Рыжик

Галина Вольская
Большой рыжий кот появился у Сергея Петровича и Татьяны Андреевны, благодаря другу Сергея, заядлому кошатнику. В доме друга постоянно жили пять или шесть котов и кошек. Рыжий кот не вписался в дружную кошачью компанию, проявлял агрессивность по отношению к кошкам. Поэтому друг попросил Сергея забрать кота в свой деревенский дом, веселее же, когда живое существо рядом. В дом Сергей Петрович чаше всего приезжал один, Татьяна Андреевна появлялась там все реже и реже.

Татьяне никогда не нравились огородные работы, а с возрастом стали сильнее  проявляться застарелые боли в спине, участились простудные заболевания, да и просто не хватает сил. У нее и в городской квартире достаточно дел, а в деревню надо ехать на автобусе, довольно долго идти от остановки автобуса до дома.

Рыжик не сразу привык к новому дому и хозяину, а когда приехала Татьяна, и вовсе забился в узкую щель между стеной и диваном, зажмурил от страха глаза. Потом кот постепенно освоился, стал подходить и к Татьяне, залезать к ней на колени, мурлыкать.

Кот красивый. Шерсть у него не слишком длинная и не слишком короткая яркого  светло-рыжего цвета с белыми пятнами, чистая, блестящая. Ходит он, красуясь, порой начинает перебирать передними лапами, высоко поднимая то одну, то другую. Татьяна Андреевна даже сначала думала, что лапы у него мерзнут, старалась их согреть. Но нет, это Рыжик так воображает, предлагает всем полюбоваться своей красотой. Кот понимает, когда его фотографируют, переворачивается на спину, раскидывает лапы, изгибается, принимает эффектные позы – позирует.

Кот стал единственным постоянным жильцом деревенского дома, освоился с большим огородным участком. В траве на участке водилось много мышей, а на берегу небольшой речки среди кустов и деревьев можно было поймать зазевавшуюся птичку. Это, конечно, не освобождало Сергея и Татьяну от необходимости кормить Рыжика. Тем более прежний хозяин приучил Рыжика к сухому корму, и кот предпочитал этот корм всему остальному. Любые другие продукты Рыжик ел с неохотой, не отказывался разве что от свежего молока.

В зависимости от времени года, погоды кот выбирал себе места, где ему было наиболее удобно: на чердаке, в теплице, в кресле у  окна, на диване возле печки, на мягкой  траве под кустиком, на крыше сарая. Иногда Рыжик забирался в приоткрытое окно стоящей во дворе старенькой машины, располагался на одном из сидений.

Сражаться с соседскими котами Рыжик не любит, чаще убегает. А очарованные его красотой кошки могут получить лапой по морде и больше не обращают внимания на рыжего наглеца.

Работать на участок Рыжик выходит вместе с Сергеем и Татьяной. Бродит с ними по грядкам, пристраивается рядом с Татьяной, когда она выдергивает сорняки, периодически подставляет ей свою голову, чтобы она не забывала его поглаживать. Если очень жарко, кот прячется на еще не прополотых участках, внимательно вглядываясь и вслушиваясь. Стремительно бросается в заросли, приносит пойманную мышь, выкладывает ее на видное место, ожидая похвалы. Похвалу он получает:
– Молодец, Рыжик! Что бы мы без тебя делали? Спасибо за угощение, но мы уже наелись, ешь сам.

В автобусе Татьяна Андреевна сказала Сергею Петровичу:
– Анекдот мне понравился.  В одной семье муж с женой  договорились, что в чётные дни недели во всем виноват он, в нечётные  она, а в воскресенье,  для равновесия,  кот. Вообще не ссорились!

Они подъехали к деревне, пошли к своему дачному дому.

Картошку сажать еще рано, по ночам бывают заморозки, земля не прогрелась. Сегодня праздник, можно пожарить шашлык, посидеть во дворе вдвоем. Соседей не зовут, не нарушают режим самоизоляции, но побыть на воздухе Татьяне очень хочется, устала от душной квартиры. Муж разводит огонь, готовит угли, Татьяна нанизывает кусочки мяса на шампуры.

Сергей заглядывает в дом:
– Кто это здесь ошмётки грязи натащил?
–Сегодня воскресенье, я ни в чём не виновата, это всё кот!
Рыжик блаженно вытягивается на кресле, лениво приоткрывает один глаз.
– Он ещё и птичку где-то нашёл, придушил. Смотри, какая красивая, это не воробей.
Котище сворачивается клубком, безмятежно мурлычет.

Проходит день, Сергей с Татьяной возвращаются домой.
– Ну, надо же, Рыжик и сюда добрался! Торшер забыл выключить, весь день свет горел.

На следующее утро Сергей собирается на дачу, Татьяна возится на кухне.
– Какой у нас сегодня день: чётный или нечётный? Кто из нас будет во всем виноват?
– А давай сюда Рыжика привезём, пусть он всё время будет во всём виноват.

Вечером Сергей Петрович, вернувшись, с порога сразу объявляет Татьяне Андреевне:
– Рыжик на всё согласился. Говорит, чтобы давали больше корма и молока, и он возьмёт любую вину на себя.

Так и договорились.

Вскоре, правда, Сергей сказал, что кот отказывается брать на себя вину за чужие грехи, у него своих забот хватает. Ухо вот почему-то стало болеть, Рыжик расчесывает его до крови. А то ещё здоровенный соседский черный кот повадился приходить и съедать корм Рыжика. Отваживали незваного гостя все вместе.

Осенью начинаются заморозки. Подходя к дому, Татьяна Андреевна видит кота, балансирующего на тонкой жердочке над замерзшей лужей.
– Рыжик! Ты себя, кажется, пушинкой вообразил? Не выдержит тебя эта жердочка!
Жердочка подламывается, кот падает в лужу, выбирается по подламывающемуся под его тяжестью льду. Татьяна хватает подмокшего неудачника, прижимает к себе, несет сушиться к печке.

Любимое место у кота – кресло у окна, он никому не позволяет его занимать. Не подходит, не забирается на колени, пока не освободят его кресло. А потом может и на диван прийти, потоптаться на груди, на животе, полежать рядом. И кресло есть же еще одно, вот на него и садитесь, тогда и поговорить с вами можно.

Как-то в коридор залетела неосторожная синичка, стала биться об оконное стекло. Рыжик схватил ее в стремительном прыжке. Но ему захотелось поиграть с птичкой, как с мышкой. Он положил синичку на пол, подтолкнул лапой, она взлетела. Пока удивленный кот соображал, куда внезапно делась его игрушка, Татьяна успела взять помятую птичку с окна и выпустить ее на улицу.

Кот не давал расслабляться своим хозяевам, вернее прислуге, несомненным хозяином дома он считал, конечно, себя. В деревню им надо было ехать каждый день, даже если не очень хотелось, не оставишь же голодным Рыжика. С Сергеем Рыжик иногда ссорился и «не разговаривал», если Сергей, не признавая главенство кота, невежливо отталкивал его с дороги. В дом Рыжик должен был входить первым неторопливой походкой, даже если Сергей нёс что-то тяжелое. Татьяна со смехом наблюдала, как кот мчится со всех ног, обгоняя Сергея, а потом важно шествует перед ним, задрав хвост.

Сергей Петрович серьезно  заболел, и Татьяна Андреевна почти месяц приезжала в деревню одна.  Рыжик заметно скучал по Сергею, дня два не притрагивался к еде, потом все-таки, нехотя, стал есть. И как же радовался Рыжик, снова увидев Сергея!

Можно было взять кота в городскую квартиру, но у сына Сергея и Татьяны аллергия на шерсть, он начинает кашлять, задыхаться, покрывается пятнами. Сын не живет сейчас с родителями, но периодически приезжает. Присутствие кота будет ощущаться в квартире, даже если увозить его во время приезда сына. Да и коту будет трудно опять на новом месте, он привык сознавать себя хозяином, уходить и приходить, когда ему вздумается, разгуливать по всей округе.

И неважно, что Сергею и Татьяне много лет, неважно, что не хочется в любую погоду вставать рано утром, ехать и идти куда-то. Они будут вставать, ехать, идти. Туда, где внимательно смотрит на дорогу и бежит им навстречу большой, красивый, рыжий кот. Их Рыжик.

Нужно собирать все силы, забывать о болезнях, держать себя в рабочей форме. Кто-то же должен заботиться о коте.