Соленый Алтай

Юрий Панов 2
Кто же спорит, Алтай это хребты на горизонте, покрытые ледниками и вечными снегами. Алтай это водопады. Для меня Алтай – соленый. Так случилось, что чаще волновался я, встречая неизвестные растения,  не в диких дебрях, а в глубоких долинах на берегах речушек с прозрачной водой. Там  к поверхности подходят  соли и мало растений, что выдерживают их обилие и редко кто из жителей посягает на луговую  жизнь, слишком затратно эти соли удалять. Частенько на этих соленых лугах я опускался на мокрую траву, на  колени и долго снимал пурпурно-розовые свечи орхидей, любительниц  соли. Не бывает на солонцах зарослей, все растения цветут поодиночке, в том числе и герой нашей миниатюры, сначала  для меня мало интересный, по сравнению с орхидеями – длинностебельный первоцвет. Когда я вспоминаю зимой летние впечатления от Алтая, он всегда кажется мне соленым и немного отстраненным, холодноватым, как холодноват розовый цвет.
 
А когда вы представляете первоцветы-примулы, наверное, они кажутся вам низкими, с морщинистыми листьями, ярко желтыми, этакими сладкими баранчиками  на лесных опушках. В Сибири они тоже есть, но слишком редкие. Обычные примулы у нас – розовые. Именно они украшают Сибирь, да что там Сибирь, всю Землю. Первым, кто это понял по-настоящему, был, конечно, Чарльз Дарвин. Во времена динозавров цветов не было, по первым цветковым растениям ползали неповоротливые жуки, собирающие вкусную еду – пыльцу. И вдруг свершилось чудо, появился фантастический напиток – нектар, но пить его могли только насекомые с хоботком. Так началась совместная эволюция, дружба-вражда между пчелами и цветами и стала наша Земля светло-украшенной. Дарвин скрупулезно задавал вопросы примулам. Все примулы, в том числе нашего  розового  героя, Дарвин разделил на две группы – легитимные и нелегитимные. Не правда ли популярное сегодня словечко?  В любом сообществе примул часть растений в цветах имеют длинные столбики, а часть короткие. Если скрещиваются растения с разными столбиками, они легитимны и дают хорошие семена. Если скрещиваются растения с одинаковыми  столбиками,  они нелегитимны и дают плохие семена. Природа против однообразия. Разнообразие  - ее девиз. Нелегитимные растения встречаются разве что в экстремальных условиях,  в Арктике, или у границы вечных снегов, как на Алтае.

Увы, поездки на Алтай были слишком скоротечными, этакие варварские  набеги  с туристами в выходные дни.  Оказалось, если ты живешь в Сибири, Алтай можно обрести рядом с домом. У нас тоже сколько угодно солонцеватых лугов с экзотическими  растениями, что любят соли, а порой умеют избавляться от их избытка при помощи хитроумных приспособлений. Такова длинностебельная примула. Почти шаровидные розовые соцветия ее почти такие, как у любимицы Дарвина примулы кортузовидной, только листья у нее не гофрированные, а рост приличный, смотри свысока. . Соленая розовая Сибирь встречала меня возле школьного заповедника орхидей. Любителей соли среди орхидей не было, а вот дорога к заповеднику местами была белой от выступающей соли и растения на дороге и рядом были удивительные. Подорожники стояли желтыми солдатиками, а листья у них были узкие как нитки. Одуванчики были такими крошечными, что казались сказочными лилипутами по сравнению с гигантами в поселке.  Даже названия многих, таких кермек, звучали по-азиатски. Все они росли поодиночке,  и были розовыми,  и самой прекрасной была  пурпурово-розовая примула.

Как ни странно, одним из первых экспонатов нашего музея была … солянка. Ее вместе с белой почвой принес в коробочке один из  заядлых туристов гимназии, конечно, не слишком большой любитель учиться, но отличный парень, он не раз помогал позднее в заповеднике,  развешивая синичники. А когда мы обратились к истории изучения солонцов Сибири и Алтая, то были просто счастливы. Главными героями ее была все та же троица из Казанского университета.  Порфирий Крылов стал главным ботаником Сибири. Именно  в его образцовой «Флоре» можно найти все сведения о длинностебельной примуле, именно там отмечены все встречи ее на Алтае, в том числе те места, где мы бывали и что звучат для нас как музыка – Чаган-Узун, Чуйская степь.  Став профессором Томского университета, Сергей Коржинский объехал в экспедициях Алтай и Сибирь, написал множество книг о степях и даже статьи о солонцах и солянках в энциклопедии  и Эфрона принадлежат Коржинскому.
И конечно, мы рады, что крестным отцом нашей розовой примулы был Карл Ледебур. Двести лет назад он был первым ученым ботаником,  попавшим на Алтай, Он создал  знаменитую красочную «Флору Алтая», так и не переведенную на русский язык. Его учеником был Александр Бунге, именно Бунге изучил Чуйские степи и дошел первым до Телецкого озера, именно в его гербарии,   наверное,  обрела научную жизнь наша героиня примула.

Кто же сомневается, что примула - природная ценность. А сколько же она стоит? Тысячу рублей! Именно такой штраф определила администрация Курганской области на посягательство на растение из Красной книги. Понятно, Урал граница обитания сибирячки, Даль о ней не слышал. На Алтае примула бесплатная. Хорошо, что хоть иногда растение может узнать свою ценность. Хорошо, что есть на свете непокорные солончаки, непокорные легитимные примулы, открытые для науки когда-то на Алтае. Хорошо, что не нужно ехать на Алтай, чтобы обрести это розовое чудо.  Достаточно оглянуться вокруг и если вы захотите,  возникнет  для вас мир счастливых ботаников, исследователей Сибири и Алтая, мир растений, что миллионы лет украшает нашу Землю вместе с пчелами и шмелями, мир книг, которые можно прочитать и восхититься этими чудесами. Удачи