Советская идеология и советские песни об одиночест

Александр Пасынков
   Советская идеология и советские песни об одиночестве
О противопоставлении идеологии коллективизма индивидуальности и его проявлении в явлении одиночества в Советском Союзе.
Коллективизм – это идеология, которая ставит интересы группы выше интересов отдельного человека. Индивидуальность гражданина подчеркивает уникальность и свободу выбора каждого человека. В Советском Союзе коллективизм был господствующей идеологией, которая определяла все сферы жизни: политику, экономику, культуру, образование, мораль. Коллективизм требовал от людей подчинения общим целям, нормам и правилам, отказа от личных амбиций, желаний и чувств. Коллективизм превращал человека в звено огромной машины, которая должна была работать на благо всего общества.
Индивидуальность в Советском Союзе подавлялась и преследовалась. Люди, которые выражали свое мнение в творчестве, самобытности, не соглашались с официальной идеологией или критиковали власть, подвергались репрессиям, цензуре, изоляции, остракизму. Индивидуальность считалась опасной для стабильности и единства страны. Индивидуальность была врагом коллективизма.
Философия экзистенциализма рассматривает вопросы взаимодействия личности и коллектива с точки зрения одиночества и свободы. Центральная идея Мартина Бубера (Buber, 1878-1965), еврейского религиозного философа и писателя, – бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром ("диалогический персонализм").
Бубер, Мартин ( de. Martin Buber, 8 февраля 1878, Вена — 13 июня 1965, Иерусалим) — немецко-еврейский экзистенциальный философ, теоретик сионизма.
М.Бубер утверждает, что человеческая личность одновременно воспринимает себя как изгнанную из природы (подобно отвергнутому, нежелательному ребенку), так и в качестве личности, изолированной от остальных в бушующем мире людей. По мнению М. Бубера, результатами одиночества становятся два типа жизнепонимания: современный индивидуализм и современный коллективизм. Это состояние характеризуется слиянием космической и социальной бездомности, мировым и жизненным страхом.

Коллективизм, по мнению М.Бубера, вытекает из крушения индивидуализма. В коллективизме личность пытается избежать своего рока – одиночества, полностью включаясь в одну из массовых групповых организаций. Причем, чем мощнее, монолитнее и результативнее по своим достижениям организации, тем в большей степени люди могут воспринимать себя избавленным от социальной и космической форм «бездомности». Очевидно, что причин для страха перед жизнью нет там, где нужно всего лишь привыкнуть к «всеобщей воле» и где собственная ответственность «поглощается» коллективной, и где вселенная заменяется технизированной природой.
 Коллектив провозглашает свою готовность обеспечить тотальную безопасность. М.Бубер считает, что присоединение личности к надежно функционирующему «целому» осуществилось, однако оно не является соединением человека с человеком. Существование человека в коллективе не равнозначно существованию человека в общении с другим человеком. В коллективе личность не освобождается от одиночества, между тем как одиночество связывает живущих, «живет» с ними. Человеческое одиночество здесь не преодолевается, а только лишь заглушается.
Современный коллективизм это последний барьер, который возводится человеком на пути встречи с самим собой.

Встреча человека с самим собой может осуществиться только как встреча одинокого с ближним и должна осуществиться в качестве таковой. Только тогда, когда одинокий человек постигнет другого во всей его «инаковости» как себя, как человека, и, руководствуясь открывшимся ему постижением, прорывается к нему, лишь тогда он преодолевает свое собственное одиночество.
Разумеется, такой процесс возможен лишь в том случае, если личность как таковая испытала потрясение, изменившее ее. Однако ни в индивидуализме, ни в коллективизме личность не способна осуществить прорыв к другому.
В человеческой истории бывали времена, когда люди не видели в самих себе непостижимой тайны. Мир и люди в нем казались более или менее понятными, не было места чувству тревоги перед неразрешимыми вопросами вроде "что я такое?", "почему я существую?", "для чего я существую?". Человечество просто было не готово к таким вопросам. Сознание должно дойти до какого-то критического пункта в своем развитии, чтобы заметить таинственность человеческого существования. Такой момент, по мнению Бубера, может наступить не раньше, чем человек осознает свое одиночество. Он пишет: "Более всего склонен и наилучшим образом подготовлен к самосознанию <...> человек, ощущающий себя одиноким, т.е. тот, кто по складу ли характера, под влиянием ли судьбы или вследствие того и другого остался наедине с собой и своими проблемами, кому удалось в этом опустошающем одиночестве встретиться с самим собой, в собственном "Я" увидеть человека, а за собственными проблемами – общечеловеческую проблематику. <...> В леденящей атмосфере одиночества человек со всей неизбежностью превращается в вопрос для самого себя..."
Бубер М. Два образа веры. М., 1995. С. 164.


«Теперь мое убеждение в жизни основывается на уверенности в том, что одиночество - это не уникальное явление, которое вызывает интерес у других людей... Это главный и неизбежный факт человеческого существования... Он не получает ни поддержки, ни одобрения, ни помощи у партии, он не находит прибежища в толпе, он не верит ни в кого, кроме самого себя. И зачастую эта вера его опустошает, вызывает у него дрожь и заставляет его  чувствовать себя беспомощным».
Вульф Т.

Однако индивидуальность бессмертна. Она продолжала жить в глубине души каждого человека, который не хотел быть лишенным своей личности, своего голоса, своего права на счастье. Философия одиночество была одним из самых сильных и ярких способов выражения индивидуальности в Советском Союзе. Одиночество было протестом против коллективизма, было спасением от давления и контроля со стороны общества. Одиночество было средством  поиском себя, своего места в мире, своего смысла жизни.
Одиночество в Советском Союзе проявлялось в разных формах: в литературе, искусстве, музыке, философии, религии. Одиночество было темой многих произведений писателей и поэтов, таких как Пастернак, Солженицын, Бродский, Ахматова, Цветаева и других. Они писали о своих переживаниях, страданиях, надеждах и мечтах в условиях советской идеологии. Они писали о своем внутреннем мире, который не поддавался внешнему влиянию. Они писали о своем одиночестве, которое было их источником силы и глубокого страдания.
Эти люди одиночества создавали свои уникальные образы и символы, которые отражали их взгляд на мир, на человека, на себя, создавая свои произведения вопреки предписаниям официальной эстетике и идеологии. Они создавали свои произведения для тех, кто принимал их философию одиночества в условиях коллективного единомыслия.
Одиночество было также проявлением философского и религиозного поиска смысла жизни. Многие люди в Советском Союзе обращались к разным философским учениям и религиозным верованиям, которые помогали им найти ответы на вопросы о существовании, свободе, добре и зле. Через познание космоса одиночества они искали свой путь к Богу, к высшему сознанию.
Одиночество было противопоставлением индивидуальности идеологии коллективизма. Одиночество в Советском Союзе было не только состоянием страдания, но и источником творчества, парадоксальным языком общения, социальным благом для принявших его. Одиночество стало выражением человеческого духа свободы как внутренней эмиграции. Люди не могли и не хотели жить в атмосфере двуличной морали, социальной пассивности, безразличие, единомыслия, ложный и иллюзорных целей, засилья и репрессивного воздействия коммунистической идеологии, социального неравенства народа и партийной номенклатуры, всеобщего дефицита и жёсткого регламента социальных норм, информационной лживости и цензуры.
 Вот афористичные критические описания советской действительности времен СССР:

Семь чудес советской власти:

1. Безработицы нет, но никто не работает.

2. Никто не работает, но план выполняется.

3. План выполняется, но купить нечего.

4. Купить нечего, но всюду очереди.

5. Всюду очереди, но мы на пороге изобилия.

6. Мы на пороге изобилия, но все недовольны.

7. Все недовольны, но голосуют «за».


– Какое шестое чувство развилось у советского человека?

– Чувство глубокого удовлетворения.

      – Что это за люди едут с нами? – спрашивает иностранец в переполненном автобусе.
   
   – Это хозяева страны!
   
   – А это кто проехал? – он показывает на обогнавшую их «Чайку».
   
   – А это слуги народа!
   
   Плакат на здании обкома: "Кто у нас не работает, тот не ест!"


Наступил коммунизм.

– Алло, Манька, включай скорей свой цветной телевизор, красную икру показывают.



– Является ли коммунизм наукой?

– Нет. Если бы он был наукой, его бы сначала попробовали на собаках.


– Если все так хорошо, то почему все так плохо?

– Тут действует диалектический закон единства противоположностей.


– Кто были по национальности Адам и Ева?

– Конечно, русскими! Только они могут бегать босыми и голозадыми, не иметь крыши над головой, есть одно яблоко на двоих и при этом кричать, что они в раю!

– Сегодня мы идем в театр! Будем смотреть "Живой труп".

– Надоело уже – все про Ленина, да про Ленина!



На выборах секретаря в райской парторганизации была выдвинута кандидатура бога.
   
   – У меня отвод! – поднимается один. – У него сын в Израиле.

По уточненной теории исторического материализма между социализмом и коммунизмом неизбежна промежуточная стадия алкоголизм.


ЕСЛИ У МЕНЯ БУДЕТ ВЫБОР, В каком АДУ ГОРЕТЬ, ВЫБЕРУ РОССИИСКИИ. ТО КОТЛЫ
ДЫРЯВЫЕ… ТО ДРОВА СЫРЫЕ,… ТО ЧЕРТИ ПЬЯНЫЕ…

До чего ЖЕ мудрый РУССКИЙ ЯЗЫК! ОН СКОТИНУ СЧИТАЕТ ПО ГОЛОВАМ, А ПРАВИТЕЛЬСТВО и политбюро ПО ЧЛЕНАМ.

В советской консерватории идет защита диссертации на тему: «К вопросу о целесообразности использования клавишно-пневматических духовых инструментов лицами духовного звания». Один член совета другому:
– Мудреная тема какая-то.
– Да это переводится просто: «На фига попу гармонь?»



Создание песен об одиночестве в СССР было блокировано по нескольким причинам:
Идеологическая цензура - это контроль над содержанием и формой художественных произведений со стороны государственных органов и партийных инстанций, которые следили за соблюдением социалистического реализма и пропагандой коммунистических идей. Песни об одиночестве могли быть расценены как проявление индивидуализма, пессимизма, депрессии или отчуждения, которые противоречили официальному образу советского человека как общественника, оптимиста, энтузиаста и патриота. Такие песни запрещались, подвергались критике в прессе.
Эстетическая цензура - это контроль над стилем и жанром художественных произведений со стороны профессиональных объединений, критиков и экспертов, которые следили за соблюдением традиционных норм и канонов советской эстрады и музыкальной культуры. Песни об одиночестве расценивались как проявление западного влияния, модернизма, авангардизма или экспериментализма, которые противоречили официальному образу советской музыки как народной, классической, гармоничной и доступной. Такие песни игнорировались, осуждались в средствах массовой информации.
Психологическая цензура - это контроль над эмоциями и настроением художественных произведений со стороны авторов, исполнителей, которые следили за соответствием своих чувств и переживаний в музыке общественным ожиданиям и требованиям. Песни об одиночестве могли быть расценены как проявление слабости, неудачи, недостатка или проблемы, которые противоречили официальному образу советской жизни как успешной, счастливой, достаточной и беспроблемной. 
«Вся жизнь впереди, надейся и жди».
Все профессиональны музыкальные коллективы в СССР должны были быть приписаны к местным филармониям.
100+ советских и русских песен, изменивших нашу жизнь: от 60-х до 2020-х. https://www.timeout.ru/msk/feature/496798.
Одиночество в CD. Изоляционные песни. https://www.timeout.ru/msk/feature/496031.
Сделано в СССР. Любимые песни СССР – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=bMhEAoUVKnQ.

В наше время чего не стоит говорить, то поется.
Пьер Бомарше

Феномен популярность англоязычных хитов об одиночестве в СССР можно рассматривать как проявление оппозиционности, социального протеста и идеологической фронды. Хотя, возможно, что для многих советских слушателей такие песни были просто источником эстетического удовольствия, культурного интереса или эмоционального выражения, не связанного с политическими мотивами или действиями. Однако для некоторых слоев населения, особенно молодежи, интеллигенции и диссидентов, англоязычные хиты об одиночестве могли стать символом неприятия существующего порядка, стремления к свободе и демократии, солидарности с западными ценностями и культурой. Такие песни могли использоваться как средство самоидентификации, коммуникации и мобилизации оппозиционных групп и движений, которые выражали своё недовольство аспектами советской реальности.
Пять мифов об одиночестве: неужели всё так плохо?.
 https://www.bbc.com/russian/vert-fut-43142438.
100+ советских и русских песен, изменивших нашу жизнь: от 60-х до 2020-х. https://www.timeout.ru/msk/feature/496798.
Англоязычные хиты об одиночестве повлияли на формирование и развитие советского и русского рока и поп-культуры в разных аспектах:
- Музыкальный - многие советские рок-группы вдохновлялись западными образцами, такими как The Beatles, The Rolling Stones, Pink Floyd, Led Zeppelin, Queen и другие. Они заимствовали элементы их стиля, звучания, аранжировки, инструментария и техники исполнения. Некоторые группы также использовали английский язык в своих песнях или делали кавер-версии западных хитов. Например, группа Автограф записала песню «Ночной каприз» на мотив «Stairway to Heaven» от Led Zeppelin, а группа Круиз – песню «Волчий билет» на мотив «Another One Bites the Dust» от Queen.
- Тематический - многие советские рок-группы затрагивали в своих песнях темы, которые были табу или неприемлемы для официальной культуры, такие как одиночество, чуждость, бунт, любовь, секс, наркотики, религия и т.д. Они выражали свое отношение к советской действительности, свои чувства, мысли и мечты. Они также обращались к западной культуре как к источнику вдохновения и альтернативы. Например, группа Алиса пела о поиске свободы в песне «Все это рок-н-ролл».
- Социальный - многие советские рок-группы становились лидерами и символами молодежной субкультуры, которая отличалась от официальной идеологии и норм поведения. Они создавали свой стиль одежды, прически, жестов и сленга. Группы объединялись в клубы, фан-клубы, движения и партии, устраивали концерты, фестивали, акции и демонстрации. Лозунг «Цой жив!» стал символом и граффити после смерти лидера группы Кино Виктора Цоя в 1990 году. Рокеры жестко подвергались преследованию, цензуре, запретам и репрессиям со стороны властей.
Музыка СССР — Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/.
Категория:Рок-группы СССР — Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/:-.
Рок-Острова: альбомы, песни, плейлисты | Слушайте на Deezer. https://www.deezer.com/ru/artist/4942558.
В СССР было написано много песен разных жанров и направлений, от академической и эстрадной музыки до авторской песни и рока. Некоторые песни были официально изданы на грампластинках и распространялись по радио и телевидению, другие циркулировали в неофициальном обороте на магнитофонных записях. В 1970-е годы в СССР было около 20 заводов по производству грампластинок, которые выпускали около 200 млн. пластинок в год.
 Грампластинка — Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Лучшие советские лирические песни об одиночестве помогали и поддерживали простого советского гражданина в СССР, потому что они отражали его реальные чувства, мысли и переживания, которые он не мог или не хотел выражать открыто. Эти песни давали ему возможность почувствовать себя не одиноким, а связанным с другими людьми, которые испытывали то же самое. Эти песни также давали ему надежду на лучшее будущее, в котором он сможет найти свою настоящую любовь и счастье. Эти песни были способом самовыражения и самореализации для многих талантливых композиторов и исполнителей, которые не могли полностью раскрыть свой потенциал в условиях тоталитарного режима.
Лучшие песни об одиночестве помогали создавать гражданину СССР свой свободный виртуальный мир, потому что они позволяли ему отвлечься от реальности, в которой он чувствовал себя подавленным, ограниченным и несчастным. Эти песни давали ему возможность мечтать, фантазировать, воображать и выражать свои истинные чувства, которые он не мог или не хотел делить с другими. Эти песни также давали ему утешение, поддержку и надежду, что он не одинок, а связан с другими людьми, которые переживают то же самое. Эти песни были способом самоидентификации и самоутверждения для многих творческих личностей, которые не могли полностью реализовать свой потенциал в условиях тоталитарного режима.
Сделано в СССР. Любимые песни СССР – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=bMhEAoUVKnQ.
В РАБОЧИЙ ПОЛДЕНЬ 3 | Любимые советские песни | Песни СССР. https://www.youtube.com/watch?v=DsSlL_veVlI.
ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ НАШИХ ОТЦОВ | Песни СССР. https://www.youtube.com/watch?v=U9asq_d7x9w.
Лучшие хиты советской эстрады 1940–1960-х: Магомаев, Кристалинская …. 100+ советских и русских песен, изменивших нашу жизнь: от 60-х до 2020-х. https://www.timeout.ru/msk/feature/496798.
Песни об Одиночестве (Songs about loneliness) | ВКонтакте. https://vk.com/so_alone_together.

Функции музыки, помогающие человеку справляться с одиночеством и экзистенциальным кризисом универсальны, в том числе и для советской действительности.
Некоторые из этих функций это:
- Катарсис. Музыка об одиночестве может помогать человеку освободиться от накопленных негативных эмоций, таких как грусть, тоска, страдание, злость и т.д. Музыка об одиночестве может давать человеку возможность выразить свои чувства через пение, слезы, танец или другие способы. Музыка об одиночестве может также давать человеку возможность пережить свои эмоции через слушание, сопереживание, воображение или другие способы.
- Идентификация. Музыка об одиночестве может помогать человеку найти отражение своего состояния в музыке и певце. Музыка об одиночестве может давать человеку возможность узнать себя в тексте, мелодии, голосе или стиле песни. Музыка об одиночестве может также давать человеку возможность увидеть себя в контексте, истории, персонажах или ситуациях песни.
- Социализация. Музыка об одиночестве может помогать человеку наладить контакт и общение с другими людьми. Музыка об одиночестве может давать человеку возможность поделиться своим состоянием с другими слушателями или певцами. Музыка об одиночестве может также давать человеку возможность получить поддержку и понимание от других слушателей или певцов.
- Смыслообразование. Музыка об одиночестве может помогать человеку найти смысл и цель в своем существовании. Музыка об одиночестве может давать человеку возможность осознать свою уникальность и ценность. Музыка об одиночестве может также давать человеку возможность открыть для себя новые горизонты и возможности.
Потребность общества в советских песнях об одиночестве создала уникальный творческий феномен поэтического и музыкального творчества,  глубокой вокальной культуры ряда выдающихся советский певцов и певиц, музыкальных и вокально-инструментальных коллективов, исполнителей авторской песни. Про ряд замечательных советских певиц, исполняющих песни об одиночестве, я поговорю в отдельной статье. Здесь я приведу примеры советских певцов, наиболее ярко исполнивших лучшие советские песни об одиночестве.

Муслим Магомаев – это один из самых известных и уважаемых советских и российских эстрадных и оперных певцов, композиторов и актёров. Его творческая и исполнительская манера характеризуется следующими особенностями:
- Он обладал мощным лирико-драматическим баритоном, который позволял ему передавать разные эмоции и настроения в своих песнях. Он также владел техникой бельканто, которая давала ему возможность петь сложные вокальные партии с лёгкостью и чистотой.
- Он уделял большое внимание словам и поэтической интонации, стараясь выразить смысл и красоту текстов своих песен. Он работал с разными поэтами и композиторами, такими как Аркадий Островский, Михаил Танич, Юрий Энтин, Владимир Шаинский и другие.
- Он исполнял свои песни с большой экспрессией и эмоциональностью, передавая слушателям свое отношение к темам, которые он затрагивал. Он пел о любви, дружбе, природе, истории, культуре и других аспектах жизни.
Муслим Магомаев был одним из самых ярких и талантливых певцов Советского Союза, который завоевал сердца миллионов слушателей своим неповторимым голосом и обаянием. Он исполнял как эстрадные, так и оперные произведения, демонстрируя свою музыкальную разносторонность и мастерство. Он также был композитором, кинокомпозитором, актёром и мемуаристом .
Одиночество в творчестве и судьбе Муслима Магомаева — это тема, которая заслуживает внимания и уважения. За этой яркой внешностью скрывался человек, который испытывал одиночество и непонимание. Он часто чувствовал себя одиноким и неприкаянным, не имея постоянного дома и семьи.
Его творческая карьера также была полна противоречий и сложностей. Но он также столкнулся с критикой и недовольством со стороны советских властей, которые не одобряли его контакты с западными артистами и его желание петь не только на русском, но и на других языках. Он часто подвергался цензуре и ограничениям в своём творчестве и испытывал давление. Он не мог найти свободу и удовлетворение в своём искусстве.
Муслим Магомаев был человеком, который дарил радость и красоту своим слушателям, но сам не мог найти счастье и покой. Он был одиноким в своём творчестве и судьбе, не имея поддержки и понимания от близких и окружающих. Он был гением, который не мог реализовать свой потенциал в полной мере. Он был легендой, которая осталась в памяти многих поколений.

Муслим Магомаев: певец … - 24СМИ. Творческий путь Муслима Магомаева | Личная жизнь певца. https://www.rockautoclub.ru/magomaev.

Песни Муслима Магомаева, которые также затрагивают тему одиночества, это «Ноктюрн» , «Вечер на рейде» , «Мелодия»  и «Синяя вечность», «Одиночество женщины».
В этих песнях он выражает свою тоску по ушедшей любви, своё беспокойство за будущее, свою надежду на встречу снова. Он поёт о том, как трудно жить без того, кто дорог сердцу, как важно ценить каждый миг счастья, как нельзя сдаваться перед лицом трудностей. Он поёт о том, что он не одинок, потому что любит и верит в любовь.
Сборник песен Муслима Магомаева. Записи 1960-80-х – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=IOniBfu3A-w.
Рожденный для музыки Муслим Магомаев – В мире музыки.
Иосиф Кобзон — один из самых известных и уважаемых певцов советской и российской эстрады, народный артист СССР, Герой России, обладатель многих наград и премий. Его голос и песни знакомы и любимы миллионами слушателей разных поколений. Среди его репертуара есть много песен, которые затрагивают тему одиночества, поиска смысла жизни, любви и разлуки. Вот некоторые из них:
За всю свою музыкальную карьеру Кобзон исполнил множество популярных песен, таких как «Тёмная ночь», «В землянке», «Мгновения», «За того парня» и другие .
Среди песен Иосифа Кобзона, которые можно отнести к теме одиночества, можно выделить следующие:
- «Всё повторяется»  — песня, которая рассказывает о том, как мужчина сталкивается с разными проблемами и несчастьями в своей жизни. Он не может изменить свою судьбу и принимает её такой, какая она есть. Он чувствует себя одиноким и непонятым, не имея поддержки и понимания. Песня выражает тоску и сожаление, любовь и боль.
- «Проводы любви»  — песня, которая рассказывает о том, как мужчина прощается со своей возлюбленной, которая улетает в другой город. Он не знает, когда она вернётся и думает ли она о нём. Он чувствует себя одиноким и обманутым, не имея поддержки и понимания. Песня выражает горечь и решительность, любовь и боль.
- «Малиновый звон»  — песня, которая является одной из самых известных и любимых песен Кобзона. Она рассказывает о том, как мужчина влюбляется в женщину, которую видит в окне дома напротив. Он не может с ней познакомиться и не знает её имени. Он чувствует себя одиноким и непонятым, не имея возможности выразить свои чувства. Песня выражает восхищение и надежду, любовь и боль.
- «Три года ты мне снилась» — песня о том, как певец вспоминает свою любовь. Он говорит, что он не может забыть ее, что он видит ее во сне, что он ждет ее встречи. Песня была написана в 1979 году композитором Александром Пахмутовым на стихи поэта Николая Добронравова.
Иосиф Кобзон был одним из самых известных и уважаемых советских и российских эстрадных певцов, который исполнял разнообразный репертуар, включающий лирические, патриотические, сатирические и фольклорные песни. Его творческая и исполнительская манера имела несколько характерных черт:
- Он обладал мощным лирико-драматическим баритоном, который позволял ему передавать разные эмоции и настроения в своих песнях. Он также владел техникой бельканто, которая давала ему возможность петь сложные вокальные партии с легкостью и чистотой.
- Он уделял большое внимание словам и поэтической интонации, стараясь выразить смысл и красоту текстов своих песен. Он работал с разными поэтами и композиторами, такими как Аркадий Островский, Михаил Танич, Юрий Энтин, Владимир Шаинский и другие.
- Он исполнял свои песни с большой экспрессией и эмоциональностью, передавая слушателям свое отношение к темам, которые он затрагивал. Его песни всегда будут жить в сердцах его поклонников и будут напоминать о его таланте и душе.

Иосиф Кобзон. Сборник песен – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=YhR3AoN6SJA.
ИОСИФ КОБЗОН. ЛУЧШИЕ ПЕСНИ – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=IlOUXmRo0l4.
Иосиф Кобзон cкачать бесплатно в mp3 – Musify. https://musify.club/artist/iosif-kobzon-81207.
Иосиф Кобзон — биография, личная … - 24СМИ. https://24smi.org/celebrity/195-iosif-kobzon.html.
SovMusic.ru – Песни в исполнении Иосифа Кобзона. http://www.sovmusic.ru/person_list.php?idperson=106&part=2.

Лев Лещенко – это один из самых известных и уважаемых советских и российских эстрадных певцов, который исполнял разнообразный репертуар, включающий лирические, патриотические, сатирические и фольклорные песни. Его творческая и исполнительская манера характеризуется следующими особенностями:
- Он обладал мощным лирико-драматическим баритоном, который позволял ему передавать разные эмоции и настроения в своих песнях. Он также владел техникой бельканто, которая давала ему возможность петь сложные вокальные партии с легкостью и чистотой.
Лев Лещенко — известный советский и российский эстрадный певец, народный артист России. Он исполнил множество песен разных жанров и тематик, в том числе и об одиночестве. Некоторые из них:
- «Прощай» — песня о расставании с любимой женщиной, которая уезжает в другой город. Певец выражает свою боль и скорбь, но не хочет мешать ей жить. Он говорит, что всегда будет помнить ее и ждать встречи.
- «Эхо любви» — дуэт с Анной Герман о невозможной любви, которая осталась только в памяти. Певцы вспоминают свои счастливые моменты, но понимают, что их разлучила судьба. Они говорят, что их любовь живет в эхе.
Тема одиночества в песне «Нам не жить друг без друга» Льва Лещенко очень эмоциональна и драматична. Песня рассказывает о любви, которая была испытана разлукой и смертью. Певец обращается к своей возлюбленной, которая погибла, и просит ее не забывать о нем. Он говорит, что их любовь — вечная, и что он всегда будет ждать ее встречи. Он выражает свою верность, гордость и скорбь.
Песня имеет музыкальную форму баллады, то есть лирической песни, которая рассказывает какую-то историю. Песня состоит из четырех куплетов и припева, которые повторяются с разными вариациями. В песне используются разные музыкальные средства, такие как динамика, темп, ритм, гармония, тональность и т.д., чтобы создать разнообразие и выразительность.
Лев Лещенко исполнил песню «Нам не жить друг без друга» с большим чувством и мастерством. Его голос звучит то ласково и нежно, то страстно и проникновенно. Он передает все оттенки чувств героя песни, его любовь и боль.
Лев Лещенко – Нам не жить друг без друга (1977) – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=LLhRjttdX1c.
Лев Лещенко – Нам не жить друг без друга текст песни, слова. Лев Лещенко. Золотые хиты. Сборник песен 1970-90-х – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=S7nCU2-DGds.
Лев Лещенко — слушать онлайн бесплатно на Яндекс Музыке в хорошем качестве. https://music.yandex.ru/artist/1120272.
Лев Лещенко cкачать бесплатно в mp3 – Musify. https://musify.club/artist/lev-leshenko-105023.

Эдуард Хиль – это один из самых известных и уважаемых советских и российских эстрадных певцов, который исполнял разнообразный репертуар, включающий лирические, патриотические, сатирические и фольклорные песни. Его творческая и исполнительская манера характеризуется следующими особенностями:
- Он обладал мощным лирико-драматическим баритоном, который позволял ему передавать разные эмоции и настроения в своих песнях.
Он уделял большое внимание словам и поэтической интонации, стараясь выразить смысл и красоту текстов своих песен.

Эдуард Хиль — знаменитый советский и российский эстрадный певец, который исполнял множество песен разных жанров и настроений. Среди его песен есть и такие, которые затрагивают тему одиночества, потери и разлуки. Некоторые из них:
- «Одинокая гармонь» — песня о солдате, который играет на гармони во время войны и вспоминает свою родину, любимую девушку и друзей. Песня наполнена грустью и тоской по мирной жизни.
- «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» — песня о человеке, который долго был вдали от своего дома и семьи. Песня выражает радость и облегчение от предстоящего возвращения, но также и горечь от того, что он не знает, что его ждет там.
- «Зима» — песня о человеке, который одиноко бродит по заснеженному городу и не находит себе места. Песня создает атмосферу холода, безысходности и отчуждения.
- «Последний романс» — песня о человеке, который прощается со своей последней любовью. Песня наполнена нежностью, любовью и скорбью от расставания.
- «Где-то далеко» — песня о человеке, который мечтает о далекой стране, где он был счастлив. Песня выражает ностальгию, желание и надежду на возвращение.
Эдуард Хиль – Песни о мужестве и дружбе | Золотая коллекция. https://www.youtube.com/watch?v=LMzaKxraz28.
Эдуард Хиль: альбомы, песни, плейлисты | Слушайте на Deezer. https://www.deezer.com/ru/artist/4943426.
Эдуард Хиль - Это Было Недавно Это Было Давно
Эдуард Хиль — биография, личная жизнь, фото, причина смерти, песни …. https://24smi.org/celebrity/3747-eduard-khil.html.
 Эдуард Хиль: все песни слушать онлайн или скачать mp3 бесплатно на …. https://music.xn--41a.ws/artist/-/.
Эдуард Хиль cкачать бесплатно в mp3 – Musify. https://musify.club/artist/eduard-hil-119105.

Песни об одиночестве от Владимира Трошина — это песни, которые отражают его внутренний мир, его переживания и чувства, связанные с разлукой, неразделённой любовью, непониманием и поиском смысла жизни. Среди таких песен можно выделить следующие:
- «Одинокая гармонь» — песня, которая рассказывает о том, как мужчина чувствует себя одиноким и непонятым в своём мире. Он не может найти своё место и свою судьбу. Он играет на гармони и вспоминает свою любовь, которая ушла от него. Песня выражает грусть и тоску, любовь и боль.
- «Тишина» — песня, которая является одной из самых глубоких и философских песен Трошина. Она рассказывает о том, как мужчина осознаёт своё одиночество и бессмысленность жизни. Он не видит смысла в своих делах и словах. Он чувствует себя пустым и одиноким в тишине. Песня выражает отчаяние и безысходность, любовь и боль.
- «Люди в белых халатах» — песня, которая является одной из самых трогательных и эмоциональных песен Трошина. Она рассказывает о том, как мужчина лежит в больнице после автомобильной катастрофы. Он не может двигаться и говорить. Он видит перед собой лишь людей в белых халатах, которые не могут ему помочь. Он вспоминает свою любовь, которая ждёт его дома. Песня выражает скорбь и раскаяние, любовь и боль.
- «А годы летят»— песня, которая является одной из самых ностальгических и меланхоличных песен Трошина. Она рассказывает о том, как мужчина вспоминает свою юность, когда он был счастлив и любил. Он сравнивает свою жизнь с рекой, которая несёт его к старости и смерти. Он чувствует, что он потерял своё счастье и не может его вернуть. Песня выражает тоску и сожаление, любовь и боль.
Его песни всегда будут жить в сердцах его поклонников и будут напоминать о его таланте и душе.

 Владимир Трошин — слушать онлайн бесплатно на Яндекс Музыке в хорошем …. https://music.yandex.ru/artist/2829272.
;Альбом «Золотая коллекция» (Владимир Трошин) в Apple Music. https://music.apple.com/ru/album/-/1340909378.
 
Георг Отс – это один из самых известных и уважаемых советских и эстонских певцов эстрады, оперы и оперетты. Он родился 21 марта 1920 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург, Россия) и умер 5 сентября 1975 года в Таллине (Эстония). Он вошел в список 100 великих деятелей Эстонии XX века.
Он обладал мощным лирико-драматическим баритоном, который позволял ему передавать разные эмоции и настроения в своих песнях. Он также владел техникой бельканто, которая давала ему возможность петь сложные вокальные партии с легкостью и чистотой. Он уделял большое внимание словам и поэтической интонации, стараясь выразить смысл и красоту текстов своих песен.
Несколько песен с темой одиночества , исполнявшихся Отсом:
Георг Отс - Ария Мистера Икс (Из оперетты Принцесса цирка)
Георг Отс - Услышь Меня  Хорошая
Георг Отс - Что так сердце растревожено

Георг Отс – Золотая коллекция. Лучшие песни. Что так сердце …. https://www.youtube.com/watch?v=owVZYCHKjTQ.
Отс Георг Карлович — биография певца, личная жизнь, фото, музыка. https://www.culture.ru/persons/10189/georg-ots.

Одиночество в судьбе и творчестве Валерия Ободзинского — это тема, которая заслуживает внимания и уважения. Валерий Ободзинский был одним из самых ярких и талантливых певцов Советского Союза, который завоевал сердца миллионов слушателей своим неповторимым голосом и обаянием. Он исполнял как эстрадные, так и романтические песни, демонстрируя свою музыкальную разносторонность и мастерство.
Однако за этой яркой внешностью скрывался человек, который испытывал одиночество и непонимание. Он часто чувствовал себя одиноким и неприкаянным, не имея постоянного дома и семьи.
Его творческая карьера также была полна противоречий и сложностей. Он стал звездой после своего выступления на фестивале «Песня года» в 1968 году, когда он пел песню «Эти глаза напротив»
Валерий Ободзинский был человеком, который дарил радость и красоту своим слушателям, но сам не мог найти счастье и покой. Он был одиноким в своём творчестве и судьбе, не имея поддержки и понимания от близких и окружающих. Он был гением, который не мог реализовать свой потенциал в полной мере. Он был легендой, которая осталась в памяти многих поколений.

Лучшие песни об одиночестве Валерия Ободзинского — это песни, которые отражают его внутренний мир, его переживания и чувства, связанные с разлукой, неразделённой любовью, непониманием и поиском смысла жизни. Среди таких песен можно выделить следующие:

- «Эти глаза напротив» — песня, которая стала первым и самым известным хитом Ободзинского. Она рассказывает о встрече двух влюблённых, которые не могут быть вместе из-за обстоятельств. Они лишь смотрят друг на друга сквозь толпу и мечтают о счастье. Песня выражает грусть и надежду, любовь и боль.
- «Восточная песня» — песня, которая также принесла Ободзинскому популярность и признание.
- «Колдовство»— песня, которая является одной из самых романтических и лирических песен Ободзинского. Она рассказывает о том, как любовь может изменить человека, заставить его видеть мир по-новому, испытывать новые ощущения и эмоции. Песня выражает восхищение и благодарность, чудо и счастье, нежность и ласку.
- «Прощай» — песня, которая является одной из самых грустных и трогательных песен Ободзинского. Она рассказывает о прощании двух влюблённых, которые не могут быть вместе из-за судьбы. Они просят друг друга не забывать о них, сохранять в памяти их образы и голоса. Песня выражает скорбь и раскаяние, любовь и боль, прощение и примирение и свободу. Песня выражает радость и уверенность, любовь и силу, надежду и веру.
Его песни всегда будут жить в сердцах его поклонников и будут напоминать о его таланте и душе.

Сборник лучших песен Валерия Ободзинского – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=A2-yag4pTgU.
15 лучших песен: ВАЛЕРИЙ ОБОДЗИНСКИЙ / Золотые хиты Валерия …. https://www.youtube.com/watch?v=ry5xx8Q-5X0.
Валерий Ободзинский. Восточная Песня. Видеоклип.. https://www.youtube.com/watch?v=b2G7IAiQWiQ.
 Ни под кого не подстраивался. Как сложилась судьба Валерия Ободзинского …. Валерия Ободзинская — биография … - 24СМИ.

Владимир Высоцкий – это один из самых известных и уважаемых советских поэтов, актёров театра и кино, авторов-исполнителей песен (бардов). Он родился 25 января 1938 года в Москве и умер 25 июля 1980 года от сердечного приступа. Его творчество охватывало разные жанры и темы, от уличных и лагерных песен до философских и экзистенциальных. Его песни отличались оригинальностью образов, метафор, ритма и рифмы. Его голос был мощным, экспрессивным и характерным. Его поэзия и песни оказали большое влияние на многих поэтов, певцов, музыкантов и слушателей.
Высоцкий также был талантливым актёром театра и кино. Он окончил Школу-студию МХАТ в 1960 году и работал в Театре на Таганке, где играл такие роли, как Гамлет, Галилей, Лопахин и другие. Он снялся в более чем двадцати пяти фильмах, среди которых «Интервенция», «Плохой хороший человек», «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии» и другие. Он также писал песни для своих фильмов и спектаклей.
Несколько песен с темой одиночества, исполнявшихся Высоцким:
Кони привередливые
Цыганочка
Я не люблю
Натянутый Канат
Корабли постоят – и ложатся на курс
Прощание с горами
Владимир Высоцкий – 100 Лучших песен. Часть 1 – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=lKe9wvLcb5Q.

Константин Никольский – это один из самых известных и любимых российских рок-музыкантов, певец, гитарист, автор песен. Его творческая и исполнительская манера имеет несколько особенностей:
Он пишет свои стихи и музыку, не используя чужих текстов или мелодий. Его поэзия отличается высоким уровнем мастерства, оригинальностью образов и метафор, глубиной мысли и чувства. Он пишет в разных жанрах: от сонетов до свободного стиха.
- Он играет на гитаре, демонстрируя виртуозное владение инструментом. Он использует разные приемы игры: от классического фингерстайла до джазовых импровизаций. Его музыка гармонично сочетается с его словами, подчёркивая настроение и смысл песен.
- Он исполняет свои песни с большой экспрессией и эмоциональностью, передавая слушателям своё отношение к темам, которые он затрагивает. Несколько песен с темой одиночества, исполнявшихся Никольским:
Я сам из тех
Когда поймёшь умом, что ты один на свете
Я бреду по бездорожью
Прошедший день

Александр Дольский – это известный русский поэт, гитарист и автор-исполнитель, который создал множество лирических и сатирических песен. Его творческая и исполнительская манера характеризуется следующими особенностями:
- Он сочиняет свои стихи и музыку, не используя чужих текстов или мелодий. Его поэзия отличается высоким уровнем мастерства, оригинальностью образов и метафор, глубиной мысли и чувства. Он пишет в разных жанрах: от сонетов до свободного стиха.
- Он играет на гитаре, демонстрируя виртуозное владение инструментом. Он использует разные приёмы игры: от классического фингерстайла до джазовых импровизаций. Его музыка гармонично сочетается с его словами, подчёркивая настроение и смысл песен.
Несколько песен с темой одиночества, исполнявшихся Александром Дольским:
Сентябрь, дожди
ОТКРОВЕНИЯ
Старые паруса
Не понимаем…
Как мало нам даёт любовь

Сергей и Татьяна Никитины – это известный российский дуэт, который исполняет авторскую песню в разных жанрах: от лирики до сатиры. Их творческая и исполнительская манера характеризуется следующими особенностями:
- Они пишут и сочиняют свои песни, не используя чужих текстов или мелодий. Их поэзия отличается высоким уровнем мастерства, оригинальностью образов и метафор, глубиной мысли и чувства. Они пишут в разных жанрах: от сонетов до свободного стиха.
- Сергей играет на гитаре, демонстрируя виртуозное владение инструментом.  Их музыка гармонично сочетается с их словами, подчеркивая настроение и смысл песен.
- Они исполняют свои песни с большой экспрессией и эмоциональностью, передавая слушателям свое отношение к темам, которые они затрагивают.
Несколько песен с темой одиночества, исполнявшихся Никитинами:
Никого не будет в доме
Я спросил у ясеня
Со мною вот что происходит
Под музыку Вивальди

Никитины часто исполняют песни на стихи замечательного поэта Юрия Левитанского.  Особенность советских песен об одиночестве на стихи Юрия Левитанского заключается в том, что они отражают не только личные переживания поэта, но и общую атмосферу эпохи, в которой он жил и творил. Левитанский был участником Великой Отечественной войны, которая оставила глубокий след в его душе и поэзии. Его стихи проникнуты чувством одиночества, тоски, разлуки, ностальгии, но также и любовью к жизни, родине, природе, искусству. Он писал о своих друзьях, товарищах, любимых женщинах, о своем детстве и юности, о своих мечтах и разочарованиях.
- «Сон об уходящем поезде» (музыка С. Никитина) — песня о сне поэта, который отстал от своего поезда и не может его догнать.
- «Диалог у новогодней ёлки» (музыка С. Никитина) — песня из фильма «Москва слезам не верит», в которой два человека разговаривают о своих чувствах и ожиданиях от нового года.
- «Ну что с того, что я там был…» (музыка Вл. Берковского) — песня о войне и ее последствиях для человеческой судьбы.
Эти песни передают настроение и мысли Левитанского в разные периоды его жизни. Они выражают его душевную боль, одиночество и безнадежность, но также и его любовь к жизни, красоте и свободе.
Многие из его стихов были положены на музыку советскими композиторами и исполнителями, преимущественно в бардовской стилистике. Среди них можно выделить такие песни, как:
А что же будет дальше
ДИАЛОГ У НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ
Сон об уходящем поезде
Светлый праздник бездомности
Всего и надо
Не поговорили

Татьяна и Сергей Никитины – официальный сайт. http://www.sergeytatiananikitiny.com/.
Биография Татьяна И Сергей Никитины | Last.fm. https://www.last.fm/ru/music/+++/+wiki.
 ЮРИЙ ЛЕВИТАНСКИЙ - СТИХИ ПРО ОДИНОЧЕСТВО – Всякая всячина — LiveJournal. https://lera-komor.livejournal.com/907335.html.
Левитанский Юрий Давыдович – bards.ru. http://bards.ru/archives/author.php?id=2186.
100 лет и 100 песен Юрия Левитанского – Год Литературы.
Знаменитый поэт и бард Булат Окуджава писал свои проникновенные стихи и музыку, не используя чужих текстов или мелодий. Его поэзия отличается высоким уровнем мастерства, оригинальностью образов и метафор, глубиной мысли и чувства. Он писал в разных жанрах: от сонетов до свободного стиха.
Вот несколько песен,об одиночестве, исполняемых Булатом Окуджава:
Эта женщина в окне
Моцарт на старенькой скрипке играет,
Полночный троллейбус
Молитва Франсуа Вийона

Булат Окуджава биография, кратко о творчестве и личной жизни. Биография и творчество Булата Окуджавы кратко. https://bing.com/search?q=+++++.
Творчество Булата Окуджавы.
Трио «Меридиан» - это советский и российский музыкальный коллектив из города Иваново, который был создан в 1975 году. Его участники: Надежда Лукашевич, Николай Сметанин и Владимир Ситанов (позже заменен на Алексея Подшивалова). Трио исполняло эстрадные и авторские песни в разных жанрах, таких как лирика, патриотика, сатира и фольклор. Трио сотрудничало с известными поэтами и композиторами, такими как Микаэл Таривердиев, Аркадий Островский, Михаил Танич, Юрий Энтин, Владимир Шаинский и другие. Трио прекратило свое существование в 2021 году.
Несколько песен с темой одиночества, исполнявшихся трио «Меридиан»:
Трио Меридиан – Голос
Трио Меридиан - Никого не будет дома
Трио Меридиан – Ностальгия
Трио Меридиан - Предчувствие любви
Трио Меридиан - Прекрасное далёко
Трио «Меридиан». Сборник песен. Советская эстрада 1980-х. https://www.youtube.com/watch?v=lKO7QtijjyQ.
Трио «Меридиан» - Вчерашний праздник (1985).
 https://www.youtube.com/watch?v=4TWzQ3GLKBE.

ТОП 100 ЛУЧШИХ ПЕСЕН СССР по ПРОСМОТРАМ | Cоветские песни и хиты. https://www.youtube.com/watch?v=BWVJ7PvrvUE.
ЛЮБИМЫЕ ПЕСНИ СССР ; ЗОЛОТЫЕ ХИТЫ 70-80х ; ПЕСНИ КОТОРЫЕ ЗНАЮТ ВСЕ ;. https://www.youtube.com/watch?v=8EByB6yLEV4.
Лучшие хиты советской эстрады 1940–1960-х: Магомаев, Кристалинская …. Популярные ПЕСНИ СССР – YouTube. https://www.youtube.com/watch?v=Wd0jxgNKV2U.
9 культовых певцов в истории русской музыки — PORUSSKI.me. https://porusski.me/2017/06/30/014-9-kultovyh-pevcov/.

Безусловно, список советских исполнителей песен об одиночестве далеко не полон и субъективен, но надо честно признать, что и выдающихся песен об одиночестве советская музыкальная культура массово не рожала, как следует из всего выше изложенного. Но и тема одиночества сама по себе весьма разнообразна .Рекомендую ознакомится с моим эссе «Котексты одиночества. Определения» на сайте Проза.ру.: Пасынков А.С. авторская страница.

В  следующей статье я поговорю о глубоком не до конца осознанном феномене женского одиночества в советской песне.