Об именах. Феликс Мендельсон

Александр Ерошкин
Работал я учителем в школе. Перед изучением творчества Ивана Сергеевича Тургенева  в девятых классах я решил первый урок посвятить письмам. Я ещё в школе сам учился, когда чисто случайно в мои руки попал том из собрания сочинений с письмами Тургенева. Из писем я узнал, что Феликс Мендельсон – один из любимых композиторов писателя. Но кроме знаменитого свадебного вальса я ничего не слышал. Посоветовался  с молодой учительницей пения и музыки, и она принесла мне две долгоиграющих пластинки с музыкой Мендельсона. Письма  Тургенева я читал на фоне негромкой музыки из проигрывателя. Под  музыку и для меня урок пролетел незаметно, а все сидели не шелохнувшись, а потом я узнал от школьного библиотекаря, что все книги с рассказами и повестями Тургенева разобраны.

18 лет я живу в Дюссельдорфе, во время первой прогулки я оказался недалеко от оперного театра и здесь встретил скромный памятник Мендельсону, вот тогда я узнал, Феликс Мендельсон около трёх лет жил в Дюссельдорфе в качестве композитора и дирижёра.

Немецкий композитор, пианист, дирижёр, педагог  Якоб  Людвиг Феликс  Мендельсон Бартольди (нем. Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy) родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге, который тогда входил в Рейнский союз, а закончил земной путь в 38 лет  4 ноября 1847 года в Лейпциге, но похоронен в Берлине. Жизнь была короткой, этот музыкант еврейского происхождения оказался одним  из крупнейших представителей  романтизма в музыке. Внук философа Мозеса Мендельсона возглавил  школу в немецкой музыке, стал основателем  Лейпцигской консерватории.

Феликс Мендельсон родился в семье банкира Авраама Мендельсона. Дедом композитора был знаменитый еврейский философ Мозес (Моисей) Мендельсон, основатель движения Хаскала («еврейского Просвещения»), через несколько лет после рождения Феликса семья Мендельсонов,  еврейская  по происхождению, приняла лютеранство и взяла вторую фамилию — Бартольди. В 1811 году Мендельсоны перебрались в Берлин.

Феликс рос в богатой творческой и интеллектуальной атмосфере. В  их доме часто бывали многие знаменитые люди того времени, в частности, знаменитый философ Фридрих Гегель и видный музыкальный педагог и композитор того времени Карл Цельтер. Именно Цельтер обратил внимание на хорошие музыкальные способности Мендельсона и стал давать ему уроки теории музыки. Одновременно для него начались  занятия на фортепиано  у Людвига Бергера, а на скрипке  - сперва у Карла Хеннинга, а затем у Эдуарда Рица.  В 1822 году этому педагогу Феликс посвятил свой юношеский ре-минорный концерт. Но ещё раньше, в девять лет Мендельсон успешно выступил как пианист, а в 10 лет в Берлине успешно состоялся вокальный дебют Феликса Мендельсона, ведь он обладал хорошим альтом.

К этому же времени относятся его первые серьёзные композиторские опыты: соната для скрипки и фортепиано, фортепианное трио, две фортепианных сонаты, ряд органных сочинений.

В 1821 году Карл Цельтер познакомил Мендельсона с Гёте, который благосклонно отнёсся к таланту 12-летнего музыканта. Вскоре состоялось знакомство Мендельсона с Максом Вебером (нем. Maximilian Carl Emil Weber), который приехал в Берлин на постановку своей оперы «Вольный стрелок».

В эти годы Мендельсон уже ведёт активную концертную деятельность, выступая как пианист и дирижёр. Из известных работ этого периода — Первая симфония c-moll, Концерт для фортепиано с оркестром a-moll, фортепианные квинтет и секстет, в 1824 году была поставлена его опера «Два племянника». Знакомство Мендельсона со знаменитым пианистом Исааком (Игнацем) Мошелесом (нем. Ignaz Moscheles), относящееся к этому же времени, переросло в многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество.

В 1825 году банкир Авраам Мендельсон совершает поездку в Париж и берёт с собой сына. Париж того времени был одним из музыкальных центров Европы, там  работали крупнейшие композиторы того времени — Джоаккино Россини и Джакомо Мейербер. Феликс Мендельсон встречается с ректором Парижской Консерватории Луиджи Керубини, который даёт его дарованию высочайшую оценку. Французская композиторская школа не произвела на Феликса Мендельсона большого впечатления, об этом свидетельствует его переписка того времени, впрочем, он сумел завести многочисленные знакомства в музыкальных кругах Франции.

В мае 1825 года Мендельсоны возвращаются в Берлин, и Феликс во второй раз встречается с Гёте. В доме писателя был впервые исполнен посвящённый ему Фортепианный квартет Мендельсона.

В августе того же года композитор заканчивает свою двухактную оперу «Свадьба Камачо» по одному из эпизодов «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса.

Семья Мендельсонов поселяется в просторном старинном доме на Leipziger Stra;e 3, в котором был большой музыкальный зал. Традицией стали субботние концерты Мендельсона, на которые приходило до нескольких сотен зрителей.

В 1826 году Мендельсон сочинил одно из самых известных своих произведений — увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Впоследствии он часто дирижировал этим произведением в своих концертах.

1827 год отмечен первой постановкой «Свадьбы Камачо». На первом представлении оркестром руководил Гаспаре Спонтини. Публика хорошо приняла оперу, однако из-за многочисленных интриг, возникших вокруг неё, второе представление сорвалось. Естественно,  Мендельсон разочаровался в своём сочинении и больше не написал ни одной оперы, он сосредоточился  на инструментальной музыке и ораториях.

Феликс  Мендельсон в 1827 году поступил в Берлинский университет, среди его лекторов Георг Фридрих Гендель (нем. Georg Friedrich H;ndel,  англ. George Frideric Handel ;  1685  —  1759),  немецкий и английский композитор эпохи барокко, известный своими операми,  ораториями и  концертами.

Мендельсон активно заинтересовался музыкой Иоганна Себастьяна Баха  (нем. Johann Sebastian Bach; 1685—1750), в то время почти совершенно забытого композитора. Ещё в 1823 году бабушка подарила Феликсу  копию манускрипта «Страстей по Матфею». Хоровые сочинения Баха давал Мендельсону для работы Цельтер, считая их, однако, не более чем учебным материалом. Когда в 1829 году совместно с певцом и режиссёром Эдуардом Девриентом Мендельсон задумал продирижировать «Страсти по Матфею», Цельтер активно выступал против. Однако исполнение состоялось (это было первое исполнение «Страстей» после смерти Баха), правда, в сокращённом виде (Мендельсон был вынужден убрать некоторые арии, речитативы и хоралы, иначе исполнение могло затянуться на очень долгое время) и с некоторыми изменениями в составе оркестра (партия клавесина  исполнялась  на хаммерклавире, причём самим Мендельсоном, партии гобоев д’амур — кларнетными, а гобоев да качча («охотничьих гобоев») — скрипичными). Людвиг Девриент (нем. Ludwig Devrient, настоящее имя Давид Луи Де Вриент, нем. David Louis De Vrient; 1784 —1832), немецкий актёр исполнял партию Иисуса. «Страсти» имели большой успех, и Мендельсон исполнил их  в ближайших концертах ещё два раза.

Слухи об успехах музыки Баха разошлись по Европе, и вскоре  Мендельсон по приглашению прибывает с гастролями в Лондон.  Он универсальный музыкант, в концертах Филармонического общества  он дирижирует своими оркестровыми сочинениями — Симфонией c-moll, увертюрой «Сон в летнюю ночь», выступает как пианист с сочинениями Вебера и Бетховена. В одном из концертов Мендельсон совместно с Мошелесом исполнил свой Концерт для двух фортепиано с оркестром.

Концерты Мендельсона пользовались огромным успехом, и в 1829 он предпринимает турне по Шотландии, и возвращается в Берлин уже европейской знаменитостью. Под впечатлением от визита в Шотландию композитор создаёт симфонию, впоследствии получившую название «Шотландская» (завершена и исполнена была лишь в 1842), и увертюру «Гебриды».

Посещение Англии стало лишь первой частью грандиозного концертного тура, который оплатил  отец  Мендельсона.

В 1830 году композитору было предложено звание профессора в Берлине, однако Мендельсон от него отказался и поехал на новые гастроли, на этот раз в Италию, а по пути останавливался в Веймаре у   Гёте, который в то время жил там.
После Италии Мендельсон дал серию концертов в Мюнхене,  Штутгарте,  Франкфурте, а в декабре 1831 года прибыл в Париж и провёл там четыре месяца, познакомился с Ференцем Листом и Фредериком  Шопеном. Парижская публика в этот раз неожиданно встретила новые сочинения Мендельсона весьма прохладно (в частности, это относилось к Реформационной симфонии).

В марте 1832 года Мендельсон заразился холерой, из-за чего пришлось отменить остававшиеся концерты. Правда, достаточно быстро композитору удалось излечиться от болезни.

Уже в апреле того же года Мендельсон дал серию концертов в Лондоне и выступал как дирижёр  и органист, а ещё в Лондоне он сдал  в печать первую книгу своих знаменитых «Песен без слов».

Летом Мендельсон возвращается в Берлин.

В мае 1832 года умер  первый учитель Мендельсона Карл Цельтер, он был  директором  Певческой Академии в Берлине, и по настоянию своего отца Мендельсон выдвигает свою кандидатуру на этот пост, но  члены Академии проголосовали за вице-директора Карла Рунгенхагена, причём, не последнюю роль тут  сыграли антисемитские взгляды некоторых членов Академии.

В 1833 году Мендельсон в третий раз посещает Лондон, где исполнил свою Симфонию A-dur (позднее получившую название «Итальянской»). После этого его пригласили дирижёром  на Рейнский музыкальный фестиваль  в Дюссельдорфе. Концерт имел огромный успех, и композитору предложили место генеральмузикдиректора. Мендельсон согласился и в течение двух лет регулярно дирижировал  оперными постановками и симфоническими концертами.

Эти концерты и постановки  пользовались  большим успехом у любителей музыки, я сам часто под эту музыку работаю над своими текстами, однако у любого успеха всегда найдутся завистники, вот и у Мендельсона возникли трения с руководящими кругами, и опять в театральной элите города осуждали его еврейское происхождение, потому, когда в 1835 году после блестящего выступления на Кёльнском музыкальном фестивале музыканту  предложили пост капельмейстера симфонических концертов  лейпцигского  Гевандхауса, он без раздумий принял это предложение.

В Дюссельдорфе 27 сентября 2012 года около здания Оперы открыли памятник Феликсу Мендельсону. Хороший памятник. Однако это не оригинал, а реконструкция того памятника, который был установлен в 1901 году. Но в Германии в начале 30-х взяли власть фашисты и ввёли свои порядки. Евреи пришлись не ко двору. В 1940 году  памятник Felix Mendelssohn Bartholdy, Musikdirektor, был уничтожен. В день своего приезда в Германию мы увидели голову музыканта на высоком квадратном постаменте из мрамора. На нынешний памятник любители музыки собрали 150 000 евро. 

4 октября 1835 года в Лейпциге состоялся первый концерт под управлением Мендельсона. На нём была исполнена увертюра «Морская тишь и счастливое плавание».

Про Гевандхаус (нем. Gewandhaus) стоит сказать особо. Это концертный зал (филармония) в немецком городе Лейпциг на западе федеральной земли Саксония. С 1781 года это домашняя сцена одноимённого оркестра, хора Гевандхауса и целого ряда камерных музыкальных ансамблей.

Современное здание Гевандхауса было расположено на площади Карла Маркса, ныне это  площадь Августа (нем. Augustusplatz), оно  открыто в 1981 году, это третье по счёту здание, зачастую его называют  новым Гевандхаусом.

А самый первый  Гевандхаус находился в историческом центре города Лейпцига, в современном Медном переулке (нем. Kupfergasse), и был построен в 1498 году в качестве цейхгауза в  форме латинской буквы L. После второй этаж здания стал использоваться суконщиками, торговцами тканями, отсюда и  название Гевандхаус, то есть Дом тканей.

Музыкальная история Гевандхауса связана с музицирующим обществом Gro;es Concert, основанным в 1743 году и дававшим публичные концерты сперва  в большом зале гостиницы Drey Schwanen. Со временем концерты стали важной частью городской жизни, и встал вопрос о собственном помещении. В 1781 году оркестр перебрался в Гевандхаус, где на третьем этаже городским архитектором  был обустроен один из первых специализированных концертных залов Европы, способный принять до 500 человек. Его  и открыли 25 ноября 1781 года. В мае 1789 года здесь выступал Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart).

В XIX веке в Гевандхаусе, благодаря уникальной акустике, состоялись премьеры европейского уровня произведений Бетховена, Шуберта,  Шумана, Мендельсона Бартольди, Вагнера и Брамса, и, конечно, одним из самых влиятельных капельмейстеров этого периода был Феликс Мендельсон Бартольди, реорганизовавший оркестр на профессиональных началах.

Вскоре  концерты Гевандхауса становятся важнейшими событиями музыкальной жизни Европы, а Мендельсон — одной из основных её фигур. В 1836 году Лейпцигский университет присвоил  композитору степень доктора философии honoris causa.

Ещё в Дюссельдорфе Мендельсон задумал трилогию ораторий на библейские темы «Илия — Павел — Христос», однако постоянная концертная деятельность не давала ему возможности взяться за эту работу. В Лейпциге композитору удалось начать воплощать свой замысел: оратория «Павел» была окончена весной 1836 года и вскоре исполнена под управлением автора на Рейнском музыкальном фестивале.

В марте 1837 года Мендельсон женится на Сесилии Жан-Рено, с которой он познакомился во Франкфурте. У Мендельсона было пять детей.

Мендельсон снова посещает с гастролями Лондон, дирижирует ораторией «Павел», выступает с органными концертами и даёт мастер-классы. Начинает работу над ораторией «Илия».

Авторитет композитора все растёт, к нему обращаются музыканты за советом и помощью, его мнение о новых сочинениях считается непререкаемым.

В апреле 1840 года Мендельсон  обращается с ходатайством открыть  в Лейпциге консерваторию. Он отказывается от руководящего поста в Гевандхаусе, чтобы возглавить первую  немецкую консерваторию, её открывают в 1843 году и Мендельсон ведет классы сольного пения, композиции и инструментовки. Продолжаются и концертные турне. Особую радость приносит Мендельсону Англия. В Бирмингеме он дирижирует ораторией «Павел» и «Хвалебной песнью», в Лондоне исполняет только что законченную Шотландскую симфонию.

В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона на пост капельмейстера в Берлин. Король хотел сделать этот город культурным центром Германии. Мендельсону поручили  реформировать Королевскую Академию искусств и руководить соборным хором. Но реформаторская деятельность Мендельсона в Берлине встретила яростное сопротивление, и он решил вернуться к концертной деятельности.

В 1842 году он с женой в очередной раз посещает Англию, где его концерты по-прежнему пользуются большим успехом. В этот период творчества Мендельсон пишет музыку для театральных постановок: «Антигона», «Царь Эдип», «Сон в летнюю ночь».

В 1843 году при активном участии Мендельсона в Лейпциге была открыта Консерватория — первое высшее музыкальное учебное заведение Германии. В качестве преподавателей были приглашены Шуман, Давид,  Мошелес и другие крупные музыканты того времени.

Год спустя он вновь даёт концерты в Англии, а по возвращении подаёт королю прошение об отставке с поста берлинского капельмейстера.

В сентябре 1845 года Мендельсон возвращается в Лейпциг, занимает прежний пост дирижёра концертов Гевандхауза, преподаёт в Консерватории и пишет ораторию «Илия». Сочинение было окончено в 1846 году и впервые исполнено в Бирмингеме.

В  Лейпциге он принимается за создание третьей части трилогии — «Христос», однако здоровье композитора пошатывается, и работу над ораторией он приостанавливает. В 1847 году Мендельсон в последний раз едет в Англию, где дирижирует ораторией «Илия» в Манчестере и Бирмингеме.

В последние годы жизни Мендельсон пережил яркий роман со шведской оперной певицей Женни Линд (1820—1887), которую  он продвигал с 1844 года. Композитор обещал ради неё бросить семью, сбежать с нею в Америку, грозил самоубийством, но певица отказалась разделить его судьбу. Измученный безответными чувствами композитор написал гениальный  Концерт для скрипки с оркестром ми минор, ставший признанным шедевром мировой музыки.

14 мая 1847 года в возрасте 42 лет умирает старшая сестра Мендельсона  Фанни. Потрясённый этим известием, композитор прекращает концертную деятельность и на некоторое время уезжает в Швейцарию. 28 октября того же года в Лейпциге у него случается инсульт, а 3 ноября — второй. На следующий день Мендельсон умер.

В Лейпциге в доме на Гольдшмидтштрассе, 12, где умер композитор, сегодня находится Музей Мендельсона.

Из Лейпцига   тело покойного перевезли  в Берлин и  похоронили  рядом с недавно умершей сестрой Фанни на семейном участке Мендельсонов на «Первом кладбище Общины святой Троицы» в Берлине по адресу Мерингдамм,  22. Могила с простым белым крестом сохранилась, здесь покоится и ряд его других родственников.

Репутация Мендельсона в кругу музыкантов-современников была весьма высокой. Роберт Шуман называл его «Моцартом девятнадцатого столетия», молодой Гектор Берлиоз писал, что пианистическое искусство Мендельсона столь же велико, сколь его композиторский гений, а о последней оратории Мендельсона «Илия» отозвался как о «возвышенно величавой и неописуемо роскошной в гармонии».

Но не все разделяли такое мнение. Рихард Вагнер в статье  «Еврейство в музыке» признавал за Мендельсоном «богатейший специфический талант», но  обвинил  его в подражании Иоганну Себастьяну Баху и с осуждением заявил, что «творческие усилия Мендельсона, направленные к тому, чтобы неясные, ничтожные идеи нашли не только интересное, но умопоражающее выражение, немало содействовали распущенности и произволу в нашем музыкальном стиле», ставил эти свойства музыки Мендельсона в прямую зависимость от его национальной принадлежности.

На защиту Мендельсона от Вагнера выступил, в частности, всегда высоко ценивший его  Пётр Ильич Чайковский, иронически писавший: «Не стыдно ли было высокодаровитому еврею с таким коварным ехидством услаждать человечество своими инструментальными сочинениями вместо того, чтобы с немецкой честностью усыплять его подобно Вагнеру в длинных, трудных, шумных и подчас невыносимо скучных операх!»
 
И в завершение о самом знаменитом произведении Мендельсона – свадебном марше.

Марш Мендельсона был написан  для шекспировской пьесы «Сон в летнюю ночь» в 1842 году. Впервые прозвучал 14 октября 1843 года в Потсдаме на премьере спектакля «Сон в летнюю ночь» по комедии Уильяма Шекспира.

А  качестве свадебного гимна впервые его  исполнили при  венчании Дороти Кэрью (англ. Dorothy Carew) и Тома Дэниэла (англ. Tom Daniel) в церкви Святого Петра в Тивертоне (Великобритания) 2 июня 1847 года, его исполнил на органе в собственной аранжировке Сэмюэл Рей.

Но настоящую популярность марш обрёл после свадьбы принцессы Виктории и кронпринца прусского Фридриха  25 января 1858 года.
Кстати, орган, на котором Мендельсон исполнял знаменитый марш (среди прочих своих произведений), находится в церкви Св. Анны в Тоттенхеме , это  один из районов Лондона.