Небожители

Маргарита Ташева
НЕБОЖИТЕЛИ
Я никогда не задумывалась, почему у сверстников в основном были только бабушки, «у бабушки в деревне», «бабушка испекла», «бабушка связала» - эти выражения воспринимались как само собой разумеющееся, как нечто привычное, теплое и родное. А с  дедушками многих связывала лишь старая фотография на стене и пугающая фраза взрослых «погиб на фронте».
Мне повезло – у меня были живы оба деда. Я даже застала одного прадедушку – деда Максима, воевавшего еще в Гражданскую. Правда, воспоминания мои сводятся лишь к трем ярким эпизодам: аккуратные грядки пахучей наивкуснейшей клубники,  разноцветные пчелиные ульи  на полянке в глубине сада и окунание меня в ледяную воду местной речки села Непряхино.
Александр Максимыч, или просто деда Саша, работал на хлебозаводе во время войны, в чем мама никогда не забывала упрекнуть отца во время ссоры, называя барчуком, выражая тем самым глубоко засевшую обиду за пережитый в детстве голод, разумеется, совершенно безосновательно.
Второй – дид Мыкола, по маминой линии,  слыл  довольно неординарной личностью. Носил брыль и вышиванку, курил люльку, мешал русскую речь с украинской, был малообщителен, втихомолку писал сокровенные стихи, тосковал по родине и непременно каждую весну срывался на эту самую родину, невзирая на протесты семьи. Я  плохо помню его в  раннем детстве. Если честно, я  даже побаивалась, когда   при встрече  он с наигранной веселостью  склонялся надо мной с непонятным вопросом: «Ты звидкиля?»
Конечно же,  он любил меня, но видимо, что-то пережитое навсегда оставило в его душе неизгладимый след и лишило способности радоваться жизни, не вспоминая прошлое. Даже на праздничных застольях наступала минута, когда дедушка затягивал грустную  песню, а гости, скинув с лица хмельное  веселье, протяжно подхватывали, а допев до конца, молча опрокидывали стопку, не чокаясь... 
Когда я пошла в первый класс, дедушке  исполнилось семьдесят, он уже  никуда не рвался,  дежурил  вахтером на заводской проходной, варил дома борщи,  делал  на базар и ежедневно записывал прогноз погоды.
Со школы началась моя  мало-мальски сознательная жизнь. Надо отдать должное учителям тех лет,  только искренняя любовь к детям и профессии способна  пробудить  настоящий интерес к учебе и  дать почувствовать себя маленьким гражданином нашей необъятной  стран. На первом же уроке «С чего начинается Родина»,  для меня открылась страшная тайна – я поняла, почему так мало осталось дедушек…
Сломя голову я  неслась вверх по ступенькам и, ворвавшись в квартиру, первым делом спросила запыхавшись: «Деда, а ты воевал?!»…  Он удивленно посмотрел на меня, погладил по голове и грустно улыбнулся: «Было дело…»
Так странно, что одно и то же слово одномоментнj может поменять свое значение, раскрыться по-новому.  Мы носило  по оврагам  и  полям с деревянным автоматом,  отчаянно  истребляя  фашистов,  лихо  штурмовало  крыши  гаражей,  с  партизанской  сноровкой  чистило  сады  и  огороды  условного  противника,  лечили  ранения  подорожником,  героически  выходило  из  окружения  и,  конечно  же,  возвращались  домой  с  победой.  И даже не подозревали, что «войнушка»  вовсе не детская  игра…
-  Рядовой  Соколовски  Николай Петрович, разрешите представиться…, - дедушка по-молодецки подтянулся,  театрально отдал честь,  прервался на полуслове, задумался и ушел курить на кухню.
От бабушки я узнала, что прошел  он всю войну от начала до конца, Победу встретил в Будапеште, воевал он в танковых войсках, дважды был ранен, горел – стало понятно, откуда у дедушки большое коричневое рубцеватое пятно в полспины. С фронта не сохранилось ни писем, ни фотографий, зато из госпиталя - целый пакет черно-белых снимков. Мое наивное  воображение  сразу вспомнило кадры популярного в то время фильма «Веселые ребята», эпизод выхода музыкантов на сцену при полном параде после грандиозной драки. Так и бойцы в полосатых пижамах, кто забинтованный, кто в гипсе, кто на костылях жизнерадостно улыбались на камеру….
Не под силу  мне было, семилетнему ребенку, осознать глубину горя, скрытого за этими улыбками, до конца осмыслить слово «смерть».
- А как это – погиб на фронте?
-…  Опустилась на нашу Землю тьма-тьмущая, пришла беда неминуемая, и встали наши отцы, мужья, братья, сыновья как один, и пошли биться с врагом, защищая свою семью, свою Родину от чудища лютого, от ирода проклятого. Много их  полегло  на поле брани,  крепких, молодых,  красивых…
- Бабушка! Это же из былины про богатырей! - возмутилась я.
-  А наши воины разве не богатыри?  И не погибли они вовсе – а, превратившись в белых журавлей, прямиком вознеслись на небо.
У меня вырвался неопределенный звук и, округлив глаза, я многозначительно прошептала:
- Они небожители, да?  ….  А как же  наш дедушка?! Он же тоже воевал?!
- И наш дедушка тоже отправится на небеса, только чуть позже догонит свою  журавлиную  стаю….
В конце учебного года, перед Майскими учительница спросила, у кого в семье есть ветераны – из всего класса подняла руку только я и еще три человека.  На перемене нас обступили ребята и  с горящими глазами начали  расспрашивать, кто и где воевал. Меня вдруг охватило такое  чувство гордости за дедушку, что,  неожиданно для  себя, я  сочинила  на ходу историю о наградном пистолете….                За праздничным столом из сдвинутых школьных парт было  душевно и  весело. Мальчишки наперебой задавали  вопросы, девочки старательно раскладывали кусочки яблочного пирога по тарелкам. Постаревшие седоволосые солдаты казалось, сбросили десяток лет в окружении  детворы, разговорились и растрогались, вспоминая свою боевую молодость.  Валентина Ильинична еще в самом начале произнесла торжественную речь ко Дню Победы,  поблагодарила гостей, немного прослезилась и сейчас совсем по-домашнему суетилась, подливая  чай,  предлагая угощения, умиротворенно улыбаясь, глядя  на  своих питомцев. И только я мысленно молила Бога, чтоб никто не вспомнил про мою выдумку.
Но чуда не произошло, в какой-то момент поднялся  Игорь Шульгин и вежливо попросил моего дедушку рассказать о наградном пистолете. Я готова была провалиться сквозь землю!
Судя по всему, дедушка тоже.  Мы красноречиво переглянулись, я виновато опустила глаза  и  готова  уже была  принять клеймо  позора,  но тут  раздался  спасительный звонок -  все  зашевелились, а я вскочила,  как ошпаренная и  срочно потянула  дедушку к  выходу...
По дороге домой я краснела и сгорала от стыда, боялась заговорить первой. Дедушка переложил три красных гвоздички в другую  ладонь  и взял меня за руку:
- Зачем же ты меня в такой переплет втянула?  Ты пойми, онучка, мы ведь не за награды воевали….
Если бы он ругался и читал нотации – было бы легче, а так, меня просто разъедало чувство горечи, ведь я вовсе не хотела обесценивать его заслуги и придумывать несуществующие подвиги, но так получилось…
Инцидент мы договорились больше  не обсуждать и оставить в секрете.  Я дала торжественное обещание больше никогда не врать, не приукрашать и не преувеличивать. Ну, или почти никогда....             
Вернувшись в  школу после праздников, мне все-таки не удалось избежать  подозрительных улыбок и вопросов.
- Много вы понимаете! Это было секретное задание, не подлежащее разглашению, - уверенным тоном дала я отпор, - Мне влетело дома за то, что много болтаю! – с видом пострадавшей героини я прошествовала на свое место, давая понять, что разговор окончен.
«Нет, ну, не могла же я ударить лицом в грязь, а главное - подставить дедушку - рассуждала я, разглядывая свои новенькие туфельки, взлетающие в небесную синеву весеннего неба, беспечно раскачиваясь на качелях и жмурясь от яркого солнца, - Все! Больше никогда и не за что! Теперь точно в последний раз!»
***
Годы летели, мы взрослела, ветераны старели. Дедушка  заметно сдал, открылись старые болезни, мог и выпить чаще обычного. Помню свое потрясение, когда 9 Мая я увидела  его, шедшего через школьный стадион с тремя традиционными гвоздиками. Этот день был сырой и прохладный. Он прошел мимо, не заметив меня. Одинокая фигура  в черном кожаном  плаще в сером тумане. Я не выдержала и разревелась. От невозможности остановить неумолимо бегущее время. Но такова жизнь. И неважно, молодой или старый, в парадном кителе с орденами или в домашнем  поношенном трико - поколение Победителей имеет право уходить тихо, незаметно и  не оправдываясь….

***
Мы действительно считали их святыми. С каким неподдельным азартом  соскакивали со своих мест в  автобусе  или трамвае, желая первым уступить место, охотно переводили через дорогу,  брали шефство и  бегали в  магазин за хлебом. 
Видимо, прошло слишком много времени – многое забылось. И  вот опять слово «война»  приобрело новые смыслы – реальные, ощутимые, неотвратимые. И вновь  журавлиный  клин  медленно  отрывается и  покидает нашу грешную поруганную землю…. 
               
               
                Одесса. 2024 г.