Древние технологии, изменяющие мир

Анатолий Клепов
Страница из 3650-летней книги по математике из Египта на древнеегипетском языке, содержащая решения и объяснения математических задач, которые существовали более чем на тысячу лет раньше Греции и Пифагора.
Лист изготовлен из растения когона, широко распространенного на берегах Нила и хранящегося в Лондонском музее.

Древние египтяне, как известно, построили массивные пирамиды, разработали иероглифы, создали основы геометрии  и математики, а также  изобрели первый   в мире искусственный  пигмент,  «Любовное  зелье»  Клеопатры и множество другие изобретений, которые ученые только начинают открывать , другие египетские тайны скрыты в лабораториях спецслужб под самым высоким степенью  секретности.

Египетский синий, также известный как силикат меди, представляет собой пигмент, который использовался в Древнем Египте на протяжении тысячелетий. Синий был очень важным цветом для древних и ассоциировался с небом и рекой Нил; он стал символизировать вселенную, творение и плодородие. Египетские жрецы считали, что синий цвет воздействует магическим образом на сознание людей и может его изменять.

Хотя древним египтянам было гораздо легче полюбить цвет, чем найти его. Вплоть до изобретения египетского синего цвета они прибегали к изготовлению пигментов из природных материалов, таких как древесный уголь, глина и других материалов, найденных на поверхности почвы, поэтому используемые пигменты были преимущественно землистыми — все разные оттенки красного, желтого и коричневого.

Синий цвет был редким и дорогим, его добывали из таких минералов, как лазурит и бирюза, поэтому при столь высоких требованиях к этому яркому синему цвету родился синтетический пигмент. Он впервые появился примерно 5000 лет назад на надгробных рисунках, датированных периодом правления Ка-сена, последнего царя Первой династии Египта.

Считается, что это первый синтетический пигмент, когда-либо созданный человеком. Его происхождение восходит к Четвертой династии, и он широко использовался вплоть до конца римской эпохи, после чего его использование сократилось, пока оно в конечном итоге не исчезло, а способ его создания был забыт. Никаких исторических записей о том, как сделать этот пигмент, обнаружено не было. Единственный ключ к разгадке его компонентов дал Витрувий, римский писатель I века до нашей эры, который заявил, что песок, медь (из минерала, такого как азурит или малахит) и натрон (природная смесь соединений натрия, включая карбонат натрия) ) были ингредиентами. Только в последние годы, используя самые последние  достижения науки ученые смогли восстановить небывалую яркость синего цвета, которую могли создавать древние египтяне.

В любом случае изобретение египетского синего цвета было большим достижением, и оно было бы очень сложным, поскольку для успешной реакции требовался особый контроль температуры с точностью до 0,01 градуса Цельсия.  Еще одним свидетельством мастерства древнеегипетских химиков является неизменность сохранения синего  пигмента на протяжении всей истории. Состав египетского синего цвета, обнаруженный в таких произведениях искусства как или гробницы Мереруки Древнего царства (2600–2100 гг. до н.э.), почти точно такой же, как и в гробу мумии, датируемом греко-римским периодом (330 г.).

Термин для пигмента египетского синего на египетском языке — ;sb;-;rjt , что означает искусственный лазурит. Лазурит был минералом, который почитался и широко использовался древними, поэтому неудивительно, что, когда они решили производить синтетический материал, они стремились к подобию ляписа. Теория гласит, что спрос на ярко-синий цвет ляпис-лазури и бирюзы был настолько высоким, что для удовлетворения этого высокого спроса было необходимо создание синтетического материала. Пигмент египетский синий использовался в древности для окраски различных материалов: от камня и дерева до папируса и штукатурки. Его добавляли при изготовлении бус, статуэток, скарабеев и даже горшков. Они использовали его в картинах, гробницах, а также для украшения стен и потолков. Самые ранние свидетельства использования египетского синего цвета были найдены египтологом Лорелей Х. Коркоран на алебастровой чаше, датируемой поздним додинастическим периодом около 3250 г. до н.э. Эта чаша сейчас экспонируется в Музее изящных искусств в Бостоне.

После эпохи Древнего Рима способ его создания был полностью утерян и оставался загадкой более 1500 лет. Однако в XIX веке при раскопках руин Помпеи — римского города, который, как известно, был погребен под вулканическим пеплом во время извержения Везувия почти 2000 лет назад — было обнаружено множество впечатляющих настенных росписей, выполненных египетской синевой, что побудило научные исследования, которые в конечном итоге выявили пигментный состав.

При облучении видимым светом египетский синий излучает ближние инфракрасные лучи исключительной силы, при этом даже отдельные частицы пигмента можно обнаружить на расстоянии нескольких метров. Это говорит о том, что египетский синий может найти множество современных применений. Например, это излучение похоже на ИК- лучах, которые соединяют пульты дистанционного управления с телевизорами, дверными замками автомобилей и другими телекоммуникационными устройствами. Он также может найти применение в современной биомедицинской визуализации, поскольку ближнее инфракрасное излучение проникает через ткани лучше, чем волны других длин волн.

Учитывая, сколько экземпляров египетского синего цвета сохранилось на протяжении тысячелетий, ученые сочли его относительно прочным пигментом. Ученые  обнаружили, что он может отслаиваться микроскопическими пластинками при удивительно простых условиях — помешивании в горячей воде. Он может распадаться на узкие листы толщиной чуть больше 1 миллиардной метра, настолько тонкие, что более 80 000 отдельных листов могут поместиться на ширине среднего человеческого волоса.

Удивительный научный факт. Уникальная технология была забыта несколько тысяч лет!  Никто эту технологию не искал так у ученых было глубокое убеждение, что в прошлые века все технологии были примитивными. А теперь благодаря вновь открытым технологиям египетского синего цвета появился инструмент  для изображения объектов нанометровых размеров.

Открытие того, что египетский синий относительно просто использовать в качестве чернил, открывает совершенно новые способы использования этого материала в современных приложениях. В ходе экспериментов научные исследователи обнаружили, что можно использовать струйный принтер для печати египетского синего нанолиста. Струйная печать — это способ изготовления структур или устройств, которые могут включать в себя свойства материала, излучающие в ближнем инфракрасном диапазоне.

Хотя существуют и другие материалы, излучающие в ближнем инфракрасном диапазоне, египетский синий состоит из   недорогих элементов — кальция, меди, кремния и кислорода — в отличие от других материалов, излучающих в ближнем инфракрасном диапазоне, которые содержат редкоземельные элементы. Это свойство может обеспечить экономические и экологические преимущества для будущих применений.

Судебно-медицинские эксперты используют египетский синий цвет для обнаружения отпечатков пальцев, когда традиционные методы не помогают. Отпечатки пальцев бывает трудно различить на блестящей или узорчатой поверхности.

В биомедициной  области ближний инфракрасный диапазон, излучаемый египетским синим (или купрориваитом)  может проникать в образец ткани человека гораздо глубже, чем другие методы, такие как ультрафиолетовое излучение. Это дает возможность получения более детальных изображений с высоким разрешением при минимизации поглощения пораженной тканью. Это также означает, что существуют и другие потенциальные применения – в оптических усилителях на основе диоксида кремния и волоконно-оптических системах для телекоммуникаций, а также в лазерных технологиях, где генерация световых лучей низкой энергии может лечь в основу перестраиваемых твердотельных лазеров в широком спектральном диапазоне. .

В 2009 году было обнаружено, что египетский синий обладает исключительной люминесценцией в ближней инфракрасной области. Это открытие стало волнующим как для науки, так и для искусства. Это означало, что пигмент можно было легко обнаружить неразрушающим способом, просто осветив древние произведения искусства ближним инфракрасным излучением. Люминесценция настолько сильна, что присутствие очень небольшого количества египетского синего можно обнаружить, даже если невооруженным человеческим глазом синий цвет не виден. Британский музей смог использовать эту технику, чтобы предоставить первое доказательство того, что мрамор Элгина когда-то был раскрашен, обнаружив пигмент на нескольких скульптурах Парфенона.

Другие преимущества египетского синего цвета заключаются в разработке строительных материалов, которые охлаждают крыши и стены в солнечном климате, а также в тонировании стекол для улучшения характеристик солнечных элементов и панелей. Несомненно,  этот великолепный цвет обладает собственными сверхспособностями и возвращается не только в мир искусства, но и в мир науки и технологий. Научные исследования на воздействия синего египетского цвета на сознание людей, вероятно, откроют новые тайны функционирования мозга человека и его жизненной энергии.

Будет приуменьшения можно   сказать, что у египетского синего цвета была неоднозначная научная карьера: первоначально он был основным источником синего цвета в значительной части цивилизованного мира в течение трех тысяч лет, затем, практически,  исчез в течение еще тысячи лет, но в результате был частично открыт заново в случайной находке в городе Помпеи, заваленным пеплом  вулкана Везувия. И сегодня, с раскрытием его выдающихся и ранее неизвестных технических качеств он оказался  на переднем крае технологического развития современного мира.

Тоже самое было с рецептом «Любовного Зелья» Клеопатры, о котором писал Плутарх. Для создания этого «Любовного зелья» Клеопатра использовала древние знания египетских жрецов и имела собственную алхимическую лабораторию для испытания этого зелья на многих сотнях своих рабов и рабынь.  С помощью этого рецепта можно было получить невероятное сексуальное возбуждение как мужчинами так и женщинами. Следует отметить, что до сих пор современная наука не смогла разработать аналога мужской виагры для женщин. За рецепт это «Любовного зелья» Клеопатры некоторые спецслужбы готовы заплатить миллиарды долларов. Более подробно об истории «Любовного зелья» Клеопатры и почему ЦРУ США заплатило за научные  исследования  $3.000.000.000 в рамках проекта MK-ULTRA, чтобы узнать этот рецепт в моей книге «Шпионаж. Шифраторы и шоколад».