Коммодор гибнет первым

Олег Каминский
На снимке: майор Вольфганг Шелльманн.

       Как известно, 22 июня 1941 года советские военно-воздушные силы потерпели тяжелейшее поражение. Тем не менее, несмотря на растерянность и неразбериху первых часов войны, наши летчики и зенитчики, всё же смогли нанести противнику немалый урон. Конечно, потери немецкой авиации не шли ни в какое сравнение с громадными потерями советской авиации, но они были довольно ощутимыми. Так, серьезным ударом для летчиков Люфтваффе стала гибель в первые же минуты войны знаменитого аса Вольфганга Шелльманна.

       30-летний майор Вольфганг Шелльманн принадлежал к числу выдающихся немецких летчиков-истребителей и, как отмечают специалисты по истории Люфтваффе, своим талантом командира много сделал для развития истребительной авиации Германии, в частности, для внедрения новых тактических приемов воздушного боя. Воевать он начал ещё в Испании, с декабря 1937 года, получив среди своих камрадов уважительное прозвище «Идальго». Сбил 12 самолетов республиканцев, за что после возвращения из Испании был награжден Гитлером, так называемым, Испанским золотым крестом с мечами и бриллиантами. Какое-то время командовал одной из авиагрупп, затем по служебной лестнице поднялся до должности коммодора, т. е. командира эскадры. Командуя 2-й истребительной эскадрой «Рихтгофен», а затем 27-й эскадрой, принимал участие в воздушных боях над Польшей, Францией, Англией, Грецией и Югославией. Одержал ещё 13 воздушных побед и был награжден Железными крестами обоих классов, а также Рыцарским крестом.

       В середине июня 1941 года 27-я эскадра в составе штаба и двух авиагрупп (авиаполков), - II./JG.27 и  III./JG.27, - перебазировалась на аэродром Сувалки на северо-востоке Польши для того, чтобы принять участие в нападении на Советский Союз. Однако «Дранг нах Остен», едва начавшись, тут же для Шелльманна и закончился.   

       22 июня 1941 года в 3 часа 5 минут (здесь и далее время указывается по немецким источникам, т. е. по берлинскому времени, которое на час позже московского времени) истребители 27-й эскадры вылетели для нанесения штурмового удара по советским аэродромам в районе Гродно. Во главе своих летчиков взлетел и Шелльманн. Между прочим, это был его 150-й боевой вылет. В районе цели немцы встретились с русскими истребителями, успевшими подняться для отражения налета. Возможно, это были летчики 127-го истребительного авиационного полка с аэродрома Лесище, находившегося юго-восточнее Гродно. В 3 часа 15 минут в районе деревни Каменка, что южнее Лесище, Шелльманн сбил один И-153, но при этом его самолет врезался в рассыпающиеся обломки советского истребителя. Незадачливому победителю пришлось выбрасываться с парашютом из потерявшего управления самолета. Вполне благополучно приземлившись на пшеничное поле, Шелльманн попытался скрыться, но был настигнут группой советских солдат и взят в плен. Ему связали руки за спиной, усадили на лошадь и куда-то увезли. После этого след Шелльманна затерялся и, несмотря на активные поиски немцев, вскоре занявших район Гродно, о судьбе пропавшего аса ничего конкретного узнать не удалось. Правда, в последние годы появились сведения, что немецкого пилота, якобы, доставили в Остринский сельсовет, откуда, видимо, препроводили в НКВД местечка Щучин. По некоторым данным, он был расстрелян там 24 июня 1941 года в местном учреждении НКВД. Посмертно ему было присвоено звание подполковника, а его вдова Аннелизе Шелльманн ещё много лет была почетным членом послевоенного общества бывших летчиков Люфтваффе в Западной Германии…   

       Кто знает, возможно, разгадка судьбы Шелльманна кроется в воспоминаниях бывшего старшего политрука и комиссара эскадрильи 127-го полка А. С. Данилова? Этот отважный военком 22 июня таранил немецкий самолет и, будучи раненым, совершил вынужденную посадку в районе деревни Черлена (Черляны). О своем таране и событиях того рокового дня, Данилов, благополучно переживший войну, много раз рассказывал в различных печатных изданиях. Правда отметим, что Данилов оставил несколько вариантов описания своего тарана и, они весьма различаются по ряду существенных деталей, что вызывает некоторые сомнения в объективности Данилова. Но, как бы то ни было, Данилов, рассказывая о своем пребывании в медсанбате, упоминает о том, что рядом с ним и другими ранеными советскими бойцами положили на носилках пленного немецкого летчика. Немец был ранен, у него была забинтована нога и завязаны глаза. Одет он был в зеленый комбинезон, на голове была синяя пилотка с крылатой эмблемой. Кто-то сказал Данилову, что этот краснощекий, горбоносый майор спасся на парашюте после тарана его «мессершмитта». Немецкий ас имел два Железных креста за бои над Бельгией и Грецией. На Восточном фронте это был его первый вылет, который оказался для фашиста последним. Может быть, это и был сам Шелльманн? В принципе, в этом нет ничего удивительного, так как между деревней Каменка, где Шелльманн столкнулся с И-153 и деревней Черлена, рядом с которой приземлился Данилов, - расстояние всего несколько километров. Да и описание внешности пленного уж очень сходится с портретом самого  Шелльманна. А если это был Шелльманн и он был ранен, то он мог и умереть от ран, прямо тут же, в медсанбате. Впрочем, это всего лишь догадка и обстоятельства гибели немецкого аса пока остаются загадочными до настоящего времени…

       По поводу судьбы Шелльманна хочется сказать ещё вот что. Дело в том, что многие историки и любители военной авиации приписывают «высадку» Шельмана заместителю командира эскадрильи 127-го полка старшему лейтенанту П. А. Кузьмину, таранившему Ме-109 в районе Каменки. Однако они, почему-то, упускают из виду то обстоятельство, что Шелльманн врезался в падающий И-153 в 3 часа 15 минут, а Кузьмин совершил свой таран гораздо позже, - около 10 часов 30 минут (по другим данным – около 13 часов).

       Не стыкуются с последним боем Шелльманна и другие воздушные тараны летчиков 127-го полка. Так, уже знакомый нам, старший политрук А. С. Данилов заявил о том, что нанес таранный удар  примерно в 10 часов 30 минут, лейтенант А. И. Пачин пал смертью храбрых при таране вражеского самолета около 11 часов, а лейтенант Н. П. Ерошин погиб в 19 часов 30 минут.

       К сожалению, до сих пор не удалось установить и личность советского летчика, чья гибель стала фатальной и для самого Шелльманна. Не исключено, что это был летчик не 127-го, а какого-то другого полка…   

       Понятное дело, гибелью командира эскадры дело не ограничилось: список потерь летчиков 27-й эскадры в русском небе продолжился уже на следующий день. Тяжелые потери несли и другие авиационные части Люфтваффе. В советской прессе тех лет частенько упоминались случаи гибели или взятия в плен «матерых фашистских ассов», увешанных Железными крестами и прочими наградами, за победы над западноевропейскими странами. А почему бы не рассмотреть в этом контексте не только потери, но и качественный состав выбывших из строя немецких летчиков-истребителей, к примеру, той же 27-й эскадры? Как говорится, «огласите весь список, пожалуйста». Что ж, попробуем. Итак, перед нами – список потерь на Восточном фронте 27-й истребительной эскадры Люфтваффе, начинающийся, как мы уже знаем, с коммодора:

       Майор Вольфганг Шелльманн (Wolfgang Schellmann), 02.03.1911, командир эскадры, Stab/JG.27.
       Участвовал в боях над Испанией (1937-1938), Польшей (1939), Францией (1940), Англией (1940), Югославией и Грецией (1941), Советским Союзом (1941).
       Сбил 26 самолетов (в том числе 12 – в Испании), был награжден Рыцарским крестом (18.09.1940), Испанским золотым крестом с мечами и бриллиантами, Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за фронтовые вылеты.
       22 июня 1941 года на истребителе Bf 109 E-7 WNr. 4189 „Schwarze Doppelwinkel“ участвовал в групповом воздушном бою с советскими истребителями юго-восточнее Гродно. В 3 часа 15 минут сбил один И-153, но при этом врезался в его обломки. После прыжка с парашютом приземлился на пшеничное поле и пытался скрыться, но был настигнут группой советских солдат и взят в плен. Дальнейшая судьба неизвестна, возможно, он погиб в плену 24 июня 1941 года.

       Oбер-лейтенант Вильгельм Визингер (Wilhelm Wiesinger), 12.07.1914, пилот, 4/JG.27.
       Участвовал в боях над Францией (1940), Англией (1940), Югославией и Грецией (1941), Советским Союзом (1941).
       Сбил 10 самолетов (в том числе 1 - советский), был награжден Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за фронтовые вылеты.
       23 июня 1941 года на истребителе Bf 109 E-7/N WNr. 4914 «Weisse 2» был сбит огнем легкой зенитной артиллерией при штурмовке советских войск, упал и сгорел в 1 км северо-восточнее Руда (район города Лида Гродненской области).

       Обер-фельдфебель Ганс Умбах (Hans Umbach), пилот, 8/JG.27.
       Участвовал в боях над Францией (1940), Англией (1940), Югославией и Грецией (1941), Советским Союзом (1941).
       Сбил 5 французских и английских самолетов, был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за фронтовые вылеты.
       27 июня 1941 года на истребителе Bf 109 E-7 WNr. 1651 «Schwarze 1» в паре с лейтенантом Францем Рорер вылетел на «свободную охоту» в район Минска и пропал без вести.

       Лейтенант Франц Рорер (Franz Rohrer), 1916, пилот, 8/JG.27.
       Участвовал в боях над Югославией и Грецией (1941), Советским Союзом (1941).
       Побед не имел, был награжден Железным крестом 2-го класса и Значком за фронтовые вылеты.
       27 июня 1941 года на истребителе Bf 109 E-4/B WNr. 0707 «Gelbe 4» в паре с обер-фельдфебелем Гансом Умбахом вылетел на «свободную охоту» в район Минска и пропал без вести. Его самолет, приземлившийся на шоссе в районе Минска, был обнаружен советскими солдатами. Что произошло с самим летчиком – неизвестно.

       Унтер-офицер Адольф Тиль (Adolf Thiel), пилот, 7/JG.27.
       Участвовал в боях над Югославией и Грецией (1941), Советским Союзом (1941).
       Побед не имел, был награжден Значком за фронтовые вылеты.
       20 июля 1941 года на истребителе Bf 109 E-7 WNr. 0831 был подбит в воздушном бою с советскими бомбардировщиками, упал в 12 км северо-восточнее Демидова (Смоленская область) и погиб.

       Ефрейтор Ганс Фюнтман (Hans Funtmann), пилот, 8/JG.27.
       Участвовал в боях над Советским Союзом (1941).
       Сбил 2 советских самолета, был награжден Железным крестом 2-го класса и Значком за фронтовые вылеты.
       27 июля 1941 года рано утром на истребителе Bf 109 E-7 WNr. 5397 «Schwarze 4» вылетел в составе пары на «свободную охоту» в район Ярцево. В воздушном бою с истребителем МиГ-3 капитана Антипова Ю. А. из 402-го ИАП получил попадание одной-единственной пули в масляный радиатор. Совершил вынужденную посадку на лесную просеку в районе Андреаполя (Калининская область) и, пытаясь пройти к линии фронта, через два дня был взят в плен. Погиб в плену.
       Примечательно, что в советской мемуарной литературе этот начинающий летчик, в более чем скромном звании, был объявлен командиром эскадрильи в звании капитана.

       Фельдфебель Фридрих Гримпе (Friedrich Grimpe), пилот, 7/JG.27.
       Участвовал в боях над Францией (1940), Англией (1940), Югославией и Грецией (1941), Советским Союзом (1941).
       Сбил 3 самолетов (в том числе 2 - советских), был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Значком за фронтовые вылеты.
       28 июля 1941 года на истребителе Bf 109 E-7 WNr. 4919 «Weisse 9» вылетел на «свободную охоту». В 30 км восточнее Великих Лук на самолете отказал мотор. При попытке произвести вынужденную посадку, пропал без вести.

       Фенрих Ганс Шульце (Hans Schulze), пилот, 8/JG.27.
       Участвовал в боях над Советским Союзом (1941).
       Побед не имел, был награжден Значком за фронтовые вылеты.
       31 июля 1941 года на истребителе Bf 109 E-7 WNr. 2776 взлетел с аэродрома Андреево, чтобы перебазироваться на аэродром Сольцы. После взлета, на высоте 150 метров самолет неожиданно загорелся и упал на летное поле. Пилот погиб.
       По другим данным, погиб при взлете с аэродрома Сольцы.

       Унтер-офицер Ганс-Гюнтер Аппель (Hans-Gunther Appel), пилот, 9/JG.27.
       Участвовал в боях над Советским Союзом (1941).
       Сбил 2 советских самолета, был награжден Железным крестом 2-го класса и Значком за фронтовые вылеты.
       31 июля 1941 года на истребителе Bf 109 E-7 WNr. 756 во время взлета с аэродрома Андреево (для перебазирования на аэродром Сольцы) несколько раз перевернулся и разбился.
       По другим данным, погиб при взлете с аэродрома Сольцы.

       Лейтенант Ганс Рихтер (Hans Richter), 17.12.1916, пилот, 8/JG.27.
       Участвовал в боях над Францией (1940), Англией (1940), Югославией и Грецией (1941), Советским Союзом (1941).
       Сбил 22 самолета (в том числе 18 – советских самолетов), был награжден Германским золотым крестом, Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях, Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за фронтовые вылеты.
       11 сентября 1941 года на истребителе Bf 109 E-7 WNr. 6378 вместе с летчиками своей эскадрильи вел бой с группой советских истребителей и бомбардировщиков. В 9 часов 50 минут сбил один бомбардировщик ДБ-3, но и сам был атакован истребителем и получил попадание в мотор. При попытке совершить вынужденную посадку, врезался в деревья небольшого леска в 9 км южнее Тосно Ленинградской области, упал и сгорел.

       Фельдфебель Эрнст Рипе (Ernst Riepe), пилот, 9/JG.27.
       Участвовал в боях над Югославией и Грецией (1941), Советским Союзом (1941).
       Сбил 6 советских самолетов, был награжден Железными крестами 2-го и 1-го класса, Значком за фронтовые вылеты.
       19 сентября 1941 года на истребителе Bf 109 E-7 WNr. 5039 «Gelbe 11» вылетел на «свободную охоту» в район юго-восточнее Ленинграда. В воздушном бою с группой истребителей И-16 восточнее Пулково был сбит, выпрыгнул с парашютом и пропал без вести.

       Обер-фельдфебель Франц Блазытко (Franz Blazytko), 27.09.1915, пилот, 9/JG.27.
       Участвовал в боях над Францией (1940), Англией (1940), Югославией и Грецией (1941), Советским Союзом (1941).
       Сбил 29 самолетов (в том числе 25 - советских), был награжден Германским золотым крестом (24.11.1941), Почетным серебряным кубком за отличие в воздушных боях (28.07.1941), Железными крестами 2-го и 1-го класса, Золотым значком за фронтовые вылеты.
       25 сентября 1941 года на истребителе Bf 109 E-7 WNr. 3757 вылетел на «свободную охоту» в район Гайтолово – Гонтовая Липка. В воздушном бою с группой истребителей в районе Марково был подбит. Совершил вынужденную посадку в районе Хандрово (Синявинские высоты восточнее Ленинграда) и был взят в плен. В апреле 1943 года умер в лагере военнопленных № 67 в Нижнем Тагиле.

       Как видим, большинство летчиков 27-й эскадры действительно обладали большим боевым опытом, имели на счету воздушные победы. Разумеется, остальные авиационные части и соединения немцев состояли из таких же опытных летчиков. Что и говорить, воевать с таким противником, советским летчикам было очень нелегко…

       Итого, 27-я истребительная эскадра Люфтваффе потеряла на Востоке всего 12 летчиков. Вроде, не так много. Однако летчикам 27-й эскадры ещё, можно сказать, повезло. Потому, что на Восточном фронте эскадра действовала совсем недолго: сначала 20 июля 2-я группа, а затем 16 октября 1941 года штаб эскадры и 3-я группа навсегда покинули суровую Россию и подались на отдых в Германию и теплую Африку. По итогам боев с 22 июня по 13 октября 1941 года пилотам 27-й эскадры засчитали множество уничтоженной техники русских. Так, по данным штаба оперативного руководства Люфтваффе лётчики эскадры сбили в воздухе 793 самолета, уничтожили на земле 191 самолет, 15 танков, 6 ж. д. эшелонов, 8 паровозов, 1 зенитное орудие, 124 автомашины и повозки. Правда, другие данные говорят всего лишь о немногим более 270 воздушных побед. На фоне больших успехов, собственные потери эскадры были признаны не очень большими, хотя при этом выбыл из строя ряд опытных ветеранов.

       Но это было уже начало. Начало гибели Люфтваффе. По мере продолжения воздушной войны на Востоке немецкая авиация несла всё большие и большие потери. И рассказ об этом – ещё впереди…