Сугдея поэтическая пьеса

Мария Виргинская
Поэтическая пьеса в одном акте по мотивам крымскорй легенды
Действующие лица:
Ираклий.
Константин.
Феодора.
Елена.
Простолюдин.
Простолюдинка.
Генуэзец.
ПРОРОЧИЦА, БЕЖЕНКА, ВОИНЫ СУГДЕЙСКИЕ И ГЕНУЭЗСКИЕ, МУЖЧИНА-ЭКСКУРСОВОД, ЖЕНЩИНА-ЭКСКУРСОВОД.
(Веселая музыка. Нестройный хор голосов исполняет песню, с какой обычно коротают путь экскурсанты. Шум отъезжающих автобусов. Голоса экскурсоводов заглушают шумы, перебивают друг друга)
МУЖЧИНА-ЭКСУКУРСОВОД: Посмотрите направо! Мы подъезжаем к городу Судаку, бывшей столице Сугдейского царства, существовавшего здесь вплоть до второй половины четырнадцатого века…
ЖЕНЩИНА-ЭКСКУРСОВОД: Политическое положение Сугдеи на 1365-ый год! С севера наступают орды татаро-монгол, с юга, из Кафы, угрожают генуэзцы…
МУЖЧИНА-ЭКСКУПСОВОД: Согласно легенде, царица сугдейская Феодора…
( Мощный, трагический аккорд музыки. Появляются Ираклий и Феодора. В них могут перевоплотиться экскурсоводы. Эту пьесу вообще можно исполнять силами двух актеров, что, правда, не всем актерам по силам).
ИРАКЛИЙ: Ты звала меня? Я был в тюрьме, допрашивал Александра.
ФЕОДОРА: Один из лучших наших военачальников! Еще с моим дедом бился против татар, и вот…
ИРАКЛИЙ: Генуэзцы сильней нас, а степняки сильней генуэзцев. Маленькая Сугдея не устоит против таких врагов. Злосчастный Александр полагал, что всего верней нам укрыться под крылом Кафы. На время. Генуэзцы все-таки христиане.
ФЕОДОРА: Сперва прикрыть собой Кафу, а после!...Мы потеряем свободу!
ИРАКЛИЙ: Свобода – слово, и существует оно для тех, кто и впрямь что-то теряет вместе со словами «свобода» и «независимость». Народ живет своей жизнью! Прислушайся!
(народная музыка.)
ПРОСТОЛЮДИН: Эй, Евгения, ставь на стол! Гость к нам! Из Кафы!
ПРОСТОЛЮДИНКА: Неужто Христофор?! Садись за стол, Христофор! Рассказывай!
ГОСТЬ: Кефаль идет хорошо, солим, вялим. А вот вино в этом году будет кислое, дожди шли.
ПРОСТОЛЮДИН: И у нас! И как раз, как ягоде в сок идти!
ГОСТЬ: Рыбу засолю, опять подамся в Сугдею. Мукой запастись надо, тоже и сукна купить, у вас дешевле…
( Резко обрывается музыка)
ИРАКЛИЙ: Смысл жизни – в ней самой, Феодора. В ежедневных ее заботах. А они куда проще наших представлений о мире.
ФЕОДОРА: Вели седлать. Объедем укрепления…Не пойму я, к чему ты склоняешь меня, Ираклий. Кафе сдаться на милость? Или к хану ехать поклоны бить? Не поможет!
ИРАКЛИЙ: А укрепления объезжать невесть в который раз? Если только затем, чтоб нагулять аппетит и успокоить совесть…
ФЕОДОРА: Твоя неспокойна?
ИРАКЛИЙ: Пока я советчик тебе в делах, мне со спокойной совестью даже умереть не удастся. За чтоб я ни умер – за идею независимости Сугдеи или за Сугдею как таковую.
ПРСТОЛЮДИНКА: Слышь, Георгий, я детишек во все новое обрядила. Зачем беречь одежонку, когда, может, последние дни живем!
ПРОСТОЛЮДИН:  Что вы, бабы, все квохчете, только беду накликаете! Войско у нас надежное, стены крепкие. А надо будет, и жители встанут. Тоже и я  мечом махать не разучился!
ПРОСТОЛЮДИНКА: Не пущу!!
ПРОСТОЛЮДИН: Что ты,  что ты, Евгения! Не теперь же иду!
ПРОСТОЛЮДИНКА: Отпущу, куда  денешься! Надо будет, и сама лук, стрелы возьму. А не хочется-то как войны, ой, не хочется!
ИРАКЛИЙ: Губить богатый город, крупнейший торговый порт побережья?...
ФЕОДОРА: А последний разгром Сугдеи? А разгром 1298-го года?! Темник Ногай дотла сжег город, дотла!
ИРАКЛИЙ: Не таковы генуэзцы. Нас-то с тобой они, возможно, не пощадят, но гончары наши и виноделы…
ПРОСТОЛЮДИН: Не затем я плачу налог на войско, чтоб еще и самому, чуть что, хвататься за меч! Все равно мне, при  царице Феодоре вино давить, или при консуле генуэзском : сами-то они никакой другой работы не знают, кроме как друг с дружкой рубиться да  с нас дань собирать…
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС: Трус!
ИРАКЛИЙ: Что ты сказала?...
ФЕОДОРА: Зелень земли и сиянье лазурное вод…
Вон по тропе гонит стадо пастух к водопою…
Ветер с заката прохладу с песню несет…
Сердце мое успокоится с первой звездою…
КОНСТАНТИН( появляется): Полководец генуэзцев к тебе, царица.
ФЕОДОРА: Проси его, Константин.
( Маршевая музыка. Входит Генуэзец)
ГЕНУЭЗЕЦ: Приветствую тебя, прекрасная Феодора! В окно выгляни – я дары тебе привез!
ФЕОДОРА: Тебя отдарят, как будешь возвращаться.
ГЕНУЭЗЕЦ: Щедрость твоя и богатство всем известны. Так же, как и твоя красота.
ФЕОДОРА: Как долго прогостишь ты в Сугдее?
ГЕНУЭЗЕЦ: Это зависит от тебя.
ФЕОДОРА: Если задержишься до полудня, сможешь забрать в Кафу тело военачальника Александра. Он тебе служил, за то и умрет.
ГЕНУЭЗЕЦ: Жаль старика! Он обладал здравым смыслом! Но мне мертвые не нужны. И сюда я прибыл в расчете на твой здравый смысл, царица. Хочу предложить тебе союз.
ФЕОДОРА: И тебя тревожат вести с севера?
ГЕНУЭЗКЦ(смеется): Я, как ты знаешь, приторговываю рабами, так что всегда найду с Ордой общий язык!
ФЕОДОРА: Итальянский?
ГЕНУЭЗЕЦ: Земля велика, ханской коннице есть, где разгуляться, а Кафа – это рынок. Однако же, пора нам объединить побережье. Чем сильнее мы будем, тем выше будет наша цена.
ФЕОДОРА: Если ты предлагаешь мне военный союз…
ГЕНУЭЗЕЦ: И военный, и торговый, и брачный! Я тебя сватаю!
ФЕОДОРА: Вот как? Ну, а будь я мужчиной, что бы ты предложил Сугдее?
ГЕНУЭЗЕЦ: О Солдайе позаботилось само небо! Так ты согласна?
ФЕОДОРА: Нет.
ГЕНУЭЗЕЦ: Царица, если я задел твое женское самолюбие, то я прямо скажу, как солдат: баба ты красивая, не из неженок. Ты мне подходишь!
ФЕОДОРА: Лирическая нота в завоевании Сугдеи! У меня есть один большой недостаток – твердость.
ГЕНУЭЗЕЦ:  Это не страшно, ибо одно из моих достоинств – упорство. Я ведь могу совсем иначе  прийти, без даров! И тогда уж, не обессудь, ты мне станешь не женой, а наложницей!
ФЕОДОРА: Мне понять эту дерзость как объявление войны?
ГЕНУЭЗЕЦ: Ты слишком нетерпелива для первого лица государства! Сразу хватаешься за меч! Глупо! Впрочем, ты еще маленькая. Такая же маленькая, как твоя страна.  Я  надеюсь, ты сама это понимаешь, и когда мы встретимся снова, ты будешь учтивей. Прощайте, великая царица! Я весьма сожалею о легкомыслии вашем. Весьма! ( исчезает)
ФЕОДОРА: Что, Ираклий, ты и теперь будешь  склонять меня  к союзу с ним? Так запомни: я не выдам Сугдею за генуэзский клинок!
ИРАКЛИЯ: И в мыслях у меня не было склонять тебя к браку с этим корсаром! Но ты женщина, и пока ты правишь страной, она многим  кажется легкой добычей.
ФЕОДОРА: Послушай, Ираклий, ты хитер или глуп? Все утро ты твердил мне, что Сугдея не устоит! А теперь вдруг выясняется – устоит! Если я уступлю престол! Тебе?! Ну-ка, сядь! Нет уж, сядь! Что, прибавилось у нас войска? Генуэзцы раздумали нападать? А уж хан и подавно…
ИРАКЛИЙ: Позволь мне умереть за тебя.
ФЕОДОРА: Ираклий, если нам суждено умереть, мы все умрем!
ИРАКЛИЙ: Так и будет.
ФЕОДОРА: Не наше дело знать сроки, не нам судить о путях Провидения и целях его!
ИРАКЛИЙ: Давай уедем.
ФЕОДОРА: А Сугдея?
ИРАКЛИЙ: Была до тебя, будет и после нас. Ну, может, называться будет как-нибудь по-другому: Солдайя, Судак…Феодора, мы – мужчина и женщина, в этом наше высшее назначение! Не в бессмысленной гибели – в продлении Жизни!
ФЕОДОРА: Что это на тебе?
ИРАКЛИЙ: Панцирь.
ФЕОДОРА: Сними его. Все отбрось – меч, шлем…
ИРАКЛИЙ: Феодора…
ФЕОДОРА: В горах поселимся, в шалаше…
ИРАКЛИЙ: Я прокормлю тебя!
ФЕОДОРА: А детей? Я ведь нарожаю детей!
ИРАКЛИЙ: Нарожай их мне побольше!
ФЕОДОРА: Враги придут. Детей твоих перебьют, а меня…
( Звуки сражения)
ФЕОДОРА: Муж мой Ираклий! На помощь!!
ГЕНУЭЗЕЦ: Муж твой Ираклий валяется во рву. Я разрешу тебе оплакать его, если…
ФЕОДОРА: Не подходи!
ГЕНУЭЗЕЦ: Сперва ты вымоешь мне ноги. Своим дерзким языком!
ФЕОДОРА: Никогда!
ГЕНУЭЗЕЦ: Тогда детей твоих, ублюдков Ираклия, расстреляют во дворе стрелами. Хочешь посмотреть?
(Смолкает генуэзская музыка)
ИРАКЛИЙ: Не бойся. Я удержу меч в руках.
ФЕОДОРА: Так подними его. И держи. Ты – воин.
ИРАКЛИЙ: Ты не любишь меня.
ФЕОДОРА: Люблю как брата. Ты же знаешь, Ираклий: я дала обет безбрачия. (после паузы) Вероятно, моя жизнь куда ущербней жизни простых людей, и лишена я большего, чем имею…Но так было предрешено. Не потому что я родилась царицей – потому что я ею стала. ( себе)
Мы, бренные, пред вечностью в ответе
За время, нам отпущенное быть:
За травы и цикад, волну и ветер…
Да станет жизнь свершением судьбы!
КОНСТАНТИН( тоже себе): И смуглый, по-ромейски бородатый,
Как человек, постигший жизнь и смерть,
Пусть хоть однажды глянет Пантократор
На им когда-то
 Проклятую твердь!
ФЕОДОРА( встряхнувшись, радостно): Константин! Проводил генуэзца?
КОНСТАНТИН: До самой границы.
ФЕОДОРА: Да! Обширна Сугдея!
КОНСТАНТИН: Невелика, но сильна. Укреплений наших генуэзцам не взять, не то бы давно полезли. А татары… Они в степи хорошие воины, не в горах.
ФЕОДОРА: А сговорится Кафа с Ордой? Мы просидим в осаде полгода, год, а дальше – что? Мне понятны страхи Ираклия. Это не страхи, нет, не те страхи…Он боится собственного бессилия! Невозможности победить!
КОНСТАНТИН: Еще ничего не произошло! Тебе было видение? Пророчество? Неужели мой брат имеет такое влияние на тебя?
ИРАКЛИЙ: Я трезво смотрю в будущее, брат Константин, и поэтому ясно вижу его! Пока мы будем сидеть в осаде, торговые пути сместятся, хозяйство придет в упадок, а там – глад, мор, и, наконец, сдача. На милость победителя! Позорная капитуляция, брат!  Без права сохранить хотя бы личную свободу! Ты видишь другой путь?
КОНСТАНТИН: Да! Ударить на Кафу! Принудить генуэзцев подписать мир. Оставить в Кафе наш гарнизон…
ИРАКЛИЙ: Ты сперва возьми Кафу! А даже если такое чудо случится!...Степняки на подходе. Хватит у нас войска вести войну на два фронта?
ФЕОДОРА: Ираклий прав, наступать мы не можем…
КОНСТАНТИН: Генуэзцев в Кафе – не больше четверти населения! Местные жители – не воины!
ИРАКЛИЙ: Почему же тогда почти все побережье под генуэзцами?
КОНСТАНТИН: Но и на Сугдею не первый год они зарятся!
ФЕОДОРА: Последний год Сугдеи…
ИРАКЛИЙ: Что?...
КОНСТАНТИН: Что ты сказала?!
ФЕОДРА: Поднимем кубки! За Жизнь!
( Звуки народной музыки. Простолюдин разливает вино, пригубляет)
ПРОСТОЛЮДИН: Кислое! Зато на тот год будет у нас бочек десять хорошего!
ПРОСТОЛЮДИНКА: А он будет, тот год?
ПРОСТОЛЮДИН: Этот, что ли, вечность протянется?
ПРОСТОЛЮДИНКА: Уедем, Георгий!
ПРОСТОЛЮДИН: Куда это? Из-за гор народ сюда, к нам, стекается! Вон, послушай!
БЕЖЕНКА: Ой, люди, люди! Что творится на белом свете! Ой, ужас! Налетают! А страшные! И все жгут, и всех бьют! Никого не щадят! Хоть на край земли беги от них!
ПРОСТОЛЮДИН: Тут он и есть, край земли. Дальше – море.
( Шум моря, тихая музыка)
ЕЛЕНА: Константин! Не пристало девушке искать встречи с мужчиной, но меня горе привело! Спаси моего отца! Пожалей!
КОНСТАНТИН: Александр изменил Сугдее.
ЕЛЕНА: Вспомни! Это он учил вас всему, что вы знаете! И копьем владеть, и  держаться на коне! Его меч боевой был первой вашей игрушкой!
КОНСТАНТИН: Не унижайся, Елена, встань!
ЕЛЕНА: Боже! Дай мне слов подстать моим чувствам!
КОНСТАНТИН: Поверь, и мои чувства восстают против приговора, но он - справедлив!
ЕЛЕНА: Камень ты, камень!
КОНСТАНТИН: Елена…
ЕЛЕНА: Не тронь меня! Не пачкай окровавленными руками! Палач! ( убегает в слезах).
ФЕОДОРА( появляясь из темноты):  Иди за ней, успокой.
КОНСТАНТИН: Нет. И у меня нет слов подстать чувствам.
(внезапно) Давай поскачем в горы! Вперегонки! Давай?!
ФЕОДОРА: Давай!
( Музыка, свист ветра.)
КОНСТАНТИН: Здесь тропа узкая! Придержи коня! Слева пропасть!
ФЕОДОРА: Не отставай!
КОНСТАНТИН: Стой! Стой! Дальше некуда!
ФЕОДОРА: О Сугдея!
КОНСТАНТИН: Пора назад, Феодора. Совсем стемнело.
ФЕОДОРА: Какая зеленая звезда, видишь?
КОНСТАНТИН: Синяя.
ФЕОДОРА: Твоя – синяя, моя – зеленая. Какая раньше погаснет?
КОНСТАНТИН: Обе после нас.
ФЕОДОРА: Мы знаем это и…Не о смерти мысли наши! Мы будем драться в такой тьме, Константин, в такой тьме в последний день Сугдеи!.. Чего ты испугался?
КОНСТАНТИН: Душно. Кровь ударила в голову.
ФЕОДОРА: И мне…Пора назад… Ручей журчит, слышишь? Спешимся?
КОНСТАНТИН: Зачем?
ФЕОДОРА: Пить хочу. Хочу прижаться к воде щекой, и пусть волосы мои сольются со струями…Возвращайся один.
КОНСТАНТИН: Ты озлобила генуэзца. Он спит и видит захватить тебя в плен.
ФЕОДОРА: И если вдруг?...
КОНСТАНТИН: Вдвоем – легче.
ФЕОДОРА: Я счастлива!
КОНСТАНТИН: Пей, я покараулю тебя.
ФЕОДОРА: Вернемся. Нельзя нам быть такими молодыми.
КОНСТАНТИН: У нас не будет другого времени жить.
ФЕОДОРА: Ты прав. Ты…женись. Ты ведь просватан. Елена за отца не в ответе, и тебя ей не за что ненавидеть…Она это поймет. Потом.
КОНСТАНТИН: Я дал обет безбрачия.
ФЕОДОРА: Когда?!...
КОНСТАНТИН: Когда приговорил Александра. Но я давно собирался, еще когда ты…
ФЕОДОРА(резко): Оставь меня! Оставь, оставь, оставь!...( одна) О, проклятая молодость! Руки мои сами тянутся к тебе, и ладонями, сквозь воздух, я чувствую твою кожу! Тело мое жаждет твоего тела!...
ГЕНУЭЗЕЦ( в стороне, под воинственную музыку): Твоих детей, ублюдков Константина, порошат, если ты не ляжешь со мной!
( Шум пира. Хохот и пение пьяных солдат переходят в невнятные причитания Пророчицы)
ИРАКЛИЙ: Пифия! Остановись, вещая! Расскажи мне о Сугдее!
ПРОРОЧИЦА: О Сугдее? Погоди, дай вспомнить…( под шум транспорта и пение экскурсантов) Посмотрите направо. Перед вами развалины древней крепости в Судаке. До сих пор оборонительные сооружения, разместившиеся на склонах и вершине стопятидесятиметровой горы, поражают своей мощью и величием. Согласно легенде, царица  сугдейская Феодора…
ИРАКЛИЙ: Легенде?!
ПРОРОЧИЦА: Ты прервал меня! Больше ничего не узнаешь!
ИРАКЛИЙ: Я уже узнал! Сугдеи не будет!...Феодора! Феодора, послушай! Если мы уедем сегодня…
ФЕОДОРА: Дам тебе корабль. Плыви, куда хочешь.
ИРАКЛИЙ: Я был у прорицательницы! Сугдею не спасти, что ни делай! Но наши-то жизни! Неужели они ничего не стоят сами по себе?!
ФЕОДОРА: Не больше и не меньше, чем жизнь травинки, муравья или птицы. Знаешь, Ираклий, чем, в сущности, одни люди отличаются от других? Одни бегут от беды, и она бьет их в спину. Другие же спешат ей навстречу и тогда, бывает, в бегство оборачивается она.
ИРАКЛИЙ: Неужели тебе не хочется жить? Любить, быть любимой, растить детей, радоваться новому дню? Будь у нас надежда, я бы вел себя совсем по-иному. Но ее – нет!
ФЕОДОРА: Бог весть, Ираклий, Бог весть.
ИРАКЛИЙ: Ты ведь тоже все знаешь. И без пророчицы. Разве мир станет хуже оттого, что кто-то в нем спасется и станет счастлив?
ФЕОДОРА: Не у всех есть на это право, Ираклий. А тот, кто не умеет побеждать свои желания, не владеет собой, а значит, и ничем в этом мире.( он заплакал) Ну, что ты, зачем?...Вот, хочешь? Это мой талисман. Возьми!
ИРАКЛИЙ: Ты помнишь, да? Мы стреляли из луков, детьми еще, и мне в тот день все не везло и не везло. Я рассердился, убежал от вас, а вы меня звали. И ты нашла меня в камнях, вот так же присела рядом на корточки:»А хочешь мой лук, Ираклий? А жеребенка со звездочкой?».
ФЕОДОРА: Брат мой!( убегает).
ИРАКЛИЙ: Вернись! ( услыхав тихий смех рядом) Кто здесь?!
ЕЛЕНА: Я, Елена.
ИРАКЛИЙ: Что ты здесь делаешь?
ЕЛЕНА: Ищу того, кто вонзил бы мне клинок в грудь. Бедный, бедный мой отец! Вся его вина – в его беде, а  беда его – в мудрости! Не он предал Сугдею – вы предали  и его и себя! Глупцы! Вам так хочется стать героями! Но кто  вспомнит о вас? Эти камни, эти травы, совы да звезды?!..Стой! Я их видела! Царицу и неверного моего жениха! Это они все подстроили! Обвинили отца, чтобы ему порвать со мной и быть с ней!
ИРАКЛИЙ: Ты сумасшедшая…
ЕЛЕНА: Я видела. Как они в горы поскакали верхом. И какие вернулись. Как глаза у них горели, и волосы были спутаны у обоих. И такой жар от них шел!...
ИРАКЛИЙ: Константин! Брат единоутробный! О, как я хочу тебе смерти! И как я буду горевать, если накличу ее!
ЕЛЕНА: Слушай!...Война идет!
ИРАКЛИЙ: Чему же ты радуешься?
ЕЛЕНА: Смерти.
ИРАКЛИЙ: Так вот тебе кинжал! Умри!
ЕЛЕНА: После первых! ( убегает)
ИРАКЛИЙ: Константин! Константин! Брат! ( Константину) Послушай! Мы с тобой вправе погибнуть здесь…
КОНСТАНТИН: Таков наш долг, брат.
ИРАКЛИЙ: Но мы должны спасти Феодору! Пока не поздно! Погрузить ее на корабль! Силой!
КОНСТАНТИН: На самом деле, Ираклий, цель редко оправдывает средства. Только низкая цель может прибегнуть к подлости. Высокая, напротив…
ИРАКЛИЙ: О чем ты?! Жизнь – и цель и средства ее!
КОНСТАНТИН: А честь, доблесть, память?
ИРАКЛИЙ: Помнят только живые! Так пусть же Феодора нас помнит за морем, в Византии! С Феодорой, в ней спасется Сугдея! И доблесть и честь ее!
КОНСТАНТИН: В легенде спасется, брат.
ИРАКЛИЙ: Ты жизнь готов отдать за легенду, за последнюю царицу Сугдеи, а не за женщину по имени Феодора! Как жаль, что мне она предпочла тебя! Мы ведь оба любим ее, любили. С детства. Сперва как сестру, потом…Но мы такие разные!  Твоя любовь  так и осталась любовью друга. Не мужа – соратника!
КОНСТАНТИН: Прав был Александр, не отринь, Господи, душу его, когда шутил, что из нас двоих получился бы один совершенный человек. У тебя ум советника, дипломата, а я – воин. Но и Феодора – воин. Царица-воительница. Прости за все, в чем я виноват был перед тобой. Поверь, что я не виновен в том, что ты заподозрил. Прости и прощай. Бог весть, увидимся ли еще. ( уходит).
ИРАКЛИЙ: Стой!...
( Крик его тонет в громкой маршевой музыке, которая переходит в печальную греческую мелодию)
ИРАКЛИЙ: Зелень земли и сиянье лазурное вод…Ради будущего мне остается одно – смириться. Генуэзец! Я пришел к тебе своей волей и хочу говорить с тобой с глазу на глаз! Сегодня ночью я открою тебе ворота Сугдеи. Но за это…Я хочу Феодору!
ГЕНУЭЗЕЦ: Ты так сильно хочешь ее, Ираклий?
ИРАКЛИЙ: Я ее ненавижу!
ГЕНУЭЗЕЦ: Будь по-твоему. А чтобы ты не подумал, будто я неблагодарен и скуп, в придачу ты получишь свою часть добычи и должность консула Солдайи. Согласно Уставу, только генуэзец может быть консулом. Но жизни воинов я ценю превыше всего. Генуэзцы! Все в лагерь!
( Топот ног. Музыка.)
ФЕОДОРА: Глядите! Они дрогнули!
КОНСТАНТИН: Они бегут!
ФЕОДОРА: Бегут! Мы их победили!...А где Ираклий?
КОНСТАНТИН: Кто видел Ираклия?!
( Голоса их, зовущие: «Ираклий! Ираклий!», постепенно удаляются.)
ЕЛЕНА( останавливает Константина): Не ищи его, Константин. Не мешай им. На шее у него – ее талисман, на лице его – ее поцелуи. «Ах, Ираклий, страсть сжигает меня, но свободу я люблю больше жизни! Потерпи немного, мой драгоценный! Скоро, в жизни вечной, мы будем вместе!». ( исчезает с тихим смехом)
КОНСТАНТИН: Что ж…Так сильна ее страсть, что и во мне она искала его.
ФЕОДОРА( появляется): Его нет нигде!
КОНСТАНТИН: Твой талисман его сохранит.
ФЕОДОРА: У меня нет второго…
КОНСТАНТИН: Но ведь и сердце у тебя только одно! ( убегает)
ФЕОДОРА: Он твое!...Ты с ума сошла, женщина! Над трупами воинов… Прекрасные мои люди, дайте я вас оплачу! Я, Сугдея, пока есть у меня голос! Братья мои, дети мои, вам бы жить и жить, жить и жить…
ПРОСТОЛЮДИНКА: Сокол мой Георгий, муж мой ласковый! О-о-о!!
( Многоголосый стон сменяется фрагментами походных песенок.)
ИРАКЛИЙ: Посмотрите направо, посмотрите налево…
ЧАСОВОЙ: Стой, кто идет?
ИРАКЛИЙ: Я. Ираклий.
( Короткая схватка, стон часового. Музыка генуэзцев. Крики:»Генуэзцы в крепости! Генуэзцы!»).
ИРАКЛИЙ: Сугдея останется. Воды, камни, трава – что это, как не Сугдея? Насекомые, ящерицы…Все вновь начнется, все сызнова…
ФЕОДОРА ВООБРАЖАЕМАЯ( появляется рядом): Это ты открыл им ворота?!
ИРАКЛИЙ: А ты бы предпочла подождать, пока их высадят из орудий? Твоя Сугдея умерла мгновенно!
ФЕОДОРА ВООБРАЖАЕМАЯ: Мерзавец!
ИРАКЛИЙ: Пал твой трон, но родину я спас. Малой кровью.
( Обрывается музыка.)
ГЕНУЭЗЕЦ ( из нахлынувшей темноты): Ираклий! Сугдея взята, но это еще не победа! Феодора и Константин с остатками войска ушли на запад, пока ты тут сопли льешь! Пока есть они – есть царство Сугдейское!
ИРАКЛИЙ: Ушли…Я знаю, куда! В погоню! Скорей! Потом будете грабить!
ГЕНУЭЗЕЦ: Что вы сказали, светлейший господин? Грабить?! Вы недостойны быть консулом!
ИРАКЛИЙ: Плевать! Мне нужны царица и брат! Живые! Царица, брат и корабль!
ГЕНУЭЗЕЦ: И деньги для безбедной жизни в изгнании? Их надо заработать, синьор!
ИРАКЛИЙ: Вы…Чем болтать, соберите своих ублюдков! На Алустон, генуэзец! На Алустон!
( Музыка. Феодора и Константин с вершины сторожевой башни вглядываются в даль)
КОНСТАНТИН: Галеры генуэзцев…
КРИКИ: Галеры генуэзцев! Бежим! Все в крепость!
КОНСТАНТИН: Целый флот. Осадные орудия, видишь?
ФЕОДОРА: Вели жителям уходить на гору Кастель.
ГОЛОСА( удаляясь): Всем идти на Кастель! Всем идти на Кастель!
КОНСТАНТИН: И ты с ними, царица. Так надо. Мы вас прикроем.
ФЕОДОРА: Поклянись, что не погибнешь сегодня!
КОНСТАНТИН: Сама видишь, они еще и к берегу не пристали.
ФЕОДОРА: А у нас женщины и дети, дряхлые старики…Сама Сугдея уходит! Куда?! Нет, нет, я не могу так больше! Я остаюсь! Мне нечего сказать моему народу, нечего обещать!
КОНСТАНТИН: До встречи на Кастеле.
ФЕОДОРА: Прощай…Храни тебя Бог и все древние боги нашего края…Травы, камни, земля…Идемте, люди!
ГОЛОСА: Ой, не могу, оставьте меня! Ты иди, сынок, иди, ты сам раненый, я уж как-нибудь, в расщелине схоронюсь…
ФЕОДОРА: Никого не оставлять! Дай мне дитя, женщина! Еще немного, люди! Еще немного!
ГЕНУЭЗЕЦ: Куда это они?
ИРАКЛИЙ: На Кастель. Там два ряда укреплений, скала почти отвесна, наверх ведет единственная тропа. Кастель силой не взять.
ГЕНУЭЗЕЦ: Ираклий! Кто сказал  «а», да скажет и «б»!
ФЕОДОРА: Ну, вот и все! Вот и вскарабкались! Сейчас найдем твою маму… А это наши подходят! Наш арьергард!
КОНСТАНТИН ( подходит к ней): Они у Алустона. В горы не пошли.
ФЕОДОРА: В горы они без проводника не полезут...Жители все тут, никто не отстал? Пересчитайте людей, напоите и накормите, пусть отдыхают…А вот и мама твоя! Беги!...Эх, Константин,  если помилует нас Бог от измены, быть Сугдее!
КОНСТАНТИН: Ираклия видели.
ФЕОДОРА: Он мертв?...Он в плену?...Кто видел его?!
ВОИН: Я, царица. Константин послал меня посмотреть, сколько их идет. Они высаживались как раз. И я его видел. В доспехах. В шлеме с султаном. Он шел рядом с их полководцем.
ФЕОДОРА: Не верю…
ЕЛЕНА: Да!  Обознался воин! В Сугдее остался Ираклий! Я сама закрыла ему глаза. У стены он лежал, на спине, а в руке сжимал… ( протягивает кинжал)
ФЕОДОРА: Кинжал Ираклия! Константин! Ираклий в битве пал!
КОНСТАНТИН: Как бы я хотел в это верить!...Он знает ход в крепость.
ФЕОДОРА: Он уже ничего не знает…Константин! Усиль дозор на тропе. ( одна) Константин!...Грозные скалы, оплот наш в последних боях,
Близкую кровь предрекая, с закатом зардели…
Здесь оборвется прощальная песня твоя,
Здесь ты восстанешь, как Феникс из пепла, Сугдея!
ИРАКЛИЙ: Генуэзец, обещай им их жизни! Ты сам знаешь, как бьются обреченные.
ЕЛЕНА: Измена бродит у Кастеля! Кто ловчей, Константин или Ираклий? Смерть ловчее!
ГЕНУЭЗЕЦ: Эй, вы там! Спускайтесь! Не то всех перебьем!
ПРОСТОЛЮДИНКА: Выше поднимись – не слыхать!
ГЕНУЭЗЕЦ: Феодора! Силы неравны! Хочешь, покончим дело миром?
ФЕОДОРА: Вернись в Кафу – подумаю!
ГЕНУЭЗЕЦ: Пожалей своих людей!
ФЕОДОРА: Люди! Там, внизу, генуэзцы даром цепи раздают! До самой Турции прокатят вас на  галерах!
ГЕНУЭЗЕЦ: Сугдейцы! Богом клянусь, не причиню вам зла! Выдайте Феодору и Константина, и вы свободны!
ФЕОДОРА: Решайте! Если верите им, ведите нас вниз!
ГОЛОСА: Да здравствует Феодора!  Да здравствует Сугдея! Мы с тобой, царица!
ГЕНУЭЗЕЦ: Царица! Я казню твоих соратников, когда взойду на Кастель! Всех! Сперва - воинов, потом – баб, а после – детей! Нет! Я поступлю иначе! Начну с детей! Что ты скажешь на это?!
ФЕОДОРА: Сугдейцы! Свобода народа – в свободе каждого из нас, но жизнь народа – в бессмертии каждого! Мы стали вечны с той минуты, как взошли на Кастель! Сугдея – твое имя отныне! И твое! И твое!...
КОНСТАНТИН: Кто-то их провел по тропе. Они у первого пояса укреплений.
ФЕОДОРА: Запасов еды нам хватит месяца на два…Константин! Я к смерти привела доверившихся мне! Будь я проклята! Если я спущусь вниз, отпустят они хотя бы детей и женщин?
КОНСТАНТИН: Они уже не с нами воюют – с памятью о нас.
ФЕОДОРА: У мертвых  нет памяти.
КОНСТАНТИН: Она есть у победителей, и они запомнят нас надолго. Это все, что мы можем для себя сделать. Ты же сама все сказала!
ФЕОДОРА: Какая звезда зеленая! Это моя. Если я умру первой, ты  взгляни в небо, ладно?
КОНСТАНТИН: Будет не до того.
ФЕОДОРА: Постой так. Я хочу тебя запомнить. У нас не будет другого времени.
КОНСТАНТИН: Его уже нет.
ФЕОДОРА: Я люблю тебя!
КОНСТАНТИН: Я – не он! Мы обличьем – как две капли воды. Но я – не он!
ФЕОДОРА: Да, да, да! Константин!
КОНСТАНТИН: Ты его тело и лицо не называй моим именем! Смирись! В наши последние часы я не хочу и не могу думать о тебе плохо!
ФЕОДОРА( себе): Не избегнуть судьбы, а надежд - не избыть! –
Слишком хочется жить,
И не верится в смерть. Совсем!
Возвратиться б домой…
КОНСТАНТИН (себе):…Во мгле, от пожарища алой,
Покатился по скалам
Мятый греческий шлем.
Твой, мой?..
ФЕОДОРА( себе): Бедное мое тело! Достанешься ты стервятникам! Может, хоть кровь моя смешается с его кровью, когда хлынет вниз….Ты вернулся?
КОНСТАНТИН: Друг мой, сестра моя, в битве я буду рядом!
ЕЛЕНА: Кто быстрей, кто ловчей? Измена бродит у Кастеля!
ИРАКЛИЙ: Пока Кастель не падет, мне покоя не будет.
ЕЛЕНА: Совесть мучает?
ИРАКЛИЙ: Что?! Посмотрите направо – посмотрите налево! По преданию…Из-за того, что кучка кретинов живой жизни предпочла какое-то невнятнее предание, мне теперь не спать и не есть?!..Погоди, а ты откуда взялась?
ЕЛЕНА: Глупый! Я же помогаю тебе.
ИРАКЛИЙ: Мне помогает наше сходство с Константином.
ЕЛЕНА: Не с ним ты схож, а со мной, бедняга Ираклий…Вон Константин, у бойницы. Поспеши!...Он был с ней!
( Страдальческий стон Ираклия переходит в предсмертный хрип Константина).
ИРАКЛИЙ: Брат…Брат…
Я  напал со спины!
ЕЛЕНА: Слушай! Может, мне за тебя и ворота открыть?! Что сделано, то сделано! В честном поединке ты бы не победил!  Ну же! Вставай!
ИРАКЛИЙ: Слушай! А ведь и генуэзцев – не будет! А там и турок потеснят. А потом, может статься, совсем некому будет посмотреть направо-налево…
ЕЛЕНА: К воротам!!
КРИКИ: Враги на Кастеле!
ПРОСТОЛЮДИН: Ну, Евгения, пошел я!…
ПРОСТОЛЮДИНКА: С Богом, Христофор. Легкой смерти! Встретишь там Георгия, скажи, чтобы ждал нас, мы скоро…Дети! Идите все ко мне! Закройте глазки! Я вам песенку спою. Вы голос мой слушайте, а глазки не открывайте!...
ИРАКЛИЙ ( воображаемой Феодоре, на фоне звуков сражения): Ты знала, что проиграешь войну! Но всего важней для тебя было умереть царицей сугдейской! И плевать тебе было на тех несчастных, что пошли за тобой!
ФЕОДОРА ВООБРАЖАЕМАЯ: Почему же  не пошли за тобой?
ИРАКЛИЙ: Безумцы! Битва при Фермопилах, войны Рима и Карфагена – это станет историей!...Но война какой-то жалкой Сугдеи!...Покажи мне Сугдею на карте мира!
ФЕОДОРА ВООБРАЖАЕМАЯ: На карте мира это неподалеку от Фермопил.
КРИКИ: Враги на Кастеле!
ИРАКЛИЙ( уже реальной Феодоре): Бежим!Я спасу тебя!
ФЕОДОРА: Ты – Ираклий?!
ИРАКЛИЙ: Бежим!
ФЕОДОРА: Нет, ответь,  ответь!..
ИРАКЛИЙ: После! Когда мы будем в безопасности…
ФЕОДОРА( замечает мертвого Константина): О-о-о! Ты и до этого дошел в зависти своей к его мужеству?! Поднял руку на брата! На единоутробного брата!
ИРАКЛИЙ: Он – моя, не твоя вина! Мой грех!
ФЕОДОРА: Предатель! ( поражает его мечом) Сугдейцы! Ко мне! За мной! Сбросим их вниз!
ГЕНУЭЗЕЦ: Генуэзцы, позор вам! Их там десятка два раненых! Я сам поведу вас! Бей! Бей!
ФЕОДОРА( падает): Звезда Константина…Рядом.
ГЕНУЭЗЕЦ ( под звуки победной музыки):  Герои! Сыны Италии! Наследники славы Рима! Еще одна страна легла к вашим ногам! ( услыхав смех Елены) Ты кто такая?
ЕЛЕНА: Я дочь Александра, военачальника, что предался тебе.
ГЕНУЭЗЕЦ: Не знаю такого.
ЕЛЕНА: Неблагодарный!
ГЕНУЭЗЕЦ: Уберите эту безумную и найдите мне царицу!
ЕЛЕНА: Там ищи ее, среди павших! И помни: Сугдея спасена! ( падает, пронзенная его мечом).
ГЕНУЭЗЕЦ: Кто еще помнит слово «Сугдея»?! Ты?! Ты?! Может быть, ты?!
( Победную музыку генуэзцев сменяет протяжная греческая мелодия)
ПРОСТОЛЮДИНКА: И тогда, дети, воины и все-все жители окрестные поднялись на гору Кастель. Бились сугдейцы до последнего человека и пали все до последнего…
ДЕТСКИЙ ГОЛОС: А откуда же тогда мы знаем про это?
ПРОСТОЛЮДИНКА: Добрая слава быстрее ветра, прочней скалы…
МУЖЧИНА-ЭКСКУРСОВОД: Возможно, легенда о царице Феодоре и не соответствует исторической правде…
ЖЕНЩИНА-ЭКСКУРСОВОД: Но в преданиях – своя правда…
МУЖЧИНА-ЭКСКУРСОВОД: Посмотрите направо.
ЖЕНЩИНА-ЭКСКУРСОВОД: Посмотрите налево.
МУЖЧИНА-ЭКСКУРСОВОД: Оглянитесь назад, чтобы ясней увидеть  наше сегодня.