Михаил Иванович Жаров первая часть

Борис Пономарев 3
Михаил Иванович Жаров (первая часть)

С момента зарождения Советской власти, в нашей стране стал чрезвычайно популярен лозунг «Догнать и перегнать!». Например, Владимир Владимирович Маяковский в своем стихотворении 1929 года «Американцы удивляются» утверждал:
«Вашу
     быстроногую
                знаменитую Америку
мы
  и догоним
           и перегоним».
Я абсолютно не намерен здесь полемизировать со всеми утверждениями такого рода, хочу только с большим удовлетворением констатировать тот факт, что 1 июня 1931 года мы, в какой-то степени, в отдельно взятом виде искусства, а именно, в кинематографии, догнали Соединенные Штаты Америки, осуществив премьерный показ первого советского звукового художественного фильма «Путевка в жизнь», поставленного режиссером Николаем Владимировичем Экком, учеником В.Э.Мейерхольда, на киностудии «Межрабпомфильм» и рассказывавшего о перевоспитании беспризорных подростков в трудовой коммуне. 

Как известно первый в мире звуковой фильм «Певец джаза» был создан в США  режиссером Аланом Кросландом с эстрадным певцом Элом Джолсоном в главной роли. Звук был записан по технологии «Вайтафон». Премьера данного фильма состоялась 6 октября 1927 года. На первой церемонии премии «Оскар» в 1929 году фильм получил специальную премию «за создание первой звуковой картины, произведшей революцию в отрасли».

Если принять во внимание то обстоятельство, что в период создания фильма «Путевка в жизнь» в нашей стране было тяжелейшее, во всех отношениях, положение, можно лишь удивляться, что разрыв по времени между премьерными показами этих двух звуковых художественных фильмов составил менее четырех лет. Мало того, в данном фильме была применена лучшая тогда в мире оригинальная система записи звука «Тагефон», разработанная советским инженером Павлом Григорьевичем Тагером в 1926 году и запатентованная им в 1928 году, обеспечивавшая точную синхронизацию звука с изображением и позволившая нашей стране сэкономить около двух с половиной миллионов золотых рублей, необходимых для закупки зарубежных технологий записи звука. Наш фильм тоже получил в 1932 году награду Международного кинофестиваля в Венеции за лучшую кинорежиссуру.

В данном фильме участвовали многие известные в то время советские артисты, такие как Йыван Кырла, Николай Петрович Баталов, Рина Зеленая (Екатерина Васильевна Зеленая), Василий Иванович Качалов, но я хочу сконцентрировать свое внимание на актере Михаиле Ивановиче Жарове, который сыграл в нем роль Фомки Жигана, главаря шайки, бандита, умело превращавшего малолетних беспризорников в профессиональных уголовников. В состав участников этого фильма М.И.Жаров попал в 1930 году по приглашению режиссера Н.В.Экка, вместе с которым он работал ранее в театре В.Э.Мейерхольда. Когда режиссер рассказал ему подробности, касающиеся роли Жигана, Михаил Иванович вначале обиделся: «Почему ты думаешь, что я должен играть жулика и убийцу?». Ответ был весьма интересным: «Потому, что ты не похож на жулика, тем паче — на убийцу!».

Правоту этого мнения режиссера он полностью осознал только после выхода фильма на экраны нашей страны, популярность которого достигла невероятных размеров, а вместе с популярностью фильма столь же сильно выросла известность и самого М.И.Жарова, который сыграл свою роль настолько талантливо, живо и убедительно, что даже весь преступный мир безоговорочно признал его «своим».

По этой причине Михаил Иванович иногда попадал в весьма курьезные ситуации. Когда он садился в трамвай, пожилые женщины, увидев его, нередко начинали испуганно прижимать к груди свои сумочки. Однажды М.И.Жаров зашел в продовольственный магазин, где юнец-карманник, проходивший «производственную практику» под неусыпным зорким контролем профессионального «наставника», умыкнул из его кармана бумажник с деньгами. «Шеф» возмутился, отобрал у своего подопечного злосчастный бумажник для того, чтобы вернуть его, выражаясь в стиле выдающегося советского писателя-сатирика Михаила Михайловича Зощенко, «взад обратно» законному владельцу. Когда Михаил Иванович выходил из этого продмага, здоровенный «амбал» вручил ему бумажник со словами: «Извини, брат, ошибка вышла, эта сявка не признала в тебе своего!». 

Все это рассказано мной для того, чтобы читателям стало ясно, почему я выбрал именно Михаила Ивановича Жарова в качестве героя данного нового повествования. Естественно, творческая биография этого превосходного актера началась задолго до момента съемок фильма «Путевка в жизнь». Об этом я и постараюсь поведать далее в хронологическом порядке.

М.И.Жаров, выдающийся актер и режиссер театра и кино, Герой Социалистического Труда, Народный артист СССР, трижды лауреат Сталинской премии, кавалер трех орденов Ленина и обладатель целого ряда других государственных наград, родился 15 (27) октября 1899 года в Москве в семье И.Н.Жарова, печатника типографии Р.В.Бахмана.

Семья Жаровых жила в нужде, но ее финансовое положение изменилось в лучшую сторону, когда отца повысили в должности (он стал агентом по типографским заказам). Недалеко от места их проживания находился Екатерининский парк, в котором нередко выступали актеры, вызывавшие у Миши огромный интерес. Не меньшее внимание он уделял в то время и находившемуся поблизости кинотеатру, гордо именовавшему себя «Cинематограф Эдисон, или Чудо ХХ века», довольно часто и с огромным удовольствием посещая киносеансы вместе с младшей сестрой Лидой. Не меньшую радость ему доставляло и чтение книг. В 1915 году шестнадцатилетний Михаил Жаров был принят на работу в театр «Опера С.И.Зимина» разносчиком билетов для малоимущих, но вскоре он стал участвовать и в спектаклях в качестве бессловесного статиcта. Именно тогда у него появилось страстное желание стать артистом. 

В жизни весьма часто Судьба идет навстречу тем людям, у которых возникает страстное (жгучее, пламенное) желание достичь какой-либо поставленной перед собой цели. Именно так случилось и с юным Михаилом Жаровым: в том же 1915 году его, казалось бы, совершенно случайно, пригласили сняться в массовке кинематографического варианта оперы Римского-Корсакова «Псковитянка» в роли опричника. Я в случайности не верю, поэтому весьма вероятно, что такой кинематографический дебют в значительной степени усилил его стремление к овладению актерской профессией. 

После победы революции 1917 года, М.И.Жаров получил приглашение Владимира Тодди, режиссера «Первого фронтового передвижного художественного театра классической комедии» Красной Армии, стать артистом этого театра и отправиться вместе с ним для выступлений на Восточном фронте. Период времени, проведенный в этом театре, был для него весьма нелегким. Михаил Иванович без устали участвовал в спектаклях, которые с восторгом смотрели воины Красной Армии, получил богатый актерский опыт. Но пришлось немало времени «проваляться» в госпиталях, поскольку он очень тяжело заболел тифом и воспалением легких, и только каким-то чудом выжил. М.И.Жаров всегда вспоминал о службе в данном театре, как о большом, интересном и очень важном этапе в его жизни.

В 1919 году он вернулся в Москву уже «бывалым» человеком, и вскоре поступил на работу в театр В.Э.Мейерхольда. Он стал для Всеволода Эмильевича незаменимым человеком, поскольку ему находилось место в любом режиссерском раскладе, он покорял всех своим универсализмом, способностью вытянуть любой эпизод. В этом театре он сыграл множество ролей, и хотя они по большей части были эпизодическими, Михаил Иванович играл так убедительно и остроумно, что вызывал бурную ответную реакцию зрительного зала. В то время у В.Э.Мейерхольда собралось подлинное созвездие молодых талантов: Мария Ивановна Бабанова, Эраст Павлович Гарин, Сергей Александрович Мартинсон, Игорь Владимирович Ильинский, Николай Павлович Охлопков, Василий Федорович Зайчиков, Дмитрий Николаевич Орлов, поэтому данный театр был прекрасной школой для М.И.Жарова, но в 1926 году он принял решение покинуть его, поскольку понял, что он не является актером Всеволода Эмильевича, которому требовались более эксцентричные образы. Такие образы прекрасно умели создавать И.В.Ильинский, В.Ф.Зайчиков и Д.Н.Орлов, поэтому они и получали всегда главные роли.

М.И.Жаров покинул Москву и направился в Баку, где начал трудиться в Рабочем театре, возглавляемом Василием Фёдоровичем Фёдоровым, с которым он работал до этого в театре В.Э.Мейерхольда, где ему удалось сыграть много интересных ролей. Вернувшись в 1930 году в Москву, Михаил Иванович стал актером Реалистического театра, где он и встретил режиссера Н.В.Экка, пригласившего его на съемки фильма «Путевка в жизнь», о чем я поведал в самом начале данного повествования. В 1931 году он перешел в Камерный театр, основанный в 1914 году Александром Яковлевичем Таировым, выдающимся актером и режиссером. В этом театре М.И.Жаров прослужил до 1938 года, после чего стал работать (до конца своей жизни!) в Малом театре, одном из старейших драматических театров России, где он играл в основном роли классического репертуара, и где наиболее полно раскрылось его актерское и режиссерское дарование.

После успешного исполнения роли Жигана, его стали часто приглашать другие кинорежиссеры принять участие в съемках их художественных фильмов. Очередным фильмом, в котором М.И.Жаров снялся в роли Вани Кудряша, стал фильм «Гроза», созданный в 1933 году кинорежиссером Владимиром Михайловичем Петровым на Ленинградской фабрике «Союзфильм» по одноименной повести А.Н.Островского. Затем М.И.Жаров сыграл роль Зайцева, начальника строительства бумажной фабрики, в кинокомедии «Три товарища», снятой в 1935 году кинорежиссером Семеном Алексеевичем Тимошенко по сценарию Татьяны Семеновны Златогоровой в павильонах кинокомпании «Ленфильм». Должен сказать, что фильм «Три товарища» я увидел в далеком детстве, и он настолько сильно полюбился мне, что я до сих пор с удовольствием вспоминаю и его интересный сюжет, и совершенно блестящее исполнение ролей трех главных героев этой ленты, превосходных советских актеров Михаила Ивановича Жарова, Николая Петровича Баталова (родного дяди замечательного актера Алексея Владимировича Баталова) и Анатолия Иосифовича Горюнова. Это был тогда первоклассный подарок кинематографистов советским кинозрителям. Кстати, тот же самый С.А.Тимошенко впоследствии, в 1945 году, на том же «Ленфильме», создал по своему сценарию чрезвычайно популярный у советских кинозрителей фильм «Небесный тихоход».

А самые известные тогда кинорежиссеры с большим удовлетворением продолжали снимать М.И.Жарова в своих фильмах. В 1937 году он прекрасно сыграл роль Александра Даниловича Меншикова, выдающегося государственного деятеля России, светлейшего князя, главного фаворита Петра Великого, в замечательном двухсерийном фильме «Петр Первый», созданном режиссером Владимиром Михайловичем Петровым по сценарию А.Н.Толстого, В.М.Петрова и Н.М.Лещенко на киностудии «Ленфильм».

В 1938 году он совершенно изумительно сыграл роль жизнерадостного, пышущего здоровьем, помещика Григория Степановича Смирнова, отставного поручика артиллерии, в потрясающем короткометражном художественном фильме-водевиле «Медведь», созданном по одноименной пьесе А.П.Чехова режиссером Исидором Марковичем Анненским. В этом фильме режиссеру удалось подобрать великолепный актерский состав: кроме М.И.Жарова, в нем снимались Ольга Николаевна Андровская, Иван Романович Пельтцер (отец Татьяны Ивановны Пельтцер) и Константин Николаевич Сорокин. Я получил колоссальное удовольствие от данного фильма еще в годы Великой Отечественной войны, будучи совсем юным зрителем, когда с мамой посмотрел его в кинотеатре «Новости дня», находившемся в самом центре моего горячо любимого Ташкента, на улице Ленина, на том месте, в котором после землетрясения 1966 года было построено монументальное здание поликлиники КГБ, ныне снесенное.

Конец первой части (окончание во второй части)

Борис Пономарев