Прощание с летом

Ирма Волкова
 НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ

     Бабье лето не обмануло. Пришло, как по расписанию. Ночки теплее, чем были в июле. Знаю, что это ненадолго, поэтому ценю каждый погожий день. Нынче у меня был ещё один повод для радости. Небольшое отступление. Вчера я ездила в соседнюю деревню за парным молоком и не увидела ни одной ласточки. Скаталась на озеро - и там их нет. Конечно, расстроилась:

- Отбыли на юг, не попрощавшись. Ещё бы, октябрь на носу. Хоть и деревья ещё не пожелтели, и цветы благоухают на клумбах, но всё-таки осень.

А тут вышла спозаранку и удивилась: ко мне прилетела стая ласточек. Желанные гостьи облепили все провода. Те, что не уместились, сидели на телевизионной антенне. Остальные просто носились туда-сюда над двором.

- Ах, не забыли меня, как я вам благодарна!

В ответ стайка рассыпалась по всему небосклону, затем опять собралась, немного покружила над крышей дома и умчалась в южном направлении.

- Может быть, завтра ещё вернутся. Или следующей весной...

На другое утро встречаю соседку:

- Здравствуйте!
- В лясу была?
- Да, рыжики пошли.
- Прилятали твои касатки, сягодня. Сядели у тябя на изёбке.
- Видала. Теперь, наверное, они уже далеко...


ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ


     Последний августовский денёк выдался особенным. До обеда парило. После подул сильный ветер. Зашумели высокие осины. Несмотря на дурную погоду, я отправилась на прогулку. Но уже вскоре пожалела об этом. Небо заволокло тучами. Резко стемнело, где-то сбоку ломались ветки, с ёлок сыпались шишки. Меня тревожил скрип стволов, напоминающий звериный вой:

- Может быть, это стонут какие-нибудь чудища, лешие или кикиморы?

Ни с того ни с сего наступил полный штиль. Ни звука. Даже птицы замолкли. Пару минут длились как вечность. Неожиданно выглянуло солнце. Всё ожило, загудело, зашелестело. Лесные птахи вновь затеяли перекличку. Заморосил мелкий дождик. Грибной, как окрестили его в народе. Мне пришлось спрятаться под орешник, чтобы не промокнуть. Дождь усилился. Льющийся стеной водяной поток освещался солнечными лучами и вспышками молний. Прогремело. Внезапно опять тишина. Такая пронзительная, что я услышала биение собственного сердца. Только капли, скатывающиеся с листьев, нарушали этот торжественный момент. Я выбралась из своего укрытия и зажмурилась - лес блестел, переливался всеми цветами радуги. Природа ликовала после пережитого ненастья.

- Что это было? - размышляла я, шагая по тропинке, старательно обходя сияющие лужицы.

     На озере купались ласточки. Смелые птички ныряли и тут же взмывали наверх, оставляя на поверхности водоёма сверкающие брызги. Мне тоже захотелось окунуться напоследок. Тогда я ещё не знала, что буду плавать ещё очень долго. Перед уходом я наблюдала за толстой жабой, растянувшейся на мелководье (стоило мне приблизиться, как она скрылась в болотце). Любовалась плывущей к берегу змейкой. Разглядывала муравьёв, снующих между обнажённых корней берёзы. И тут вдруг опять воцарилось то странное безмолвие, которое дважды удивило меня сегодня. Утих ветерок, застыли облака, перестали стрекотать кузнечики, куда-то подевались пташки. Казалось, всё живое решило поучаствовать в каком-то таинственном обряде. Меня осенило:

- Я знаю что! Прощание с летом...

Вечером над чернеющими соснами полыхали зарницы. Ночью гремела гроза.


ОСОБЕННОСТИ ТИХОЙ ОХОТЫ


     Иногда народные приметы не радуют. Например, о грибах - якобы к войне. Нынешний год отличился небывалым ростом грибов. Почти всё лето стояла засуха, в начале сентября разверзлись хляби небесные. Первыми, как всегда, появились маслята, да так много, хоть косой коси. Усеяли все дорожки, того и гляди, что раздавишь.
     Еду на речку, вижу знакомую с корзинкой. Торможу:

- Гуляете?
- Вот, за грибам пошла.
- Как улов?
- Одни козяки, горяшки да обабки. На жарёху надоть чтоб разные были. Даляко ня хажу, вон до таго сикляшника.
- Это у вас так муравейники называют? Не знала. Ой, вот так чудо?

Напротив нас из травы выглядывает коричневая шляпка, рядом вторая, а там и третья.

- Да это белые! Ого сколько! - поражаюсь я.

Делюсь находкой со спутницей. Она пожилая, тяжело ей по канавкам скакать. Вначале женщина отказывается:

- Ня надо. Сябе бяри, дочушь.
- Возьмите. Я ещё найду.

Я как в воду смотрела. На обратном пути набрала целый рюкзак боровичков. На другой день отправляюсь на тихую охоту. И что же? Приношу домой корзину беленьких. Все чистые. Стала ходить по нескольку раз в неделю. Грибочков всё больше и больше. Беру ещё и красные - подосиновики. На другие не обращаю внимания, благородных хватает. Я становлюсь опытным грибником. У меня появляются заветные местечки, я в шутку величаю их своими плантациями. Для того чтобы встретить ценный гриб, надо соблюсти несколько условий, кстати, красненьким достаточно присутствия осинок. Во-первых, белый предпочитает красивые, видные, места. На то он и царский. За ним не нужно углубляться в дебри. Чаще всего это возвышенные, хорошо освещённые солнышком полянки. Во-вторых, если он растёт по одной стороне тропы, то не стоит заглядываться на другую, боровики не любят бегать через дорогу. Хотя, бывают исключения, которые подтверждают правило. В-третьих, необходимо, чтобы рядом находились не только хвойные породы деревьев, но и лиственные. А самое главное, это чуйка. Без неё никак!


ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ


(Редактируется. Продолжение следует)