Война миров в прямом эфире. Факт истории

Александр Ерошкин
30 октября 1938 года в США  на радиостанции CBS состоялась трансляция радиоверсии фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров», выданная под прямой репортаж с места событий. Многие американцы поверили в реальность событий, это вызвало невиданную панику. Радиоспектакль был воспринят как реальное действие. Режиссёром радиопостановки был Орсон Уэллс.

С позиций нашего времени ясно, что с тех пор таких лжерепортажей было великое множество и на радио, и на телевидении, и в глобальной,  и даже в телефонной сети. Как говорится, ложь неслась из каждого утюга. Цель – посеять страх, чтобы успешнее разделять и стравливать людей. А орудия  нагнетания лжи постоянно  совершенствуются. Для расчеловечивания приёмов и методов  на порядок больше. А придумываются всё новые и новые приёмы.
 
Вот и в случае 30 октября 1938 года в США  участников, подготовивших это лживое мероприятие,  было много, а началось всё с Герберта Уэллса, он  написал несколько фантастических романов, в том числе «Войну миров», а  Орсон Уэллс озвучил и выдал в радиоэфир в таком виде, чтобы вызвать панику.
Помните, с чего все начиналось?

«Никто не поверил бы в последние годы девятнадцатого столетия, что за всем происходящим на Земле зорко и внимательно следят существа более развитые, чем человек, хотя такие же смертные, как и он; что в то время, как люди занимались своими делами, их исследовали и изучали, может быть, так же тщательно, как человек в микроскоп изучает эфемерных тварей, кишащих и размножающихся в капле воды. С бесконечным самодовольством сновали люди по всему земному шару, занятые своими делишками, уверенные в своей власти над материей. Возможно, что инфузория под микроскопом ведет себя так же. Никому не приходило в голову, что более старые миры вселенной — источник опасности для человеческого рода; самая мысль о какой-либо жизни на них казалась недопустимой и невероятной. Забавно вспомнить некоторые общепринятые в те дни взгляды. Самое большее, допускалось, что на Марсе живут другие люди, вероятно, менее развитые, чем мы, но, во всяком случае, готовые дружески встретить нас как гостей, несущих им просвещение. А между тем через бездну пространства на Землю смотрели глазами, полными зависти, существа с высокоразвитым, холодным, бесчувственным интеллектом, превосходящие нас настолько, насколько мы превосходим вымерших животных, и медленно, но верно вырабатывали свои враждебные нам планы. На заре двадцатого века наши иллюзии были разрушены.

Затем наступила ночь первой падающей звезды. Ее заметили на рассвете; она неслась над Винчестером, к востоку, очень высоко, чертя огненную линию. Сотни людей видели ее и приняли за обыкновенную падающую звезду. По описанию Элбина, она оставляла за собой зеленоватую полосу, горевшую несколько секунд. Деннинг, наш величайший авторитет по метеоритам, утверждал, что она стала заметна уже на расстоянии девяноста или ста миль. Ему показалось, что она упала на Землю приблизительно за сто миль к востоку от того места, где  он находился».

Это начало романа ужаса Герберта Уэллса «Война миров». Несколько слов об авторе.

Герберт Джордж Уэллс (англ. Herbert George Wells; 21 сентября 1866— 13 августа 1946) — английский писатель и публицист.  Автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др. Представитель критического реализма. Сторонник фабианского социализма. Кстати, сторонники фабианства считали, что преобразование капитализма в социалистическое общество должно происходить эволюционно, мирно, плавно, постепенно, медленно, в результате постепенных институциональных преобразований.

Трижды посещал Герберт Уэллс  Россию, в 1914, 1920 и 1934 году. Встречался с советскими лидерами Владимиром Лениным и Иосифом Сталиным. Это особо интересно.

Впервые писатель посетил Россию в 1914 году,  провёл в Санкт-Петербурге и Москве две  недели. Вернувшись  в Англию, он предложил ввести русский язык как третий иностранный в английских школах, наряду с французским и немецким.

В конце сентября 1920 года  Уэллс прибыл в Россию по приглашению  Л. Б. Каменева, посещавшего Лондон в составе советской делегации  Л. Б. Красина. Уэллс пробыл в России 15 дней, в основном   в Петрограде, жил в квартире М. Горького в доходном доме Е. К. Барсовой на Кронверкском проспекте, 23. В Москве Уэллс жил в гостевом особняке НКИД на Софийской набережной.  6 октября 1920 года Уэллс встретился в Москве с Лениным.

О первом своём посещении большевистского государства Уэллс написал книгу «Россия во мгле». В ней он описал свою встречу с Лениным и о расхождении во взглядах. В частности, он писал:

«Эта тема привела нас к нашему основному разногласию — разногласию между эволюционным коллективистом и марксистом, к вопросу о том, нужна ли социальная революция со всеми её крайностями, нужно ли полностью уничтожать одну экономическую систему до того, как может быть приведена в действие другая. Я верю в то, что в результате большой и упорной воспитательной работы теперешняя капиталистическая система может стать «цивилизованной» и превратиться во всемирную коллективистскую  систему, в то время как мировоззрение Ленина издавна неотделимо связано с положениями марксизма о неизбежности классовой войны, необходимости свержения капиталистического строя в качестве предварительного условия перестройки общества, о диктатуре пролетариата и  т.д.».

23 июля 1934 года Уэллс вновь посетил Россию (СССР) и был принят Сталиным, текст беседы был опубликован в журнале «Большевик».

Об этой встрече Уэллс писал:

«Я сознаюсь, что подходил к Сталину с некоторым подозрением и предубеждением. В моём сознании был создан образ очень осторожного, сосредоточенного в себе фанатика, деспота, завистливого, подозрительного монополизатора власти. Я ожидал встретить безжалостного, жестокого доктринёра и самодовольного грузина-горца, чей дух никогда полностью не вырывался из родных горных долин…

Все мои подспудные опасения увидеть перед собой сурового и непреклонного горца рассеялись с первой минуты. Он — один из тех, кто на фотографиях и портретах выглядит совершенно иначе, чем в жизни. Его непросто описать, и многие описания преувеличивают мрачность и неподвижность лица. Скованность в общении, личная простота породили толки о коварном лицемерии; сделали его предметом изобретательной, падкой на скандал, глухой молвы… …Стоило нам начать беседу, и все мои мысли о подводных течениях и скрытом душевном напряжении исчезли бесследно.

Не знаю, кого из нас это больше поразило, но я по ходу беседы сильнее всего удивился тому, что он не желает видеть и отдаленного сходства между процессами, методами и целями Вашингтона и Москвы. Когда я заговорил с ним о планируемом мире, я изъяснялся на языке, которого он не понимал. Выслушивая мои предложения, он никак не мог взять в толк, о чём идёт речь. По сравнению с президентом Рузвельтом он был очень скупо наделён способностью к быстрой реакции, а хитроумной, лукавой цепкости, отличавшей Ленина, в нём не было и в помине. Ленин был насквозь пропитан марксистской фразеологией, но эту фразеологию он полностью контролировал, мог придавать ей новые значения, использовать её в своих целях. Ум Сталина почти в той же степени вышколен, выпестован на доктринах Ленина и Маркса, как выпестованы гувернантками те умы британской дипломатической службы, о которых я уже написал столько недобрых слов. Его способность к адаптации так же невелика. Процесс интеллектуального оснащения остановился у него на точке, которой достиг Ленин, когда видоизменил марксизм. Ни свободной импульсивностью, ни организованностью учёного этот ум не обладает; он прошёл добротную марксистско-ленинскую школу…

Я никогда не встречал более искреннего, прямолинейного и честного человека. Именно благодаря этим качествам, а не чему-то мрачному и таинственному, обладает он такой огромной и неоспоримой властью в России. До нашей встречи я думал, что он, вероятней всего, занимает такое положение потому, что его боятся; теперь же я понимаю, что его не боятся, ему доверяют.

Под конец я, как и собирался, снова подчеркнул, что и он и Рузвельт занимают исключительное положение и могут обращаться к миру вместе. Вышло нескладно, так как надежда, что человек, управляющий Россией, хотя бы частично поймет преимущества конвергенции, которая помогла бы создать коллективный капитализм на Востоке и на Западе, была подорвана. Он отвечал отрицательно, оставаясь при своем мнении. Мне следовало хорошо выучить русский язык или пригласить другого переводчика, тогда я сократил бы разделявшую нас дистанцию. Обычные переводчики питают склонность к штампам. Ничто не страдает так сильно при переводе, как свежесть незнакомой идеи».

 «Война миров» Герберта Уэллса — это роман про вторжение марсиан   на треножниках.  Вообще-то, инопланетные вторжения  очень популярны  в искусстве и особенно в кино. Повсюду хаос, города и целые страны сметены с лица земли, а правительства бессильны дать отпор. Общество и цивилизация терпят крах — да такой, что люди за считанные дни превращаются в дикарей.

«Война миров» Герберта Уэллса по сути открыла эту тематику. Хотя разного типа вторжений, реальных и выдуманных фантастами,  в истории Земли было немало и продолжаются до нынешних дней. Великобритания вторгалась в США, в Россию, в Китай, в Индию, в Южную Африку.  США нападали на Японию, на десятки других стран, в том числе на Россию… Япония нападала на Австралию, Корею, Китай, Манчжурию, Россию…  Германии захватывала власть над всей Западной Европой, нападала на СССР, а сегодня грезит новой войной против России и русского мира. По сути НАТО воюет на нашей территории, всё больше захватывает её и надеется победить. Так что опыт военных нападений на планете Земля гигантский: стоит при создании произведения искусства изменить облик вторгающихся  и можно давать волю фантазии.

Рядовые читатели в Великобритании увидели в марсианах инородцев, которые со всех сторон угрожали старой доброй Англии. Более искушённая публика говорила, что Уэллс «предвидел приход тоталитаризма XX века», а «красная планета Марс» - это  аллегория, означающая красные, то есть коммунистические режимы, приход которых предчувствовал автор.

Для читателей левых взглядов марсиане были империалистами, а Уэллс предвосхитил тотальные войны XX века с их геноцидом и оружием массового поражения. Но надо учесть, что почти все войны начинали страны капитала или создавали такие провокации, как, к примеру, в Сирии и  на Украине, что военные действия неизбежны.

Уэллс на первых страницах пишет: «Прежде чем судить их слишком строго, мы должны припомнить, как беспощадно уничтожали сами люди не только животных... но и себе подобных представителей низших рас. Жители Тасмании, например, были уничтожены до последнего за пятьдесят лет истребительной войны, затеянной иммигрантами из Европы. Разве мы сами уж такие апостолы милосердия, что можем возмущаться марсианами, действовавшими в том же духе?».

Помним, что инопланетное вторжение в романе Уэллса «Война миров», началось в первые дни июня, а продлилось всего три недели. Обладая абсолютным интеллектуальным и техническим превосходством, марсиане почти мгновенно разгромили англичан, едва не разорив всю страну. Но, как мы знаем, их остановили земные микробы, против которых у незваных гостей не было иммунитета.
 
Марсиане были не противоположностью европейцев, а их отражением. Уэллс ставит героя и читателя на место туземца, столкнувшегося с невиданной технической мощью завоевателя, не ведающего ни жалости, ни усталости.
 
В романе высказано предположение, что марсиане воспитают из некоторых людей своих любимчиков-землян, обучат их разным фокусам, чтобы они проводили политику в интересах их, марсиан, научили их  «охотиться за нами».

Считавший себя социалистом Уэллс давал этими строками ощутить обывателю «бремя белого человека» с изнанки.

Герберт Уэллс в качестве футуролога  создал непревзойдённую военную технологию марсиан, где всё до предела бесчеловечно и функционально. Даже их внешний вид говорит об отмирании всех органов кроме мозга — марсиане беспомощны без своих машин. Однако не в этом заключается основная сила романа.

Герберт Уэллс не участвовал ни в одной войне, но интуитивно создал впечатляющую картину стремительно распада социальных связей, гибели культуры и уничтожения всего того, что многие считали естественным правом. И этот крах человечества описан с присущей Уэллсу сухой лаконичностью. Каждая деталь здесь находится на своём месте и служит определённой цели.

«Война миров» публиковалась Уэллсом с апреля по ноябрь 1897 года и мгновенно облетела весь мир. В США роман по мере появления новых выпусков тут же перепечатывали с полным пренебрежением к авторскому праву, и даже место действия из Уокинга переносили в Америку — чем, кстати, приводили Уэллса в неописуемую ярость. И многие идеи Уэллса, автора романа, взяты на вооружение страновой элитой США, чтобы ломать барьеры между странами и континентами, вмешиваться в дела других стран, выкачивать чужие ресурсы, при этом был использован гигантский опыт по уничтожению коренного населения Америки, Австралии, Британских островов.

Джордж Орсон Уэллс (англ. George Orson Welles; 6 мая 1915 — 10 октября 1985) — американский кинорежиссёр, актёр, сценарист, он работал в театре, на радио и в кино. Его фильмы отмечены изобретательностью в технических решениях. Наиболее примечательные картины режиссёра — «Гражданин Кейн», «Печать зла», «Процесс» и «Леди из Шанхая». Уэллс занимает 16-ю строку в списке Американского института киноискусства среди величайших мужчин — легенд экрана классического голливудского кино.

В 2002 году Уэллс был признан величайшим режиссёром всех времён в двух опросах Британского института кино среди режиссёров и критиков, а исследование, основанное на мнениях критиков, списках лучших режиссёров и исторических ретроспективах, признало его самым известным режиссёром в истории кино.

С молодых лет этот Уэллс специализировался на создании не столько фантастики, сколько  правдоподобных фальсификаций. В результате получился своеобразный синтез художественного и документального, и в широкую практику Голливуда и политики США и Великобритании ложь и фальсификации вошли как составные части.

И стало возможным, что хвост управляет собакой.

Представитель США может на высоком форуме вынуть из кармана и трясти пробиркой, содержание которой, если разбить пробирку, уничтожит всех участников совещания. Как же службы безопасности пропустили его с этим ядом?

Убийца президента может  одним выстрелом поразить несколько целей. Всё равно потом его убьют, а убийцу убийцы тоже прикончат.

Астронавты на Луне могут в перерыве между съёмками  устроить перекур.

 Два самолёта из лёгкого металла способны уничтожить в мгновения ока три небоскрёба из прочнейших металлоконструкций.

А ещё могут разрешить своим партнёрам на Ближнем Востоке с помощью ковровых бомбардировок уничтожать кварталы жилых домов и лагеря беженцев, которым не дают ни тепла, ни воды, ни еды.