Совесть

Юлия Ковалевская
Совесть — психический процесс, вызывающий эмоции и рациональные ассоциации, основанные на моральной философии или системе ценностей личности.
Зачастую совесть является причиной появления чувства вины или «угрызений совести», раскаяния, когда человек совершает поступок, противоречащий его моральным ценностям.
Моральные ценности индивида и их несоответствие семейным, социальным, культурным и историческим представлениям о морали служат предметом изучения в психологии. Степень, в которой совесть определяет суждение о моральной стороне действия перед его совершением, и вопрос о том, основаны ли (или должны быть основаны) такие моральные суждения на разуме, породили споры в философии. 
(Википедия)

Чтобы обнаружить совесть необходимо заложить в голову некий шаблон "как правильно", а затем его нарушить поступив не правильно. Возникнет такое противное ощущение одинокого лоха перед толпой всевидящих богов, вот это ощущение и есть совесть.
Но бывает возникает некоторое лилейно-умиротвореное состояние от совершённого или совершаемого деяния, что означает - шаблон "правильно" включен.

Здесь, конечно же, очень важно, что человек вкладывает в понятие "правильно", чтобы кайфовать и не останавливаться, так сказать. Шучу. Ну, чтобы как-минимум - не тонуть в чувстве вины.

ПРАВИЛЬНО 1. наречие 1) а) Верно, точно, безошибочно. б) Так, как нужно, как следует. 2) а) Равномерно, ритмично. б) Пропорционально, симметрично. 2. предикатив Оценка какой-либо ситуации, чьих-либо действий как соответствующих действительности, являющихся верными, такими, какими и должны быть. (Словарь)

Эмоция это всегда оценка. Совесть - это оценка крайностей. Если не выходить за рамки
морали, то ощутить совесть вообще не получится. Человек просто совершает поступки как ему угодно и остаётся при этом в спокойствии, не испытывает стресс, не нервничает. Как только возникают "нервы" происходит торговля с совестью и оправдания. Нервы это и есть оправдалочки аморальности. Наступили на хвост морали? Будьте любезны ощутить все прелести аморального поведения.

Спросите, как воровать и не нервничать? Для этого хорошо бы, лучше в детстве, пожить впроголодь, но есть и другие способы.

Иногда правильно это "глаз за глаз...", а иногда "вторую щеку...", а иногда "лучше не вмешиваться...", часто бывает "молчи за умного сойдёшь" и человек молчит и чувствует себя не так плохо, как если бы высказался на все сто.

Философский вопрос о том, что совесть являясь продуктом тела должна ли основываться на логике, решается легко и просто. Совесть, конечно же, это некое ощущение, но Богу оно не надо, да. То есть ребёночка сначала необходимо испортить (возвысить определённым образом), чтобы потом этому ребёночку "показать где плинтус" и вызвать то лоховское ощущение.
Без общественной и любовно-семейной "порчи" ребёнку с совестью не встретиться, но и аморально не поступить, так как неиспорченный ребёнок как суппер-пуппер-радар считывает лучший вариант для всех из всех возможных поступков в каждый момент времени.
Но как теперь в нашем реальном раю довериться новорожденному?
Совесть теперь служит утешителем для очень многих. Её и за Бога уже принимают, а философы решают, что лучше расслабиться или напрячся окончательно.

Вообщем, некоторым  необходимо измерять силу божественного ощущения и  частоту его возникновения. Чем сильнее "морозит" от происходящего - тем Вы батенька аморальнее, а чем чаще - тем не дальновиднее, но и расслабленнее, что не совсем плохо. Потому, что в жёстком стрессе совесть не проявится вообще.
Есть черта через которую совесть не ходит, а расположена эта черта, само собой "ниже плинтуса". В том ниже-плинтусном диапозоне о совести не вспоминают, там страдают по-крупному, иногда и за большие деньги.

Значит, если у человека есть совесть, то это значит, что:
1) Он уверен как "правильно", но не факт что знает как лучше для всех.
2) У него заниженная самооценка, ведь он хочет быть лучше.
3) Меняя себя, он меняет мир, мир становится "правильнее", но не всегда лучше.
4) Ваш вариант.

Несоответствие моральных ценностей индивида общественным, социальным, культурным и любым другим нормам - итог деятельности самого общества, социума и культуры, и говорит об неумении общества, социума и культуры решать вопросы без насилия и вне насилия. Значит мораль это  безнасильственное действие.