Кузьмич и Петруха

Владимир Деменин
   
  Второй уже час дождь лил словно из ведра. Надо выходить, зонт не поможет. Кузьмич вздохнул, прошёл к шкафу, вытащил рыбацкие сапоги. Обулся. Снял с вешалки прорезиновый плащ, надел. Подхватив грабли и вилы, вышел из своего подвальчика на простор.
  Порыв ветра бросил на него шквал воды, которая, попав на лицо, стала скатываться по его густой бороде, на рубашку. От такого душа Кузьмич поёжился. Идти надо было срочно – ливнёвка начнёт забиваться, и вода может пойти в подвальные помещения. Пройдя мимо мусорки, боковым зрением увидел, что кто-то стоит. «Не-е, не человек!..» – протянул Кузьмич – «Какой придурок в такой дождь будет стоять? … Может, робота кто бросил?..» 
  Возле ливнёвки вода уже поднялась выше колена. Кузьмич остановился, граблями поводил внизу. Набившийся мусор сдвинулся, и вода ринулась вниз, образуя воронку. Продолжая орудовать граблями и вилами, убрал мусор на возвышенность, и пошёл к мусорке. Там точно был робот, первой, видимо, модификации. Такой появился в их доме, когда Кузьмичу было лет десять. Сколько было шума! Каждый хотел покомандовать, попросить, чтобы робот что-то сделал. Робот беспрекословно выполнял все приказы, а звали его в семье Петруха. Потом были уже и другие роботы.
Если бы не ливень, приехала бы, как обычно, машина-робот. Забрала мусор, и робота в придачу, которого потом отправят на переплавку.
  Осмотрев робота, Кузьмич сделал заключение, что аккумулятор на нуле. Что-то стало тоскливо на душе Кузьмича. Мысль забарабанила, как колокол: «Забрать, надо забрать!.. Как?.. Тащить такого дуралея – у меня сил нет. У меня же тачка есть!, – можно увезти!» Кузьмич быстро пошёл к своему подвальчику, взял тачку и ящик с инструментами, и вернулся. Развернул немного робота, подставил тачку, и стал ключами ослаблять ножные конечности, потом надавил на плечи робота, и тот плавно плюхнулся на тачку.
- Ну, вот – теперь можно везти. – заключил Кузьмич.
Медленно, не спеша, довёз свою находку до входа в подвальчик. Тачка в двери не проходила, а робота одному не втащить. Помощи уж точно можно не ждать. Здесь, в нулевой зоне, людей не бывает. Это зона роботов-уборщиков, а сам-то он здесь на птичьих правах. Кузьмич зашёл к себе в подвальчик, взял кусок целлофана, и накрыл робота. Перед этим вычерпал воду из тачки.

***
Прошло часа два. Кузьмич пообедал, подремал немного. К этому времени ливень закончился. Выбрав из сундука нужный удлинитель, подключил его к розетке, п пошёл на выход, к тачке, на которой возлежал обездвиженный робот. Взял вилы, и с их помощью приподнял тело робота. Найдя розетку в спине, вставил вилку. У робота засветился индикатор – зарядка началась. Кузьмич снова зашел в подвальчик, а робота прикрыл тряпками, чтобы мусороуборочная машина-робот не забрала его находку.
  Сидя в кресле, он принялся читать книгу, такую же ветхую, как он сам. Страницы, того и гляди, могли выпорхнуть из обложки.
- Где я? Почему я не могу встать? У меня подкашиваются ноги!.. – хрипловатый голос нарушил тишину подвальчика.
Кузьмич встал, взял ящичек с инструментами. Пошёл к говорящему.
- Ну, – и что ты шумишь? Тебя, как и меня, выбросили на мусорку. А встать ты не можешь, так как я ослабил крепления. Тащить тебя я не намерен.
- Так нельзя делать!
- Ой, да ладно, – нельзя! И вообще, ты, что, – хочешь, чтобы тебя, того – на переплавочку? Отвезу – завтра заберут!..
Кузьмич стал подтягивать крепления нижних конечностей. Робот молчал. Явно «пережёвывал» полученную информацию.
- Вставай! Можешь сам идти к мусорке, или заходи в подвальчик.
Робот осторожно встал, сделал пару приседаний, и мигая индикаторами, произнёс:
- Значит, – вы меня спасли?
- Додумался – компьютерная голова!
- Я ещё не полностью зарядился.
- Ну и не отключайся! Иди и придерживай шнур, а я тачку уберу на место. И мне спать скоро.

***
Кузьмич вошёл в подвальчик. Робот, стоя возле кресла, с удивлением поинтересовался:
- Вы читаете такие книги?, – это редкость!
- Книгу не бери – она может на страницы распасться.
- Я могу вам озвучить эту книгу, у меня она есть в памяти.
- Чего не просят – не делай! Я люблю читать сам такие книги.
- И где вы берёте книги? Их лет пятьдесят не выпускают.
- Иногда добрые граждане выбрасывают на мусорку.
- Но это не гигиенично!
- Давай, ты меня не будешь учить! Лучше расскажешь завтра о себе. Зови меня «Кузьмич», и не выкай. А тебя-то – как зовут?
Робот молчал, мигал своими индикаторами. Он понял вопрос.
- Понятно… Давай, буду звать тебя «Петруха». Как… – не против?
- Так звали молодого бойца в фильме старинном. Да, я не против.
- Ты и такое знаешь, компьютерная твоя голова?!
- Меня выпустили восемьдесят лет назад. Последние лет пятнадцать стоял как скульптура. Мой хозяин любил старину...
- Сейчас я – спать. А ты ничего не трогай, порядок я сам навожу.

***
 Так прошёл год. За ним другой. Кузьмич ворчал, но Петруха всё же старался учить старика, как правильно вести себя. Днём ходили на мусорку, смотрели книги. Вечерами играли в шахматы. А когда Кузьмича стали подводить глаза, Петруха озвучивал какую-нибудь новую книгу.
  Три дня назад не стало Кузьмича. Робот подал сигнал. Сверху спустился робот-доктор. Констатировал смерть. Петруха остался один. Надолго ли?

фото из интернета, спасибо автору.