Неутомимый казах

Александр Нижников
В истории современного Казахстана всё смешалось… Даже если судить по названиям улиц и площадей. Во многих городах и посёлках мирно сосуществуют улицы названные именами древних ханов, султанов, батыров , о которых простому обывателю мало что известно и недавних революционеров, борцов против ханского прошлого.  Есть улицы , названные именами бывших непримиримых врагов Алихана Букейханова, основателя «Алаш –Орды», противоборца и жертвы Советской власти и Амангельды Иманова, который до самой смерти  был противником алашординцев и сторонником  большевиков.  Есть улицы имени Мустафы Чокая(Шокая,) , который в своей ненависти к большевикам дошёл до сотрудничества с немецкими фашистами и Алибия Джангильдина- большевика № 1 Казахстана, организатора борьбы против белогвардейцев и знаменитого «Красного каравана». Дело доходит до курьёзов …В одной школе я видел галерею портретов видных деятелей «Алаш-Орды», куда включили  даже тех, кто насмерть боролся против алашординцев.. Улугбек, этот внук эмира Тимура, покорителя Средней Азии ,который совершил несколько разорительных и грабительских походов на Жетысу, имеет в Алматы свою персональную улицу. Такую же улицу имеет Н.В. Гоголь, который вообще не имеет никакого отношения к Казахстану, а вот имя В.Ленина, декретом, которого создано первая после царизма государственность в виде Казахской АССР, который запустил программу деколонизации, борьбы с неграмотностью и отсталостью, напрочь изгоняется из народной памяти… Политика!
Но какие люди!

Беру наугад биографию одного из них и поражаюсь масштабу личности, силе убеждения и характера. Вот вы могли бы в 26 лет, не имея денег и транспорта, поставить себе цель пешком совершить кругосветное путешествие? Я, представив все трудности,  сразу пас! А он поставил себе такую цель и сделал это… Прошагал не меньше чем 12 тысяч вёрст через 20 стран мира и вернулся в родной аул, обогащённый знанием жизни многих народов… Речь идёт об Алиби Джангильдине, казахе из рода кыпчак, родившемся в 1884 году в ауле Кайдаул Тургайской области Семья была бедная и маленькому Алиби ничего в будущем не светило кроме унылой степной жизни. Однако проезжий учитель, поговорив с 10 летним мальчиком , увидел сообразительность и способность к запоминанию и посоветовал ему учиться. И вот ,как Ломоносов,  маленький  Алиби убежал из дома и поступил в Тургайское ремесленное училище, где познакомился не только со сверстниками и преподавателями, но и с чудовищным расслоением на богатых и бедных в окружающей жизни.
Отец, прознав, где сын , приехал и, отстегав его плетью, возвратил домой. Но Алиби скоро опять сбежал из дома на этот раз уже в Кустанай и поступил в русско-казахскую школу. Отец вновь разыскал его и только уговоры руководства школы дать мальчику доучиться, охладили родительский пыл воспитать себе помощника . Через год, досрочно закончив школу , Алиби был направлен в учительскую семинарию города Казани, а затем на исторический факультет московской академии. Ещё в Казани он впервые окунается в революционную деятельность, а за участие в революции1905 года в Москве со 2 курса был исключен из академии. Так в 1908 году он впервые оказывается за границей без средств к существованию.

 Страстное желание познать мир приводит его к мысли , не больше не меньше как совершить кругосветное путешествие, по дороге зарабатывая себе на жизнь продажей фотоснимков. Его путешествие продлилось 5 лет с 1908 по 1913 год. Он прошёл Польшу, Австро-Венгрию, Швейцарию, Сербию, Болгарию, Османскую империю, Палестину ,Египет, Абиссинию, Аравийский полуостров, Месапотамию, Персию, Индостан, Цейлон, Малайский архипелаг, Сиам, Анаму, Китай, Формозу, Японию… Возвратился в родной аул через Сибирь, преодолев 12 тысяч вёрст, обогащённый знанием жизни и быта народов многих стран и твёрдым желанием продолжать революционную деятельность. Уже с 1913 года он ведёт революционную агитацию среди крымских татар, а в 1915 году получает билет члена партии большевиков из рук и за подписью самого  В. Ленина, с которым познакомился ещё в Швейцарии.

Шла Первая мировая война. В 1916 году царское правительство, потеряв в боях значительное число русских солдат, призывает на фронт казахов 19 - 43 летнего возраста на тыловые работы. Это вызвало многочисленные волнения в степи. (Подробнее в статье "Колониализм и национальные обиды" часть 1.)
Большевики, которые всегда были за превращение империалистической войны в гражданскую против царского правительства, решили поддержать волнения казахов. А. Джангильдин был направлен на родину в Тургай, чтобы придать стихийным выступлениям организованность ,в то время как местная казахская либеральная интеллигенция в лице А. Букейханова,А. Байтурсынова. М. Дулатова и др. решили призвать народ подчиниться царю . Джангильдин нашёл поддержку в лице старого друга Амангельды Иманова, батыра и бунтаря, которого восставшие избрали своим сардарбеком (главнокомандующим). Джангильдин и Иманов организовали ружейные мастерские ,военное обучение кочевников стратегии и тактике военных действий. В результате восстание приобрело такой масштаб, что правительству пришлось снимать войска с фронта с пушками и пулемётами, но и это не решило проблемы.

Начавшаяся февральская революция вообще смела царскую власть. Старый соперник в лице демократа-аристократа Алихана Букейханова, ставший комиссаром Временного правительства, организовал арест и суд над Джангильдиным и Амангельды Имановым, но казахам за участие в восстании 1916 года была объявлена амнистия. Однако борьба продолжалась. Джангильдин и Иманов горячо поддержали Великую Октябрьскую социалистическую революцию и приняли активное участие в становлении советской власти на территории западного Казахстана, боролись с дутовщиной, создавали отряды Красной армии. В это же время А. Букейханов со своими сторонниками в пику новой власти создали национально-государственную автономию в лице «Алаш-Орды», свои вооружённые отряды и открыто перешли на сторону белогвардейцев. В ходе этой борьбы то ли алашординцами, то ли белогвардейцами был убит верный друг Джангильдина, казахский Чапаев Амангельды Иманов,  бывший военным комиссаром Тургайской области. Это преступление так и осталось нераскрытым.  Были и другие потери.

В мае 1918 года Джангильдин был назначен Чрезвычайным военным комиссаром Степного края и его интернациональный отряд , получив 68 миллионов рублей, 2000 винтовок,1,5 миллиона патронов, 24 пулемёта, медикаменты и другое снаряжение , доставил их Актюбинско-Туркестанскому фронту для борьбы с контрреволюцией. Это сильно помогло завершению гражданской войны в пользу красных.
В 1920 году А. Джангильдин принимает активное участие в организации первой Казахской республики- Каз. АССР. Он стал первым наркомом социального обеспечения, а также председателем союза бедняков «Косши». И позже он занимал целый ряд видных постов в Каз.ССР, принимал активное участие во всех мероприятиях советского правительства.

В 1924 году он организовал и возглавил «Красный караван», который из Оренбурга, переходя из аула в аул, дошёл до Семипалатинска. Его цель была ознакомить неграмотных казахов-скотоводов с политикой Советской власти, её целями и планами в противовес буржуазной и националистической пропаганде.
В начале Великой Отечественной войны он подал заявление направить его на фронт, но его определили на организацию тыловой работы, с чем успешно справлялся. Дни и ночи работал над формированием воинских частей для фронта, размещением эвакуированных предприятий, людей и оборудования, вел большую пропагандистскую и воспитательную работу, что отнимало немало сил и здоровья.
Непросто складывалась и семейная жизнь. Но и здесь всё было проникнуто духом интернационализма, дружбы народов и справедливости. Если первая жена Раиль, которая умерла в 1921 году, была крымской татаркой, то вторая была русской, третья и четвёртая –казашками. Он оставил после себя четверых  детей, проживших достойную жизнь.
Умер Алиби Дажнгильдин в августе 1953 года в возрасте 69 лет, до отказа насыщенных большими и малыми делами.
( Из книги « Казахстан и Россия. Трудная дорого к дружбе»)