибудь поесть…
— Я и Бублик — это банда!
— Мы с Батоном — просто жесть!

У Батона в руках мешок. Они достают из мешка и расставляют сети и капканы. Бублик замечает Января, некоторое время наблюдает за ним, потом пихает в бок Батона.

БУБЛИК. Батон, гляди, волшебник!


Батон пожимает плечами.


БАТОН. Ой, Бублик, тоже мне волшебство! Ерунда какая-то! Наколдовал бы лучше сосисок.

БУБЛИК. Нет, лучше булку сладкую… Ох-хо-хо… Есть-то как хочется…


Батон дает Бублику подзатыльник. Тот обижается.


БАТОН. Хватит болтать! Ставь капканы. Поймаем зайца, продадим на ярмарке, вот и будет, что поесть.


СЦЕНА ВТОРАЯ

Появляется Машенька. Она собирает хворост. За ней из-за кулисы с интересом наблюдает Январь. Машенька видит плачущего Зайца, он запутался в сети.


МАШЕНЬКА. Не плачь, Зайчик. Я сейчас тебе помогу. (Освобождает его.) Кто же это сделал?

ЗАЯЦ. Да ходят здесь два разбойника, Батон и Бублик. Повсюду свои ловушки да капканы ставят, зверюшек ловят, потом на ярмарке продают. Спасибо тебе, добрая девушка.

МАШЕНЬКА. Меня Маша зовут.

ЗАЯЦ. Спасибо тебе, добрая Маша.

МАШЕНЬКА. Не за, что. Разве можно кого-то оставлять в беде? Ты ослабел, наверное, пока сидел в ловушке. Вот возьми яблоко, подкрепись.

ЗАЯЦ. Вкусное!

МАШЕНЬКА. Эту яблоню еще мой отец сажал. Ухаживал за ней. Любил ее. Поэтому и яблоки вкусные.

ЗАЯЦ. Хороший, видно, человек твой отец. Как же это он тебя в такой мороз одну в лес отпустил?

МАШЕНЬКА. Да не он это. Отец год назад умер. А я с мачехой и ее дочкой Раисой осталась. Вот они меня в лес и послали. Хворост собирать. Дома дров много, но мачеха хворост продает бедным старикам, которые сами в лес ходить не могут. За пять веточек — грош.

ЗАЯЦ. Фу, жадина какая! Ой, заболтался я, а ведь мне бежать надо, подарки друзьям готовить. Скоро Новый год. А за доброту твою я тебе когда-нибудь обязательно отплачу.

МАШЕНЬКА. Да не нужно мне, Зайчик, никакой платы.

ЗАЯЦ. Э, нет! Долг платежом красен. Если понадоблюсь, постучи по дереву вот так (барабанит), я сразу прискачу.


Заяц убегает. Машенька идет дальше. Январь не показывает себя Маше. Он очарован ее добротой. Январь выходит из-за кулис. Рядом с ним появляются разные лесные зверюшки.


ЗВЕРЮШКИ (наперебой). Зайца спасла! Все нас ловят, а она отпустила! И яблоко ему дала! Все нас хотят съесть, а она его накормила!

ЯНВАРЬ. Хорошая девушка. Добрая. Надо будет ее чем-нибудь порадовать к празднику.


СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Машенька видит Волка, попавшего лапой в капкан. Волк мечется, не зная, как освободиться.


МАШЕНЬКА. Погоди, погоди, серый, сейчас я тебе помогу. Да не дергайся ты! (Освобождает его.) Вот и все.

ВОЛК. Ну, спасибо тебе! Век не забуду твоей доброты.

МАШЕНЬКА. Было бы, о чем говорить. Хочешь яблочко?

ВОЛК. Нет. У меня от них зубы сводит. А бутерброда у тебя случайно нет?

МАШЕНЬКА. Бутерброда нет (грустно), откуда у меня бутерброд. Только яблоко.

ВОЛК. Тогда я побегу. Поищу себе бутерброд. А ты, если я понадоблюсь, хлопни в ладоши три раза вот так (хлопает). Я сразу же прибегу. Ну все, с наступающим!


Волк и Машенька расходятся.


СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

Появляются Батон и Бублик. Поднимают пустую сеть, рассматривают пустой капкан.


БАТОН. Как назло! Новый год на носу, а тут никакой добычи и продать на ярмарке нечего.

БУБЛИК. Что же мы будем делать? И есть так хочется…


Батон дает ему пинка. Бублик обижается.


БАТОН (залу). Одно у него на уме — лишь бы брюхо набить! (Бублику.) В город пойдем.

БУБЛИК. А нас там покормят?

БАТОН. Ох-хо-хо… Ярмарка там. Все к празднику готовятся. По сторонам глазеют. Вот мы и украдем что-нибудь. Понял? Город. Ярмарка. Зеваки. Добыча.

БУБЛИК. Понял. Ярмарка. Зеваки. Добыча. Еда. А я и не подумал. Какой ты умный, Батон!


Батон самодовольно качает головой. Уходят.


Действие второе.

СЦЕНА ПЯТАЯ.

Городская площадь. По площади в нетерпении ходит Мачеха. Батон и Бублик пытаются что-нибудь стянуть у горожан, но у них ничего не получается.


МАЧЕХА. Где же эта бездельница Машка?! Новый год на носу. Вокруг столько старушек, которые сами не могут сходить в лес за хворостом. Самое время продать им по пять веточек за грош, а Машки все нет… Из-за этой глупой девчонки так и останешься без гроша…


Вбегает Раиса.


РАИСА. Мама! Ты слышала? Новый год отменили!

МАЧЕХА. Рая! Что за ерунда?

РАИСА (испуганно). Тише ты! Никакая не ерунда. Сама царица запретила всем праздновать Новый год!

МАЧЕХА. Вот новости! Это почему еще?

РАИСА. Говорят, что царица приказала к празднику украсить залы дворца цветами всех времен года. Все-все цветы нашлись, все оранжереи обобрали и цветочные магазины. Вот только подснежников не нашли. А царица топнула ногой, говорит: «Пока во дворце не будет подснежников, не будет никакого Нового года!» Ты же знаешь, какая она упертая. Ой… (Оглядывается.) Я имела в виду целеустремленная.

МАЧЕХА. Может, врут?

РАИСА. Да ничего не врут! Мне соседка сказала, а ей продавщица из цветочной лавки…


Появляется Царский глашатай с бумажным рулоном под мышкой.


ГЛАШАТАЙ. Слушайте все и не говорите потом, что не слышали! Приказ Ее Величества царицы. Встречать Новый год строго запрещается. Новый год временно отменяется.

РАИСА. А временно — это насколько?

ГЛАШАТАЙ. Не мешай работать государственному служащему! Новый год возвращается, если во дворце подснежники появляются! Так. А теперь главное. Тот, кто принесет во дворец корзину подснежников, получит мешок золота и приглашение на царский новогодний бал. Вопросы есть?

МАЧЕХА. А мешок большой?

ГЛАШАТАЙ. А у тебя корзина подснежников есть?

МАЧЕХА. Нет…

ГЛАШАТАЙ. Вопрос снимается.


Глашатай прикрепляет к стене плакат с надписью: «Тот, кто нарвать сумеет подснежников простых, немедленно получит мешочек золотых».


РАИСА (разочарованно). Мешо-очек…

ГЛАШАТАЙ (проходя мимо Раисы). И приглашение на бал, девушка.

РАИСА. Да… Вот это здорово! Мама! Я хочу на бал!

МАЧЕХА. Да ну тебя с твоим балом! Ты что, не слышала? Мешок золота!

РАИСА. Хочу на ба-ал! На бал хочу-у!

МАЧЕХА (Раисе). Раиска! А ну, быстро домой! Есть идея.


Мачеха и Раиса уходят в дом. Расходятся все, кроме Батона и Бублика.


СЦЕНА ШЕСТАЯ

Батон и Бублик на площади.


БАТОН. Вот он, наш шанс!

БУБЛИК (оглядываясь). Где?

БАТОН (вздыхая). Подснежники, дурень. (Тыкает пальцем в объявление.)

БУБЛИК. Так у нас же их нет…

БАТОН. Так и ни у кого их нет.

БУБЛИК. А где же мы их возьмем? Они ведь зимой не цветут, даже я это знаю.

БАТОН. У других не цветут, а у нас зацветут. Мы всех обманем. Гляди.


Батон срывает со стены плакат, достает из мешка большие ножницы и вырезает из бумаги какой-то невероятный цветок, потом еще один, и еще. Собирает их в «букет», связывает веревочкой и ставит на край сцены.


БАТОН. Во! Похоже?

БУБЛИК (неуверенно). Да… Как-то не очень…

БАТОН. Что, «не очень»?! (Дает Бублику подзатыльник.) Еще смотри! Цветы?! Цветы! Белые?! Белые! Ну?! Похоже?!

БУБЛИК (почесывая затылок, обиженно). Все равно не похоже…

БАТОН. Да ну тебя! Много ты в подснежниках понимаешь! (Залу.) Похоже на подснежники? Как, нет? Точно, нет? Ладно… (Пинает ногой «букет».) Тогда — так.


Бублик подходит к ближайшему дому, стучит в окно. Окно распахивается, оттуда выглядывает недовольная Мачеха.


МАЧЕХА. Чего тебе?

БАТОН. Хозяйка, у вас там дверь открыта. Собака на кухню забежала.

МАЧЕХА. Ах, проклятая!


Мачеха исчезает. Батон хватает с окна первый попавшийся цветок в горшке, возвращается к Бублику. Ставит цветок на край сцены.


БУБЛИК. Так он же не белый…

БАТОН. Это мы поправим!


Батон скрывается за кулисами и возвращается с ведром, заляпанным белой краской.


БАТОН. Давай его сюда! (Опускает цветок в ведро, достает белым.) Видал?

БУБЛИК. Цветок! Белый! Похоже!


Батон некоторое время сам рассматривает цветок.


БАТОН (грустно). Да, нет, не похоже… (Залу.) Разве похоже?.. Вот и я говорю — нет! (Бублику, замахиваясь, сердито.) А ты — похоже, похоже! Уйди с глаз!


Бублик обиженно отворачивается.


БАТОН. Ладно, не обижайся. Я все придумал. Мы ограбим ботанический сад. Там точно есть подснежники!

БУБЛИК. Так там, небось, уже искали…

БАТОН. Да разве они умеют искать? Они же все разини! А мы с тобой?

БУБЛИК (радостно). Нет! Мы с тобой — нет!

БАТОН. Вот видишь! Пошли.

БУБЛИК (восхищенно). Какой ты умный!


Батон и Бублик уходят.


СЦЕНА СЕДЬМАЯ.

На площадь выходит Мачеха с пустой корзиной.


МАЧЕХА. Жулики проклятые! Цветок сперли! И эта бездельница с хворостом где-то шляется… Кругом одни убытки! (В дом.) Раиса! Иди сюда!


Появляется Раиса.


МАЧЕХА. Значит так. Нам нужно добыть эти подснежники. И тогда, наконец, у нас будет куча денег.

РАИСА. И где мы их добудем?

МАЧЕХА. В лесу, где же еще?


РАИСА. В декабре?

МАЧЕХА. А их в лесу кто-нибудь искал? Может, они там под каждым сугробом? Вот ты сама в лесу в декабре бывала? Точно знаешь, что подснежников там нет?

РАИСА. Зачем это я буду зимой в лес таскаться?..

МАЧЕХА. За тем за самым! За подснежниками! А ну, собирайся быстро! (Сует Раисе корзину.)

РАИСА. Вот еще! Никогда не ходила, и теперь не пойду!

МАЧЕХА. Мне что ли идти? Собирайся, я тебе говорю! Нас мешок золота ждет!

РАИСА. Не пойду и все! Сдурела ты на старости лет?! Там холодно! Там темно! Там страшно!

МАЧЕХА. Совсем мать разорить хочешь?!

РАИСА. Да провались ты вместе со своими подснежниками!


Мачеха бросает корзину, хватает от двери метлу, замахивается на Раису.

Раиса широко разевает рот, начинает плакать. Мачеха бросается к ней, обнимает.


МАЧЕХА. Ну, ну, маленькая… не плачь. Никуда ты не пойдешь, красавица моя. Разве я отпущу свою девочку в лес, ну не плачь… Хочешь конфетку?


Мачеха достает из кармана леденец, протягивает Раисе. Та сразу прекращает плакать, жадно хватает конфету.

Появляется Машенька. Она идет, согнувшись под вязанкой хвороста.


МАЧЕХА. Вот, кто пойдет! (Машеньке.) Ты где шлялась?!

МАШЕНЬКА. Хворост собирала, как вы велели…

МАЧЕХА. Да кому он теперь нужен твой хворост. Теперь всем нужны подснежники. Так что иди обратно в лес и без подснежников не возвращайся!

МАШЕНЬКА. Ну откуда же в лесу в декабре подснежники?

РАИСА. А ты их там искала?! Может, они под каждым сугробом?!

МАШЕНЬКА. Устала я очень, целый день по лесу ходила…

МАЧЕХА. Устала она! Погуляла немножко по лесу, пока мы тут дома надрывались, и посмотрите — устала! А ну, ступай обратно! (Поднимает корзину, сует ее Машеньке.)

МАШЕНЬКА. Я замерзла…

РАИСА. По лесу пробежишься — согреешься.

МАШЕНЬКА. Пожалейте меня. Ночь уже, холодно, страшно.

РАИСА. Вот ведь вредная какая!

МАЧЕХА. Тебе лишь бы не работать! Ничего для любимой семьи делать не хочешь! А ну, иди!


Мачеха бьет Машеньку метлой, Раиса толкает в спину. Машенька, плача, уходит.


РАИСА и МАЧЕХА (ей вслед, вместе). И без подснежников не возвращайся!


Мачеха и Раиса скрываются в доме.


СЦЕНА ВОСЬМАЯ.

Появляются Батон и Бублик.


БАТОН. Только зря проходили… Никаких подснежников в этом дурацком саду… Да их там и быть-то не могло! Откуда они там зимой?! А все ты! (Передразнивает.) Ограбим ботанический сад!

БУБЛИК. Так ты ведь сам…

БАТОН. Вот я тебя! (Замахивается на Бублика.)


Бублик обиженно отворачивается.

Появляется Январь. Он украшает окна волшебными узорами, зажигает огоньки.


БАТОН. О! Вот они, наши подснежники!

БУБЛИК. Где?!!

БАТОН. Да вот! Волшебник! Он нам их и наколдует!

БУБЛИК. Мы его попросим?

БАТОН. Мы его… похитим!

БУБЛИК. Ой. А может, лучше попросим?

БАТОН. Ага! А он нас в зверюшек каких-нибудь превратит, сам подснежников наделает, снесет во дворец, и все наши денежки себе заберет!

БУБЛИК. Какой ты умный, Батон!.. А я и не подумал.

БАТОН. И не надо, Бублик. Думать — это не твое!

БУБЛИК. А как же мы его похитим?

БАТОН. Как-как! Мешок на голову и в лес! Там к дереву привяжем и не отпустим, пока он нам подснежников не наколдует. Давай, помогай!


Батон и Бублик накидывают Январю мешок на голову и утаскивают его за кулисы.


Действие третье.

СЦЕНА ДЕВЯТАЯ.

Лес. Поляна. Вьюга. На сцену без сил выходит Машенька, опускается на бревно. Ей холодно. Она начинает засыпать. Из последних сил она стучит по дереву. Появляется Заяц.


ЗАЯЦ. Машенька! Ты что здесь делаешь ночью?!

МАШЕНЬКА. Замерзаю…

ЗАЯЦ (во все стороны). Эй, ко мне! Скорее! Все, кто тут есть!


Появляются всякие лесные зверюшки (кроме Волка).


А ну, помогите! Давайте, отогреем ее!


Звери окружают Машеньку.


МАШЕНЬКА (оживая). Спасибо вам!

ЗАЯЦ. Иди скорее домой. Мы тебя до опушки проводим.

МАШЕНЬКА. Нельзя мне домой. Мачеха велела без подснежников не возвращаться.

ЗАЯЦ. С ума она сошла! Какие же подснежники в декабре?..

МАШЕНЬКА. Я и сама знаю, что их нет. Только без подснежников меня домой не пустят…

ЗАЯЦ (качает головой). Тут я тебе не помощник… Но я знаю, кто может твоей беде помочь. (Зверям.) Давайте, отведем ее к дедушке Декабрю. Пусть он чудо сотворит!

МАШЕНЬКА. Поверь мне, Зайка, чудес не бывает…

ЗАЯЦ. Еще как бывают. Сама увидишь!


Звери согласно кивают головами, окружают Машеньку и уводят за кулисы.


СЦЕНА ДЕСЯТАЯ.

Появляются Батон и Бублик. Они приводят Января, привязывают его к дереву и снимают с головы мешок. Январь изумленно смотрит на них.


ЯНВАРЬ. Вы кто такие?

БАТОН. Не твое дело! Давай, волшебник, наколдуй нам полную корзину подснежников. Мы видели, как ты чудеса творишь!

ЯНВАРЬ. Не могу я такого чуда совершить!

БУБЛИК. Это почему это не можешь? Блестки с узорами можешь, а подснежники — нет?!

ЯНВАРЬ. Чудаки вы чудаки… Да потому что у каждого месяца свои чудеса. Я же Январь. Мои чудеса — узоры да блестки. У братца-Декабря — льды да снега. У братца-Августа — яблоки да грибы. А подснежники — это апрельское чудо.

БАТОН. Вот оно что… Значит, нам Апрель нужен.

ЯНВАРЬ. Ой, дурачки… Апрель, он только после Марта придет, а тот после Февраля…

БАТОН. Замолчи ты, бесполезный фокусник! (Бублику.) Идем искать Апрель.

БУБЛИК. А этого отпустим?

БАТОН. Ты что? Чтоб он братца предупредил? Пусть тут стоит, пока Апрель нам подснежников не наделает. (Январю.) Ну, счастливо оставаться.

БУБЛИК. Какой ты умный! А я и не подумал…


Надевают Январю на голову мешок и уходят.


СЦЕНА ОДИННАДЦАТАЯ.

На поляне. Заяц, Декабрь, Машенька.


ДЕКАБРЬ. Не пойму я, зачем твоей мачехе подснежники понадобились…

МАШЕНЬКА. Я и сама не знаю.

ЗАЯЦ. Я знаю. Мне сорока рассказала. Царица Новый год отменила. Говорит, пока подснежники во дворец не доставят, никакого Нового года не будет. А тому, кто доставит, мешок золота обещала. И этот… как его… билет… на этот… как его… А! На бал!

ДЕКАБРЬ. Ну, это все глупые капризы. Никто не может Новый год отменить. Хотя, испортить людям праздник царица, конечно, может.

ЗАЯЦ. Помоги этой девушке, дедушка Декабрь. Она добрая, она меня из ловушки спасла, яблоком вкусным угостила. Пусть для нее подснежники расцветут. И людям радость будет — Новый год!

ДЕКАБРЬ. Не могу я этого сделать…

МАШЕНЬКА (Зайцу). Я же говорила, чудес не бывает.

ДЕКАБРЬ. Ну почему же не бывает? Только подснежники — это не мое чудо. (Залу.) А чье? Чье чудо — подснежники? Правильно. Братца Апреля! Но во всем порядок нужен. Я должен передать дела Январю, тот Февралю, Февраль — Марту, а Март — Апрелю. Тогда и подснежники появятся. Сейчас я братьев позову. Эй, братец Январь, братец Февраль, братец Март, братец Апрель!


Появляются Февраль, Март и Апрель.


ДЕКАБРЬ. Братец Февраль, а где же братец Январь?!

ФЕВРАЛЬ. Не знаю, я его не видел с тех пор, как он в город ушел…

ДЕКАБРЬ. А ты, братец Март?

МАРТ. И я не видел…

ДЕКАБРЬ. А ты, братец Апрель?

АПРЕЛЬ. И я — нет.

ДЕКАБРЬ. А вот теперь беда. Это уже не царские шутки. Без Января Нового года точно не будет.

ФЕВРАЛЬ. И мое время не придет…

МАРТ. И мое не придет…

АПРЕЛЬ. И мое — нет.

ДЕКАБРЬ. Как же нам отыскать Января? И где?..

МАШЕНЬКА. Дедушка Декабрь, может, я смогу вам помочь. (Трижды хлопает в ладоши.)


Появляется Волк.


МАШЕНЬКА. Серенький, помоги нам Января отыскать.

ВОЛК. Сейчас след возьму. (Убегает.)

ДЕКАБРЬ. А что это тебя волк слушается?

МАШЕНЬКА. Сама не знаю. Просто он хороший.

ЗАЯЦ. Я знаю. Она его из капкана освободила. И яблоко дала. Последнее. Он, правда, его есть не стал.

ДЕКАБРЬ. Хорошая ты, Машенька, девушка, добрая и скромная. Найдем Января, будут тебе за твою доброту подснежники.


Появляется Волк вместе с Январем.


ВОЛК. Нашел. Привел.

МАШЕНЬКА. Спасибо тебе, серенький.

ВОЛК. Ты зови, если что. (Убегает.)

ДЕКАБРЬ. Ну, теперь Новый год точно будет! Давайте, братцы, этой доброй девушке новогодний подарок сделаем. Корзину подснежников.


Декабрь в танце передает власть Январю, тот Февралю, Февраль — Марту, Март — Апрелю. Светит солнце. Апрель создает полянку подснежников. Машенька собирает их в корзину. После этого в танце все возвращается обратно. Зима. Метель.

За всем этим из-за кулис наблюдают Батон и Бублик.


ДЕКАБРЬ. Ну, до свиданья, Маша, неси скорее свои подснежники в город. Возвращай людям праздник. И с наступающим тебя!


Уходят все, кроме Января и Машеньки.


ЯНВАРЬ. Спасибо тебе. Выручила ты меня, и людям поможешь — праздник вернешь. Жалко мне с тобой расставаться. Возьми колечко. Переоденешь его с пальца одной руки на палец другой, я тут же и появлюсь. На тебя полюбуюсь.

МАШЕНЬКА. Спасибо!


Машенька и Январь уходят.

На передний план выходят Батон и Бублик.


БАТОН. Вот они наши подснежники. Скорей за девчонкой!

БУБЛИК. Мы у нее попросим?

БАТОН. Мы у нее отнимем!


Батон и Бублик убегают.


СЦЕНА ДВЕНАДЦАТАЯ.

Машенька идет по лесу. Навстречу ей выскакивают Батон и Бублик.


БАТОН. А ну, стой!

БУБЛИК. Отдавай наши подснежники!


Машенька пытается убежать, жулики неловко пытаются ее поймать. Машенька ловко отбивается, потом трижды хлопает в ладоши.

Появляется Волк.


ВОЛК. Хорошо, я недалеко ушел. (Батону и Бублику). А-а! Я вас знаю. Это вы по всему лесу ловушки да капканы расставляете, зверей калечите. Эй, ко мне! Все, кто тут есть! (Машеньке.) А ты ступай, милая. Тебе спешить надо. Мы тут без тебя разберемся.


Машенька уходит.

Появляются зверюшки, окружают Батона и Бублика, колотят их.


Действие четвертое.

СЦЕНА ТРИНАДЦАТАЯ.

На площади. Мачеха и Раиса в нетерпении ждут подснежников. Появляется Машенька.


МАЧЕХА. Ну, наконец, явилась. Если подснежников не нашла, навсегда из дому выгоню!


Машенька, молча, протягивает ей корзину.


РАИСА. А говорила в декабре подснежников не бывает! Лгунья!

МАЧЕХА. Лентяйка она! Ничего не хочет для любимой семьи делать! (Раисе.) Ну, скорей во дворец!

РАИСА. На бал!

МАЧЕХА. За золотом!


Раиса замечает у Машеньки колечко.


РАИСА. Погоди, мама! (Машеньке.) Что это у тебя?

МАШЕНЬКА. Это мое колечко! Я… я его в лесу нашла.

РАИСА. Это мое колечко! Я его в лесу потеряла! Давай сюда!

МАШЕНЬКА. Ты ведь в лесу и не бывала никогда. Не отдам!

РАИСА. Ма-ма-а! Она не отдает мне мое колечко!

МАЧЕХА. Не плачь, деточка! (Машеньке.) Ах ты дрянь такая! Воровка! Отдавай кольцо!

МАШЕНЬКА. Я никогда ничего не крала, а кольцо мое. Не отдам.

РАИСА. Хватай ее, мама!


Мачеха обхватывает сзади Машеньку. Раиса стягивает у нее с пальца кольцо.


РАИСА (торжествующе). Вот то-то!


Раиса надевает кольцо на палец. Появляется Январь. В недоумении смотрит на Раису.


ЯНВАРЬ. А почему это ее (указывает на Машеньку) кольцо у тебя на пальце?

РАИСА (испуганно). А-а… Она его потеряла… в лесу… а я нашла… когда мы с мамой там подснежники собирали… и принесла ей.

МАЧЕХА. Чтобы отдать… (Забирает у Раисы кольцо и возвращает Машеньке.)

ЯНВАРЬ. В лесу, значит… подснежники собирали… Эй, братец Декабрь.

Появляется Декабрь. С интересом рассматривает Мачеху и Раису.

ДЕКАБРЬ. Много о вас слышал.

ЯНВАРЬ. Мало им было подснежников, они и мое колечко у нее отобрали!

ДЕКАБРЬ. Ну что ж, по делам и награда!


Декабрь превращает Мачеху и Раису в смешных нелепых зверюшек.


МАШЕНЬКА. Ой, ну что вы! Не надо! Они больше не будут…

ДЕКАБРЬ. Нет, милая, надо! В воспитательных целях. Пусть весь будущий год в таком виде проживут, может и исправятся.


Тем временем появляются Батон и Бублик. Они хромают, опираются на палки, все в синяках и крестиках из пластыря. Они видят Мачеху и Раису.


БАТОН. Бывают, бывают чудеса под Новый год! Вот она наша удача! Лови их!

БУБЛИК. Да зачем они нам?!

БАТОН. Будем их на ярмарках за денежки показывать! Лови!

БУБЛИК. Какой ты умный! А я и не подумал!


Батон и Бублик ловят Мачеху и Раису, связывают и уводят их.


ЯНВАРЬ. Может, конечно, эти дамы за год и исправятся… но я вам точно говорю, когда они обратно превратятся, тем двоим мало не покажется!

ДЕКАБРЬ. Ну, время покажет. (Машеньке.) Беги, милая, во дворец, Новый год на носу.

МАШЕНЬКА. Не пойду я туда, дедушка Декабрь. Мне золото не нужно, и на бал к царице я совсем не хочу. Ну ее! Я хочу с хорошими людьми Новый год встречать. (Залу.) С вами! И друзей позову. Но все равно, нужно горожанам праздник вернуть!

ЯНВАРЬ. Попросишь кого-нибудь другого корзину отнести?

МАШЕНЬКА. Попрошу, но только того, кому золото не нужно, кому никто завидовать не будет.


Машенька барабанит по стене. Появляется Заяц.


МАШЕНЬКА. Зайка, будь так добр, отнеси эту корзину во дворец. И сразу возвращайся. Будем Новый год встречать. В погребе еще яблоки вкусные остались!

ЗАЯЦ. А морковка?

МАШЕНЬКА. И морковка!


Заяц убегает с корзиной.

Машенька хлопает три раза. Появляется Волк.


ВОЛК. Шо? Опять?!

Машенька. Нет, все хорошо. Я просто хотела тебя на Новый год пригласить. И остальных зверюшек тоже.

ВОЛК. А бутерброды будут?


МАШЕНЬКА. Обязательно.
ВОЛК. Так я мигом всех соберу! (Убегает.)

ДЕКАБРЬ (Машеньке). Ты, оказывается, не только добрая душа, но и большая умница! Ну, нам с братцем Январем пора. Мне дела сдавать, ему принимать. С наступающим тебя! (Залу.) С наступающим Новым годом всех!


Декабрь обнимает Января за плечи и уводит. Тот оборачивается к Машеньке и знаками показывает: мол, не забудь — колечко с пальца на палец. Машенька радостно кивает.

Попутно Январь зажигает елочку.

Появляются Заяц, Волк и прочие зверюшки. Все танцуют вокруг елки.

Звучит песенка.

— В череде ежедневных забот
Очень хочется в чудо поверить.
— Так поверь, потому что у двери
В ожиданье стоит Новый год.
За добро он заплатит добром,
На улыбку улыбкой ответит…
— Нам дороги застелет ковром
И гирляндами путь наш расцветит.
— Начинается время чудес!
По звенящей серебряной пыли
Мы войдем в этот сказочный лес,
Где живут небывалые были.
— Здесь подснежник в сугробе цветет,
Здесь болтают без умолку звери.
— Потому что ты в чудо поверил,
Потому что пришел Новый год!

Конец