История украшений

Аля Ло
I.  Вам нравится, когда ювелирные изделия рассказывают историю и могут говорить о вас? Это важнее, чем тренд или лейбл. Скажу вам больше. Хорошо подобранные украшения могут стать главным акцентом вашего имиджа или даже стиля. Люди могут запомнить именно ваши украшения, а не одежду или другие аксессуары. Как если бы на вас были только украшения.
«Украшение часто является произведением искусства. Но это становится видным только тогда, когда к нему добавляются эмоции». Украшения — это то, что всегда связано с эмоциями. Этот аспект ювелирных изделий действительно интересует всех.
Ювелирные изделия как средство демонстрации статуса уже не так интересны. Стильные и уверенные в себе люди не выставляют свой статус или богатство на показ. Но они могут громко говорить о своих ценностях и отправлять послание миру — не словами, а более уникальным способом — ювелирными украшениями. Если вы заказываете индивидуальный дизайн, вы вкладываете в него не только свои фантазии, но и эмоции, а значит ювелирные изделия приобретают дополнительную ценность. Ваши эмоции и чувства, вложенные в украшение, уникальны, поэтому таким становится и само украшение.
Вдохновляющие украшения — это гораздо больше, чем красивые аксессуары. Это не о моде или веселье, вдохновляющие или религиозные украшения могут приобретать особое значение для владельца.
Как и любые другие украшения, украшения со смыслом выглядят красиво. Они могут быть изготовлены из драгоценных металлов и камней, а также из альтернативных материалов, таких как дерево, бисер или кожа. Что их отличает: они не просто красивы, но эмоционально, психологически или духовно связаны с тем, кто их носит.
Символизм стал тенденцией, позволяя выражать свою индивидуальность с помощью украшений и рассказать миру о собственной индивидуальности. Он позволяет подчеркнуть подлинность собственного стиля и его резонанс со внутренним миром.
 Сегодня легко получить качественную гравировку не только если речь идёт о словах. Это также могут быть специальные знаки, единственные в своем роде символы или даже запись аудиотрека, сердцебиения. Так, вы можете заказать украшение с выгравированным ультразвуковым изображением, чтобы сделать незабываемый подарок для молодой мамы или молодого папы.
Ювелирные изделия имеют множество функций. Серьги добавляют блеск лицу, брошь привлекает внимание к декольте, браслет — к изящным запястьям, кольца придают особую чувственность руке. Жемчужное ожерелье или кольцо с драгоценным камнем, подаренное девушке на выпускной, является своего рода обрядом посвящения, свидетельствующим о том, что она стала взрослой. Отец, муж или парень, даря женщине драгоценные украшения, показывает ей свое внимание, любовь или восхищение.
Ювелирные изделия также могут быть памятью или данью традициям. Таким образом, вы можете начать свою собственную традицию, привозя украшение из каждого путешествия, и это будет напоминанием о хороших воспоминаниях, эмоциях.
Может показаться, что серьги, браслеты, колье с символикой — новый тренд. Однако символика в ювелирном деле существует с древних времен. Но если не говорить о статусе, о чем могут рассказать украшения? Давайте рассмотрим типы украшений со смыслом.
Это самый простой способ персонализировать украшение. Украшение с цитатой, выгравированной на родном или иностранном языке, может стать отличным мотивирующим или вдохновляющим даром, напоминая о чем-то важном каждый раз, когда человек надевает украшение. Или, если вы выбираете такое украшение для себя, оно может рассказать о вашем девизе или векторе в жизни.
Есть символы, которые пришли к нам из древних культур, таких как якутские, несущие в себе энергию определенной истории и культуры. Выбирая символическое ювелирное изделие, нужно убедиться, что его значение подходит вам или человеку, для которого он предназначен. Если человек верит в эти символы, они могут стать настоящей опорой и прекрасным другом.
Душа человека - это тайна. И древние ювелиры знали это. Ювелирные изделия не использовались в качестве украшений, в давние времена они несли совершенно другой смысл.
 Раньше считалось, что в драгоценных камнях и металлах главным является не их красота и ценность, а защитные свойства. Украшения из различных камней издревле использовались как амулеты и обереги от злых сил. Первые документальные свидетельства о драгоценных камнях относятся к Древней Греции к 1400 веку до нашей эры. В то время считалось, что золото, несомненно, обладает магическими свойствами. Золотые украшения, которые носил человек при жизни, хоронились вместе с покойником. Существовал специальный ритуал, с помощью которого отгоняли злых духов, и изделия из золота играли в нем не последнюю роль.
Только в 300 веке до нашей эры греки начали создавать ювелирные изделия специально для украшения мебели, одежды, появились первые броши, медальоны. Основными камнями в Древней Греции были изумруды, гранаты, аметисты и жемчуг, из которых создавались первые бусы. Тематика украшений в те времена была довольно специфичной – природа, но дань отдавалась не сколько флоре – то есть цветам и деревьям, сколько жукам, скорпионам, ракам и другим подобным представителям животного мира, бабочки тоже были не в чести.
А вот эпоха Возрождения многое привнесла в ювелирное искусство: линии ювелирных изделий стали четкими, ясными, появились растительные орнаменты, мастера экспериментировали над составами, эмалями, красками. Именно в это время начинают развиваться многочисленные техники, которые применяют и современные ювелиры. В украшениях мастера стали в первую очередь ценить индивидуальность, стиль, изящество, изделия действительно стали создавать для человека, чтобы подчеркнуть его характер и красоту, а не затмить блеском драгоценных камней его внешний вид. Именно в XVI веке ювелирное искусство стало таким, каким мы знаем его сейчас.
А якутские мастера ювелирного дела всегда знали защитные свойства драгоценных камней и металлов.
В якутской мифологии Вселенная состоит из трех миров. Божества айыы обитают в Верхнем мире, люди живут в благословенном Среднем мире, а  Нижний мир отдан злым существам абааhы. Удивительно, что в этом мире, враждебном людям, живет великий предок кузнецов Кудай Бахсы, один из сыновей верховного божества ;р;; Айыы Тойона, а владыка пятого небесного яруса Улуу Суорун был покровителем кузнецов и шаманов, которых народ одинаково высоко почитал. При этом кузнец стоял на ступеньку выше шамана: «Первый кузнец, первый шаман и первый горшеня были родными братьями. Кузнец был старший, а шаман средний. Поэтому шаман, как младший, не может причинить смерть кузнецу, хотя бы и желал это сделать» (Кулаковский, 1979, с. 64). Слово кузнец на якутском языке звучит «Уус», переводится как «Мастер». Таким образом, мастерство, творчество, искусство занимали первое место в сознании народа саха. Из кузнечного ремесла и зародилось ювелирное искусство.
По легендарной истории первопредок саха Эллэй Боотур был и белым шаманом, и кузнецом. Он построил плавильную печь и выплавил железо. Сакральная роль металла, связанного с семантикой очищающей силы огня, исходит от верования, что Кыдай Бахсы разжигает огонь в подземном мире и богатыри проходят через его горнила, чтобы получить от него боевые доспехи. В эпоху великих битв «кыргыс ;йэтэ» в XVII в. до прихода русских славились железные доспехи воинов саха: кольчуги, мечи, пальмы, ножи, в то время как у соседних воинствующих народов, чукчей и коряков боевое кузнечное дело появилось только в середине XIX в. (Иохельсон, 1997, с. 133)
Кузнецы выплавляли не только железо из руды, они знали различные сплавы. В раскопках XVI-XVIII вв. археологи находят петельчатые гривны и круглые диски, прикрепляемые к одежде или украшениям, изготовленные древними якутскими мастерами из бронзы - сплава меди с оловом. Из меди, выплавленной из самородков или руды, делали мелкие хозяйственные изделия. Популярна была и латунь - сплав меди с цинком.
В XIX в. главным материалом стало серебро – тяжелый и ковкий металл. Искусные мастера изготовляли украшения, убранство свадебного верхового коня невесты. В моду входит столовое серебро. Зажиточные с саха заказывали ювелирам серебряную посуду: ложки, вилки, ножи, чашки с блюдцами, молочники, чайники и даже самовар.
 Ювелира называли «к;м;с ууhа», «серебряных дел мастер» в отличие от кузнеца, который теперь получил звание «тимир ууhа» – «мастер по железу». 
Ювелирные изделия из меди и серебра несли символику земли и небесной сферы. Медь «алтан» с красноватым оттенком ассоциировалась с Землей, а серебро «;р;; к;м;с» – с Солнцем. Белый цвет ;р;; был священным для саха: имя верховного божества ;р;; Айыы Тойон (Белый Господин), солнце - ;р;; к;н (Белое солнце), серебро - ;р;; к;м;с. Серебряный диск туоhахта на  шапке дьабака и на нагрудном украшении илин кэбиhэр так  и называли К;н, т.е. Солнце. Космическая символика цвета металла определила сакральную роль ювелирных украшений. Высоко ценились мягкий матовый блеск серебра и торжественная тяжеловесность ансамбля украшений.
Якутия является самым крупным золотоносным регионом России Несмотря на то, что еще в III – IV тысячелетиях самым ценным материалом во всем мире считалось золото, а изделия из него прославили египтян, скифов, инков, золотые украшения вошли в обиход народа саха лишь в конце XIX в., определяя статус женщины. Золото на якутском языке называется «кы;ыл к;м;с», т.е. красное серебро.
Самым дорогим благородным металлом, применяемым в ювелирном деле еще в Древнем Египте и Греции, считается платина. К платиновой группе относятся родий, рутений, палладий, иридий.
Наиболее распространенными способами обработки ювелирных изделий являются литье (кутуу), ковка (тардыы, таптайыы). резьба, штамповка и чеканка. Готовые изделия украшались способом гравировки. От русских ювелиров якутские мастера переняли технику чернения, золочения и выемчатой эмали. Эмаль применялась редко и в основном в украшениях и некоторых деталях православных крестов.